Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень жизни населения




Вопросы для самопроверки

1. Какие основные факторы были источником роста ВВП в РФ до мирового кризиса 2007?

2. Какой разрыв в производительности труда между РФ и США?

3. Какие отрасли в экономике РФ тянут вниз среднюю производительность труда?

4. Какие причины по данным MGI определяют низкую производительность труда в РФ.

5. Решение каких задач (по данным MGI) способно в наибольшей степени повлиять на рост производительности труда?

 

Понятия. Распределение населения по видам доходов. Распределение населения по статусу. Градации уровня жизни. Потребительская корзина. Потребительские бюджеты. Структура потребления домашних хозяйств. Закон Энгеля. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Неравенства доходов. Децильный коэффициент дифференциации доходов.

Уровень жизни населения находится в прямой зависимости от производительности общественного труда. Само понятие «уровень жизни» было введено в ООН в 1961 г. Существует множество определений понятия – ООН, МОТ, да и многие страны имеют собственные подходы к его оценке, учитывающие специфические особенности и конкретные условия.

В узком смысле под «уровнем жизни» понимается степень материального благополучия населения, характеризующееся обеспеченностью населения необходимыми благами и услугами. Последняя зависит от размера реальных доходов на душу населения, достигнутого объема потребления и степени удовлетворения разумных потребностей.

В широком смысле «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, уровень образования, свободу деятельности, природную среду обитания.

Существуют и более широкие понятия, например, в виде «индекса процветания» населения. Международный исследовательский институт «Legatum Institute», обследовав 104 страны мира (http://www.7sekretov.ru/ /word_ranking.html), поместил по этому индексу с первую десятку (в порядке убывания индекса) Австралию, Австрию, Финляндию, Германию, Сингапур, США, Швейцарию, Гонконг, Данию, Новую Зеландию. Россия оказалась на 57 месте в шестом десятке стран: Панама, Филиппины, Таиланд и Тобаго, Китай, Намибия, Казахстан, Россия, Доминиканская Республика, Эквадор. Из стран СНГ далее идут: Украина – 69 место, Беларусь – 78, Узбекистан – 80, Молдова – 84.

По экономическим (и только) показателям Россия на 34 месте, а по уровню жизни на 82 (уровень жизни и уровень процветания нетождественные понятия).

Из сказанного ясно, что категория «уровень жизни» является весьма ёмким, охватывающей разные страны жизни человека и характеризующейся набором хотя и взаимосвязанных, но весьма различных и специфических показателей. Опыт показал, что их (несколько сот) нельзя рационально объединить в один синтетический и поэтому используются нетождественные варианты различных индексов и рейтингов. Справедливости ради стоит отметить, что разные методы дают в целом схожие результаты, отличающиеся в деталях, но точно отражающие тенденции, общие закономерности и группировки.

Для систематизации показателей их часто объединяют в четыре раздела:

1) базисные показатели уровня жизни с подразделами: среднедушевое производство ВВП (ВНП, ЧНП), номинальные и реальные доходы населения, показатели стоимости жизни и потребления населения, дифференциации доходов и уровня бедности и т.п.;

2) показатели условий жизни населения: обеспеченность населения объектами инфраструктуры, обеспеченность персоналом и техническими средствами отраслей социальной сферы, характеристика состояния и эффективности деятельности объектов социальной сферы и т.п.;

3) демографические параметры: население, в т.ч. трудоспособное, ожидаемая продолжительность жизни, смертность, уровень заболеваемости с утратой трудоспособности и т.д.;

4) природно-климатические и экологические условия: обеспеченность сырьевыми ресурсами, объем сброса загрязненных сточных вод, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, наличие рекреационных зон и др.

Излагаемое далее будет касаться только (и далеко не всех) базисных показателей «уровня жизни»: доходов и расходов, показателей дифференциации доходов населения и бедности.

Доходы людей зависят от того какими факторами производства они владеют. Если это трудовой ресурс, то человек получит либо заработную плату, либо предпринимательскую прибыль; если капитал, то за его вложение в экономику собственник получает часть прибыли (дивиденды, проценты); если природные ресурсы (например, земля), то доходом собственника является рента.

Доходы населения на время написания книги по данным Росстата (на 2008 г.) представлены в табл. 2.6. Абсолютные величины доходов мало информированы, из-за меняющихся макроэкономических условий, паритета покупательной способности денежной единицы, но структура весьма устойчива и слабо меняется со временем. Из структуры видно, что 2/3 доходов приходится на заработную плату, что социальные выплаты составляют вторую по величине позицию доходов, третью и четвертую позиции удерживают предпринимательский доход и доход от собственности.

Следует заметить, что результаты чувствительны к применяемым методикам расчета. По данным Росстата в том же 2008 г. структура доходов выглядит иначе, если в состав оплаты труда включать только официально учитываемую зарплату: доходы от предпринимательской деятельности – 10,2 %, оплата труда – 44,7 %, социальные выплаты – 13,2 %, доходы от собственности – 6,2 %, другие доходы – 25,7 %.

 

 

Таблица 2.6

Доходы населения в млрд. руб. и процентах в 2008 г.

 

Денежные доходы Млрд. руб. Проценты
Всего 25229,2  
В т.ч. 1. доходы от предпринимательской деятельности 2586,3 10,3
2. оплата труда (включая скрытую) 16514,1 65,5
3. социальные выплаты 3334,0 13,2
4. доходы от собственности 2282,5 9,0
5. другие доходы 512,3 2,0

 

Разумеется, одних доходов для оценки уровня жизни недостаточно, т.к. необходимо знать, какая часть населения живет на зарплату, на социальные выплаты, какая доля населения получает доходы от собственности, получает предпринимательскую прибыль.

Определенное приближение к ответу дает информация по численности работающих по найму (и получающих зарплату) и не работающих по найму (табл. 2.7). Из таблицы видно, что 93 % населения работает по найму, а заработная плата вместе со скрытой ее частью достигает только 65,5 %. Понятно, что уровень жизни работающих по найму ощутимо ниже тех, кто по найму не работает (7 %), и получает доход в 20 % (10,3 + 9 см. п.п. 1 и 4 табл. 2.6). Сказанное является лишь первым ориентированным разделением населения по уровню доходов. Подробнее об этом будет ниже.

 

Таблица 2.7

Распределение численности занятого населения по статусу в 2008 г. (Росстат)

 

Занято в экономике – всего Работающие по найму Работающие не по найму
93 % 7,0 %
100 % В т.ч. у юр. лиц – 82,2 у физ. лиц – 10,8 В т.ч. работодатели – 1,5 самостоятельно занятые – 5,0 члены кооперативов – 0,3 помогающие на семейном предприятии – 0,2

 

Существует несколько делений «уровня жизни», одно из них, учитывающее масштаб потребления различных благ и услуг, дано на рис. 2.9. Чтобы отнести жизнь человека к тому или иному уровню необходимо рассчитать стоимость жизни.

Стоимость жизни – это совокупная цена предметов потребления и услуг, соответствующая определенному уровню удовлетворения потребностей людей. Методология расчетов стоимости жизни опирается на стоимостную оценку некоторого специально отобранного комплекса потребительских благ и услуг, называемого «потребительской корзиной».

Каждому уровню потребления соответствует своя потребительская корзина. Обычно различают «минимальную» и «рациональную» потребительские корзины.

Минимальная потребительская корзина является предельно низким потребительским набором благ и услуг, дальнейшее сокращение которого социально неприемлемо.

Рациональная потребительская корзина является наиболее благоприятным в данный момент времени набором благ и услуг по составу и структуре, рассчитанном на научной основе.

Фактическая потребительская корзина определяется реальным потреблением населением товаров и услуг.

 

 


Рис. 2.9. Четыре «уровня жизни» населения

 

Состав перечисленных потребительских корзин рассчитывается в натуральных показателях в среднем на душу населения, семью, или в целом на домашнее хозяйство. Состав потребительских корзин устанавливается для основных социально-демографических групп населения по России и субъектам РФ не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Правительством РФ с участием профсоюзов.

Потребительская корзина в целом по стране фиксируется федеральным законом, а в субъектах Федерации – их законодательными органами. При этом региональные разработчики учитывают свои природно-климатические условия, национальные особенности и традиции в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Образец действующей потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в виде минимального набора продуктов питания, непроизводственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности дан в табл. 2.8.

Перерасчет потребительской корзины заданной в натуральных показателях потребления товаров и услуг, в стоимостные показатели, учитывающие цену этих товаров и услуг, определяет соответствующие бюджеты.

 

Таблица 2.8

Потребительская корзина

 

Наименование продукта Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
Трудоспособное население Пенсионеры дети
1. Продукты питания
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) Кг 152,0 119,0 96,0
Картофель Кг 123,6 90,0 118,0
Овощи и бахчевые Кг 89,4 96,8 108,1
Фрукты свежие Кг 16,7 13,6 41,0
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар Кг 20,3 18,8 23,9
Мясопродукты Кг 31,5 22,7 28,5
Рыбопродукты Кг 13,7 14,7 11,2
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко Кг 210,7 199,5 295,6
Яйца Кг      
Масло растительное, маргарин и др. жиры Кг 12,0 10,2 10,3
Прочие продукты (соль, чай, специи) Кг 4,9 4,2 3,6
2. Непродовольственные товары
Верхняя пальтовая группа Штук/лет 3/7, 6 3/8, 7 3/2, 6
Верхняя костюмно-платьевая группа Штук/лет 8/4,,2 8/5, 0 11/2,0
Белье Штук/лет 9/2, 4 10/2, 9 11/1, 8
Чулочно-носочные изделия Штук/лет 7/1, 4 4/1, 9 6/1, 3
Головные уборы и галантерейная изделия Штук/лет 5/5, 0 4/5, 6 4/2, 8
Обувь Пар/лет 6/3, 2 6/3, 5 7/1, 8

Окончание табл. 2.8

Наименование продукта Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
Трудоспособное население Пенсионеры дети
Школьно-письменные товары Штук/лет 3/1, 0 3/1, 0 27/1, 0
Постельное белье Штук/лет 14/7, 0 14/7,0 14/7,0
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения Штук/лет 19/10,5 19/10, 5 19/10, 5
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства Процент общей величины расходов на непродовольственные товары в год      
3. Услуги
Жилье Кв. м общей площади 18,0 18,0 18,0
Центральное отопление Гк в год 6,7 6,7 6,7
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение Литров в сутки 285,0 285,0 285,0
Газоснабжение Куб. м в месяц 10,0 10,0 10,0
Электроэнергия Квт.ч в месяц 50,0 50,0 50,0
Транспортные услуги Поездок в год    
Другие виды услуг Процент общей величины расходов на услуги в месяц 15,0 15,0 15,0

 

Потребительские бюджеты являются инструментом оценки, прогнозирования и регулирования политики в области доходов с целью управления «уровнем жизни». На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные (плановые) и фактические, получаемые в результате обработки статистических и специальных обследований.

Нормативные бюджеты делятся на следующие основополагающие уровни:

1) бюджет прожиточного минимума;

2) минимальный потребительский бюджет;

3) бюджет высокого достатка.

Перечисленные бюджеты расположены в порядке повышения степени удовлетворения потребностей человека.

Бюджет прожиточного минимума или, кратко, прожиточный минимум, – одно из ключевых понятий системы социальных гарантий, предоставляемых государством населению. Его используют и как элемент минимума гарантий, и как основу для определения порога бедности, и как базу для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий, различных пособий. При его определении, как правило, исходят из минимального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет формируется на основе научно установленных норм потребления продуктов питания, обеспеченности семей одеждой, обувью, домашним имуществом, медикаментами, предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения, услугами разного назначения в объеме, покрывающем энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте. Он удовлетворяет основные материальные и духовные потребности человека и простое воспроизводство трудовых ресурсов.

Бюджет высокого достатка обеспечивает больший уровень потребления, всестороннее развитие человека.

Бюджеты всех типов строятся на основе одних и тех же статей расходов, которые отличаются различной наполняемостью. Это можно проиллюстрировать некоторыми примерами с помощью табл. 2.9.

Система потребительских бюджетов позволяет выделить группы населения, качественно отличающегося по уровню текущего потребления:

– малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

– низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета;

– относительно обеспеченные: с денежными доходами от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;

– состоятельные и богатые: с денежными доходами выше бюджета высокого достатка.

На основе практических расчетов специалистами Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) определены примерные соотношения между бюджетами различных типов. Так, минимальный потребительский бюджет превышает прожиточный минимум примерно в 2 раза, а бюджет высокого достатка – примерно в 5–6 раз. Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦУЖ).

 

Таблица 2.9

Способы удовлетворения потребностей для типовых бюджетов

 

Статьи бюджетов Прожиточный минимум Минимальный потребительский бюджет Бюджет высокого достатка
Питание Покупка основных продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления Покупка основных продуктов питания, самообеспечение за счет приусадебного хозяйства, питание в столовой Покупка разнообразных продуктов питания, питание вне дома, в ресторанах, кафе
Непродовольственные товары Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с необходимыми потребностями (с учетом физического износа) Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с минимальными социальными потребностями (с учетом морального износа), пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная) Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели, оборудования жилья, художественных и ювелирных изделий. Пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная, уборка помещений, ремонт имущества)
Жилье Оплата жилищно-коммунальных услуг на уровне минимальных социальных стандартов Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья, покупка квартиры, строительство загородного жилья

 

Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (включающий минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг), а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации.

С 2005 г. величина прожиточного минимума определяется на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В 2000–2004 гг. величина прожиточного минимума определялась на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Дифференциация прожиточного минимума осуществляет по следующим основным социально-демографическим принципам населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети, а также по территориальным зонам (16 зон по потреблению продуктов питания, 3 зоны по непродовольственным товарам и 3 зоны по набору услуг), а также по коэффициенту семейности.

Бюджет прожиточного минимума на начало 2008 г. составлял около 4000 руб. на душу населения (в т.ч.: трудоспособное население – 4300 руб., пенсионеры – 3300 руб., дети – 3850 руб.), а распределение населения по доходам представлено в табл. 2.10. Из таблицы видно, что доля населения, находящаяся в зоне неблагополучия (мало- и низкообеспеченных), в 2008 г. достаточно велика – 34 % (первые три строки табл. 2.10).

 

Таблица 2.10

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов

 

         
Все население, %        
В том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:        
до 4000,0 28,9 20,5 14,3 9,8
4000,1–6000,0 20,3 17,7 14,8 12,0
6000,1–8000,0 14,9 14,7 13,6 12,1
8000,1–10000,0 10,3 11,2 11,3 10,9
10001,0–15000,0 13,9 17,1 19,1 20,1
15000,1–20000,0 11,7 8,4 10,6 12,4
20000,1–30000,0 10,4 9,6 12,4
свыше 30000,0 6,7 10,3

 

Доходы населения направляются на расходы различных видов
(рис. 2.10). Основными расходами (60–80 %) являются потребительские. Анализ структуры расходов содержит интересную информацию о состоянии экономики страны и уровне жизни населения.

 
 


 

 

Рис. 2.10. Направления расходования получаемых доходов

В XIX в. экономист Эрист Энгель обнаружил закономерность: с ростом получаемых населением доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закона Энгеля».

Различные блага обладают неодинаковой жизненной ценностью и поэтому потребности людей заметно дифференцированы по масштабам потребления. Быстрее всего удовлетворяются потребности в продовольствии и в результате при росте доходов доля затрат на продовольствие начинает снижаться первой. Затем наступает очередь затрат на одежду и обувь, а вот запросы на жильё удовлетворяются сложнее. Жильё является товаром «престижного спроса», которой приобретают сначала ради удобства, а затем для подтверждения своего общественного положения.

Согласно Энгелю, если личное потребление во всех странах развивается по сходной модели, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать уровень благосостояния различных групп населения как в одной отдельно взятой стране, так и уровень жизни в разных государствах (табл. 2.11).

Таблица 2.11

Структура потребления домашних хозяйств в отдельных странах мира в 2005 г.

 

Страна Всего в % Продукты питания и напитка Одежда и обувь Жильё, бытовая техника Здравоохранение, образование, культура, отдых Транспорт, связь, рестораны, разные товары и услуги, прочее
             
1. Россия   30,8 9,1 13,3 19,1 17,1
2. Украина   37,4 4,4 12,2 23,7 22,4
3. Казахстан   22,8 8,9 28,9 24,1 15,3
4. Киргизия   50,2 8,0 10,1 12,7  
5. Таджикистан   50,0 4,8 12,3 11,8 21,1
6. США   8,2 4,2 20,4 35,3 31,8
7. Германия   11,8 4,2 24,9 26,2 32,9
8. Франция   13,1 3,7 24,5 28,2 30,6
9. Швеция   10,7 3,6 22,6 31,7 31,2
10. Япония   14,7 2,8   25,2 32,3

 

Из табл. 2.11 видно, что в странах с высокой производительностью общественного труда и высоким уровнем жизни доля затрат на питание и одежду невелика (12–15 %), вдвое больше расходы на жилье (25 %), а расходы на здравоохранение, образование, культуру, отдых, транспорт и т.п. достигают 60 % всех расходов.

В развивающихся странах (верхняя часть табл. 2.11), затраты на питание и одежду составляют 40–60 %, расходы на жильё 10–15 %, расходы на здравоохранение, образование, культуру, отдых и т.п. составляют 30–40 %.

Страновые различия не отражают размах в расходах внутри страны в зависимости от дифференциации доходов, домашних хозяйств и численности людей их составляющих. Этот размах для России в 2008 г. представлен в табл. 2.12.

Таблица 2.12

Структура расходов домашних хозяйств различных социально-экономических

категорий в 2008 г. (в процентах к итогу)

 

  Расходы на конечное потребление – всего В том числе, %
расходы на Стоимость услуг, оказанных работодателем бесплатно или по льготным ценам
питание непродовольственные товары алкогольные напитки Оплату услуг
             
Все домашние хозяйства   34,4 39,3 1,6 24,5 0,2
из них:            
Домашние хозяйства, состоящие из:            
1 человека   39,2 34,7 1,7 24,3 0,1
2 человек   36,5 38,2 1,8 23,4 0,1
3 человек   30,7 42,3 1,5 25,4 0,1
4 человек   33,0 40,1 1,5 25,2 0,2
5 и более человек   38,6 36,7 1,4 23,0 0,3
Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет:            
1 ребенка   32,5 40,5 1,5 25,2 0,3
2 детей   34,6 42,1 1,4 21,8 0,1
3 и более детей   41,3 33,4 1,2 23,9 0,2
Домашние хозяйства по 20-процентным группам обследуемого населения:            

 

 

Окончание табл. 2.12

 

             
Первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами)   53,0 21,5 1,3 24,1 0,1
Вторая   48,1 26,0 1,6 24,2 0,1
Третья   43,3 30,1 1,7 24,7 0,1
Четвертая   33,7 37,5 1,7 26,8 0,2
Пятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами)   24,7 50,3 1,5 23,3 0,2

 

Из таблицы видно, что расходы на питание среди 20 % населения с наименьшими доходами составляет 53 %, а среди 20 % наиболее обеспеченных – лишь 24,7 %. Противоположная карты наблюдается по непродовольственным товарам – соответственно 21 % и 50,3 %. А вот расходы на услуги у них одинаковы – 24,1 % и 23,3 %.

Неравенство в доходах и уровне жизни среди населения внутри любой страны может достигать настолько больших масштабов, что становится угрозой для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому все развитые страны вынуждены постоянно принимать меры по сокращению разрыва в доходах различных групп населения с помощью прогрессивного налогообложения, налогов на имущество и наследство, системы социальных выплат малообеспеченным.

Для качественной оценки дифференциации доходов применяются различные методы, но одним из наиболее популярных является предложенный американским статистиком Максом Лоренцом. Он основан на персональном (по домашним хозяйствам), а не функциональном распределении доходов и позволяет оценить насколько реальное распределение доходов отличается от абсолютного равенства и неравенства. Суть метода в делении домашних хозяйств на 5 групп: первые 20 % домохозяйств с наименьшими доходами, следующие 20 % семей с наименьшими доходами и т.д. В пятую группу 20 % попадают семьи, имеющие наибольшие доходы
(табл. 2.13). Из таблицы видно, что первые 20 % семей получали в 2008 г. лишь 5,1 % общих доходов, а пятая группа, то же из 20 % семей, получила почти половину (47,9 %) всех доходов. Расслоение в доходах весьма значительное. Исторический опыт показывает, что когда на долю 40 % населения приходится 12–13 % общей суммы доходов страны, то такой перенос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями.

 

 

Таблица 2.13

Распределение общего объема денежных доходов

по 20-процентным группам населения

 

             
Денежные доходы – всего процентов            
в том числе по 20-процентным группам населения:            
первая (с наименьшими доходами) 5,5 5,4 5,4 5,3 5,1 5,1
вторая 10,3 10,1 10,1 9,9 9,7 9,7
третья 15,3 15,1 15,1 14,9 14,8 14,8
четвертая 22,7 22,7 22,7 22,6 22,5 22,5
пятая (с наибольшими доходами) 46,2 46,7 46,7 47,3 47,9 47,9
из нее 10 % населения с наивысшим доходами 29,7 30,1 30,1 30,6 31,1 31,1
Коэффициент Джини 0,403 0,409 0,409 0,416 0,423 0,423

 

Из табл. 2.13 следует, что 40 % населения России получали в 2003 г. 15,8 % всех доходов, а в 2008 г. – 14,8 %. Неравенство в доходах не только большое, но имеет негативную тенденцию.

Часто для наглядности пользуются не таблицами, а по их данным строят график – кривая Лоренца (рис. 2.10).

Линия ОЕ соответствует полному равенству в доходах, линия OFE – полному неравенству, когда все население не получает никакого дохода, за исключением одного человека (точка F на оси абсцисс). Реальные кривые имеют вид вогнутой вниз линии OABCDE. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии ОЕ, т.е. чем больше она к ломаной OFE, тем выше неравенство в доходах.

Количественно неравенство доходов оценивается коэффициентом Джини (итал. Экономист Коррадо Джини), который равен отношению площади фигуры между отрезком ОЕ и ломаной OABCDE к площади треугольника OEF. Коэффициент изменяется в диапазоне от G = 0 (полное равенство) до G = 1 (абсолютное неравенство).

Полное равенство в доходах (G = 0) нежелательно, так как пропадают стимулы к производительному труду, а значительное неравенство приводит к напряжениям в социальных отношениях с возможными негативными последствиями.

Коэффициент Джини в развитых странах невелик: Швеция и Дания – 0,25, Япония – 0,249, Германия – 0,25, Великобритания – 0,361, США – 0,41. В развивающихся странах он выше: Мексика – 0,537, Зимбабве – 0,568, Чили – 0,565, Бразилия и ЮАР – 0,61.

 

 

Рис. 2.10. Неравенство в распределении общего объема денежных доходов между группами населения с различным уровнем материального достатка (кривая Лоренца)

 

Рассчитанные Росстатом коэффициенты Джини соответствуют американскому показателю (0,423 в 2008 г.), а по оценкам, сделанным независимыми экспертами, в том числе Российской экономической школой, он равен 0,61, как в других развивающихся странах.

Другим из наиболее употребительных показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, рассчитываемый как отношение средних доходов 10 % наиболее оплачиваемых граждан к средним доходам 10 % наименее обеспеченных. По официальным данным он равен 15,3 (2008 г.), а по расчетам института социально-экономических проблем народонаселения РАН он порядка 30 (а по Москве он равен 50). Это совсем не похоже на Европу с децильным коэффициентом 5–10. Это близко к Бразилии, Колумбии и другим развивающимся странам.

Причины различия в доходах известны:

– наследственный фактор (обеспеченности ресурсами, наличие способностей и одаренности);

– человеческий капитал в виде профессиональных качеств, наличие опыта, уровня образования;

– разный объем принадлежащих человеку факторов производства;

– трудовые усилия работников, заинтересованность в труде;

– наличие или отсутствие рыночной дискриминации;

– другие, в виде везения, разной ценности факторов производства, разной эффективности их использования и т.п.

Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) выполнил в 2006 г. уникальное исследование, показывающие степень расслоения не только на основе доходов, но и жилищных условий, изменить которые граждане не могут.

По официальным данным бедняков в России в 2006 г. примерно 14 %. Но если учесть плохие жилищные условия (на одного человека меньше квадратных метров жилья, чем предусмотрено учетной нормой в регионе; нет либо электричества, либо канализации, либо холодной воды, либо отопления), то бедняков 42 % или более 50 млн. человек.

По данным ВЦУЖ, 42 % населения России составляют «бедняки», 41 % – «переходной класс», 14 % – «средний класс» и только 3 % россиян можно назвать богатыми и по уровню доходов и по жилищным условиям. Поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных.

Бедность ограничивает доступ к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной специализации детей и молодежи. Сохранение низкого жизненного уровня большинства населения России блокирует ее экономическое и социальное развитие, усугубляет социально-политическую нестабильность.

Высокий уровень бедности препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса. Устойчивый рост экономики не может опираться на малочисленное богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Поэтому Россия как социальное государство (7-я статья Конституции РФ) должна проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым относится право на труд и его достойную оплату, на жильё, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., то есть на определенный уровень благосостояния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.