Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение правосубъектности и субъективного права




Административно-правовой статус гражданина

Тема 6.

Граждане как субъекты, их виды

Граждане относятся к индивидуальным субъектам. Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 года различали разновидности граждан: граждане СССР; иностранцы; граждане без гражданства.

При образовании СНГ и принятии Российского закона о гражданстве, граждане делятся:

· граждане РФ;

· лица с двойным гражданством;

· почетные граждане;

· граждане ближнего зарубежья (СНГ, кроме России);

· иностранцы;

· лица без гражданства.

Существует три основных категории граждан:

1. Граждане РФ:

* обычные;

* почетные;

* двойное гражданство.

2. Иностранные граждане:

* ближнего зарубежья;

* дальнего зарубежья.

4. Граждане без гражданства.

 

Административная правосубъектность - социально-правовая способность лица быть носителем прав и обязанностей в сфере реализации административной власти.

Она не является каким-то прирожденным от природы данным свойством человека. Возникновение, изменение и прекращение правосубъектности связано не только с фактом рождения, развития и смерти человека, но и с определенным комплексом социальных условий (материальные и юридические предпосылки).

Категория правосубъектности многогранна. Она складывается из взаимосвязанных элементов.

Правоспособность - способность субъекта иметь административные права и нести соответствующие обязанности.

Дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать для себя права, реализовывать их, а также создавать для себя обязанности и их выполнять.

Деликтоспособность - способность лица нести ответственность за совершенное административное правонарушение.

Трансдееспособность - способность субъекта своими действиями создавать для других лиц права и обязанности и его способность принимать на себя права и обязанности, возникающие в результате деятельности других лиц.

Нельзя отождествлять эти понятия.

Правосубъектность - это не право и не суммарное выражение субъективных прав. В понятии правоспособности существо в том, что не “вправе”, а в “способности”, которыми наделяет закон лиц к обладанию правами.

Различие правоспособности и субъективных прав в том, что если первая представляет собой способность лица иметь права, то субъективное право - определяемая законом мера возможного поведения лица.

Субъективное административное право - определяемая законом мера возможного поведения конкретного лица.

Субъективная административная обязанность - определяемая законом мера должного поведения конкретного лица.

Административно-правовой статус граждан РФ составляет важнейшую и органичную часть их общественного и правового статуса.

Общеправовой статус устанавливается Конституцией РФ и Законом о гражданстве и регламентируется другими нормативно-правовыми актами.

Содержание административно-правового статуса граждан составляет:

1. Комплекс их прав и обязанностей.

2. Гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизмом защиты органами государственной власти.

Однако не все права и обязанности являются производными от конституционных (например: права и обязанности управления транспортом).

При реализации прав различают 6 степеней свобод:

1. полная.

2. связанная с обязанностью уведомления субъекта власти (явочный порядок реализации прав).

3. связанная с обязанностью регистрации действий.

4. ограниченная обязанностью получать разрешения.

5. свобода ограниченная дискреционными полномочиями власти при выдаче разрешения на осуществление прав (исключение: разрешительный порядок).

6. полная несвобода.

Среди прав по содержанию различают:

права на участие в государственном и муниципальном управлении, социально-политическая активность;

права на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций;

право на защиту. Основные формы реализации: возможность подавать административную жалобу, жалобу в суд, необходимая оборона, право на самозащиту, защита в административных юрисдикционных производствах.

Среди обязанностей граждан в сфере управления выделят:

абсолютные - безусловные, возлагаются на каждого, не зависят от конкретных обстоятельств;

относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими, а также из правонарушений (обязанность платить штраф).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.