Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации организаторам практики




Дневник студента - практиканта

Портфолио студента - практиканта как современная форма отчетности

V. Выводы

1. Ваше впечатление о практике. Что особенно понравилось, запомнилось? Что было неудачно?

2. Какие виды деятельности вызывали у Вас наибольшие затруднения? Почему?

3. Какие недостатки в знаниях и умениях Вы отмечаете?

4. Ваши выводы и предложения по организации педпрактики, по совершенствованию психолого – педагогической, методической, биологической, химической или географической подготовки студентов на факультете.

 

Компетентностный подход к педагогическому образованию определяет в качестве его важнейшей цели овладение будущими учителями биологии профессиональной компетентностью. Огромное значение при этом имеет педагогическая практика. Данная форма методической подготовки создает оптимальные условия для развития у студентов умения применять знания для решения конкретных профессиональных задач, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса по биологии: готовить и проводить уроки, экскурсии, организовывать внеклассную и внеурочную работу и т.д. Кроме того, во время педагогической практики создаются оптимальные условия для проявления и развития у студентов профессионально значимых личностных качеств, таких, как: мотивация педагогической деятельности, интерес к труду учителя, осознание ценности биологического образования и т.д. Эффективной реализации этих возможностей способствует оперативный контроль за деятельностью студентов со стороны методистов, учителей и школьной администрации, руководящих практикой.

Несмотря на очевидную значимость оперативного контроля за учебно-профессиональной деятельностью студентов во время педагогической практики, его осуществление в реальных условиях связано с определенными трудностями. Главное затруднение связано с отсутствием возможности у вузовского преподавателя, осуществляющего руководство педагогической практикой, посещать максимальное количество уроков, внеклассных и других занятий у каждого практиканта. Отдельные уроки, на которых присутствовал методист, очень часто не дают возможности объективно оценить работу студента во время прохождения практики. В связи с этим большое значение для оценивания работы студентов приобретает отчетная документация.

Современной формой отчетной документации является портфолио студента. Портфолио, или «портфель достижений», представляет собой коллекцию студенческих работ, выполненных за время педагогической практики и получивших оценку и самооценку. Портфолио позволяет объективно определить существующий уровень овладения методическими знаниями, умениями и навыками, оценить уровень сформированности профессиональной компетентности, выявить пробелы в подготовке, мотивы учения и профессиональной педагогической деятельности в области биологического образования, развитие мышления, критическое отношение к собственной деятельности.

В ходе педагогической практики уместно формировать портфолио в виде дневника-отчета, содержащего текущие отчеты и прочие материалы, позволяющие увидеть, что студент успешно справляется с программой практики. В него целесообразно включать следующие обязательные разделы:

 

«Авторитет», позволяющий раскрыть личность студента, его интересы, мотивацию к педагогической деятельности, ценностные ориентации, отношения и т.д. В его состав входит резюме студента, а также фотографии, характеристики из школы, отзывы об уроках, составленные учителями, студентами и т.д.

«Портрет школы» - краткая характеристика образовательного учреждения, на базе которого проводится педагогическая практика, составленная студентом. Данный раздел портфолио позволяет увидеть школу глазами студента и лучше оценить условия его работы.

«Дневник практики», в котором студент ежедневно фиксирует все, что было сделано в рамках выполнения задач педагогической практики (беседы с администрацией школы и учителями, проведенные и посещенные уроки, организованные воспитательные дела, внеклассные и внеурочные мероприятия, дополнительные занятия с детьми, проверка работ учащихся и т.д.).

«Рабочие материалы» - разработки уроков, экскурсий, внеклассных занятий, воспитательных дел и т.д.

«Библиографический список» - раздел, в котором представлен составленный студентом список источников (литературных ресурсов, интернет-сайтов и др.), которые использовались студентом в процессе подготовки к урокам, планировании воспитательной работы, разработке внеклассных занятий и др. Каждый пункт в данном списке полезно сопровождать краткой аннотацией.

«Полезные советы» - рубрика, в которой фиксируются наиболее понравившиеся студенту методические и другие приемы, используемые в различных видах деятельности учителями, самим практикантом, другими студентами, и которые имеет смысл взять на вооружение для дальнейшей работы.

«Вредные советы» - сюда заносятся неудачные, по мнению составителя, приемы, которые не следует использовать в своей работе.

Отчет о прохождении педагогической практики, содержащий анализ деятельности студента.

Портфолио представляет собой вид накопительной оценки и формируется студентом-практикантом на всем протяжении педагогической практики. Однако это не означает, что руководитель может и должен ознакомиться с его содержанием только тогда, когда портфель достижений будет полностью сформирован. Например, рабочие материалы (тематическое планирование, конспекты уроков, разработки внеклассных занятий) на учебной практике всегда просматриваются учителями, методистами и оцениваются. Причем, только после того, как конспект урока получит одобрение со стороны учителя или методиста, студент допускается к его проведению.

Представление отчета о прохождении педагогической практики в виде портфолио студента позволяет не только увидеть и оценить его работу, направленную на выполнение задач практики, но также на развитие рефлексии, имеющей важное значение для успешного осуществления профессиональной деятельности.

 

Литература

Ермакова А.С. Особенности контроля за учебно-профессиональной деятельностью студентов-биологов во время педагогической практики. / В сб. материалов V международного методического семинара, 22-24 ноября 2005 года, Выпуск 4, Часть 1. Санкт - Петербург. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2005. – С. 81-84.

 

 

Ведение дневника представляет собой важнейший вид работы практиканта, способствующий целенаправленности школьных наблюдений и выработке умений анализировать педагогические факты. Каждая запись в дневнике отражает впечатление практиканта о проведении дня в школе. Дневник должен носить ярко выраженный личностный характер.

 

Дневник студента-практиканта должен содержать титульный лист, в котором указываются:

Ф.И.О. студента, группа, курс, факультет, школа, класс

1 страница:

Классный руководитель -

Организатор внеклассной и внешкольной работы -

Учитель-предметник -

Заместитель директора по учебно-воспитательной и методической работе -

Директор школы –

Методисты –

2 страница:

Фамилии и имена учащихся класса

Расположение посадочных мест

3 страница:

Темы уроков по профилирующей дисциплине на период практики

4 страница:

Содержание воспитательной работы на период практики.

Содержание учебной и внеклассной работы в дневнике должно быть оформлено следующим образом:

 

№ зачетного урока (мероприятия) Дата Тема урока, воспитательного мероприятия Оценка Подпись учителя
         

5 страница:

Дневниковые записи ведутся в свободной форме. Одна запись от другой

отделяется датой. Очередные записи в дневнике практикант делает в конце рабочего дня.

В дневник практикант заносит свои педагогические раздумья еще об одном дне, проведенном в школе. Что интересного было сегодня на уроке? Какой методический прием, на мой взгляд, не очень эффективен? Почему? В чем секрет мастерства учителя? Почему дети так любят классного руководителя? С чего начинать перевоспитание? О чем я буду говорить с родителями?

Эти и сотни других подобных вопросов ежедневно волнуют практиканта. О них следует записывать в своем дневнике.

Следовательно, дневник ведется не для формальной фиксации наблюдаемых в школе явлений. Дневник должен содержать в себе анализ наблюдаемых автором уроков и внеклассных мероприятий: мысли о перспективах работы, результаты педагогического поиска, размышления о детях, об учительском призвании. Дневниковые записи следует вести так, чтобы в них прослеживалось отношение практиканта к школе, детям, своим успехам и неудачам.

 

 

Радикальные изменения, происходящие в социально-экономической жизни России последних лет, потребовали пересмотра ряда ключевых моментов в системе подготовки современных педагогических кадров и определили одну из важнейших целей высшей педагогической школы – подготовку не просто широкообразованных и высококвалифицированных специалистов, но и развитие гуманной, высококультурной личности учителя, способной творчески мыслить, самостоятельно достигать цели, нести личную ответственность за результаты и последствия своей деятельности по биологическому образованию учащихся; формированию у них высокой степени осознания и понимания единства природы и человека.

В образовательном процессе по подготовке учителя биологии важное значение имеет педагогическая практика. Практическая деятельность является одним из важнейших условий перевода ценностей в личностный смысл,развития у будущих педагогов профессиональнозначимых качеств.

Организация педагогической практики в вузе должна быть направлена на реализацию целого комплекса задач, способствующих саморазвитию личности и индивидуального педагогического стиля каждого студента. Саморазвитие студента включает в себя целый ряд компонентов, но и одним из самых важных является формирование самосознания будущего учителя, т.е. осознания себя как специалиста, развития рефлексии собственной деятельности: умения самостоятельно выявлять и пополнять недостающие знания и практические умения.

С учетом новых технологий программы педагогической практики ежегодно обновляются. Традиционно педагогические практики, как отмечалось выше, осуществляются поэтапно на IV и V курсах. Практика преследует следующие цели:

· приобретение студентом опыта работы и самопознания в процессе деятельности;

· внедрение студента в профессиональную среду, создание возможностей действовать в границах своей профессии в соответствии с теми позициями, оценками, взглядами, которые существуют в представлении об учителе биологии;

· соотнесение своего представления о профессии с требованиями, предъявленными обществом;

· осознание собственной роли в биологическом образовании учащихся.

Усилия руководителей педагогической практики направляются на реализацию личностно-ориентированного подхода, позволяющего «наилучшим образом удовлетворять познавательные потребности человека» (Е.В. Бондаревская).

Развитие личности предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью студентов-практикантов, которое бы позволило им проявлять творчество, давать критическую оценку фактам, иметь возможность выбора, оценивать свои действия, формировать «Я» - концепцию, организовывать свою деятельность.

Процесс усвоения опыта педагогической деятельности имеет личностный характер. Профессионально важные качества формируются у студентов в разные временные промежутки в силу их индивидуальных особенностей.

На педагогической практике методистами должно уделяться немало времени по оказанию помощи в адаптации к новому виду педагогической деятельности. По мере адаптации студентов к условиям учебно -воспитательного процесса в школе и предъявляемым к ним требованиям расширяется степень свободы в определении содержания и методов работы. Руководство педагогической практики необходимо направлять на обеспечение каждому практиканту успеха деятельности.

Задача руководителей практики – раскрыть сильные личностные и профессиональные стороны студента-практиканта, помочь смягчить или компенсировать слабые. Положительного результата можно ожидать только в том случае, когда студент на практике имеет возможность высказывать свое мнение, получить необходимую консультацию, помощь.

Особое внимание нужно уделить содержанию заданий, которые получают студенты перед началом практик. Задания оформляются в виде методических рекомендаций, содержащих систему вопросов теоретического и практического характера, пояснения и список литературы по разделам наук - педагогике, психологии, методике преподавания биологии. Основными видами заданий выступают:

а) написание методически грамотного конспекта урока;

б) методический анализ посещенных уроков учителя, однокурсника;

в) самоанализ своего урока;

г) разработка и проведение внеклассного мероприятия, имеющего биологическую или экологическую направленность;

д) экскурсии в природу;

е) организация и проведение с учащимися природоохранных дел.

Выполненные задания, оформленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, сдаются руководителю практики для проверки и анализа деятельности каждого студента. Результаты педагогической практики обсуждаются на заседаниях кафедр. Это позволяет получить объективную информацию об уровне подготовленности студентов в качестве будущего учителя к осуществлению биологического образования.

Педагогическая практика вносит большой вклад в реализацию основной цели при подготовке учителя: его профессионально-личностное саморазвитие. Саморазвитие предполагает, что изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а происходят под целенаправленным воздействием личности на себя. При этом главным механизмом является разрешение противоречий, решение личностью постоянно усложняющихся творческих задач. Содержание профессионально-личностного саморазвития включает самосознание, самооценку, организацию, самоуправление. Педагогическая практика дает будущему учителю возможность ориентироваться в многообразии подходов к организации целостного педагогического процесса, выстраивать программу собственного профессионально-личностного саморазвития, что в наибольшей мере отвечает современным потребностям образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.