Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический блок




Вопросы для самопроверки

Дискуссионные вопросы

Темы докладов и сообщений

План

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Тема семинарского занятия «Психические процессы»

1 Ощущение, восприятие, внимание.

2 Память и способы ее развития.

3 Мышление и воображение.

Контрольные вопросы

1 Что является объектом и предметом психологии как науки?

2 Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.

3 Дайте определение психики с точки зрения современного системного подхода.

4 Каковы основные функции и проявления психики?

5 Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?

6 Какие круги влияния природы на психику существуют?

7 Какие методы исследования применяются в психологии?

 

1 Индивидуальные особенности памяти человека.

2 Что такое психология?

3 Техника тренировки памяти.

4 Особенности творческого мышления.

Темы рефератов

1 Основные этапы развития психологической науки.

2 Влияние природных явлений на психику человека.

3 Познавательные психические процессы в деятельности студентов.

4 Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.

1 Возможна ли разумная деятельность без внимания? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?

2 Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов? Какие особенности присущи человеческому восприятию?

3 Какие существуют пороги ощущений?

 

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ

 

1 Что нужно практически сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Какие методы тренировки памяти и мнемотехические приемы вам известны?

2 Чем отличается память оперативная от кратковременной? Какие виды и процессы памяти у вас наиболее эффективны?

3 Каковы этапы решения мыслительных задач?

4 Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?

5 Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

Тема 2 Психические процессы. Психические состояния и управление ими

Структура сознания. Сознание есть высшая ступень развития психики, присущая только человеку. СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Сознанием формируется внутренняя модель внешнего мира; в результате этого формирования человек познает и преобразует окружающую действительность. Основные функции сознания: познание, переживание, отношение к миру, к людям, рефлексия, регулирование деятельности и поведения. Задачи, решаемые сознанием: формирование целей деятельности; предварительное мысленное построение действий; предвидение результатов этих действий; рефлексия (от лат. – обращение назад) – анализ собственного психического состояния, позволяющий разумно регулировать поведение и деятельность человека, формировать определенное отношение к окружающей действительно­сти, познание и переживание. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, позна­ние и переживание. Различают два слоя сознания: бытийное сознание и рефлексивное сознание. Бытийное сознание – это так называемое сознание для бытия, для жизни. Оно включает в себя биодинамические свойства движений, опыт действий, а также чувственные образы, хранящиеся в памяти человека. Рефлексивное сознание – это сознание для сознания, т.е. оно обеспечи­вает функционирование самого сознания. Рефлексивное сознание вклю­чает в себя два понятия: значение и смысл. Значение содержание общественного сознания, усваиваемое человеком (операционные, предметные, вербаль­ные, научные и житейские значения). Смысл субъективное понимание и отношение к ситуации, информа­ции. Высшей степенью развития сознания является самосознание человека. Самосознание формируется как осознание себя.

Психоанализ это теория, изучающая особенности взаимодействия бессознательного и подсознательного (предсознательного) уровней психики, социального и природного начал в психике человека. З. Фрейд представлял бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, противостоящей деятельности сознания. Его теоретические положения получили творческое развитие в работах К.Г. Юнга и А. Адлера.

Психические процессы и управление эмоциями. Эмоции представляют собой различные виды субъективного отношения человека к действительности.Основные эмоциональные реакции: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение. АФФЕКТЫ – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями. Эмоции (от лат. – возбуждать, волновать) переживания (удовлетворение, радость, страх и т.д.) значимости действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности; один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции тесно взаимосвязаны с физиологическим состоянием человека.

ЧУВСТВА – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами, высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Способы снятия психического напряжения. РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. – ослабление) – 1. Процесс постепенного возвращения в состояние равновесия. 2. Общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки.

Характерные особенности психических состояний. Депрессия. Фрустрация.ФРУСТРАЦИЯ (от лат. – самообман, неудача, тщетная надежда) 1. Состояние психической дезорганизованности, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей, неуспеха в удовлетворении потребности, желания, и проявляющееся сочетанием подавленности с напряжением и тревогой. 2. Сама ситуация, обстоятельства, вызвавшие такое состояние.

АГРЕССИЯ – действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т.д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. В психологии агрессия трактуется либо как результат внутренне присущей человеку агрессивности (психологизм), либо как результат фрустрации, либо как следствие недостаточной и неудачной социализации. АГРЕССИВНОСТЬ – тенденция к агрессии. АГРЕССИЯЗАМЕЩЕННАЯ – враждебные действия, направленные не на вызвавший агрессию объект, а на доступный и “разрешенный” объект. АГРЕССИЯ ЗАЩИТНАЯ – враждебные действия по отношению к другим лицам и группам с целью решить и ликвидировать собственные внутренние проблемы.

СТРЕСС – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее слож­ных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Это по­нятие было введено канадским физио­логом Г. Селье (1936) при описании адап­тационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее пол­ной дезорганизации, что ставит перед исс­ледователями задачу изучения адаптации человека к сложным (экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. Различают два вида стрессов: физиологический и психологический.

Воля как характеристика сознания. ВОЛЯ способность человека дейст­вовать в направлении сознательно постав­ленной цели, преодолевая при этом внут­ренние препятствия (т.е. свои непосредст­венные желания и стремления). Волевые качества: решительность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, мужество. Условия их формирования.

Классификация и динамика психических состояний. Психологи выделяют два основных состояния человеческой психики: сон и бодрствование. Сон не является простым пассивным отключением от внешнего мира, как считалось до XX века. Сон – это периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира.

У человека на сон уходит примерно треть времени, отпущенного ему на жизнь. Существуют две фазы сна: быстрый сон и медленный сон. Когда человек спит, ему присущи сновидения субъективно переживае­мые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна.

Под медитацией понимают два явления: во-первых, это само специфическое психическое состояние сознания, при котором замедляется мысль и наступает релаксация, а во-вторых, техника введения себя в такое состо­яние. Термин "гипноз", как и термин "медитация", включает в себя два поня­тия: особое состояние и методику введения в это состояние. Состояние гипноза характеризуется тем, что сознание человека временно сужается и резко сосредоточивается на содержании внушения. Возможен и аутогипноз. Это происходит, когда человек сам вводит себя в гипноти­ческое состояние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.