Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕРСОНАЛИИ (это интересно). Основные термины и понятия (это надо знать)




Основные термины и понятия (это надо знать)

Сознание, воля, аффекты, эмоции, чувства, сон, медитация, гипноз, психоанализ, рефлексия, фрустрация, агрессия, депрессия, утомление.

ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856 1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первые работы Фрейда были исследованиями по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х гг. XIX в. Фрейда занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером публикует в 90-х гг. ряд работ по психогенному происхождению истерии и способу лечения истерических больных с помощью гипноза. Симптомы истерии объясняются в этих работах как проявления скрытых от сознания больных (вытесненных в бессознательное) аффективных следов травматических событий их жизни. Впоследствии Фрейд отказывается от гипноза и разрабатывает собственный психоаналитический способ лечения больных. Результатом обобщения психоаналитических исследований Фрейд этого периода явились опубликованные в начале XX в. классические работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) и др., в которых Фрейд дает первую схему строения психической жизни человека: сознание, предсознательное и бессознательное.

Причинами многих неврозов у пациентов Фрейда были различные сексуальные проблемы, поэтому Фрейд обращается к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие сексуальности человека Фрейд ставит в центр всего психического развития человека («Три очерка по теории сексуальности», 1905) и пытается объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство («Леонардо да Винчи», 1913), особенности психологии первобытных народов («Тотем и табу», 1913) и др. Пансексуализм Фрейда отталкивает от него ряд его ближайших учеников (А. Адлер, К.Г. Юнг и др.), которые создают свои собственные психоаналитические концепции. После 20-х гг. Фрейд разрабатывает новые проблемы психоанализа: он пересматривает учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920), выделяя «влечения к жизни» и «влечения к смерти», предлагает новую модель строения личности («Я», «Оно» и «Сверх-Я»), распространяет идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни. Психоанализ Фрейда оказал существенное влияние на развитие психологической науки и психотерапии, а также на философию, литературу, искусство XX в.

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (1875 1961) швейцарский психолог и психиатр. В 1906 1913 гг. тесно сотрудничал с 3. Фрейдом, но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоаналитического учения аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, позднеантичных и средневековых философов, алхимиков и т.п., Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека не только и не столько индивидуального, сколько коллективного бессознательного. Поэтому структура личности, по Юнгу, также существенно отличается от структуры личности в психоанализе Фрейда. Содержание коллективного бессознательного, по Юнгу, не приобретаются в прижизненном опыте субъекта – они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков. Юнг также известен и своей типологией характеров. Он считает, что существуют два основания для выделения психологических типов: экстравертная или интровертная установка, с одной стороны, и преобладание в системе психологических функций индивида мышления, чувства, ощущения или интуиции, с другой. Оказал значительное влияние не только на психологию (в Цюрихе в 1948 г. был создан институт Юнга, а в 1958 Международное общество аналитической психологии), но и на исследования по проблемам культуры, религии, мифологии, эстетики и др.

Альфред Адлер (1870 1937) австрийский психолог, один из представителей психоаналитического направления в психологии. С 1902 по 1911 гг. член основанного Фрейдом Венского психоаналитического общества. В 1911 г. Адлер порывает с 3. Фрейдом и создает свой вариант психоанализа индивидуальную психологию. А. Адлер и З. Фрейд разошлись по следующим важным положениям. Во-первых, если последний дифференцировал психику и обратил внимание на конфликтный ее характер, то А. Адлер рассмотрел сознательное и бессознательное как “целостно-гармоническое” образование, подчеркнул единство личности, взаимосвязь таких понятий, как “личностный опыт”, “сознательное” и “бессознательное”, позволяющую усилить энергетический потенциал человека за счет достижения синергетического эффекта. Во-вторых, А. Адлер связал “самость” как динамическую конструкцию со “стилем жизни”, акцентировал внимание на первичности индивидуального Я, которое в психоанализе являлось лишь воображаемым началом, иллюзией. Многие положения А. Адлера были использованы позже при становлении гуманистической психологии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.