Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Этническая история и особенности культуры народов Степного Предкавказья и Нижнего Поволжья 1 страница




Очерк 1. Славянские народы и диаспоры европейского Юга России. История заселения и особенности культуры русских, украинцев и белорусов, проживающих на территории Южно-Российского региона

 

Северный Кавказ на протяжении всей истории в качестве своеобразного моста связывал Азию с Юго-Восточной Европой. Первые славянские поселения на этой территории возникли во второй половине Х в. Киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат, основал славянскую торговую колонию Белую Вежу (Саркел). Одновременно в устье Кубани было основано Тмутараканское княжество. С этого времени почти на 500 лет славяне исчезают с этнической карты Кавказа. Монголо-татарское нашествие привело к существенным этническим изменениям среди восточных славян. За время 240-летнего татарского ига на территории Восточной Европы из руссов оформилось три народа: русские (северо-восточная Русь), украинцы (подепровье), белорусы (верховья Днепра и западной Дивны, припятские болота). Монголо-татарское иго разрушило торговые связи Руси. Законсервировав каждое отдельное княжество на своей территории. Обособленность народов способствовало также не совпадение этнических границ с государственными. На той территории, где стало формироваться Московское государство с начала XIV в., возникло историческое ядро русского народа – Великороссия. Юго-западные земли вместе с Киевом попали под зависимость Польско-Литовского государства (Речь Посполитая). Разделение между украинцами и белорусами связано с естественными географическими границами (Припятские болота, Полесье). К середине XVI в. относятся первые упоминания о донских казаках при всем своеобразии этой субэтнической группы преобладающим этносом в нем были славяне.

Русские, (самоназвание), крупнейший по численности народ в РФ, численностью около 120 млн чел. (81,5 % населения). За пределами России русские живут в Украине – 11355,6 тыс. чел. (22 % насе­ления), в Казахстане – 6227,5 тыс. чел. (37,8 % населения), Узбекистане – 1653,5 тыс. чел. (8 % населения), Белоруссии – 1342 тыс. чел. (13,2 % населения), Киргизии – 916,6 тыс. чел. (21,5 % населения), Латвии – 905,5 тыс. чел. (37,6 % населения) и других странах «ближнего зарубежья», а также в США (1,0 млн чел.), Канаде и ряде других стран. Говорят на русском языке славянской группы индоевропейской семьи. Русский алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих – православные, в том числе старообрядцы.

Украинцы, (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн человек). В России проживает 4,36 млн человек, Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР. Общая численность 46 млн человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Распространены также русский (преимущественно на Юге и Левобережье, особенно среди горожан), а на Западной Украине среди пожилых людей – польский языки. Верующие украинцы – в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), в меньшей мере – к Украинской православной церкви – Киевский патриархат и Украинской автокефальной православной церкви. На Западной Украине имеются также католики. 90 % их – католики византийского обряда (греко-католики, униаты), остальные – католики латинского обряда. Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма и др.

Белорусы, (самоназвание), народ, основное население Белоруссии (7904,6 тыс. человек). Живут также в России (1206,2 тыс. человек), Литве (63,2 тыс. человек), Латвии (119,7 тыс. человек), Эстонии (28 тыс. человек), на Украине (440,0 тыс. человек), в Казахстане (182,6 тыс. человек), в Польше (около 160 тыс. человек), в США (около 20 тысяч), Канаде (около 5 тысяч), Аргентине, Австралии, Великобритании, Франции и др. Общая численность около 10 млн человек. Говорят на белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи; различаются юго-западный, северо-восточный диалекты, так называемые полесские говоры. Распространены также русский, польский, литовский языки. Письменность на основе кириллицы. Верующие белорусы – преимущественно православные, около 25 % – католики. Общие исторические корни, традиции и обычаи русских и украинцев особенно заметны в контактных зонах, самой крупной из которых является Юг России.

Еще в XVIII в. после Каспийского похода Петра I (1722 г.) и особенно со второй половины столетия Российская империя переходит от политики углубления союзно-вассальных отношений к политике присоединения Кавказа и установления здесь российской администрации. Российская империя столкнулась с регионом, который характеризовался уникальной этнической пестротой. В XVIII в. Россия поддерживает и организует переселение на Северный Кавказ христианских народов – русских, украинцев, грузин, а также ногайцев, калмыков, туркмен и др. В результате миграционных процессов сложилось чересполосное проживание народов и смешанные поселения на территории Азербайджана и Дагестана. Армяне и грузины также создают на Северном Кавказе компактные поселения, а на южные склоны Кавказа продолжают переселяться северокавказские народы (осетины, адыги, карачаевцы, чеченцы и др.). В то же время в XVIII в. активизировались набеги северо-кавказских феодалов на Закавказье (лекианоба), что поддерживало интенсивную работорговлю в регионе.

Во второй половине XVIII в. Россия пытается форсировать присоединение Северного Кавказа, активно используя при этом казачество. Начинается создание кавказских линий, которые заселялись терско-гребенскими казаками, а также переселенцами с Дона, Волги, Днепра. В 1787 г. из переселенных запорожцев было создано Черноморское казачье войско, которой вместе с казаками правой части Кавказской линии составили кубанское казачество. Переход к преимущественно военным методам присоединения Северного Кавказа к России обострил отношения местных народов с казаками, что вылилось в обоюдные набеги и нападения. Обострение отношений Российской империи с большей частью народов Северного Кавказа в конце XVIII – первой половине XIX в. вылилось в Кавказскую войну (1817–1864 гг.) – трагический этап в истории обеих сторон. Военные действия стимулировали этническую мобилизацию на Северном Кавказе, идеологическую оболочку которой составил суфизм – мистико-аскетическое течение в исламе, призванный консолидировать народы Северного Кавказа на новой духовно-идеологической основе. В свою очередь Российская империя в борьбе с освободительным движением народов Северного Кавказа, выступавшего под исламскими лозунгами, усиливает христианское миссионерство. Большую роль в распространении христианства среди народов Северного Кавказа сыграло образование Осетинской духовной комиссии в Кизляре (1745 г.), а также длительность русских миссионеров. В первой половине XIX в., в разгар Кавказской войны усилилась правительственная и народная колонизация степного Предкавказья русскими и украинскими переселенцами, включая казачество. Несмотря на непривычный климат, моровые болезни, военные действия и трудности переселения, их численность стабильно росла. Из Предкавказья колонисты продвигались вглубь Кавказа вслед за перемещением в ходе военных действий кавказских укрепленных линий, заселяли земли оттесняемых горских и кочевых народов. Они составляли значительную часть полиэтничных, основанных российскими властями, укреплений и крепостей: Баталпашинское (Черкесск), Нальчик, Грозный, Новороссийск, Петровское (Махачкала), Майкоп, Ейск и др.

Крупный этнический массив украинцев сложился на Северном Кавказе. Процесс его формирования связан с вхождением региона в состав России. Он протекал одновременно с формированием здесь русского населения и определялся условиями Кавказской войны. В 1792 г. начинается переселение украинцев на земли, отведенные для Черноморского казачьего войска: территории по Таманскому полуострову и правобережью р. Кубань от устья до впадения в нее р. Лабы. Из-за военной опасности главную роль здесь играли казаки. Уже к 1795 г. на Кубани их было около 25 тыс. чел., из которых 30 % составляли бывшие запорожцы, а 40 % – «охотники» из свободных людей, преимущественно уроженцев Слободской, Левобережной Украины, части воронежских земель. В 1808 – 1849 гг. среди переселенцев преобладают выходцы из Екатеринославской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Киевской губерний. Одновременно идет заселение территории восточнее впадения р. Лабы в Кубань, получившей назв. «Старая Линия». Здесь численно преобладали русские, ядро которых составляли донские казаки. Украинское же население сосредотачивалось на западе Кубани (в Черномории). С 1841 г. начинается заселение Левобережья Кубани, где при преобладании русских – выходцев из станиц Старой Линии, Дона, Терека, Ставрополья, значит. число составляли и украинцы как выходцы из Черноморских станиц, так и переселенцы из южнорусских и украинских губерний. В 1860-х гг. начинается колонизация предгорий Западного Кавказа. И хотя население Левобережья Кубани отличалось еще большей этнической пестротой, здесь также численность украинцев убывает с запада на восток. Окончание Кавказской войны, разрешение жителям невойскового сословия приобретать в собственность дома и строения привлекало новых поселенцев. В основном они пополняли ряды невойскового населения. Динамика численности украинцев может быть представлена цифрами. Всего к концу XVIII в. они составляли на Северном Кавказе 18,3 %, а к середине XIX в. – уже 44 %. По переписи 1897 г., 41,8 % населения Кубани считали родным языком русский, а 49,1 % – украинский язык.

При поддержке российского правительства возникают колонии немцев, шотландцев, чехов и др. Даже в условиях военных действий культурное взаимодействие между народами Кавказа и русским народом не прерывалось. Русский канал влияния на культуру народов Северного Кавказа постепенно вытесняет роль восточного – иранского, арабского, турецкого. В свою очередь русская культура обогащалась сюжетами, образами, символами и смыслами, связанными с Кавказом. В конце XIX в. горская интеллигенция осваивает новые художественные жанры и стили, пришедшие из русской культуры, закладываются основы национального театра, драматургии, формируется национальная литература кавказских народов, которая вырастала из народного творчества, сохраняла элементы арабской, турецкой, иранской культуры, но под определяющим влиянием традиций русской литературы и первоначально на русском языке.

Материальная культура русского и украинского населения к концу XIX – началу XX в. также не сохранила почти никаких этнических различий. Для строительства жилища и русские, и украинцы применяли одни и те же материалы – дерево, плетень, глину. Крышу покрывали чаще всего камышом, реже соломой. В казачьих станицах было больше срубных деревянных домов, в селах их почти не было, но это потому, что станичные наделы наряду с пахотной землей включали в свой состав и леса. Крестьяне же вынуждены были лес покупать, поэтому строили преимущественно турлучные и саманные дома. Наряду с ними в селах, где проживали украинцы, иногда возводили «вальковые» или «наливные» дома из глины, такие же, как на Украине, но их было сравнительно немного. Общая планировка жилища была одинаковой во всех станицах и селах.

Крестьянские поселения делились на три категории: слободы, поселки и хутора. При этом поселки отличались от хуторов только наличием церкви и как следствие – прихода. Подавляющее количество крестьянских поселений были хуторами. Крупные многодворные поселения – слободы представляли собой уличную или линейную форму деревни, когда усадьбы вытягивались в одну линию вдоль реки или главной дороги (тракта). Более распространенной формой поселения малороссиян являлась кучевая или беспорядочная, при которой усадьбы располагались без видимого порядка, разделялись кривыми улицами и переулками. Поэтому дома и надворные постройки были весьма стеснены. По расположению к улице малороссийские хаты несколько различались в зависимости от традиций переселенцев. Дома располагались либо длинной фасадной стороной параллельно улице, у большинства же они были ориентированы не по отношению к улице, а по сторонам света; вход обычно обращен на юг, что связано с преобладанием разбросанного плана поселения. Однако со временем селения приобретали линейный характер (рядный, уличный).

Так как природно-климатические условия Малороссии, Дона и Кубани во многом сходны, переселенцы принесли в осваиваемый регион свои архитектурные традиции практически в неизменном виде. Господствующим типом украинского сельского дома было прямоугольное двухкамерное строение, состоящее из хаты и сеней. В таких домах жили беднейшие крестьяне. Современники так описывали внутренний облик крестьянских домов. «Крестьянские дома состоят из двух комнат, из которых одну можно назвать черною, где обедают дети и чернорабочие из наемных; вторая, довольно светлая комната, обставляется скамейками, под образами ставится стол, во втором углу кровать, в третьем шкапчик с посудою; в обеих комнатах русские печи с лежанками». Трёхкамерное жилище (рис. 2.1) состояло из хаты, сеней и каморы (амбар, или чулан, – не отапливаемое часть хаты), имели более зажиточные крестьяне – середняки и кулаки. Характерная черта малороссийской хаты – её небогатый, но привлекательный внешний вид: чисто выбеленные стены с росписями, соломенная, искусно подстриженная крыша и окна с резными ставнями и другими украшениями, гармонирующими с окружающим пейзажем.

Рис. 2.1. Планировка малороссийской хаты

В отличие от домов в русских сёлах с типичной двускатной крышей, среди донских крестьян, как и казаков, обычно преобладала четырёхскатная соломенная крыша. Конструкция крыши была стропильной, редко встречались избы на сохах-столбах с развилками наверху, которые ставились внутри вдоль продольной оси постройки. На них клали для укрепления стропил бревно. Кровельным материалом служила солома, иногда камыш. Подаваемые на крышу снопы нередко развязывали и настилали солому ровными рядами, привязывая ее к слегам. В XIX в. снопы или солому укладывали колосьями вниз, концы их обрезали серпом, а комли привязывали к обрешетке крыши. Стены домов возводились из глины, самана, лозы, камыша, соломы, изредка из дерева, кирпича или камня, в зависимости от местного материала. С постепенным сокращением лесных массивов вырабатывается новая техника строительства, которая требует меньше дерева при постройке. Появляется каркасно-столбовая конструкция стен, а также постройки из глины и соломы – «самана». Потолочное покрытие хаты представляет собой горизонтальные слеги, положенные на бревна верхнего венца и особую балку – «сволок», лежащую посередине поперек жилья. Типичная для малороссийской хаты четырехскатная крыша в дореформенный период изготовлялась из соломы, уложенной ровными снопами. Пол в хате был всегда глиняным, дощатый пол даже в жилище зажиточных крестьян практически не встречался.

Традиционный интерьер малороссийской хаты восходит в основных чертах к древнерусским нормам. Печь, обращенная устьем к продольной стене с окнами, всегда ставилась в углу у входа. Печи у малороссиян были «битыя», а трубы от них отводились из-под чела в бок, к сенной стене, и дым выходил в сделанное в ней отверстие прямо в сени. Для удержания тепла отверстие снаружи затыкалось. Внутренность печи женщины обмазывали раз в неделю. Часто рядом располагалась небольшая печка, по примеру голландской, выбеленная и расписанная разными узорами, которая примыкала к русской печи. По диагонали от нее находился парадный угол, на стенах которого вешали иконы, украшенные ткаными либо вышитыми полотенцами – рушниками, тут же ставили стол, возле него – переносную маленькую скамеечку, а слева – сундук. Вдоль тыльной стены хаты, между печью и боковой стеной располагался деревянный помост, используемый днем для домашних работ, а ночью служивший спальным местом. Вдоль фасадной и боковой стен наглухо прибивали скамейки (лавки), которые по праздникам застилали домоткаными коврами. В углу у двери и над нею, напротив устья печи, устанавливали деревянные полки либо шкафчик для посуды, а на стене против устья печи – полки для хлеба и утвари.

Отличительная черта малороссиян от русских, которую отмечали многие современники, – опрятность и лучшая обстановка жилья. Если дома малороссиян содержались опрятно, то у русских (в данном случае, по-видимому – великорусских крестьян – Р.И.) «от нечистоты заводятся насекомые, в особенности тараканы и блохи». «В их хатах, хотя иногда и нет совершенного деревянного пола, но он всегда чисто выметен, горница светлее, так как у каждого малоросса, даже в небольшой хате, три-четыре окна; у всех изб есть дымовые трубы, и черной топки, как у русских, нет. В отличие от казаков, которые топили свои курени дровами, ежегодно отпускаемыми из станичных лесов, крестьяне и некоторые низовые станицы топили свои печи кизяками, что распространяло во время топки зловония, заставляющие растворять двери. Если в планировке крестьянских домов особых различий не было, то в ухоженности жилищ наблюдались резкие отличия, сразу же бросавшиеся в глаза. «Каждый год на Троицу женщины обмазывали хаты снаружи, часто и внутри, глиной, белят и расписывают какой-нибудь яркой краской; солома на их крышах подвязана всегда аккуратно», тогда как в русских домах глиной замазывались лишь пазы бревен, да и то не всегда.

Основным видом жилища казаков в XVII–XIX вв. являлся курень. Это слово произошло, по-видимому, от сочетания «курная изба» – дым в таких постройках уходил из печи на­ружу не через дымоход, а через окна и двери. Изначально куренями называли простые мазанки из са­мана или глины. Позднее этот термин применялся и для домов, отапливаемых по-белому. Основными строительными материалами для возведения куреней, как и малороссийских хат, были глина и дерево, реже – камень. Кирпичи и изразцы, как более дорогие материалы, использовались преимущественно для кладки и облицовки печей. Так как подавляющее большинство казачьих станиц располагалось по Дону, который ежегодно разливался в марте-мае на полтора-три месяца, покрывая водой пойму шириной 10–30 километров, то отличительной особенностью куреней в пойменных поселениях, в том числе и Черкасске, – наличие высокого каменного «подклета», который служил одновременно и крепостью, и хранилищем запасов и хозяйственной утвари, защищал дом от разрушения при длительных затоплениях, а по периметру на уровне жилого этажа располагался «балясник» – просторный балкон с галдареей. Чтобы попасть на жилой этаж, нужно было вначале подняться по лестнице на галдарею. Она служила также причалом для лодок в период разливов рек, для сна или отдыха, конечно же, в теплое время года, а также для прохода к наружным оконным ставням. Галдарея и балясник чаще всего имели крышу, общую с домом. Достигалось это без особого труда, так как они имели небольшую ширину от 70 до 200 см. Свисание кровли над балясником ниже домового карниза позволяло защищать курень в летнюю жару от перегрева, зимой и весной – от традиционных в наших местах ветров и увеличивало защищенность обмазанных или побеленных желтой глиной стен от сырости и дождей (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Планировка казачьего куреня

 

В обычном казачьем жилище помимо кухни и одной или двух спален всегда была и горница. Это слово произошло от древнерусского «горнее», что означает «особо торжественное», верхнее, лучшее (срав­ните с горним местом в алтарной части храмов). Горница всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей. К тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т. е. можно было пройти «по кругу». На Верхнем Дону получил распространение так называе­мый «связевый дом». В нем сени превращены в среднюю комнату, а вдоль входа пристраивается галдарея в виде длинного коридора, выходящего на фасад широким крыльцом. Ярко выраженного подклета в связевом доме нет, он трансформирован в высокий цоколь.

Если казачий курень состоял из двух уровней: каменных «низов» и деревянных «верхов», каждые из которых имели свой вход, причем «верхи» иногда имели даже два входа – парадный и рабочий, то крестьянская хата была низкой, практически без фундамента с земляными полами. Единственное, что объединяло их внешний облик – четырехскатная соломенная крыша и схожие строительные материалы. Если в центре России крыша крестьянской избы, как правило, двухскатная и на чердаке нередко устраивалась светелка, то соломенная, камышовая или реже деревянная кровля куреней и малороссийских хат – четырехскатная, издали воспринимаемая как круглая.

Гораздо больше сходства наблюдалось в архитектуре и размещении хозяйственных построек. В отличие от среднерусских построек, расположенных в условиях холодных зим, хозяйственные сооружения в казачьих усадьбах размещались обычно независимо от жилого дома, в глубине двора. Причем в условиях жаркого лета важно было иметь не только летнюю кухню, но и помимо зимних сараев летние навесы и загоны для животных. Наиболее характерными хозяйственными постройками были: хлев – для коров, стойло – для лошадей; сажок – для свиней, курник – для домашней птицы; улик – для пчел; половник – для хранения зерна в снопах; камора – для хлеба и ценных предметов домашнего быта; сенник – для сена и соломы; сарай для инвентаря и ряд других для нужд сельского хозяйства. Так как 8–9 месяцев в году жизнь людей протекала не в курене, а во дворе, важно было иметь надежные (до 30 метров) санитарные разрывы. Поэтому базы, компостные ямы и туалет размещались в самом конце усадьбы. Связь жилых и хозяйственных построек с двором в крестьянской усадьбе определяется как незамкнутый или замкнутый открытый двор. Незамкнутый двор представляет собой незастроенную часть усадьбы, внутри которой жилые и хозяйственные постройки разбросаны без особого порядка. При замкнутом дворе постройки представляют собой или замкнутый четырехугольник или букву «П», но этот тип на Дону не получил распространения ни у крестьян, ни у казаков. Дворы обязательно огораживались плетьми, либо просто жердями, в отличие от казаков каменные ограды не получили распространение.

Крестьяне, которые приходили на Дон из России и Украины приносили с собой и традиции домостроительства. И, естественно, что жилища они строили так, как это делали на их родине: рубили связевые избы, лепили хаты с высокими соломенными крышами. Дома являлись как бы отражением своей Родины. Именно в них воплощалось «Я» народа, именно дома выступали отличительной черточкой переселенцев, которые гордились своим прошлым и старались подчеркнуть свое отличие. Таким образом, можно констатировать тот факт, что донские крестьяне в дореформенный период сохранили свои архитектурные традиции практически в неизменном виде.

Так же как и жилище, одежда русского и украинского населения Северного Кавказа первое время была довольно разнообразной. Каждый из переселенцев одевался так, как принято было у него на родине. В русских селах и станицах носили русскую одежду, в украинских – украинскую. Например, в начале XIX в. русские крестьяне обувались в лапти, а украинские – в сапоги. Впоследствии же и одежда, и обувь русского и украинского населения стала более однородной. В ней легко обнаруживаются социальные различия и гораздо труднее – этнические. Например, военная форма казачества резко отличалась от одежды крестьянства, но все казаки, независимо от их этнической принадлежности, носили одинаковую форму. Впрочем, повседневная одежда казаков отличалась от крестьянской только деталями – поясом, головным убором. Женская одежда в начале XX в. была одинаковой во всех станицах и селах и состояла из рубахи, которая могла иметь разный покрой, из блузки (кохты) и широкой длинной юбки. Только в некоторых селах у женщин сохранялись еще вышитые украинские рубахи, но и их постепенно заменяла обычная для Северного Кавказа одежда.

Обрядовая символика костюма – признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм. Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки – сапоги, которые зять дарил теще; намитка – подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX – XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.

Пища русских и украинцев изначально имела много общего. И те и другие готовили различные каши, пекли хлеб, пироги, блины. Но и блюда, которые были, видимо, украинскими по происхождению (борщ, вареники, галушки) со временем получили распространение в русских селах и станицах. Например, жители села Тамбовского в первые годы его существования не умели готовить борщ, вместо него варили щи. Они также не выращивали помидоры и даже сомневались в их съедобности. Но через некоторое время крестьянки из соседних сел научили жительниц Тамбовского и выращивать помидоры, и делать из них томат, и варить борщ. Видимо, таким же образом и другие кулинарные рецепты переходили из села в село, из станицы в станицу. В результате кухня русского и украинского населения стала почти одинаковой, этнических или местных особенностей сохранилось очень немного. Интенсивные контакты между русскими и украинцами на Северном Кавказе привели к тому, что к началу XX в. у них выработались общие формы хозяйства и материальной культуры. Этнических различий между ними почти не осталось.

Традиционное народное искусство украинцев отличается большим количеством украшений. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение.

Украинские крестьяне и казаки если и не перенимали кавказские обычаи, то, во всяком случае, приобщались к ним. В хозяйственной деятельности также существовали принципиальные различия между русскими и украинскими жителями с одной стороны и коренными народностями Северного Кавказа – с другой, хотя они жили практически в одинаковых природных условиях. Для восточных славян земледелие было более важной отраслью хозяйства, чем для адыгов, а скотоводство – менее важной. Кабардинцы выращивали главным образом просо и кукурузу, а в некоторых селах – еще и озимую пшеницу. У русского и украинского населения Северного Кавказа к началу XX в. главной зерновой культурой стала пшеница. Кроме нее сеяли также ячмень, овес, рожь, гречиху, лен, подсолнечник, рапс, а также просо и кукурузу, хотя и не в таких больших количествах, как коренное население Северного Кавказа. Возможно, что возделывание кукурузы появилось у русского и украинского населения под влиянием народов Кавказа, у которых эта культура имела широкое распространение. Некоторые сорта других сельскохозяйственных растений, например, проса тоже могли быть заимствованы у народов Кавказа. Русские и украинцы на территории Северного Кавказа долгое время применяли ту же самую залежную систему земледелия, что и коренное население Кавказа. Однако это едва ли является результатом заимствования, поскольку в степных районах страны восточные славяне издавна практиковали залежное земледелие. Сохранялось оно и в XIX в. Казаки, имевшие большие земельные наделы в равнинной части Северного Кавказа, должны были выбрать именно эту систему земледелия как наиболее приспособленную к условиям их хозяйствования. «Малороссийский» плуг, которым пахали переселенцы, почти не отличается по своей конструкции от тяжелого кабардинского плуга – это тоже результат приспособления к сходным природным условиям и одной системе земледелия. Если тяжелый плуг и был когда-то заимствован восточными славянами или народами Кавказа, то произошло это очень давно, потому что и на Кавказе, и на Руси он применялся еще в домонгольское время. Отгонное скотоводство, распространенное у многих народов Кавказа, не было воспринято русским и украинским населением. В годы Кавказской войны оно и не могло появиться у казаков, что являлось одним из препятствий для развития у них скотоводства, особенно овцеводства. Некоторые породы скота переходили к русским и украинцам от их соседей – кабардинцев, ногайцев, калмыков. Однако не всегда попытки разведения новых пород оказывались успешными. По свидетельству источников, неудача постигла многих казаков, разводивших лошадей кабардинской породы, поскольку кабардинские традиции коневодства не были усвоены казаками. В 1825 г. после поражения от генерала А.А. Вельяминова возмутившихся кабардинцев, как равно и в последующие годы, при генерале Г.Х. Зассе, кабардинские плодовые табуны, разграбленными, достались нашим войскам как военная добыча, и положили основание кабардинским табунам у наших казаков. Однако же казаки вели свои табуны, не придерживаясь системы кабардинцев, не стремились к установлению и удержанию в табуне полезного породного типа, а потому лошади их стали вырождаться, утрачивая свои старинные достоинства и славы лошадей старой кабардинском породы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.