Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Этническая история и особенности культуры народов Степного Предкавказья и Нижнего Поволжья 4 страница




В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. С начала XX в. в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав. Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество, гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов. Современные грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.

Традиционные поселения Грузии разнообразны. В равнинно-предгорной зоне в основном скученные, реже – разбросанные или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам; в горах – небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор. В горах все жилые и хозяйственные помещения составляли компактный комплекс и располагались в вертикальном плане. По зонам прослеживались значительные различия и в типах жилищ. В горах это были каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонительными башнями, каменные жилища в 2–4 этажа (чардахиани сахли, калоиани сахли, кор); одноэтажные каменные дома (квиткири) с плоской земляной крышей. В равнинно-предгорной зоне были распространены дарбази – каменное жилище со ступенчато-венцеобразным перекрытием (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (эрдо). В центре дарбази находился очаг, по обе стороны которого – два деревянных орнаментированных резьбой опорных столба. Строились также каменные полуподземные жилища с плоской земляной крышей (мицурис сахли). Со второй половины XIX в. в Грузии начали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, с окнами, деревянными полами, в несколько комнат, с каминами вместо открытых очагов.

Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду – чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шёлковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки (кабалахи); у имеретин был известен оригинальный головной убор папанаки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби), вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани – самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка – кожаные сапожки на каблуке.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шеидиши), длинного платья (картули каба – «грузинское платье») с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби – распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шёлком, и головной повязки (тавсакрави), обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек – плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.

Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб – пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) – выпекали из пшеничной, ячменной, ржаной, овсяной муки. Важное место в питании местного населения здесь занимало гоми – блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлёбки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В Восточной Грузии – это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной – также сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе). Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах – водка (арака), в горах Восточной Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни. Устойчивы традиции застольного этикета.

В Грузии основной формой семьи была малая семья. Большие семьи постепенно, особенно во второй половине XIX в., исчезли. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свёкра и свекрови, тестя и тёщи, жене – разговаривать со старшими родственниками мужа. В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7–8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества). Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных районах – выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем. Ещё более многолюдны (особенно в Западной Грузии) были похороны, требовавшие больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Многие традиции достаточно устойчивы, в том числе обычаи свадебного и похоронно-поминального циклов.

Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), Пасху. В наши дни некоторые традиции праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. Многолюдные пиршества до настоящего времени обязательно сопутствуют празднику и сохраняют архаический сценарий поведения участников. Пиры сопровождают календарные, личные и окказиональные события. Исследователи грузинской культуры отмечали, что праздничных дней в году было больше, чем обычных. Грузины рассматривали праздник как угодное Богу деяние, которое гармонизировало отношения между людьми. Прием гостей сопровождался широким застольем. Семья только тогда считалась добропорядочной и пользовалась всеобщим уважением, если она была хлебосольна и гостеприимна. Во время застолья создавалась особая атмосфера свободного общения, которое сопровождалось обильным угощением, отсутствием запретов на чрезмерность в еде и питье.

Горские евреи, (джухур – самоназвание) – еврейская этнолингвистическая группа. Проживают в основном в Азербайджане и Дагестане. Термин «горские евреи» возник в первой половине XIX в. в период аннексии этих территорий Российской империей. Горские евреи говорят на нескольких близких друг другу диалектах татского языка, принадлежащего к западной ветви иранской группы языков. Основными центрами концентрации горских евреев являются: в Азербайджане – Баку и Куба́ (предместье Красная Слобода); в Дагестане – Дербент, Махачкала и Буйнакск. Вне пределов Азербайджана и Дагестана значительное число горских евреев жили в Нальчике (предместье Еврейская Колонка) и Грозном (до чеченской войны 1994–1996 гг.).

Община горских евреев образовалась вследствие постоянной иммиграции евреев из Северного Ирана, а также, возможно, иммиграции евреев из близлежащих районов Византийской империи в Закавказский Азербайджан, где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык. Эта иммиграция, видимо, началась вместе с мусульманскими завоеваниями в данных районах (639–643 гг.) как часть миграционных движений, характерных для того времени, и продолжалась в течение всего периода между арабским и монгольским (середина XIII в.) завоеваниями. Можно также предположить, что основные ее волны прекратились в начале XI в. в связи с массовым вторжением кочевников – тюрок-огузов. Видимо, это вторжение вызвало также передвижение значительной части татоязычного еврейского населения Закавказского Азербайджана далее на север, в Дагестан. Там они вошли в соприкосновение с остатками принявших в VIII в. иудейство хазар, государство которых прекратило существование в середине Х в., и те с течением времени были ассимилированы еврейскими иммигрантами. Существовала сплошная полоса еврейских поселений на севере нынешнего Азербайджана и на юге Дагестана, в районе между городами Куба́ и Дербент. Одна из долин близ Дербента была, по-видимому, заселена главным образом евреями, и окружающее население называло ее Джухуд-Ката (Еврейская долина). Наиболее крупное поселение долины – Аба-Сава – служило и центром духовной жизни общины.

Со второй трети XVIII в. положение горских евреев значительно ухудшилось в результате борьбы за обладание районом их проживания, в которой участвовали Россия, Иран, Турция и ряд местных правителей. В начале 1730-х гг. иранскому полководцу Надиру (в 1736–47 гг. шах Ирана) удалось вытеснить из Азербайджана турок и успешно противостоять России в борьбе за обладание Дагестаном. Несколько поселений горских евреев были почти полностью уничтожены его войсками, ряд других разрушен и разграблен. Спасшиеся от разгрома поселились в Кубе́ под покровительством ее правителя Хусейн-хана. В 1797 г. (или 1799 г.) правитель казикумухов (лаков) Сурхай-хан напал на Аба-Сава и после ожесточенного сражения, в котором пали почти 160 защитников села, казнил всех взятых в плен мужчин, разрушил село, а женщин и детей увел в качестве добычи. Так пришел конец поселениям Еврейской долины. Уцелевшие и успевшие скрыться евреи нашли убежище в Дербенте под покровительством местного правителя Фатх-Алихана, владения которого простирались до города Куба́. В 1806 г. Россия окончательно аннексировала Дербент и окружающую его территорию. В 1813 г. был фактически (а в 1828 г. – и официально) аннексирован Закавказский Азербайджан. Так перешли под власть России районы, где жило подавляющее большинство горских евреев.

В 1830 г. в Дагестане (кроме части прибрежной полосы, включая Дербент) началось восстание против России под руководством имама Шамиля, продолжавшееся с перерывами до 1859 г. Лозунгом восстания была священная война мусульман против «неверных», поэтому оно сопровождалось жестокими нападениями на горских евреев. Жители ряда аулов (деревень) были насильственно обращены в ислам и со временем слились с окружающим населением, хотя среди жителей этих аулов в течение нескольких поколений сохранялась память об их еврейском происхождении. В 1840 г. главы общины горских евреев в Дербенте обратились к Николаю I с петицией (написанной на иврите), прося «собрать рассеянных с гор, из лесов и малых сел, что находятся в руках татар (то есть восставших мусульман) в города и большие поселения», то есть перевести их на территорию, где власть России оставалась непоколебленной.

В дороссийский период взаимоотношения между горскими евреями и мусульманским населением определялись так называемыми Омаровыми законами (особым комплексом общеисламских постановлений). Но здесь их применение сопровождалось особыми унижениями и значительной личной зависимостью горских евреев от местного правителя. Горские евреи не только платили мусульманским правителям деньги за покровительство (здесь эта подать называлась харадж, а не джизья, как в других странах ислама), но и были вынуждены платить дополнительные налоги, а также «выполнять всевозможные тяжелые и грязные работы, к которым нельзя принудить мусульманина». Евреи должны были даром поставлять правителю продукты своего хозяйства (табак, марену, обработанные кожи и т. п.), участвовать в уборке урожая на его полях, в строительстве и ремонте его дома, в работах в его саду и винограднике и предоставлять ему в определенные сроки своих лошадей. Существовала и особая система вымогательства – диш-эгриси: взимание денег мусульманскими воинами «за причинение зубной боли» с еврея, в доме которого они ели. Вплоть до конца 60-х гг. XIX в. евреи некоторых горных районов Дагестана продолжали платить харадж прежним мусульманским правителям этих мест (или их потомкам), которых царское правительство приравняло в правах к русскому именитому дворянству, и оставило в их руках поместья.

Жившие в Дагестане горские евреи видели в борьбе советской власти с местными сепаратистами продолжение борьбы между русскими и мусульманами, поэтому их симпатии были, как правило, на стороне Советов. В период между гражданской войной и Великой отечественной войной важнейшими целями властей по отношению к горским евреям были их «продуктивизация» и ослабление позиций религии, в которой власти видели основного идеологического противника. В области «продуктивизации» главные усилия, начиная со второй половины 1920-х гг., были сосредоточены на создании еврейских колхозов. В отношении религии власти предпочитали, в соответствии со своей общей политикой на «восточной периферии» СССР, не наносить немедленного удара, но расшатывать религиозные устои постепенно, с помощью секуляризации общины. В 1922 г. в Баку начала выходить первая советская газета на еврейско-татском языке «Корсох» («Рабочий»). В 1928 г. в Дербенте начала выходить газета горских евреев под названием «Захматкаш» («Трудящийся»). В 1929–1930 гг. еврейско-татский язык был переведен с еврейского на латинский алфавит, а в 1938 г. – на русский. Во время Великой отечественной войны немцы кратковременно оккупировали некоторые из районов Северного Кавказа, где жили горские евреи. В тех местах, где имелось смешанное ашкеназское и горско-еврейское население (Кисловодск, Пятигорск) были уничтожены все евреи. Та же участь постигла население некоторых колхозов горских евреев в Краснодарском крае, а также поселения горских евреев в Крыму.

Религиозные устои среди горских евреев ослаблены более, чем среди грузинских и бухарских евреев, но все же не в той мере, как среди ашкеназов (см. словарь). Большинство представителей общины до сих пор соблюдает религиозные обычаи, связанные с жизненным циклом человека (обрезание, традиционная свадьба, погребение). В большой части домов соблюдается кашрут. Однако соблюдение субботы и еврейских праздников (за исключением Иом-Киппура, еврейского Нового года, пасхального седера и употребления маццы) непостоянно, а знакомство с порядком и традициями чтения молитв уступает знанию их в других «восточных» еврейских общинах бывшего СССР. Эти факторы ускорили процесс перехода все большего числа горских евреев на русский язык (в 1989 г. – 89,7 % горских евреев заявили о свободном владении русским языком или считали его родным). При переписях населения значительное число горских евреев причислило себя к татам. В настоящее время продолжается процесс эмиграции горских евреев в Израиль.

Основными занятиямигорских евреев былисадоводство, виноградарство и виноделие (в Кубе и Дербенте), а также выращивание марены, из корней которой получали красную краску. Крупые винодельческие компании были основаны в конце XIX в. Ханукаевыми и Дадашевыми (они же – владельцы крупной рыболовецкой компании). К началу XX в. с развитием производства анилиновых красителей выращивание марены прекратилось, владельцы насаждений разорились и превратились в чернорабочих (в Баку, Дербенте), торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслах (в основном в Дербенте). В некоторых селениях Азербайджана горские евреи занимались табаководством, в Кайтаге, Табасаране и ряде сел Азербайджана – пашенным земледелием. В ряде сёл до начала XX в. главным занятием было кожевенное ремесло. С 60–70-х гг. XIX в. горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура (Буйнакск), Нальчик, Грозный, Петровск-Порт (Махачкала). В конце XIX – начале XX в. значительно выросло число занятых мелкой торговлей, зажиточных торговцев (тканями и коврами) было немного (в Кубе, Дербенте, а с конца XIX в. в Баку и Буйнакске).

Главной социальной ячейкой горских евреев вплоть до конца 1920-х – начала 1930-х гг. была большая семья. Такая семья охватывала три-четыре поколения, и число ее членов достигало 70 и более человек. Как правило, большая семья жила в одном «дворе», где у каждой нуклеарной семьи (отец и мать с детьми) был отдельный дом. Запрет раббену Гершома не был принят у горских евреев, поэтому полигамия, в основном двое- и троеженство, была обычна в их среде вплоть до советского периода. Если нуклеарная семья состояла из мужа и двух или трех жен, у каждой из жен с ее детьми был отдельный дом или, реже, каждая из них жила со своими детьми в отдельной части общего для этой семьи дома. Во главе большой семьи стоял отец, а после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием всех ее членов. Он определял также место и порядок работы всех мужчин в семье. Его авторитет был непререкаем. Мать семейства или, в полигамных семьях, первая из жен отца семьи вела семейное хозяйство и наблюдала за работой, выполняемой женщинами: приготовлением пищи, которая готовилась и съедалась сообща, уборкой двора и дома и т. п. Несколько больших семей, знавших о своем происхождении от общего предка, образовывали еще более широкую и сравнительно слабо организованную общность – тухум. Особый случай создания родственных связей возникал в случае неисполнения кровной мести: если убийца также был евреем, а родичам не удавалось отомстить за кровь убитого в течение трех дней, семьи убитого и убийцы примирялись и считались связанными узами кровного родства.

Цыгане, (рома – самоназвание), народ, живущий во многих странах мира. Общая численность в РФ около 153 тыс. человек. Крупные цыганские диаспоры имеются в Венгрии (400 тыс. чел.), Словакии (300 тыс. чел.), Чехии (120 тыс. чел.), Румынии (260 тыс. чел.), Болгарии (220 тыс. чел.). Говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи. Язык имеет диалекты. Большинство цыган владеют языком окружающего населения. В процессе расселения сложились многочисленные субэтнические группы цыган: кэлдэрари, ловари, сэрвы и др. Верующие цыгане в России в основном православные, в балканских странах – мусульмане-сунниты, в странах Европы – католики. Распространены также традиционные верования.

Предки цыган покинули Индию в конце I-го тысячелетия и первоначально осели в Передней Азии (на территории Ирана), в Египте, на восточных окраинах Византийской империи. В начале II-го тысячелетия продвинулись на Балканский полуостров. В начале XV–XVI вв. цыгане расселились по Европе. Первоначально доброжелательное отношение к цыганам в Европе сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Во время Второй мировой войны фашистами в Европе было уничтожено около 500 тыс. цыган.

Наиболее распространенными занятиями были у мужчин торговля лошадьми, у женщин – гадание. У разных групп цыган преобладают различные ремёсла – кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и др. Работа мужчин была, как правило, сезонной, ежедневный доход в семью приносила женщина. Цыгане славятся как музыканты, танцоры, певцы. Заимствовав элементы национального фольклора у народов, среди которых они живут, цыгане внесли существенный вклад в культуру этих народов. В мелодиях румынских и венгерских скрипачей, испанском танце фламенко сказалось значительное влияние цыганского фольклора.

Традиционноыгане объединялись в кочевые таборы от 5–10 до 20–25 палаток, члены которых не обязательно связаны кровным родством. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая нетрудоспособных. Табор возглавлял вожак (барон), обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения. Для совместного выполнения какой-либо работы цыгане объединялись (отдельно мужчины, отдельно женщины) в группы (вортэчия, амал). Доходы делились поровну между членами группы. Решением конфликтов и спорных вопросов занимался суд (сэндо, крис). В него входили преимущественно пожилые цыгане, выбиравшие из своей среды главного. Решение сэндо выполнялось беспрекословно.

У кочующих цыган XIX – начала XX вв. была малая семья, обычно многодетная, но сохранялась и большая семья. Уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчёркнуто почтительны. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы. Для семей цыган характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения и иерархическое первенство представителей старшего поколения. Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства.

Обычной формой заключения брака было сватовство. Детей могли сосватать в грудном возрасте. Существовал обычай обмена дочерьми: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У некоторых групп цыган за невесту платили выкуп. Был распространён брак через похищение.

Одежду шили из покупных тканей, так как ткацким делом цыгане не занимались. Традиционная цыганская юбка – несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком. Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребёнка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины – платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря), на шее носили монисто, на голове – платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Мужской костюм – шаровары, сапоги, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шёлковые рубашки.

В семье ели один раз в день, когда мать возвращалась из деревни или города с тем, что она заработала. При этом к столу приглашались остальные члены табора. Совместная еда у цыган – знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте хозяев. На больших праздниках женщины и мужчины сидели отдельно. Национальные традиционные праздничные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой, густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой, голубцы, сладкое блюдо – рулет из пресного теста с творогом, изюмом, сахаром.

Немцы, (дойче – самоназвание), народ, основное население Германии. Общая численность 86 млн чел., в том числе в Германии – 74,6 млн чел.. Многочисленные группы немцев имеются в США (5400 тыс. чел.), Канаде (1200 тыс. чел.), Казахстане (958 тыс. чел.), России (843 тыс. чел.) и др. странах. Говорят на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Выделяют две группы немецких диалектов: нижненемецкую (платт-дойч) и верхненемецкую. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие – протестанты (в основном лютеране) и католики. Среди немцев, проживающих за пределами Германии, кроме католиков и лютеран, довольно многочисленны последователи других направлений протестантизма – баптисты, меннониты, адвентисты и т. п.

Предки российских немцев переселялись в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времён средневекового «Дранг нах Остен» – наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. К середине XVIII в. в пределах Российской империи уже жило около 100 тыс. немцев, преимущественно в прибалтийских губерниях. Однако основная масса немецких колонистов появилась в России в последней трети XVIII – начале XIX вв. В 1764–1774 гг. были основаны более 100 колоний на Волге между Саратовом и Камышином. С этого же времени начали возникать колонии и в других регионах страны. С присоединением к России причерноморских степей и Крыма возникла проблема их заселения. Правительство Екатерины II приглашало немецких колонистов для заселения этих районов на льготных условиях.

Большое количество выходцев из Германии проживало и в Войске Донском. Широко известен на Дону казачий род Миллеров, родоначальником которых был Абрам Егорович, участник азовских походов Петра Великого. В начале XX в. российскую науку прославили братья Миллеры (археологи и историки). Донским атаманом был немец Павел Христофорович Граббе – герой Отечественной войны 1812 года. П.Х. Граббе большое внимание уделял развитию культуры на Дону, например, в годы его правления появилась первая частная газета «Донской вестник». После отмены крепостного права большое количество иностранных поселенцев поселилось на Дону, покупая землю у местных помещиков. В 1882 г. на Дону проживало около 6,5 тыс. немцев. Первая Мировая война 1914–1918 гг. привела к дискриминационным мерам по отношению к немцам. Их села переименовывались. Донские жители стали бойкотировать немецкие товары, запрещалось говорить на немецком языке. Еще более серьезные последствия имелись во время второй Мировой войны. В самом начале войны советские немцы были депортированы в Сибирь. По переписи 2002 г. в Ростовской области проживало 6840 немцев.

Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.

Из традиционной культуры лучше всего сохранились жилище, некоторые обычаи и фольклор. Для Германии была характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и местами в бывших славянских районах на востоке – срубная. Основные элементы женской одежды – корсаж или кофта, сборчатая юбка, передник. Нередко носили наплечный платок. Особым разнообразием отличались головные уборы – платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В XIX в. распространились кожаные башмаки с пряжками, полусапожки. Местами до XX в. носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог.

В пище областные различия в значительной степени обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге – мучные изделия (лапша, клёцки и т. п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток – пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай. Праздничная пища – свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Традиционно немцы пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты).

Из Германии распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. У немцев, проживающих в других странах в сельской местности в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее теряли свою самобытность.

Корейцы, (чосон сарам («люди страны Чосон»), хангук сарам («люди страны Хангук») – самоназвание), народ, основное население Республики Корея (44 млн чел.) и КНДР (22,5 млн чел.). Общая численность 70,2 млн чел., в том числе в Китае 2 млн чел., в Японии 660 тыс. чел., в США 500 тыс. чел., в Узбекистане 183,1 тыс. чел., в Российской Федерации 107,1 тыс. чел., в Казахстане 104 тыс. чел. Говорят на изолированном корейском языке. Письменность (корейское фонетическое письмо) с середины XV в.

Традиционное занятие корейцев – пашенное земледелие. Главная культура – рис. В горных районах сеют также кукурузу, повсеместно – просяные (чумиза, сорго) и бобовые культуры. Важнейшие технические культуры – хлопок, конопля, табак, женьшень, кунжут и др. Выращивают овощи (тыква, баклажаны, лук, картофель, огурцы, помидоры), дыни, арбузы и плодовые культуры. Животноводство – подсобное занятие (тягловый скот, свиньи, в меньшей степени – овцы и птица). Одна из древнейших отраслей сельского хозяйства – шелководство (кроме листьев тутовых деревьев на корм гусеницам используют листья дуба и клещевины). На побережье развиты рыболовство, добыча морских животных (каракатицы, крабы, креветки, трепанги, моллюски) и сбор водорослей.

Традиционные ремёсла – производство керамики, лаковых изделий с перламутровой инкрустацией, плетение из соломки и др. Для современной культуры корейцев характерно сочетание древних национальных традиций с новыми элементами. Традиционные элементы особенно стойко сохраняются в жилище, пище, одежде, семейных и календарных народных праздниках. Деревни на равнинах часто имеют линейную планировку и насчитывают по несколько сотен домов, в горных районах – по 5–6. Жилой дом ставится в глубине усадьбы, огороженной забором. Наиболее типичное жилище – каркасно-столбовой дом (чип), обмазанный глиной и поставленный на земляную площадку высотой около 50 см. Обычно состоит из нескольких комнат, каждая из которых имеет наружную дверь, выходящую на галерею (покто). Характерна система отопления жилища – ондоль (дымоход кухонного очага прокладывается под полом; на тёплом полу спят). Система ондоль выделяет жилище корейцев в самостоятельный «корейский тип». Модернизированные формы системы ондоль сохраняются в многоэтажных городских постройках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.