Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть V. История и особенности культуры этносов восточного Кавказа 7 страница




Аталы́чество (тюрк. аталык – заменяющий отца) – характерная для традиционных обществ форма установления искусственного родства – обычай отдачи ребёнка на воспитание в другую семью. Известен у народов Кавказа, кельтов, арабов и др.

Аул, (тюрк. авул, монг. аил) – традиционное поселение, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.

Ашкеназы (от древнеевр. Ашкиназ – Германия) – субэтническая группа евреев, потомки выходцев из средневековой Германии. Перед Второй мировой войной около 90% евреев относилось к группе ашкеназов. Проживают в России, Европе, Северной Америке, Латинской Америке, Южной Африке, Австралии и др.

Баруц (пуруц, бияца) – пахотное орудие типа полозного рала у народов Кавказа.

Башлык (тюрк. баш – голова) – 1) родовой и общинный старейшина у тюркских народов Средней Азии и Сибири; 2) мужской головной убор (преимущественно у народов Кавказа) в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями. Шили башлык из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. На Северном Кавказе башлык надевали на шапку, а не прямо на голову, как в Западной Грузии. Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях башлык вешали сзади на плечах.

Бекирка – зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса. Впервые бекирка появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, а на Кавказ были завезены бывшим юнкером этого училища терским казаком Бекиром Тургиевым.

Бечераховка – тип одежды кубанских и терских казаков, получивший распространение в годы Первой мировой войны. Представляла собой черкеску с воротником и карманами вместо газырей. Название по имени казака Бечерахова из станицы Ново-Осетинской, имевшего свою портновскую мастерскую в Петербурге при Конвое Его Величества.

Бешмет (тюрк.) – мужская распашная глухо застёгнутая одежда, поддеваемая под верхний кафтан, чекмень, черкеску и т. п., у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири и др.

Библия (от греческого «библиа» – «книги») – собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Первая по времени создания часть Библии получила у христиан название Ветхий Завет, вторая часть, прибавленная позднее христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета, ни Нового Завета, в принципе признаёт их святость, и персонажи обеих частей Библии (например, Ибрахим – Авраам; Иусуф – Иосиф; Иса – Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана. Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы XII-II вв. до н.э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейских языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2) Пророки – несколько древних хроник, а также пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам VIII-V вв. (Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам»), а также книга Даниила (II в. до н.э.); 3) Писания, или Агиографы, – собрания текстов, относящихся к различным поэтическим или прозаическим жанрам. Канонизирован в I в. н.э. Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы второй половины I – начала II вв. н.э., написанных в основном на греческом языке. Состоит из 4 Евангелий («евангелие» – «благая весть») о жизни и учении Иисуса Христа (Марка, Матфея, Луки, Иоанна); Деяний Апостолов; Посланий Апостолов (всего 21) и Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсиса. Канонизирован в конце II в. (в основном), окончательно в начале V в.

Богарное земледелие – возделывание сельскохозяйственных культур без полива в районах с активным земледелием. Распространено в предгорьях, оно позволяет использовать неудобные для искусственного орошения земли.

Брак – санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак всегда институт социального договора. Универсальные функции брака – упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений и установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер этих прав и обязанностей определяется обычаем или законом и конкретизируется перед вступлением в брак родителями или опекунами, женихом и родственниками невесты, либо самими будущими супругами (в современных индустриальных обществах) – неформальная договорённость или брачный контракт.

Бурка – плащ без проемов для рук из бурого, белого или черного войлока с длинным ворсом. Название от характерного цвета войлока – бурый. В русский быт вошла в XVIII веке под влиянием одежды казачества, перенявшего некоторые элементы традиционного костюма соседних кавказских народов. Бурка имела два типа кроя: для конников – длинная (до щиколоток), с двумя швами по бокам, образующими жесткие выступы на плечах; для пеших воинов – короткая, бесшовная (в большей степени близкая к пастушескому плащу). Два казачьих войска – Кубанское и Терское – носили костюм (включающий бурку), заимствованный у горцев, тем самым отличаясь от других казачьих войск, носивших шинели общеармейского образца. Бурка как часть военного костюма казачества просуществовала до 1920 г., когда оно было упразднено как сословие, но вновь стала частью военной формы созданных в 1936 г. казачьих соединений – Донского, Кубанского и Терского.

Бурлаки – наемные рабочие в России XVI-ХIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и весел.

Газават (араб. Газва – набег) – война за веру, «священная война», частный случай джихада. Во время Кавказской войны (1817–1864 гг.) так называли свои военные действия горцы, выступившие против русской администрации.

Газыри – первоначально патроны для кремневых ружей, вставлявшиеся в специальные карманчики (газырницы) на груди черкески. Со второй половины XIX в. – их имитации из дерева, кости или металла.

Годекан – центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода.

Группа – стабильная общность людей, объединенных едиными интересами, мотивами, нормами деятельности, коллектив.

Гяур (турецк. гяфур – неверующий) – презрительная кличка немусульманина. Обычно переводится как «неверный», что не совсем точно, поскольку неверными считали только язычников или тех, кто вообще не исповедует никакой религии (атеистов).

Далай-Лама – высшее духовное лицо буддистов, с светскою властью. Лама, слово тибетское, значит «верховный» (старший); далай (монг. – «великий»). Этот термин появился в буддийской иерархии сравнительно недавно. У реформатора новейшего буддизма, Цзонхавы (XV ст.), было 8 учеников, которых считают перерожденцами (х-убильганами). От одного из них, Кень-дюн-Чжукба, основателя монастыря Чжамхлюмбу, и пошли Далай-Ламы, в некотором роде живые божества, утвердившиеся в Тибете, в Лхассе.

Депортация – репрессивная мера государственной политики СССР в сфере национальных отношений, которая заключалась в массовом принудительном переселении народов Юга России в 1920–1940-х гг. В годы ВОВ по обвинению в пособничестве Германии были депортированы карачаевцы (октябрь 1943 г.), калмыки (конец 1943 – начало 1944 гг.), чеченцы и ингуши (февраль 1944 г.), балкарцы (апрель 1944 г.). В мае 1949 г. Черноморское побережье Краснодарского края вновь подверглось тотальной зачистке от лиц греческой и турецкой национальностей. Сотни тысяч представителей депортированных народов были переселены на Урал, в Сибирь, Дальний Восток. Наибольшее число – в Казахстан и Среднюю Азию. Депортация принесла огромный ущерб экономике, обернулась разрушением государственных институтов народов Северного Кавказа, нарушила межнациональные связи, вызвала изменения в национальном сознании, внесла негативный фактор в отношения между народами и властью. На XX съезде КПСС (1956 г.) Н.С. Хрущев в своем докладе «О культе личности и его последствиях» показал неконституционный характер проводившихся мер. Депортация признана как ошибочная политика и осуждена как тяжелейшее преступление.

Джамаат – территориальная община у народов Кавказа.

Джанга́р – героический эпос калмыцкого народа, в котором изображены сказочная счастливая страна Бумба и её богатыри-защитники. Предполагают, что эпос сложился к XV в.; наиболее полная запись сделана в 1911 г. по варианту сказителя-джангарчи (джангарчи – исполнитель эпоса «Джангар» у калмыков) Овлана Эля.

Джихад (араб. – усилие) – любая борьба «на пути к Аллаху»: «джихад седца» – борьба с собственными дурными наклонностями, «джихад языка» – «повеление одобряемого и порицание запрещаемого», «джихад руки» – дисциплинарные меры против нарушителей законов и нравственности и «джихад меча» – вооруженная борьба с неверными.

Диаспора – часть народа, проживающая вне основной этнической территории.

Долма (толма, арм.), род голубцов, обёрнутых в виноградные листья, у народов Кавказа и Ближнего Востока.

Евангелие – общее название для первых четырех книг новозаветной части Библии (здесь имеются только в виду Евангелия канонические). Слово «евангелие» происходит от греческого euaggelion – добрая весть, благовествование, и прилагается к этим книгам потому, что в них излагается «добрая весть» о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. В своей совокупности они, сообразно с их числом, называются Четвероевангелием. Из четырех Евангелий первые три обыкновенно называются синоптическими (Евангелие от Матфея, Марка и Луки) – от греческого слова синопсис, соответствующего лат. conspectus. Это название дано им потому, что они весьма близки между собою по плану и по содержанию. Время происхождения Евангелие не может быть определено с безусловною точностью, но должно быть отнесено ко второй половине первого века. Самым ранним из Евангелие признается Евангелие от Матфея. Четвертое Евангелие написано в Эфесе «возлюбленным учеником» Иисуса Христа, Иоанном, который, по высоте своего учения о Боге-Слове, получил почетное название Богослова. Когда Иоанну принесли книги первых трех евангелистов, то он похвалил их за истинность и правдивость повествования, но нашел, что в них много опущено весьма важного. Дополняя синоптиков, Иоанн описывает преимущественно деятельность Христа в Иудее, подробно рассказывая о посещении Христом Иерусалима по большим праздникам вместе с другими паломниками.

Зурна (тюрк., от перс. сурнай – праздничная флейта) – деревянный духовой музыкальный инструмент у народов Кавказа.

Избегание – норма, ограничивающая или запрещающая контакты между определёнными категориями родственников и свойственников (англ. avoidance). Избегание встречается преимущественно в традиционных и традиционно ориентированных обществах в самых разнообразных формах: запреты видеться, смотреть друг на друга, прикасаться друг к другу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена, совместно принимать пищу, шутить, сквернословить или обсуждать сексуальные темы в присутствии друг друга и т. п.

Имам (араб. амма – стоять впереди, руководить) – руководитель общей молитвы в мечети, стоящий впереди всех.

Институт – совокупность норм в какой-либо области общественных отношений, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития.

Инцест (от лат. incestum – преступная связь, кровосмешение) – брачно-половые отношения между родственниками первой степени: матерью и сыном, отцом и дочерью, родными братом и сестрой. В первобытных обществах инцест был практически исключен нормами экзогамии, нарушение которых наказывалось смертью или изгнанием. В некоторых древних обществах допускались инцестуальные браки правителей. Инцестуальные браки иногда сохраняются в небольших изолированных популяциях. Инцестуальные браки неблагоприятны в генетическом отношении, так как способствуют распространению наследственных болезней. В большинстве современных обществ инцест считается аморальным и запрещён законодательно.

Ислам – одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. Ислам возник в VII в. на Аравийсском полуострове. В настоящее время ислам как мировая религия является одним из важнейших факторов современной политики. Во многих странах Азии и Африки действуют сильные исламские партии, а в некоторых государствах ислам был провозглашен официальной идеологий (Иран, Пакистан, Судан, Афганистан и др.).

Исламизм в политике – организация политической жизни на основе догм и предписаний исламской религии определяется такими важными для исламской религии принципами, как безусловное единобожие, абсолютная покорность Аллаху, беспрекословное подчинение верующих религиозной общине и религиозным авторитетам, а также деление всех людей на «правоверных» и «неверных».

Кибитка (тюрк. кибит – крытая телега, лавка) – крытая повозка – жилище кочевых народов евразийских степей.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты. Проявления конфликта исключительно многообразны. Конфликты могут возникать между отдельными враждующими группировками в рамках одного и между различными коллективами, могут характеризовать взаимоотношения религиозных сект или партийных фракций, приобретать форму забастовок и революций, ожесточенных классовых битв и межнациональных столкновений, локальных и мировых войн.

Коран (араб. кур’ан, буквально – чтение) – главная священная книга мусульман, собрание «божественных откровений», ниспосланных Мухаммеду. Включает проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесённые Мухаммедом в Мекке и Медине. При халифе Османе между 650 и 655 гг. была составлена редакция Корана, признанная канонической. Коран включает 114 глав – сур (90 «мекканских» и 24 «мединские»), которые делятся на так назывемые аяты. Ряд сюжетов Корана связан с христианскими и иудаистическими.

Кровная месть – обычай, требующий обязательного возмездия за убийство человека или нанесение ему увечий. Кровная месть представляла собой одно из наиболее действенных средств социальной регуляции и защиты личности или группы в обществах, где отсутствовала или слабо проявлялась государственная власть. Чаще всего кровная месть осуществляется ближайшими родственниками пострадавшего в форме убийства или нанесения аналогичных телесных повреждений («кровь за кровь»). Уклонение от кровной мести считалось величайшим позором, а соблюдение его – первейшей доблестью. Нередко родственники, не отомстив за смерть человека, не могли вступить в права наследования. Обычно кровная месть осуществлялась открыто, акт отмщения предавался всеобщей гласности. При этом принцип перенесения вины индивида на его сородичей при неразработанности принципа равноценности возмездия часто превращал кровную месть в длительные кровопролитные междоусобицы между родственными группами или даже племенами, порой заканчивавшиеся их полным истреблением.

Кумыс (тюрк.) – кисломолочный напиток из кобыльего молока (реже коровьего и верблюжьего). Содержит 2–2,5 % белка, 1–2 % жира, 3,5–4,8 % сахара, витамины, фосфор и кальций, 0,6–1,2 % молочной кислоты и 1–3 % спирта.

Кунацкая – комната в доме или отдельная постройка в усадьбе для гостей у народов Кавказа.

Куначество – обычай побратимства у народов Кавказа.

Левират (лат. levir – брат мужа) – обычай, предписывающий женитьбу на вдове брата. Левират широко распространён в качестве предпочтительной или даже обязательной нормы в традиционных и традиционно ориентированных обществах. Считается, что его бытование указывает на то, что, выдавая девушку замуж, семья или родственная группа отдаёт её не только мужу, но и его семье или родственной группе.

Лезгинка – народный танец горских народов Кавказа. Имеет много разновидностей. Музыкальный размер преимущественно 6/8.

Мужские союзы (мужские общества) – первобытный социальный институт, объединявший мужчин – членов разных общин. Тем самым мужские союзы создавали надобщинный уровень социальной организации. Мужские союзы осуществляли от имени предков регулятивные и контрольные функции, организовывали общественные работы, готовили юношей к роли взрослых членов общества и проводили инициации. В мужских союзах существовала, как правило, иерархия рангов, восходящая к возрастной стратификации. Ранги соответствовали различным уровням посвящённости.

Мухаджирство (происходит от «хиджра» – переселение пророка Мухаммада с последователями (мухаджирами) из Мекки в Медину в 622 г.) – переселение мусульман в страну правоверных. В современном контексте этот термин применяется к различным массовым переселениям мусульман, например мусульман Кавказа после Кавказской войны XIX в. или мусульман из Индии в Пакистан. Иногда, «мухаджирами» называют чеченских сепаратистов и уроженцев Чеченской Республики, претендующих на статус беженца в странах Европы.

Мюрид (ученик, добровольный последователь) – «ищущий путь к спасению» мусульманин, посвятивший себя духовному совершенствованию во имя сближения с богом.

Наиб – заместитель или помощник правителя. Во время Кавказской войны в имамате Шамиля – управитель области (наибства).

Накосник – головное украшение, чехол для косы.

Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность. (Например, казаки)

Нарты – герои-богатыри, персонажи эпоса народов Северного Кавказа (нартовский эпос).

Нация – исторически сложившаяся общность людей в результате единства территории, языка, культуры, этнического характера, менталитета.

Некрасовцы – донскиеказаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось за их потомками до наших дней. На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8 тыс. душ обоего пола, участники Булавинского восстания и их семьи. Вначале они обосновались на Средней Кубани при Лабе или на Таманском полуострове, где построили три городка: Блудиливский, Голубинский и Чирявский. Продвижение Русских заставило некрасовцев переселиться и с разрешения турецкого султана в 1740–1741 гг. большинство из них переселилось в Добруджу, а остальные задержавшись сначала на левом берегу Кубани, через сорок лет последовали за первыми к устьям Дуная. Здесь они основали несколько селений. В 1775 г., после разгрома Русскими Низовой Сичевой республики, там же появились Днепровские казаки. Те и другие старались занять лучшие рыболовные угодья и на этой почве между ними неоднократно доходило до вооруженных схваток: Поэтому некрасовцы через 10–15 лет начали новое переселение к берегам Эгейского моря в Энос или на озеро Майнос в Азиатской Турции, в 25 км от портового города Бандерма на Эгейской море.К началу XIX в. некрасовцы собрались в двух отдельных группах Майносской и Дунайской. Проживая на Майносе, некрасовцы хранили казачий общественный строй и идеалы национально-политических свобод, за которые боролись в рядах К. Булавина. Несколько иной облик приобрела община, оставшаяся в Добрудже, «дунаки» или «хохлы», как их называли майносцы. Эти постепенно потеряли казачьи национальные черты и обратились в эмиграцию религиозную. Поэтому «впоследствии они ассимилировались с позднейшими выходцами из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «Заветы». Начиная от 1912 г., с разрешения русского правительства, некрасовцы стали возвращаться в Россию. Они просились на Дон, но их оставили на Кавказе и не разрешили селиться севернее Кубани. К 1958 г. в СССР насчитывалось 7200 казаков-некрасовцев, из них майносцев 1.200 человек. Последние принесли с собой много интересных данных о старом языке, обычном праве и фольклоре донских казаков. Часть некрасовцев в 1963 г. переехала из Турции в США (224 человека).

Низам – во время имамства Шамиля свод разработанных законодательных норм, определявший «общие и постоянные обязаннности всех, а также ответственность за нарушение их».

Общи́на – естественно сложившееся надсемейное объединение людей, характеризующееся общностью интересов, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т. п. (например, земляческая, эмигрантская, религиозная общины). В узком смысле – самоуправляющаяся и самовоспроизводящаяся социальная ячейка надсемейного уровня, характеризующаяся личностными отношениями между входящими в неё людьми и типичная преимущественно для доиндустриальных обществ. По своим структурным признакам, формам существования и социально-экономическим функциям общины чрезвычайно многообразны.

Оземейные – неспособные к несению военной службы казаки на Дону в XVIII в., а также вновь прибывшие и неподлежавшие высылке в Россию люди. Они не служили и не получали жалованья, но обязательно участвовали в самообороне станиц. Занимались преимущественно земледелием и выполняли станичную и натурально-трудовую повинности. С 1763 г. платили в войсковую казну подушную подать. Поощрялись браки оземейных с казачками. Поступая на службу, они и их дети автоматически становились обычными казаками со всеми правами. На Дону число оземейных постоянно увеличивалось за счет пришлых днепровских казаков.

Папаха – высокая меховая шапка из овчины у народов Кавказа, обычно с донцем из ткани. Название заимствовано из азербайджанского языка – «рарах». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М. 1987. С. 200.) Головной убор мехом наружу сначала усвоили казаки на рубеже XVIII-XIX веков, и папаха стала форменным зимним головным убором практически во всех казачьих войсках.

Паста – крутая каша из пшена или проса у адыгских народов.

Патрони́мия (греч. pater – отец и ónyma – имя) – родственная или территориальная группа, наименование которой происходит от общего мужского предка.

Пищаль – (фр. arquebuse – аркебуза) фитильное дульнозарядное ружье. Заряжалась с дула каменными, позже свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе; появилась в конце XIV в., сначала это было общее название ранних русских образцов огнестрельного ручного оружия и артиллерийских орудий, поэтому ручные пищали (ручница, самопал, недомерок и др.) мало отличались от пищалей-орудий (крепостных или «затинных», стрелявших из-за укрытий); существенное отличие в конструкции ручных и артиллерийских пищалей возникло в XV в. с появлением фитильного замка; фитильные, затем кремневые ручные пищали применялись до XVIII в.; пищали-орудия делились на крепостные, осадные, полевые, полковые. Состояли на вооружении до XVII в.

Племя (англ. tribe, от лат. tribus). 1. Тип этнической общности и социально-потестарной структуры, теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции. Термин «племя» в англоязычной литературе употребляется также для обозначения многих крупных этнических общностей, прежде всего африканских, далёких от племенного уровня развития (в классическом понимании) и являющихся в некотором роде аналогами крупных наций. 2. Этническая общность, в которой существуют кровнородственные связи и деление на роды. Племя обусловлено наличием племенной территории, экономической общности между соплеменниками, единый язык, племенное самосознание, племенное самоуправление, запрет на кровнородственные связи внутри рода (эндогамия).

Побратимство (посестримство) – одна из форм искусственного родства, установление между людьми, не состоящими в кровном родстве, отношений, приравниваемых к братским или сестринским.

Полиги́ния (греч. polý – много, и gynē – женщина) – форма полигамии, брак одного мужчины с более чем с одной женщиной. Сороратная полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, которые приходятся друг другу сёстрами. Полигиния, в том числе и сороратная, была широко распространена в доиндустриальных обществах, особенно в тех, которые характеризовались выраженным доминированием мужчин в семейной и общественной жизни. В современных обществах полигиния встречается главным образом там, где действуют нормы шариата.

Политика – (греч. politike – искусство управления государством, область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть. Предметная область термина политика включает более 20 определений:

· Внешняя политика – политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене.

· Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов.

· Военная политика – составная часть общегосударственной политики, относящаяся к организации и применению средств вооружённого насилия для достижения политических целей.

· Геополитика (гр. ge – земля; politike – политика) – наука, изучающая совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование (наличие) которого позволяет ему добиваться своих целей на международной арене.

· Демографическая политика – государственная или региональная политика, стимулирующая или тормозящая рост населения.

· Миграционная политика – комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу и др.

· Региональная политика – деятельность органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны.

Поршни (моршни) – примитивная обувь, сделанная из одного куска кожи (или сшитая из двух – подошвы и верха), собранная вокруг щиколотки на ремешке.

Пятикнижие – первые пять книг Библии (в иудаизме называется Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Основная часть Пятикнижия создана в IX–VII вв. до н. э. Окончательная редакция в V в. до н. э.

Религия – вера в сверхъестественные силы, управляющие миром. Это фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил. Всякая религия содержит две стороны – природоведческую, объясняющую происхождение мира и сущность природных явлений вмешательством верховного существа (Бога) и социальную, призванную регламентировать жизнь общества и отдельных людей в направлении сохранения существующей общественно-экономической формации.

Риза (фелонь) – парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное облачение священнослужителей; металлический оклад на иконе, оставляющий открытым только лицо и руки образа.

Род – группа кровных родственников ведущих происхождение по одной линии (чаще всего отцовской), осознающих себя потомками одного предка и носящих общее родовое имя.

Саз – струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа (8–10 тройных и парных струн). Распространён у народов Кавказа и Закавказья, а также в Иране.

Сакля (груз. сахли – дом) – тип жилища у горцев Кавказа с каменными, глинобитными или саманными стенами и плоской крышей. Характерно террасообразное расположение саклей в горах, причём крыша нижнего дома может служить двором для верхнего.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Историческая форма моногамии – патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).

Сорора́т (лат. soror – сестра) – обычай, предписывающий женитьбу вдовца на сестре умершей жены. В доиндустриальных обществах сорорат был широко распространён в качестве предпочтительной или обязательной нормы. Считается, что сорорат тесно сопряжён с традицией брачного выкупа: смерть женщины, за которую заплачен выкуп, должна быть возмещена её семьёй или родственной группой, особенно если умершая ещё не родила детей.

Сунна (сонна, сюнна) «обычай», установившийся в мусульманской общине по отношении к какому-либо религиозному или юридическому моменту. Чаще всего, Сунна является у мусульман синонимом термина «хадис», что означает предание о Мохаммеде, о его поступках и изречениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.