КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования потребителей к товару на мировом рынке и международная конкурентоспособность товара 1 страница
Ь-н Т I Научно-технический прогресс как фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры Н 5, Ишеркстклк электронное средство развития товарное политик» фирмы 171 Этикет поведения в сети Интернет и задачи получения достоверной и добросовестной информации требуют перед рассылкой анкет выяснить у адресатов, согласны ли ониучаствовать вданном опросе, уведомить адресатов. Кроме того, в ряде стран при сборе международной маркетинговой информации о потребителе необходимо уведомить его относительно целей сбора информации и ее использования. Однако на практике это большей частью не соблюдается, и базы данных международных компаний содержат такой объем конкретной информации о потребителях, имеющей конфиденциальный и личный характер, что это явно нарушает права человека, однако доказать такое положение бывает невозможно. Информация получается из разного рода источников и имеет большую ценность. Например, информация, которой обладают универсальные торговые фирмы Японии, по своему значению приравниваются к информационным базам Пентагона или Ватикана. Заполнение анкет в сети Интернет весьма удобно. Также облегчена обработка заполненных анкет и систематизация результатов опроса. Для проведения опросов на Web-сервере разработаны многочисленные компьютерные программы, а также развивают свою деятельность специализированные компьютерные компании по проведению Web-опросов и работе с фокус-группами, в сети Интернет. Собранная информация обосновывает управленческие решения компании в международном масштабе и обеспечивает высокое качество внутрифирменного прогнозирования и планирования. Преимуществами информации, полученной с помощью Интернета, является ее оперативность, дешевизна, простота предоставления, получения и обработки, широкая сфера источников и др.
5. Интернет как международное электронное средство развития товарной, коммуникационной, сбытовой и ценовой политики фирмы Интернет в современном международном маркетинге играет большую роль в развитии коммуникационной, сбытовой, товарной и ценовой политики. Интернет и коммуникационная политика в международном маркетинге компании Интернет и реклама. Компаний активно используют Интернет для организации рекламы своих товаров. Интернет-реклама позволяет охватить практически весь земной шар, при этом максимально четко определяя целевую аудиторию. Глава 7. Информационная среда международного маркетинга Обычно реклама помещается на Web-странице компании, а также использует так называемые баннеры на тематических серверах других компаний или их групп и на поисковых серверах, обращение к которым приводит к переходу пользователя на сайт компании-рекламодателя. Тематические серверы позволяют арендовать пространство и держать на их страницах баннер с рекламой в течение специально оговоренного и оплаченного времени. Поисковый сервер, помимо этого, может купить поисковую категорию (подраздел темы) и поисковое (ключевое) слово, и тогда рекламный баннер будет высвечиваться всегда, когда пользователь при поиске будет обращаться к соответствующей тематике или к соответствующему поисковому слову, причем на всех соответствующих страницах (рис. 7.2). Аренда
Рис 7 2. Размещение и пользование рекламой в Интернете
Работой по размещению рекламы на различных страницах Интернета занимаются специализированные Интернет-сети рекламных агентств, с которыми, как правило, и заключают соответствующие договоры компании-рекламодатели. Такие специализированные рекламные агентства имеют собственные централизованные Web-серверы. Некоторые из них предлагают серверы счислом контактов от одного до 5 млн в месяц. В ряде случаев компания рассылает рекламные сообщения по специальным спискам адресатов с помощью электронной почты. Этично использовать описки, составленные на основе согласия адресатов быть включенными в них. Это может быть членство в клубе приверженцев товаров данной фирмы, списки владельцев дисконтных карт данной компании и тд Списки могут продаваться, сдаваться и браться в аренду, однако здесь следует быть очень осторожным, чтобы не вызвать недовольство со стороны адресатов рассылаемой рекламы. 5. Интернет как электронное средство развития товарной политики фирмы 173 Прямая почтовая e-mail-реклама дает большой эффект вследствие своей адресности и четкого определения целевой аудитории. Выбор рекламных ресурсов в Интернете предполагает анализ степени охвата целевой аудитории, стоимость рекламы, частоту подачи, частоту контактов и вызовов рекламного баннера, эффективность воздействия рекламы. При этом учитывается возможность для пользователей отключать каналы получения рекламных сообщений в режиме «стоп» или «без графики». За эффективностью рекламы в сети Интернет, за эффективностью работы рекламных Интернет-агентств следят сами агентства и специальные независимые ревизионные бюро. В случае узкой сегментации по определенному доменному имени (например, только jp (Япония), только ги (Россия) и т.д.), по определенной программе-браузеру, по определенной операционной системе стоимость рекламы возрастает, но если целевая аудитория выбрана правильно, это в значительной степени повышает эффективность рекламного воздействия. Качество Интернет-рекламы во многом определяется качеством ее баннера, приглашающего и заинтересовывающего пользователя войти через него на рекламную страницу компании-рекламодателя. Web-сервер используется также для тестирования рекламных концепций на
стадии их разработки. Интернет и public relations (PR). В настоящее время практически каждая компания имеет свое лицо в Интернете — Web-сервер, состоящий из нескольких Web-страниц, где она помещает, как в витрине, основные данные о себе, своей истории и достижениях, новости компании, пресс-релизы, сообщения для акционеров, краткую информацию о руководстве фирмы, об основных специалистах, п том числе и в области PR, о сфере их компетентности и ответственности, информацию о товарах-новинках, прайс-листы, спецификации, данные о сроках доставки, объявления о распродажах, финансовую информацию, архив пресс-релизов, регулярный информационный бюллетень и т.д. "Интернет позволяет компании предоставлять краткую и наиболее востребованную информацию в режиме автоответчика. При этом Web-сервер компании имеет направленность не только на потенциальных покупателей, но и на широкую общественность, поэтому важно определить стиль и тональность сообщений, особенности и содержание информационного наполнения. Информация, содержащая данные для связей с общественностью, может рассылаться и по электронной почте как в массовом пла- 174 Глава 7 Информационная среда международного маркетинга не,так и по адресам специального списка рассылки, что более эффективно. Некоторые компании создают виртуальный пресс-центр, где содержится более детальная информация о фирме и где можно вступить в диалог с ее специалистами. Если общая ПР-страница компании имеет свободный доступ, то доступ к такому пресс-центру у большинства компании бывает ограничен паролем в обмен на электронный адрес пользователя. Интернет и стимулирование сбыта, С помощью Интернета рассылаются специальные сообщения о проводимых компанией акциях по стимулированию продаж. На Web-сайте компании организуются всевозможные конкурсы и лотереи для покупателей ее товаров, в каталогах электронных магазинов предлагаются системы скидок с цены, электронные купоны, премии и т.д.
Готовыми целевыми аудиториями в международном маркетинге по сети Интернет могут выступать так называемые группы новостей, объединяющие пользователей Интернета по интересам, когда они сами берут нужную им информацию. В этом случае маркетолог может провести их сегментацию и размещать с соблюдением ее правил в нужной группе (группах) новостей, включающей потенциальных покупателей, соответствующую, как правило, косвенную информацию о своей фирме и ее товарах, атакже, если это допускается, пресс-релизы, каталоги, прайс-листы и т.д. и значительно повысить тем самым объемы их продаж. В международном маркетинге наиболее популярны группы новостей news: alt.business.import-export, news: alt.business.import-export only и др. Интернет и электронная торговля -в международном маркетинге компании • * Электронная торговля с помощью сети Интернет позволяет осуще Компания открывает на Web-сервере «электронный магазин» с полным набором соответствующих операций, включая оформление заказа и оплату товара по специальным электронным каталогам. Покупатели сами «заходят» на страничку и производят покупку. Важным электронным документом служит бланк заказа, разрабатываемый компанией для продаж товаров не только через электрон-. ные сети: он может быть распечатан, заполнен от руки и отправлен по обычной почте. Специальные технологии, в том числе «электронные 5. Интернет как электронное средство развития товарной политики фирмы 175 тележки», весьма удобны при продаже товара через Интернет. Они облегчают подбор товара, составление списка покупок, берут на себя расчетную работу пользователя, автоматически просчитывая стоимость товара с включением доставки, потребительского налога и специальных скидок, позволяют проверить наличие товара на складе, передать информацию в бухгалтерию и отдел доставки и многое другое. В то время, когда оформляется платеж товара с электронной карточки покупателя, ему предлагают проверить заказ, познакомиться с рекламой новинок и т.п. При этом компания собирает информацию о посетителях этой части своего сервера, об объеме и содержании продаж, о маршруте их движения по страницам электронного магазина, какие страницы они наиболее часто посещают, какой информацией пользуются, как совершают покупки, достаточно ли им информации для решения о приобретении товара и т.д., и вносит соответствующие коррективы, способные улучшить работу виртуального магазина, ввести дополнительные услуги для покупателей. Компания, открывшая электронный магазин, может давать информацию клиенту о ходе выполнения его заказа либо с помощью сообщений e-mail, либо путем предоставления возможности самостоятельно отслеживать движение заказанного товара к потребителю. Интернет и товарная политика в международном маркетинге компании С помощью Интернета компания может привлечь посетителей своей страницы к инновационной работе: не только высказать основные пожелания относительно усовершенствования товара, ной поучаствовать в разработке нового. Так, например, поступает известная «бриллиантовая» компания De Beers, которая предлагает желающим изобразить дизайнерские идеи в отношении ювелирных украшений, в частности формы колец и т.д., которые ее специалисты изучают и учитывают при разработке новых изделий. Web-сервер используется также для выяснения отношения потребителей к разрабатываемому товару, его упаковке — таким образом товар проходит всемирное предварительное интернет-тестирование. Интернет и ценовая политика в международном маркетинге компании С помощью списков рассылки компании рассылают прайс-листы своим клиентам. Web-сервер может быть задействован для изучения отношения потенциальных потребителей к тем или иным ценовым стратегиям компании касательно данного товара. 17б Глава 7 Информационная среда международного маркетинга 6. Проблемы и перспективы развития международной информационной среды Основная задача перед фирмами в развитии международной информационной среды заключается в интеграции и совместимости применяемых систем. Информационная технология наиболее вероятно повысит эффективность маркетинговых исследований в таких видах Деятельности, как производство и сбыт товаров производственного назначения, расфасованных потребительских товаров и фармацевтики, страховании, банковском деле, оптовой торговле и т.д. Имеются организационные и технические трудности при оплате товара через сеть, идентификации посетителя сайта, его подписи, правового статуса, т.е. стоит задача обеспечения правовой стороны оформляемых по Интернету контрактов и их исполнения. В частности» это касается и вопросов налогообложения коммерческих сделок в Интернете, которые пока остаются свободными от любых фискальных сборов. Весьма остро стоит вопрос о необходимости повышения степени надежности и конфиденциальности сетей компании, обеспечении их надежной защиты от взлома Компании активно разрабатывают и совершенствуют методы шифрования информации, однако 100%-ной защиты добиться все равно не удается. Разрабатываются специальные технические стандарты для гарантирования компаниям защищенной доставки соответствующей информации. Следующее направление совершенствования международной информационной среды — это повышение скорости передачи. Обеспечить высокую пропускную способность информации в сотни и тысячи раз призваны два американских проекта: Интернет нового поколения (Next Generation Internet — NGI) и Интернет-2. , Контрольные вопросы 1. Какова роль информационной среды в международном маркетинге? 2. Какие основные виды информационных сетей используются в международном маркетинге? 3. Что такое Интернет, Экстранет, Интранет? 4-. В каких технологиях в настоящее время проявляется развитие средств связи н информации? 5. В чем птлимушества и недостатки использования e-mail в бизнесе и маркетинге? <5. Каким обраэсхм находит применение Интернет в исследованиях и пла-нировании международного маркетинга? Контрольные вопросы 177 7. Как может Интернет использоваться в международной товарной политике? 8 Как может Интернет использоваться в международной коммуникационной политике7 9 Что такое электронная торговля и какова ее роль в развитии сбытовой политики международного маркетинга современной компании9 10. Назовите проблемы и перспективы развития международной информационной среды Раздел III ИЗУЧЕНИЕ МИРОВОГО РЫНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ Глава 8 МИРОВОЙ РЫНОК И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ /. Понятие мирового рынка и его классификация • 2. Понятие экономической и рыночной конъюнктуры и ее место в маркетинговых исследованиях • 3, Научно-технический прогресс как фактор развития общехозяйственной и рыночной конъюнктуры • 4. Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка • 5. Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры- их классификация и механизм взаимодействия 1- Понятие мирового рынка и его классификация Многочисленные обследования и опросы руководящего персонала фирм показывают, что изучение рынка, и прежде всего мирового, является важным направлением маркетинговых исследований, способствующим обеспечению высокой конкурентной позиции компании и ее товаров, в том числе и в международных масштабах. Так, опрос, проведенный на пороге XXI в. среди 276 американских компаний, представляющих основные отрасли промышленности, показал, что 99% опрошенных активно занимаются изучением рынка. Согласно данным другого обследования, проведенного в тот же период в Великобритании, 97% фирм систематически изучают рынки сбыта, причем для крупных ТНК эта цифра равна 100%. Комплексное исследование рынка, по мнению деловых кругов, является инструментом, помогающим бизнесмену избежать ошибок, снизить риск при принятии им рыночных управленческих решений. Товарный рынок — система экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей. Основной I Понятие мирового рынка и его классификация 179 формой связей первого типа является купля-продажа, второго — конкуренция. Товарные рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в целом. В ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки национальных границ и формируются международные, или мировые, товарные рынки, Функционируют они в тесном взаимодействии с соответствующими рынками отдельных стран и регионов. При классификации по территориальному признаку исключительно важен с методологической и практической точек зрения вопрос определения и структуризация понятия «мировой рынок». Условно первичным элементом этой системы является внутренний рынок, под которым подразумевают сферу товарного обмена, ограниченную государственными границами, совокупность экономических отношений товаропроизводителей и потребителей в контексте реализации товара. Отличие внутреннего рынка от национального заключается в появлении у последнего такого важного элемента функционирования экономического механизма большинства стран, как экспортно-импортные операции. Таким образом, национальный рынок — это сфера осуществления внутриторговых и внешнеторговых операций. Исходя из вышеизложенного, мировой рынок логично определить как совокупность национальных рынков, включающих как внут-риторговые, так и внешнеторговые операции. Таким образом, мировой рынок — понятие значительно более широкое, чем международные торговые операции, за счет включения такого важного элемента, как внутренняя торговля. При этом внутренняя торговля обеспечивает преимущественную долю всех торговых операций мирового рынка. Существует огромное разнообразие товарных рынков, в том числе и мировых, с присущими им условиями формирования и факторами развития экономической конъюнктуры. Для каждого товарного рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов, определяющих особенности и параметры краткосрочных и долгосрочных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений, их относительную значимость, ранжирование во взаимодействии друг с другом. Практическая направленность, конъюнхтурных исследований определяет специфику подходов и методов классификации мировых товарных рынков (табл. 8Л). L80 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура Таблица 8 1 Классификация мировых товарных рынков
I Понятие мирового рынка и его классификация '°' Окончание тйбп 8 I
Поясним приведенную классификацию типов товарных рынков. Привлекательность страны в качестве рынка сбыта той или другой продукции определяется прежде всего двумя характеристиками: структурой хозяйства и уровнем и распределением доходов в стране. Структура хозяйства определяет производственный спрос, т.е. спрос на сырье, материалы, машины и оборудование, инструменты Группе промышленно развитых стран свойственна передовая структура хозяйства" промышленность носит широкодиверсифицированный характер, значительно развита сфера услуг, доля сельского хозяйства невелика В группе развивающихся стран структура хозяйства представлена прежде всего сельским хозяйством и горнодобывающей промышленностью, имеющими экспортную направленность Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами промышленных товаров При этом они ориентируются главным образом на наукоемкие отрасли Большой размах и многообразие производственной деятельности делают промышленно развитые страны с их богатыми рынками сбыта, привлекательными для любых товаров. Значительно способствуют этому усиление процессов специализации и кооперирования на основе международного разделения труда, а также научно-технический прогресс, Новые индустриальные страны уделяют большое внимание развитию обрабатывающей промышленности и ее диверсификации. Они все больше полагаются на импорт различного сырья и продукции тяжелого машиностроения1. Развивающиеся страны, страны — экспортеры сырья богаты одним или несколькими видами природных ресурсов Большую часть валютных поступлений для нужд развития своей экономики они получают за счет экспорта этих ресурсов. К таким странам относится в настоящее время и Россия, тошшвно-сырьевые ресурсы в экспорте которой составляют около 90%. 182 Глава 8 мировой рынок и рыночная конъюнктура Уровнем и характером распределения доходов в стране определяется прежде всего спрос на потребительские и продовольственные товары. Обобщающим показателем уровня доходов является величина валового внутреннего продукта (ВВП) в расчете на душу населения в стране. Классификация рынков ло товарно-отраслевому признаку с многоуровневой детализацией принята во всех исследовательских учреждениях, обслуживающих интересы сферы внешнеэкономической деятельности В группу рынков машин и оборудования входят различные рынки машинно-технических изделий, такие, как, общего машиностроения; электротехнического и приборостроения, транспортного машиностроения. В группу рынков минерального сырья и топлива включены рынокто-плива и энергетического сырья (уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, уран), рынки минерального сырья (руды черных и цветных металлов, бокситы, первичные и вторичные металлы); рынки химического сырья и сельскохозяйственных удобрений. В группу рынков сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; рынки промышленного сельскохозяйственного сырья (хлопок, шерсть, натуральный каучук); рынки лесных товаров (деловая древесина, пиломатериалы, целлюлоза и т д.); рынки продовольственного сырья (зерно, сахар, животные и растительные масла, мясо, кофе, фрукты, рыба и рыбопродукты). Подобная классификация обусловлена тем, что национальная статистика большинства государств и статистика международных организаций, и прежде всего ООН, строится по отраслевому признаку Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения условий торговли и характера взаимоотношений между продавцами и покупателями, поскольку указанные условия являются важными факторами формирования цен на этих рынках, их уровней и стабильности. Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора — оптовый и розничный. Оптовая торговля — это посредническое звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Она оперирует относительно крупными партиями, осуществляется по оптовым ценам, часто иегхользует форму кредита и тд. Розничная торговля представляет собой форму торговли, посредством которой Товар поставляется конечному потребителю. Она осуществляется по розничным ценам, сопряжена с набором различных услуг, оказываемых потребителю. I Понятие мирового рынка и его классификация 1 S3 В структуре большинства мировых товарных рынков можно различить два основных сектора — закрытый и открытый, которые обладают собственными принципами торговли и ценообразования; эти секторы, в свою очередь, могут быть условно разбиты на сегменты Закрытый мировой рынок представляет собой товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели, связанные различными формами некоммерческих отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового контроля, соглашениями о специализации и кооперировании, специальными торгово-экономическими, валютно-кредитными, военно-политическими и специфическими договорами, которые не носят сугубо коммерческого характера, Основные сегменты закрытого мирового рынка — это внутрифирменные поставки, представляющие товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями крупных (преимущественно транснациональных) корпораций; поставки между аффилированными (зависимыми) компаниями, субпоставки товаров, осуществляемые мелкими и средними формально независимыми фирмами, выступающими подрядчиками монополий или олигополии в рамках специализации и кооперирования производства; специальная торговля, представленная поставками товаров в рамках «помощи», по долгосрочным контрактам, бартерные и компенсационные сделки, сделки «свич» и т.д. Важнейшими особенностями, присущими формированию конъюнктуры в закрытом секторе товарного рынка, являются преобладание различных форм регулирования, ограниченное влияние конъюнктурных факторов и свободных механизмов рынка, относительная устойчивость рыночных цен. Однако эти цены не являются мировыми и не могут служить справочными ценами. Открытый сектор мирового рынка представляет собой сферу обычной коммерческой деятельности практически неограниченного круга независимых покупателей и продавцов. Отсутствие специфических связей (некоммерческих) между контрагентами предопределяет относительную неустойчивость складывающихся между ними отношений. Для них характерны заключение краткосрочных коммерческих сделок (насрокдо 1—1,5 лет); операции на свободном рынке, представленные главным образом сделками на бирже и ринке спот; частые и резкие колебания цен. Цены открытого мирового рынка являются мировыми и могут служить справочными ценами. Промежуточное положение на стыке двух основных рыночных секторов занимают торговые операции, характеризующиеся специфическими особенностями обоих упомянутых секторов, но вьщеляемые в особую преференциальную зону. Сюда следует отнести торговые сделки по долгосрочным контрактам, торговлю региональных торгово-экономических
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |