Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организмический код




Терапия через музыку

Как средство излечения музыка всегда имела фундаментальное значение. Первобытные народы использовали ее в своих магических ритуалах; в наше время в некоторых племенах танцы и песнопения служат средством изгнания злых духов из тела человека или из всего племени. Древние греки считали, что музыка и музыкальные инструменты были дарованы человеку богами и обладали божественной силой. Итак, уже в древности музыка считалась чем-то, исходящим напрямую от доброй божественной силы, непосредственным посланием некоего экзистенциального совершенства.

Еще Платон и Аристотель предпринимали попытки изучить эффект, производимый музыкой на человека: они описывали состояния экстаза, умиротворенности или неконтролируемых эмоциональных состояний. Сократ, к примеру, полагал, что некоторые слишком разнузданные мелодии наносят вред здоровью, поскольку располагают человека к неуемному веселью неестественным и не спонтанным образом.

С появлением академической психологической науки с XVIII века начались попытки научно и с документальным подтверждением описать воздействие музыки или пения на человека. Результаты подобных исследований можно сегодня найти в сотнях документов, и я считаю очень интересным ознакомиться с ними. Подтверждением музыкального воздействия, однако, слу-

­ Конец страницы 54 ­

¯ Начало страницы 55 ¯

жит и всегда будет служить субъективный опыт, проживаемый конкретным индивидом, и никто другой не сможет продемонстрировать его, изобразить или описать.

Как и множество других вещей, музыка генерирует энергию и движет ею. Эта энергия сокровенна в каждом из нас и не может быть сведена к какой-то одной схеме. Просто-напросто мы возвращаемся к явлению музыки универсума, чьи ритмы составляют нотный стан нашего организма: почему бы не познать и не изучить эти ритмы, начав с поиска их в нашем теле?

Речь более не о том, чтобы извлекать на поверхность из человеческой памяти психические структуры, сформировавшиеся путем оседания первоначального врожденного инстинкта в зонах коллективного бессознательного, присутствующего в каждом из нас, а смиренно, но решительно устремиться на поиск в самих себе причинной реальности в соответствии с моментом «здесь и сейчас» музыкального диктата собственной физиономической структуры.

Бессознательное проявляется также и музыкально. Каждый человек проецирует в своих разнообразных проявлениях собственное психическое состояние. Слушать музыку или танцевать под какую-нибудь мелодию или ритм может также означать, что человек добровольно становится актом исполнения психоэмоционального намерения автора, что многим может показаться естественным. Музыка слушается не только ушами: она становится точно определенным психическим фактом тогда, когда индивид позволяет этому по-

­ Конец страницы 55 ­

¯ Начало страницы 56 ¯

сланию захватить себя. Впоследствии то, что многие из нас считают спонтанным, может служить эмоциональной нагрузкой, интенционально чуждой нам самим.

Здесь я хочу внести одно замечание: кто мне гарантирует, что произведения пусть даже выдающихся композиторов, врачей или терапевтов, реально могут содействовать разрешению сугубо личных проблем разных субъектов, участвующих в музыкотерапии? Возможно, кое-кто мне возразит: но если правда, что некоторые музыкальные произведения являются выражением комплекса социального или самого автора, то, как отличить жизнь

Могу ответить, что это личная проблема каждого, решившего стать терапевтом или воспитателем: как можно гарантировать успех терапии, если отсутствует здоровье самих деятелей? Их здоровье должно постоянно подтверждаться и, прежде всего, внутренней уверенностью самого деятеля и фактической очевидностью. Каждый психотерапевт-онтопсихолог легко умеет различать различные послания свои и чужие, поскольку он использует универсальные каналы проверки и критерий субъективности. Доказательство точной действенности этого критерия можно выразить так: функциональность, результатом которой выступает выгода, преимущество для субъекта.

Особая тема нашей школы посвящена тому, как определить базовую музыкальность здорового организма, как найти ритм упорядоченного инстинкта. Первые исторические источники возводят этот ритм к звуку ударов гладиаторских мечей по щитам Fratres Arvales, учрежденных царем-священником Помпилием, одним из первых семи царей Древнего Рима. Затем одни события сменяли другие, возникали и исчезали идеологии, но этот ритм — здоровым или извращен-

­ Конец страницы 56 ­

¯ Начало страницы 57 ¯

но этот ритм — здоровым или извращенным образом _ пусть в различных вариациях сохранился во многих народных ритмах, от афро-американского кандомбля до итальянского сальтарелло. Это основной изначальный ритм синаптических инстинктных вариаций природы.

Четкое отличие онтопсихологии от других наук заключается в том, что она открыла эпистемический критерий — онто Ин-се, который психоэмоционально проявляется в структуре организмического Ин-се, постоянным проявлением которого является биологическое здоровье. Следовательно, она опирается на биологическую, организмическую основу, то есть на тот базовый код, с помощью которого жизнь закладывает и поддерживает здоровье нашего тела. На практике этот критерий проявляется в использовании такого ритма, который постоянно резонирует с разнообразными проявлениями основных инстинктов здорового организма.

Для мелолистики онтопсихология не использует музыкальные произведения великих композиторов по трем причинам.

1) Прежде всего, любое музыкальное произведение является общей темой, уже развитой в самостоятельной диалектике, и поэтому оно индифферентно для самовосприятия индивидуальной потребности субъекта и чуждо коренной предпосылке гармоничного и инстинктивного здоровья, которое природа внутренне присущей ей силой устанавливает в нашем теле.

2) Целью музыкотерапии в онтопсихологическом смысле является гармоничное, целостное, циркулирующее здоровье всех частей нашего организма. Результатом практического вмешательства онтопсихологии всегда является восстановление организмического

­ Конец страницы 57 ­

¯ Начало страницы 58 ¯

здоровья, чего нельзя с уверенностью утверждать о воздействии произведений великих композиторов. Прослушивание их музыки может доставить чисто интеллектуальное, а значит, парциальное относительно целостности организма, удовольствие, не затрагивающее коренной предпосылки, лежащей в основе человеческого намерения.

3) Как правило, общее представление о музыке является сублимированным отражением комплексов коллективной патологии, именно поэтому она так нравится всем, ею восхищаются. Считается, что музыка представляет собой «творческую», «чистую» или «героическую» сублимацию, тогда как в действительности речь идет о сфокусированном выражении скрытой боли и страдания, поэтому она не может применяться в рамках метода, направленного на восстановление инстинктного здоровья тела. Подтверждением тому служит личная жизнь многих художников, испещренная зачастую болезнями, бесплодными поисками, затаенным горем, поэтому расплатой за великое «божественное» вдохновение становится внутренний «холокост». Предлагать нашему организму подобный «пафос», воспевающий боль и страдание, — значит принуждать его к навязчивости, работе вхолостую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.