Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика аддиктивных расстройств




Редакция American Journal of Psychiatry в 2008 году высказала мнение, что интернет-зависимость является "компульсивно-импульсивным" расстройством, то есть расстройством, сопровождающимся навязчивыми состояниями. Поэтому ее следует внести в официальные справочники психических расстройств, считают эксперты.
Среди видов Интернет - зависимости ученые выделили зависимость от онлайновых игр, кибер-секса, а также от общения с помощью электронной почты и мгновенных сообщений.
По мнению специалистов, зависимые интернет-пользователи имеют много схожего с другими "наркоманами". Например, они испытывают импульсивное влечение к предмету своей зависимости и негативные ощущения при воздержании. Им требуются всё более совершенное оборудование, программное обеспечение, и большее количество часов, проведенных в Интернете.

Описание пристрастия к азартным играм, как патологического состояния, было дано еще Э. Крепелиным более 100 лет назад. Это состояние было отнесено к расстройствам личности, наряду с патологическим коллекционированием, однако научно обоснованные критерии болезненного пристрастия к игре были впервые систематически изложены лишь в Американской классификации психических расстройств. В ней главными признаками патологической игры признана "хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться импульсу игры, поведению игрока, что ставит под угрозу, нарушает и разрушает личное, семейное и профессиональное положение. Характерными проблемами являются большие долги и последующее невыполнение по их уплате, разрыв семейных отношений, мошенничество и запрещенная финансовая деятельность". Аналогичные диагностические критерии даются в Международной классификации болезней.
На основании эпидемиологических исследований выяснено, что этим расстройством страдает примерно 0,5 % населения, а в США находится в диапазоне 0,5 -1,5 % при этом наиболее часто встречается у мужчин.

Общие закономерности болезней зависимости

• эпизоды измененных состояний сознания при контакте с предметом (или деятельностью) — зависимости, которые проявляются в «особых состояниях сознания»;

• непреодолимость зависимости, характеризующейся приступообразностью, импульсивностью вне борьбы мотивов.

 

Нельзя не отметить еще одну особенность всех зависимых пациентов, а именно — нарушение эмоционального развития, характеризующееся следующими особенностями:

 

1) трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;

2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения;

4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

 

Нет точных данных, в чем же причина данных расстройств эмоциональной сферы.

В работах зарубежных специалистов также предлагаются теории возникновения и развития зависимых состояний.

Леон Вёрмсер предпринял попытку описания основных особенностей зависимой личности, заключающиеся в следующем.

Наркотики, алкоголь, азартная игра, нахождение в сети Интернет или игра на компьютере постоянно используются в качестве искусственной защиты; они употребляются для избавления от переполняющих человека эмоций. При этом просматривается некоторая связь между значимым чувством и предпочитаемым видом зависимости. Например, некоторые игроки говорят, что играют только тогда, когда сильно раздражены, что игра действует на них успокаивающе.

У большинства людей, страдающих болезнями зависимости, обнаруживается так называемое «ядро страхов» (фобическое ядро), на котором и основывается последующая патология — обычно с сопутствующими страхами (и желаниями), встроенными в различные структуры, ограничения, обязательства, сопровождающими физическую и эмоциональную близость и любовные связи. Смысл их жизни и стремлений, все то, чего они жаждут больше всего на свете и от чего зависят, также сосредоточивается в одном объекте или одной ситуации. В случае с азартными игроками таким объектом становятся рулетка или игровой аппарат, а в качестве ситуации выступает игра, в случае кибераддикции – компьютер.

Там, где есть страхи, всегда существуют защитные фантазии — выдуманные защитные фигуры или системы, особенным образом уравновешивающие существующие страхи. Такой поиск защиты от объекта страха и тревожной ситуации почти неизбежно приводит к зависимости, как только находится подходящий фактор — азартная игра, любовный партнер, фетиш, наркотик, система ритуальных действий или психоаналитик. В наиболее типичной ситуации зависимость порождает защитную фантазию, которая лучше всего ограждает от страха и тревоги. «Защитники», которые у больного вызывают зависимость, значительно переоцениваются и воспринимаются возведенными в крайнюю степень: всемогущий, вседающий, всепрощающий, или, наоборот, все разрушающий, все осуждающий, все отбирающий. Так, у большинства игроков существуют один или два любимых игровых аппарата, которые, по их мнению, лучше других — более «честные». Зачастую они так и говорят: «за моим аппаратом мне спокойнее», «мой аппарат меня никогда не подводил», «я знаю, что если в него вложу 10 тысяч, то он начнет отдавать». При этом никогда не берутся в расчет случаи, когда все происходило иначе.

Разрываясь между страхом осуждения окружающими и неконтролируемыми потребностями, зависимая личность приобретает выраженную эмоциональную нестабильность и ненадежность. Именно ненадежность людей, страдающих зависимостями, так поражает окружающих и приводит в отчаяние самих пациентов.

Предполагается, что зависимая личность создается как каркас, на который нанизываются зависимости-фетиши. Характерными чертами данного типа личности являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать,- сказать "нет" (то, что в обиходе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, безоговорочное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества и желание его избегать. Часто встречается социальная неприспособленность, характеризующаяся узким кругом общения (может быть со многими людьми, но очень поверхностное), неумением высказаться, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением планировать свое время, неспособностью добиваться поставленных целей. Для них характерно отсутствие постоянной работы. Они часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие - нередко пребывают в состоянии депрессии.

 

Этапы развития зависимого поведения заключаются в следующем:

1) появляется «точка кристаллизации» в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии. Возникает понимание, что существует вещество или способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние. В случае с игроками такой интенсивной положительной эмоцией нередко становится первый крупный выигрыш. Многие даже спустя годы помнят то состояние, которое возникло, когда им удалось «получить денег просто так»; в случае кибераддикции такие эмоции вызывают обилие информации в сети, понимание виртуальным партнером, завораживающая графика или сюжет игры;

2) устанавливается зависимый ритм, который выражается в определенной последовательности обращений к средствам зависимости. Для многих игроков существует определенный режим походов в игровые заведения. Для кого-то это может быть один раз в неделю, для кого-то обязательным может быть ежевечернее посещение игрового зала. Для Интернет-зависимых людей – это желание находиться on-line.

3) формируется зависимость как составляющая часть личности. В этот период к предмету зависимости прибегают лишь в связи с жизненными затруднениями. Существует внутренняя борьба между естественным и зависимым стилями жизни. Постепенно зависимый стиль вытесняет естественный, и становится частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни; в этом периоде в ситуациях повышенного контроля особой ответственности возможен контроль над своим пристрастием. Это проявляется в более частом посещении игровых салонов. Однако если в семье начинают возникать конфликты по поводу чрезмерного увлечения супругом азартными играми, это может на определенный срок прекратить посещения им игровых заведений;

4) период полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими; человек погружается в зависимость, отчуждается от общества. У игроков на этом этапе игра становится стилем жизни, главной ее целью. На этом этапе у многих игроков разрушены семьи, потеряна работа.

 

Болезням зависимости свойственны следующие признаки:

 

1. Синдром измененной восприимчивости организма к действию данного раздражителя (защитные реакции, устойчивость к нему, форма потребления);

2. Синдром психической зависимости (навязчивое влечение, психический комфорт в период потребления, будь то наркотик, алкоголь или игровой аппарат);

3. Синдром физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физический комфорт в интоксикации).

Последний из приведенных признаков более выражен у людей, страдающих зависимостью от каких-либо химических веществ, и у игроков, но в меньшей степени, он также может иметь место. В любом случае эти три синдрома отличают страдающего болезнью зависимости человека от здорового.

Диагностические признаки «патологического гемблинга»

В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской психиатрической ассоциацией («American Psychiatric Association») как болезнь, а на сегодня она обозначается в Международной классификации болезней кодом F63.0 и определяется как «расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей».

Одержимость азартными играми признана эмоциональным заболеванием. Жизнь с таким заболеванием превращается в саморазрушительное существование. Дом наполняется горечью и отчаянием. Жизнь становится невыносимой.

На западе характерными для «истинных» патологических игроков являются следующие диагностические признаки:

• у таких пациентов отмечается более высокий уровень интеллекта (IQ в среднем 120) по сравнению с популяционной нормой;

• патологические игроки оказываются, как правило, «трудоголиками», отличающимися высокими профессиональными достижениями;

• себя они часто описывают в крайних категориях — либо как очень хороших, либо как очень плохих, но почти все отмечают присущий им высокий уровень внутренней энергии, которую «порой просто некуда девать»;

• для личности патологических игроков характерным является избегание тяжелых конфликтов с помощью лжи, преувеличения и искажения фактов. Они обычно чрезмерно критичны к своим супругам, друзьям и членам семьи. Таким лицам присущи авантюризм и риск в делах;

• характерные особенности имеются у игроков при неформальном общении — они часто скучают среди людей. Они склонны продолжать свою деловую активность после работы с помощью телефонных переговоров;

• игроки, как правило, являются хорошими организаторами, но плохими исполнителями. В силу этого они инициируют различные проекты, но редко доводят их до конца;

• азартные игроки обычно не занимают денег, пока у них имеется какое-то их количество, но если занимают — то делают это в максимально возможных количествах и с нарастающей частотой. Вообще игроки считают, что деньги надо тратить, а не копить. Они предпочитают иметь деньги наличными, а не в виде чеков или кредитных карточек;

• игра является для них наиболее привлекательным способом получения удовольствия и релаксации, которые в процессе развития игровой зависимости обычно угасают.

В 1981 году Р. Л. Кастер описал «мягкие признаки» патологической игры, которые, по его мнению, заключены в особенностях поведения, свойственного людям, имеющим большой риск развития у них патологической игровой зависимости. Эти признаки являются дополнительными к основным диагностическим критериям патологической игровой зависимости. При этом Р. Л. Кастер подчеркивал, что «мягкие признаки» полезны не только для установления диагноза, но и для дифференцированных лечебных рекомендаций, поскольку позволяют на ранних этапах отличить пациента с «игровой» структурой характера.

В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии, подробно описанные Р. Л. Кастером.

Анализ игровых срывов в ходе психотерапии игроков позволил обнаружить и описать развитие фаз в поведении пациентов (воздержания, «автоматических фантазий», нарастания эмоционального напряжения, принятия решения, вытеснения принятого решения, реализации принятого решения). Следовательно, существует игровой цикл, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами.

Фаза воздержания. Характеризуется воздержанием от игры, главным образом, из-за отсутствия денег, давления ближайшего окружения или выраженного подавленного состояния вследствие очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс.

Фаза «автоматических фантазий». Главной характеристикой ее является учащение спонтанных фантазий об игре. Пациент проигрывает в своем воображении, как правило, состояние азарта и предвкушение выигрыша, сопровождающее начало игры, и вытесняет эпизоды проигрышей. Эти фантазии могут возникать либо на основе воспоминаний о своем прошлом игровом опыте, либо носить произвольный характер, базирующийся на воспоминаниях об игровой увлеченности героев художественных произведений или кинофильмов, и фактически оторванный от реальной ситуации. Название «автоматические» отражает возникновение их либо совершенно спонтанно, либо под действием косвенных стимулов. Так, у одного из наших пациентов игровые комбинации непроизвольно складывались при случайном наблюдении за номерами автомобилей.

Фаза нарастания эмоционального напряжения.

Главная черта этого этапа — нарастание эмоционального напряжения, которое, в зависимости от индивидуальных личностных и физиологических особенностей, может иметь тоскливо-подавленный, раздраженный, тревожный или смешанный характер, сочетающий в себе повышенную, но нецеленаправленную активность с нервозностью и раздражительностью. Иногда такое настроение сопровождается учащением фантазий об игре. В других случаях оно воспринимается пациентом как совершенно бессодержательное и даже направленное в сторону от игрового импульса (повышение сексуального влечения или стремление к интенсивным физическим и интеллектуальным нагрузкам).

Фаза принятия решения играть. Как правило, решение играть происходит двумя путями:

а) пациент под действием нарастающих фантазий в «телеграфном» стиле планирует способ реализации своего желания. Обычно это какой-нибудь «очень вероятный для выигрыша», по мнению пациента, вариант игрового поведения. Такой способ принятия решения играть характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую;

б) решение играть приходит сразу же после игрового эпизода, и в его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм принятия решения характерен для второй и третьей стадии заболевания, когда промежуток между игровыми эпизодами заполнен отчаянными попытками остановится, а каждый срыв воспринимается как нечто фатальное и необъяснимое.

Фаза вытеснения принятого решения. Это наиболее важный этап, который обусловливает беззащитность сознательного «Я» по отношению к желанию играть. Суть этой фазы заключается в том, что интенсивность осознаваемого больным желания играть начинает уменьшаться, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением, что, как правило, является отражением иррациональных схем мышления. Иногда в это время нормализуются или относительно улучшаются экономический и социальный статус больного. Сочетание вышеперечисленных условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого для себя риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (получение большой суммы денег на руки, прием алкоголя, попытка сыграть ради развлечения и отдыха и т. п.).

Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Очень часто игроки описывают этот период как состояние «транса», заявляют, что они «становятся как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные контраргументы, которые тут же отметаются всем набором описанных выше иррациональных схем мышления. У игрока в это время доминируют ложные представления о возможности контролировать себя и разумно подходить к вопросу вероятности выигрыша. Происходит смешение представлений о влиянии на игровой процесс (размер ставок, выбор комбинаций, различные ритуальные действия) с возможностью контролировать исход игры (выигрыш или проигрыш). В большинстве случаев, пока не проигрываются все деньги, игра не прекращается.

Важнейшим шагом на пути преодоления игровой зависимости является признание наличия проблемы и активная потребность вести здоровый образ жизни.

Специализированных центров для лечения зависимости от азартных игр в Москве нет. Существующие в Москве клиники, занимающиеся лечением нарко- и алкогольной зависимостей, могут, конечно, взять на лечение игрока, но только если при этом у него есть и проблемы по их прямому профилю. Лечение в реабилитационном центре стоит от $3 тыс. до $5 тыс. за 35 дней.

Еще есть наркологические диспансеры. Они лечат амбулаторно и, как говорят сами врачи, только на медицинском уровне. Работа с психологом-специалистом в диспансерах не предусмотрена.

Ведущие специалисты в области терапии зависимостей считают, что следующий взгляд на лудоманию, как на болезнь, наиболее точно отражает истинную картину:

1. Заболевание первично, а не является следствием какого-либо другого заболевания или поведенческих нарушений.

2. Заболевание хроническое (неизлечимое) в том аспекте, что не проходит с течением времени и даже после долгого периода воздержания азартный игрок может начать играть с новой силой и еще большими последствиями.

3. Прогрессирует. Если не приостановить болезнь в развитии, то симптоматика с течением времени усугубляется. Имеет тенденцию к срывам (возвратам) и в это время проявляется в острой форме.

4. Заболевание может быть смертельным -часто игроки заканчивают самоубийствами или смертью от употребления алкоголя или наркотиков.

 

Одержимый игрок обычно проходит через четыре стадии:

 

- Стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.

- Стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.

- Стадия отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других,

паника, потеря работы, незаконные действия.

- Стадия безнадежности - чувство безнадежности, мысли о самоубийстве и возможно попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.

 

Лечение таких людей – это сложный и длительный процесс, потому что работать необходимо со всеми теми сферами жизни человека, которые затронуты болезненной зависимостью. Это объясняет то, почему многие попытки специалистов или больных терпят неудачу. Воздействуя только на одну из сфер (медикаментозные препараты или же консультации у психолога, смена места жительства, работы, супруга, искусственная изоляция и т.п.) будет получаться заведомо отрицательный результат.

 

Необходимо комплексное воздействие, желание больного выздоравливать и самое главное действия, основанные на рекомендациях к выздоровлению, полученных на опыте тех людей, которые удачно решили свои проблемы.

Болезни должны лечить специалисты, компетентные в данных вопросах.

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

А.

  • Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
  • Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
  • Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.
  • Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.
  • Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
  • Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
  • Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.
  • Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.
  • Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
  • В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.

Б.

  • Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных гемблеров, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов гемблинга - от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O'Connor, Dickerson, 2003). Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных гемблеров: 1. с нарушением поведения; 2. эмоционально неустойчивые; 3. антисоциальные гемблеры, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них - личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4% случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок - это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных гемблеров-мужчин и 70 гемблеров-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальный гемблинг; интенсивный гемблинг; проблемный гемблинг. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что гемблингу у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин - алкоголизм (Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Критерии патологического влечения к азартным играм (F 63.0 по МКБ-10)

- повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;

- возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, нарушения социальной и профессиональной адаптации;

- невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;

- постоянная фиксация мыслей на азартной игре и все, что с ней связано.

Если в результате участия в азартных играх появляются проблемы в любой из сфер жизни, и если человек не может самостоятельно прекратить играть или прекращает, а потом снова "срывается" - это зависимость. Степень заболевания определяется уровнем разрушений по всем сферам.

Признаки патологического влечения к азартным играм описал еще Достоевский, сам азартный игрок. Если же говорить об этом влечении с точки зрения профессионала, она имеет признаки, как и любое другое заболевание:

а) потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия (зашел в казино на часик, а вышел через сутки; хотел рискнуть 50 рублями, а проиграл 10000);

б) нарушение сна, провалы в памяти;

в) физические страдания (боли в области сердца, нарушение питания);

г) сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;

д) игра, как средство для улучшения состояния;

е) проблемы в окружении (скандалы в семье, проблемы на работе).

Согласно американской классификации психических расстройств диагноз зависимости от азартных игр можно поставить, обнаружив хотя бы четыре признака из девяти следующих:

1) частое участие в игре и добывание денег для игры;

2) частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного времени, чем субъект намеревался ранее;

3) потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения;

4) беспокойство или раздражительность, если игра срывается;

5) повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю («охота за выигрышем»);

6) неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие;

7) учащение игры в ситуациях, когда грозит необходимость выполнить свои социальные и профессиональные обязанности;

8) принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры;

9) продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги, или, несмотря на другие важные социальные, профессиональные или юридические проблемы, которые, как хорошо известно субъекту, будут возникать из-за игры.

 

Выделяют следующие признаки игровой зависимости:

· Для достижения удовольствия от игры приходится повышать ставки и играть на большие суммы.

· После прекращения игры возникает беспокойство, эмоциональный дискомфорт.

· После проигрыша, даже крупного, человек приходит отыгрываться.

· Человек думает об игре, когда не играет.

· Продолжение игры угрожает работе, учебе.

· Для сохранения возможности играть человек начинает обманывать родственников и друзей.

· Игра становится способом ухода от проблем.

· Игра приводит к нарушениям закона. Например, к растрате денег, кражам.

 

Ц.П.Короленко и Т.А.Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.

6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

 

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

 

А.

- Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.

- Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.

- Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.

- Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.

- Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).

- Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).

- Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.

- Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.

- Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.

- В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.

 

Б.

- Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

 

Выделяют следующие симптомы патологического игрока:

1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, планирует будущие ставки, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

2. Играя, испытывает возбуждение и повышает ставки;

3.Испытывает затруднения при попытках прервать игру или усилиях контролировать её ход;

4. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости ограничить ставки или остановить игру;

5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

6. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;

7. Обманывает членов семьи или терапевта с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;

8. Совершает такие незаконные действия как подлог, обман, кража или растрата для финансирования игры;

9. Рискует из-за страсти к игре. Вызывает игрой риск потерять работу, близких друзей, возможность продвижения по службе или получения образования;

10. Перезанимает деньги у друзей, знакомых, родственников, чтобы расплатиться с долгами, образовавшимися из-за игры.

 

Исследователями игровой зависимости разработан тест.

 

Тест: Есть ли у вас проблемы с азартными играми?

 

Отвечать следует, опираясь последние 12 месяцев.

 

1. Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

2. В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

3. Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

4. Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

5. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

6. Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

7. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

8. Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

9. Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

 

Техника подсчета: «никогда» - О очков, «иногда» - 1 очко, «чаще всего» - 2 очка, «почти всегда» - 3 очка.

Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются. Конечный результат:

О баллов - нет никаких негативных последствий азартной игры. Вы можете играть изредка, с целью общения или на досуге - игра не является проблемным пристрастием. 1-2 балла - вы можете играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям. Если вы часто играете в азартные игры, то этот результат может означать достаточно высокую степень риска, подлежащую дальнейшему исследованию.

3-7 баллов - вы играете в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень риска, подлежащий дальнейшему исследованию.

8-21 балл - вы играете на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян - чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть ваши проблемы. Необходимо исследовать ваше пристрастие к игре и его последствия.

 

Существует еще одна опросная методика выявления зависимости. Она разработана учеными по проблемам лудомании (зависимости от азартной игры). Они предназначены любому, кто может иметь проблемы в этой области и призваны помочь индивидууму решить, является ли он или она патологическим игроком.

 

1. Пропускали ли вы работу или учебу, чтобы поиграть в азартные игры?

2. Приносили ли азартные игры вам когда-нибудь несчастье?

3. Азартная игра влияла когда-либо плохо на вашу репутацию?

4. Вы когда-либо чувствовали раскаяние после игры?

5. Играли ли вы для того, чтобы расплатиться с долгами?

6. Азартная игра уменьшала ваши амбиции?

7. Чувствовали ли вы после проигрыша, что надо возвратиться как можно быстрее и отыграться?

8. После выигрыша имели ли вы твердое убеждение, что надо возвратиться и выиграть еще больше?

9. Часто ли вы играете, пока не проиграете все?

10. Вы когда-либо брали в долг, чтоб играть в азартные игры?

11. Приходилось ли вам продавать что-либо, чтобы играть?

12. Существует ли для вас понятие "деньги для игры", которые вы используете только для азартных игр?

13. Азартная игра причинила ощутимый финансовый вред вам или вашему семейству?

14. Играли ли вы когда-нибудь дольше, чем планировали?

15. Играли ли вы когда-либо, чтобы забыть о неприятностях?

16. Вы когда-нибудь нарушали закон, чтобы иметь деньги на игру?

17. Мучались ли вы бессонницей из-за мыслей об азартных играх?

18. Проблемы, разочарования или расстройства создают у вас желание уйти от всего этого играть?

19. Имеете ли вы привычку праздновать ваши победы в азартных играх?

20. Думали ли вы когда-нибудь о самоубийстве после проигрыша?

 

Большинство одержимых игроков ответят да хотя бы на семь вопросов из двадцати. После ответа на эти вопросы, следующий шаг к восстановлению состоит в признании себя одержимым азартной игрой человеком.

Отрицание этому факту, является симптомом его болезни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.