Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение углов и расстояний на местности различными способами




Учебный материал.

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Методические рекомендации по проведению заключительной части.

Методические рекомендации по отработке учебных вопросов.

Методические рекомендации по проведению вводной части занятия.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Занятие следует начать с проверки наличия сотрудников, экипировки, снаряжения, учебно-материального обеспечения. После этого необходимо объявить тему, учебные цели занятия, учебные вопросы и порядок их отработки. Вместе с тем, до объявления темы занятия, руководитель может провести опрос по предыдущей теме.

 

Изучение первого учебного вопроса следует начать с рассказа для чего необходимо уметь измерять углы и расстояния. Затем рассмотреть способы угломерных измерений. После пояснения необходимо показать приемы и способы производства измерений, а затем приказать сотрудникам практически их выполнить после чего, сличить полученные ими результаты с точными данными и провести разбор действий, обратив особое внимание на методику измерений.

В такой же методической последовательности рассмотреть и способы измерений расстояний.

Отработав учебный вопрос, следует провести разбор.

Второй учебный вопрос отработать теми же методами. добавив сюда тренировку сотрудников по докладу целеуказания различными способами.

 

В заключительной части руководитель напоминает тему занятия, определяет как достигнуты цели занятия, оценивает действия сотрудников, указывает на ошибки и недостатки и как их устранить, ставит задачу на подготовку к следующим занятиям.

 

V. ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Бубнов И.А. “Военная топография”, Воениздат, М., 1976г.

2. Псарев А.А., Коваленко А.Н. “Военная топография “, Воениздат, М. 1986 г

3. Говорухин А.М. “ Справочник по военной топографии “ Воениздат, М., 1980

4. Ванглевский В.Х. “ Сборник задач по военной топография “. МВОКУ, М., 1987г

 

 

 

Старший офицер 5 отдела 1 направления

подполковник С.В.Бабичев

.06.98 г

 

П р и л о ж е н и е

 

Умение быстро и безошибочно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов полевой выучки каждого сотрудника оперативно-боевых подразделений. Закрепленные опытом знания и навыки в ориентировании помогают более уверенно и успешно выполнять оперативно-боевые задачи в различных условиях боевой обстановки на незнакомой местности.

История приводит немало примеров ошибочного определения командирами своего или неприятельского местоположения, слабого знакомства с местностью и картой, неточной прокладкой курсов, неверных целеуказаний.

При ориентировании и целеуказании на местности, выполнении различных задач в разведке, при наблюдении за районом проведения операции, при подготовке данных для стрельбы и т.д. возникает необходимость быстро определять направления

(углы) и расстояния до ориентиров, местных предметов, целей и др. объектов.

Рассмотрим различные способы измерения углов, а также расстояний до местных предметов.

Измерения углов на местности можно выполнять следующими способами:

- приближенным (глазомерным) определением угла, т.е. сопоставлением измеряемого угла с известным (чаще всего прямым);

- полевым биноклем; цена деления угломерной сетки бинокля равна № 0-05, большого - 0-10. Деление угломера (тысячная 0-01) - центральный угол, стягиваемый дугой, равной 1/60000 частью длины окружности. Длина дуги в одно деление угломера равна примерно 1/ 1000 радиуса, отсюда название - “тысячная”.

Деление угломера в градусную меру и обратно можно перевести следующими соотношениями

 

1. 0-01 = 360 = 21600 3,6

2. 6000 6000

3. 1-00 = 3,6 х 100 = 360=6

4. 1 = 0-17

- с помощью линейки с миллиметровыми делениями.

Для получения угла в тысячных линейку необходимо держать перед собой на удалении 50 см от глаз и, совместив один штрих линейки с одним предметом, отсчитать кол-во миллиметровых делений до второго предмета. Полученное число умножить на 0-02 и получают величину угла в тысячных;

- измерение углов подручными средствами (с известными линейными

размерами).

Угловые величины некоторых предметов на расстоянии 50 см от глаз наблюдателя приведены в таблице.

Предметы Размер в тысячных
Карандаш простой (диаметр) 0-15
Пуля автомата (диаметр) 0-15
Спичечная коробка (длина) 1-00
............ (высота) 0-30
Монета 5 коп. (диаметр) 0-50
........... 3 коп. или 20 коп. (диаметр) 0-45
,,,,,,,,,,, 15 коп. (диаметр) 0-40
,,,,,,,,,,, 2 или 10 коп. (диаметр) 0-35
,,,,,,,,,,, 1 коп. (диаметр) 0-30

 

С помощью компаса. Визирное приспособление компаса предварительно совмещают с начальным штрихом лимба, а затем визируют по направлению левой стороны измеряемого угла и, не меняя положения компаса, против направления правой стороны угла снимают отсчет по лимбу (в градусах или в делениях угломера);

- с помощью башенного угломера. Поворачивая башню БМП, БТР последовательно наводят прицел сначала на правый, а затем на левый предмет, совмещая при этом перекрестие с точкой наблюдаемого предмета. При каждом наведении снимают отсчет с основной отсчетной шкалы. Разность отсчетов и будет являться величиной угла;

-артиллерийской буссолью над точкой местности. Выводят пузырек уровня на середину и трубку последовательно наводят сначала на правый, потом на левый предмет, точно совмещая вертикальную нить перекрестия сетки с точкой наблюдаемого предмета. При каждом наведении снимают отсчет по буссольному кольцу и барабану. Величина угла получается как разность отсчетов: отсчет на правый предмет минус отсчет на левый предмет.

Измерения расстояний до наблюдаемых объектов могут выполняться следующими способами:

- глазомерно, т.е сравнением определяемого расстояния заранее известным или замеченным в памяти (например, с расстоянием до ориентира или отрезками

(100, 200, 500 м). Точность глазомера зависит от опытности наблюдателя, условий наблюдения и величины определяемого расстояния (до 1 км ошибка достигается 10-15 %);

- определение дальности по слышимости звука применяется в условиях плохой видимости, преимущественно ночью. Примерные дальности слышимости отдельных звуков при нормальном слухе и благоприятных условиях погоды приводятся в таблице:

Источник шума Дальность слышимости, м
Шаги человека  
Треск сломанной ветки  
Негромкий разговор, заряжение оружия  
Рубка или пилка леса (стук топора)  
Падение срубленных деревьев  
Движение автомобиля по шоссе  
Движение танка по грунтовой дороге  
Гудки автомобилей, одиночные выстрелы из автомата 200-3000

 

- определение дальности по звуку и вспышке. Определяют время от момента восприятия звука и вычисляют дальность по формуле:

Д= 330 х t, где Д - расстояние до места вспышки (в м);

t - время от момента вспышки до момента восприятия звука

(в сек);

- по линейному размеру и угловой величине наблюдаемого предмета, по формуле:

Д = 1000х В

У, где Д - определяемое расстояние;

В - известная величина предмета или известное расстояние между предметами;

У - наблюдаемая угловая величина предмета.

Угловая величина предмета измеряется биноклем, линейкой с миллиметровыми делениями или каким -либо подручным предметом, угловые размеры которого известны.

- По спидометру расстояние определяют как разность отсчетов на конечном и исходном пунктах;

- промером шагами. Расстояние измеряются парами шагов;

- определение ширины реки (оврага и других препятствий) построением равнобедренного прямоугольного треугольника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.