Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная практика




ПРОГРАММЫ ПРАКТИК

Цель практики: углубление и закрепление на практике в производственных условиях знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин циклов общих математических и естественнонаучных (информатика, биохимия, биология и микробиология, экология); общепрофессиональных (теплотехника, процессы и аппараты пищевых производств, электротехника); специальных (общая технология отрасли, химия и физика молока); знакомство с основными и вспомогательными производствами предприятия; приобретение практических навыков и знаний по специальности в цехах основного производства.

Задачи практики: ознакомиться со структурой предприятий молочной промышленности; получить общее представление о промышленной переработке молока; ознакомиться с основными технологическими процессами производства молочной продукции.

Учебная практика может включать в себя несколько этапов:

- ознакомительный, в процессе которого студенты знакомятся, в соответствии с профилем и особенностями избранной специальности, с применяемой техникой и технологиями, производственными процессами, музейными фондами и т.п.;

- практика по получению первичных профессиональных умений, основных представлений, знаний и практических навыков в соответствии с ГОС ВПО и в рамках ООП ВПО, в том числе: знакомство с методами и приемами научных исследований, проектных и изыскательских работ; владение ЭВМ и прикладными программами; работа с оборудованием, инструментами и материалами; ознакомление с организацией труда в производственных коллективах;

- аттестационный, в процессе которогостуденты проходят аттестацию с целью получения документа о квалификационном разряде по профессии или получения зачета.

В результате выполнения программы учебной практики студенты должны знать:

- правила техники безопасности при работе на молочных предприятиях;

- сырьевую зону предприятия и организацию закупок молока;

- требования государственного стандарта к качеству и составу закупаемого молока-сырья;

- режимы очистки, хранения, сепарирования и пастеризации молока;

- типы и принципы работы оборудования для механической и тепловой обработки молока;

- типы и принципы работы оборудования для производства молочных продуктов;

- способы и режимы мойки и дезинфекции технологического оборудования;

- виды бактериальных заквасок для производства молочных продуктов, условия их приготовления и использования;

- устройство, принцип работы и правила эксплуатации основного оборудования для электроснабжения, теплоснабжения и холодоснабжения;

- организацию водоснабжения и систему очистки сточных вод;

В результате выполнения программы учебной практики студенты должны уметь:

- определить состав и качество молока в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- проводить сортировку молока по его качественным показателям;

- выбирать и обосновывать режимы тепловой и механической обработки молока;

- контролировать эффективность санитарной обработки оборудования.

Базы практики и распределение времени. Базами практики могут быть промышленные предприятия пищевого и перерабатывающего профиля молочной отрасли (приложение Г), оснащенные современным технологическим оборудованием и испытательными приборами, разрабатывающие и внедряющие прогрессивные технологии, а также проектно-конструкторские организации и профилирующие кафедры факультета.

На промышленных предприятиях студенты знакомятся с историей развития, номенклатурой выпускаемой продукции, структурой завода и его подразделений, а также структурой системы управления производством.

В проектно-конструкторских организациях при прохождении учебной практики студенты знакомятся с областью их деятельности и структурой, с основными задачами подразделений, с материально-технической базой.

Учебная практика в университете направлена на ознакомление студентов с материально-техническим обеспечением лабораторий профилирующих кафедр факультета, программным обеспечением и оснащением компьютерных классов и т.п.

Во время учебной практики независимо от места ее прохождения, особое внимание студенты должны уделять вопросам, связанным с безопасностью жизнедеятельности, охраной труда и производственной санитарией. Для этого необходимо рассмотреть принципы государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, организацию службы безопасности жизнедеятельности и ее задачи.

Учебная практика для студентов, обучающихся по договорам целевой подготовки, может быть организована по месту их будущей работы.

Для студентов заочного обучения, работающих на предприятиях молочного профиля не менее одного года, возможно прохождение практики на своем предприятии без отрыва от производства.

Сроки проведения практики устанавливаются учебным отделом университета в соответствии с учебным планом и составляют 4 недели (28 дней, включая выходные дни).

Охрана труда и техника безопасности, порядок документального оформления студентов на прохождение практики. До выезда на базу практики студент должен обязательно присутствовать на организационном собрании на кафедре и пройти инструктаж по технике безопасности на кафедре.

При прохождении практики студент обязан:

-полностью выполнить задания по программе практики, выданные кафедрой;

- подчиняться действующим правилам внутреннего трудового распорядка предприятия;

- изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены;

- соблюдать сроки прохождения практики и не выезжать с места базы практики без уважительных причин;

- ежедневно обрабатывать собранный материал и вести дневник практики;

- составить отчет о практике, который должен быть подписан руководителем практики от предприятия (от университета) и заверен печатью, а также получить отзыв с оценкой работы.

Программа учебной практики. Учебная практика на предприятии включает учебные занятия под руководством преподавателя на кафедре и закрепление материала в ходе знакомства с конкретным предприятием.

Ознакомление с предприятием начинается с беседы со студен­тами представителя администрации. В беседе излагаются основные исторические и производственные сведения о предприятии, важнейшие показатели его работы, ассортимент выпускаемой про­дукции, перспективы развития, деятельность общественных органи­заций предприятия, структура управления, вопросы техники безопас­ности.

Во время практики необходимо изучить следующие вопросы:

- Общие сведения о предприятии. Краткая характеристика, структура предприятия, форма собственности, проектная и фактическая мощность, ассортимент вырабатываемой продукции.

- Организация приемки молочного сырья, контролья его качества. Контроль и сортировка поступающего молока. Состав и качество молока (кислотность, жирность, плотность, загрязненность, сортность). Техника разгрузки молочных цистерн. Оформление сопроводительной документации при приемке и отпуске сырья.

- Первичная обработка и резервирование молока. Измерение массы и объема сырья. Основное технологическое оборудование приемки.

- Оборудование для тепловой и механической обработки молока. Последовательность обработки молока: нормализация, пастеризация, охлаждение, хранение. Режимы пастеризации, охлаждения, хранения молока. Основное оборудование тепловой и механической обработки.

- Организация производства молочных продуктов. Технологические операции при выработке молочных продуктов, их режимы. Основное технологическое оборудование. Подготовка тары.

Организация производства бактериальных заквасок. Виды заквасок, используемых в производстве. Особенности использования заквасок прямого внесения в производстве.

Температура воздуха в термостатных, хладостатных и закалочных камерах. Устройства для охлаждения камер. Укладка молочных продуктов в камерах. Сроки хранения.

- Санитарная обработка технологического оборудования и тары. Характеристика моющих и дезинфицирующих средств; способы и режимы мойки и дезинфекции; контроль эффективности обработки оборудования.

- Организация системы контроля качества вырабатываемых продуктов. Основные функции производственной лаборатории. Анализы, выполняемые лабораторией. Контроль сырья, технологических процессов и качества готовой продукции.

- Холодоснабжение предприятия. Общий принцип работы холодильной установки. Основное оборудование компрессорного цеха. Техника безопасности при обслуживании холодильных установок.

- Электроснабжение. Понижающая трансформаторная станция, оборудование распределения электроэнергии по цехам, техника электробезопасности, вопросы экономии электроэнергии.

- Теплоснабжение предприятия. Система теплоснабжения, основное и вспомогательное оборудование котельной, техника безопасности при обслуживании котельных установок, вопросы экономики тепловых ресурсов.

- Водоснабжение и канализация. Источники водоснабжения. Горячее водоснабжение, вопросы экономии водных ресурсов. Система канализации, очистка сточных вод, системы оборотного и повторного водоснабжения.

- Ремонтно-механические мастерские, складское хозяйство, транспортное хозяйство и др. Перечень мастерских, их назначение. Характеристика складского хозяйства. Организация и хранение припасов, материалов, реактивов и др.

Аудиторные занятия. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков проводится в форме уроков. Преподаватель планирует ход занятий. Планирование хода занятий заключается в выборе последовательных видов работ и ориентировочном определение затрат времени на каждый вид работы. При планировании занятия преподаватель определяет цель занятия и решаемые на нем задачи, содержание и организацию занятия, расстановку студентов по местам и распределение работ между ними.

Преподаватель составляет план занятия. Форма плана занятия, как и его построение, может и должна изменяться в зависимости от решаемых на нем задач, применяемых методов и средств обучения.

Из рабочей программы вида практики преподаватель в план занятия вписывает: тему, цель, задачи и содержание занятия (упражнения и учебно-производственные работы), приспособления и инструменты, документацию и учебно-наглядные пособия. Изучая рекомендуемую литературу, преподаватель определяет структуру теоретического занятия, раскрывает методику проведения каждого занятия.

Аудиторное занятие для получения первичных профессиональных умений и навыков состоит из вводной части, основной части и заключительной части:

- на вводную часть отводится до 13-15% времени от всего времени отводимого на занятие. На первом занятии преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности, охране труда. Вводная часть занятия направлена на подготовку студентов к освоению умений и навыков, определенных рабочей программой вида практики. Занятие начинается с сообщения темы, цели, ознакомления с образцами изделий, применяемым оборудованием, материалами, приспособлениями, инструментами, приемами и последовательностью выполнения работ;

- на основную часть занятия отводится до 70-75% времени. На основной части занятия у студентов формируются умения и навыки. Преподаватель объясняет назначение и содержание задания, показывает наиболее рациональные приемы выполнения работ, сообщает нормы времени на выполнение работ и критерии оценок. Студенты выполняют работу, предусмотренную программой практики, отрабатывают приемы и действия.

- на заключительную часть занятия отводится до 5-7% времени. На заключительной части занятия подводятся итоги.

Экскурсии во время практики проводятся руководителями практики в соответствии с программой учебной практики.

Примерный график распределения рабочего времени. Распределение рабочего времени между теоретическими занятиями, экскурсиями и занятиями на предприятиях, в организациях и учреждениях, соответствующих профилю подготовки выпускников по ООП ВПО 260303.65 – Технология молока и молочных продуктов осуществляется в соответствии с нагрузкой на учебную практику студентов согласно учебному плану и составляет 144 часа. Примерная нагрузка одного теоретического занятия составляет 2 часа, экскурсии и занятия на производстве - 4 часа, консультации с руководителем практики – 16 часов, оформление дневника практики и составление отчета – 16 часов. Данная нагрузка может меняться в зависимости от особенностей производства и условий проведения практики.

Теоретические занятия (48 часов):

1. Инструктаж по технике безопасности, охране труда. Ознакомление с целями и задачами учебной практики, программой практики, структурой отчета, организацией защиты отчета.

2. Приемка молока: транспортировка молочного сырья, показатели его состава и качества (кислотность, жирность, плотность, загрязненность); анализы при контроле и сортировке молока поступающего в приемный цех; технологическое оборудование для разгрузки молочных цистерн и учета количества молока.

3. Обработка и хранение принятого молока: очистка, охлаждение и резервирование молочного сырья. Оборудование аппаратного участка и молокохранильного отделения.

4. Общие технологические операции переработки молока: сепарирование, нормализация, пастеризация, охлаждение хранение их назначение и режимы; оборудование для тепловой и механической обработки.

5. Производство цельномолочной продукции: состав и ассортимент основных видов продуктов (сливки, кефир, сметана, йогурт, молоко топленое и пастеризованное); особенности технологии отдельных продуктов.

6. Производство творожных продуктов: состав и ассортимент основных видов продуктов (творог, творожные сырки, сырковая масса); особенности технологии отдельных продуктов.

7. Санитарная обработка технологического оборудования и тары.

8. Хранение и отгрузка готовой продукции.

9. Общезаводское хозяйство: трансформаторная подстанция, котельная, компрессорная, водопровод, канализация.

10. Ремонтно-механические мастерские, складское хозяйство, транспортное хозяйство и др.

Экскурсии и занятия на предприятии (60 часов):

1. Ознакомительная экскурсия на предприятии.

2. Организация приемки молочного сырья, контроля его качества.

3. Первичная обработка и хранение сырья.

4. Технологические режимы и аппаратурное оформление механической и тепловой обработки молока.

5. Организация производства молока питьевого и кисломолочных напитков.

6. Организация производства кисломолочных продуктов.

7. Организация производства молочных продуктов, соответствующих специализации данного предприятия (масло, сыр, молочные консервы, мороженое и т.д.).

8. Санитарная обработка технологического оборудования и тары.

9. Организация системы контроля технологических процессов и качества готовых продуктов.

10. Хранение и реализация готовой продукции.

11. Холодоснабжение.

12. Теплоснабжение.

13. Энергоснабжение предприятия.

14. Водоснабжение и канализация.

15. Ремонтно-механические мастерские, складское хозяйство.

16. Транспортное хозяйство и др.

Требования к отчету студентов. Отчет должен отражать умение студента увязать теорию с практикой производства, способность анализировать процессы, критически мыслить. В нем должна быть описана конкретная работа, выполненная студентом в период практики, а также сделаны выводы по совершенствованию работы производства. В отчет не вносятся сведения, известные из специальной литературы и не относящиеся к характеристике данного предприятия, организации или учреждения.

При составлении отчета необходимо ясно и кратко излагать свои мысли, не допускать сокращений в словах, кроме общепринятых в специальной литературе; переводить насколько возможно материалы на язык схем, чертежей, графиков, планов и таблиц со ссылкой на них в тексте.

Примерная структура отчета по учебной практике:

1. Введение

2. Общие сведения о предприятии.

3. Организация производства молочных продуктов.

4. Заключение

5. Библиографический список

6. Приложения

Порядок защиты отчета по практике. В трехдневный срок с момента окончания практики студент должен представить на кафедру отчет о прохождения практики и дневник практики. Студенты, проходившие учебную практику на промышленных предприятиях и в проектно-конструкторских организациях должны дополнительно представить отзыв руководителя практики от предприятия.

При непредставлении отчета о практике, дневника практики и отзыва руководителя практики от предприятия в установленный срок или получении неудовлетворительной оценки студент не допускается к учебному процессу.

Студенты, не выполняющие программу практики по уважительной причине, направляются на практику и проходят ее в свободное от учебы время.

После окончания практики и оформления отчета в соответствии с требованиями, студент представляет свой отчет к защите руководителю от университета. По итогам учебной практики зачет принимается преподавателем - руководителем практики от университета собеседованием на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с рабочей программой.

Литература по данной практике:

1. Высокогорский В. Е. Биохимия: учеб. пособие, Ч. 1/ В. Е. Высокогорский, Т. Д. Воронова, В. Г. Купор; Ом. гос. аграр. ун-т. -Омск: Изд-во ОмГАУ, 2008. -113, [3] с.

2. Воронова Т. Д. Ферменты: строение, свойства и применение: учеб. пособие/ Т. Д. Воронова, Н. А. Погорелова; Ом. гос. аграр. ун-т. -Омск: Изд-во ОмГАУ, 2006. -120 с.: ил.

3. Горбатова К. К. Биохимия молока и молочных продуктов: учеб. пособие/ К. К. Горбатова. -3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: ГИОРД, 2004. -312 с.: ил.

4. Горбатова К. К. Химия и физика молока: учеб. для вузов/ К. К. Горбатова. - СПб.: ГИОРД, 2004. -280, [8] с.: ил

5. Крусь Г. Н. Методы исследования молока и молочных продуктов: учеб. для вузов/ Г. Н. Крусь, А. М. Шалыгина, З. В. Волокитина. -М.: КолосС, 2002. -368 с.: ил

6. Пищевая химия: учеб. для вузов/ под ред. А. П. Нечаева. -3-е изд., испр. -СПб.: ГИОРД, 2004. -631, [9] с.: ил

7. Степаненко П. П. Микробиология молока и молочных продуктов: учеб. для вузов/ П. П. Степаненко. -3-е изд., испр. -М.: Лира, 2003. -414 с.

8. Технология молока и молочных продуктов: учеб. для вузов/ Г. Н. Крусь [и др.]; под ред. А. М. Шалыгиной. -М.: КолосС, 2008. -454, [2] с.: ил.

9. Шидловская В. П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов: справочник/ В. П. Шидловская. -М.: КолосС, 2005. -358, [2] с.: ил




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.