Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения




В современной дидактике под принципами обучения понимают исходные нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Они определяют характер взаимоотношений деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования.

Наиболее общепризнанными являются следующие принципы обучения: научность, наглядность, активность учащихся, последовательность, прочность знаний, связь теории с практикой, оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной форм учебной деятельности.

Принцип научности требует, чтобы для усвоения учащимся предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, теории законы и т.д.) и при этом использовались подходы обучения по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Принцип наглядности (единства конкретного и абстрактного) означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию учебного материала, т.е. применения наглядности – схем, макетов, моделей, картин, фотографий, экранных пособий, видеозаписей и т.д.

Благодаря использованию средств наглядности у обучающихся появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, память, мышление. Появляется возможность ускорить процесс обучения.

Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого материала, методы его изучения соответствовали уровню умственного развития учащихся, их возможностям усвоения предлагаемого материала.

Вместе с тем, принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития работоспособности. В процессе такого обучения слабо реализуется его развивающая функция.

Принцип сознательности и активности учащихся означает, что процесс обучения становится более эффективным при их активной учебно-познавательности. Для этого целесообразно:

• формировать и развивать интерес к изучаемому учебному предмету;

• сочетать традиционные методы с использованием активных методов обучения, в том числе игровых, проблемных, компьютерных и др.

• раскрывать значение изучаемого материала;

• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и учение в определенном порядке, в системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса усвоения знаний и способов деятельности. Для реализации данного принципа необходимо:

• обеспечить структурное единство содержания учебного материала на основе построения структурно-логических схем (графических моделей);

• установить и реализовать межпредметные и внутренние связи между понятиями, явлениями, фактами, теориями, законами, процессами;

• привести в определенную систему не только содержание обучения, но и методы его усвоения, учебно-познавательную деятельность обучаемых в целом.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков требует, чтобы они прочно закреплялись в сознании и действиях обучаемых. Для его реализации целесообразно:

• сформировать интерес к изучаемой науке, развивать познавательную активность учащихся;

• организовать периодическое повторение пройденного материала, органически включив его в процесс усвоения новых знаний и способов действий;

• реализовать разнообразные виды познавательной деятельности обучаемых, используя систему учебных задач, методов и средств обучения;

• обеспечить систематический контроль и оценку результатов обучения.

Принцип связи теории с практикой. Сочетание теории и практики следует понимать и применять диалектично: иногда необходимо, чтобы сотрудники от эмпирических наблюдений шли к теоретическим обобщениям и от них – к практике; иногда наоборот – от практики к теоретическим обобщениям. Важно, чтобы система учебных задач и других заданий по теме обеспечивали сочетание теории и практики.

Принцип рационального сочетания индивидуальной и коллективной форм учебной деятельности означает, что преподаватель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д. На этих занятиях целесообразно организовать различные способы взаимодействия учащихся: совместное решение проблемных задач, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности: в различных кружках, в походах, во время праздничных мероприятий, в спортивной, общественной, трудовой и других видах деятельности.

Кроме этих общепринятых принципов обучения, известный ученый-педагог В.И.Андреев3 на основе изучения и обобщения педагогической теории и практики предложил ряд новых принципов:

• принцип оптимальности педагогического процесса;

• принцип развития (динамичности педагогического процесса);

• принцип управления педагогическим процессом;

• принцип информированности педагогического процесса;

• принцип социализации;

• принцип индивидуализации педагогического процесса;

• принцип перехода управления в самоуправление учащихся.

 

ГЛАВА 12. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

1. Классификация методов обучения

2. Методы проблемного обучения

3. Групповые методы решения учебных проблем

4. Игровые методы обучения

5. Метод проектов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.