Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 6.1




6.1

Принципы экономической социодинамики. Назовем сначала конкретные причины, подтолкнувшие к смене теоретической модели. Во-первых, общество постоянно сталкивается с ситуациями, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность, и эти ошибки вынуждено исправлять государство. Анализ активности государства приводит почти к крамольной мысли о том, что в априорной мотивации государственного вмешательства совсем не часто отслеживаются интересы индивидуумов. Существуют другие резоны, побуждающие власть к тем или иным мерам независимо или даже вопреки потребностям отдельных людей. Собственно, именно эти резоны, находящиеся вне области индивидуальных предпочтений, и привлекают наше внимание, стимулируя дальнейший поиск.

Во-вторых, наблюдая расширение сферы участия государства, мы не нашли и достаточно внятных апостериорных объяснений того, каким образом указанные действия удается согласовывать с предпочтениями частных лиц. При этом все известные попытки индивидуалистического оправдания государственных интервенций, несмотря на изощренность приемов анализа («феномен безбилетника», «дилемма арестанта», «вуаль неведения» и т. п.), проблему так и не решили. И без всякой натяжки можно констатировать наличие «парадокса государства» — фундаментального противоречия между доминирующей установкой экономической теории на минимизацию действий государства и его фактической ролью в хозяйственной жизни рыночных стран. Мы подозреваем, что за этим парадоксом также скрывается специфический интерес общества, отличающийся от любого агрегата индивидуальных функций полезности.

В-третьих, еще одним аргументом в пользу изменения угла зрения стала концепция мериторных благ. Продолжающаяся почти полвека дискуссия о товарах и услугах, заслуживающих государственной поддержки, выявила два регулярно воспроизводящихся сюжета. С одной стороны, предметом анализа являются особые потребности общества, принципиально несовпадающие с интересами индивидуумов. С другой стороны, наблюдаются нескончаемые попытки нивелировать эту особость с помощью индивидуалистического обоснования общественных потребностей. Анализ критики мериторики укрепил нашу уверенность в невозможности разрешить это противоречие и найти для мериторных благ место в зоне «сводимости всех потребностей». И здесь смена точки обзора кажется необходимой.

Мы имеем в виду новую теоретическую концепцию, ключевое понятие которой — несводимостъ — как раз и связано с заменой постулата всеобщности методологического индивидуализма на принцип комплементарности (взаимодополняемости) индивидуальных предпочтений и социальных интересов. Представляя концепцию экономической социодинамики, выделим ее основные положения.

Как и раньше, начнем с дефиниций. Способность блага удовлетворять несводимые потребности социума названа его социальной полезностью. В соответствии с главным сюжетом данной концепции любое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников экономических отношений, в том числе и несводимые потребности общества в целом. Именно данное предположение получило название принципа социальной полезности. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих способность блага удовлетворять несводимые потребности общества*.

Первые искусственные спутники Земли. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли. Позднее подобный запуск был совершен и в США. Это экстраординарное событие в истории человечества является одновременно едва ли не самым наглядным свидетельством существования несводимой потребности общества и примером блага, способного удовлетворить указанную потребность, т. е. обладающего социальной полезностью. Комментируя данный факт, подчеркнем, что мечту людей о звездах ни в коей мере нельзя отождествлять с потребностями индивидуальных участников рынка, воздействующих на их рациональное поведение. Даже в конце XX в., когда запуски космических аппаратов превратились в сугубо утилитарные акции, обеспечивающие и экономические выгоды, «тяга к звездам» по-прежнему не входит в индивидуальные функции полезности. В 1950-е же годы подобного рода возможности использования космоса просто не существовали. Поэтому не могло быть и никаких индивидуальных потребностей в запусках искусственных спутников. Что же касается общественной потребности в создании и запуске космических аппаратов, то и в середине века соответствующий интерес общества был столь велик, что СССР и США тратили гигантские бюджетные средства на его реализацию. Таким образом, рассматривая первые искусственные спутники, мы вправе видеть в них пример блага, имеющего социальную полезность, т. е. способного удовлетворять несводимую общественную потребность.

 

Приведенный пример демонстрирует продукты, изначально производимые с целью удовлетворения соответствующей несводимой потребности общества. При этом существуют блага, также имеющие социальную полезность, но для которых характерны иные механизмы удовлетворения несводимой потребности общества. Вместо создания продуктов, непосредственно удовлетворяющих несводимую потребность (пример 6.1), государство может реализовать свой автономный интерес опосредованно, используя для этого рыночные механизмы саморегуляции. В частности, оно способно сформировать условия, побуждающие индивидуальных субъектов рынка производить и потреблять такие блага, которые в конечном счете обеспечивают удовлетворение соответствующей потребности общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.