Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 6.6




6.2

Социодинамическая классификация товаров и услуг. Экономика, как известно, не принадлежит к числу наук, где методы классификации получили необходимое развитие. Между тем без четкого разведения понятий и описания типичных явлений часто в «тумане» остается их сущность. Страдает и понятийный аппарат. По-видимому, в силу этих причин терминологический словарь экономистов обслуживает сегодня ряд близких понятий, имеющих много общего и даже связанных между собой, но все-таки не идентичных друг другу. Их феноменологическое описание привычно оперирует почти одинаковыми терминами, не прошедшими прививку классификацией.

Думается, что дефицит типологического знания породил и другой порок: теория до сих пор не определила точных границ применения своих важнейших понятий. Поэтому, используя по существу одни и те же слова, экономисты часто вкладывают в них разный смысл. К примеру, термин «общественные» применительно к товарам и услугам (public goods) из иллюстративно-назывного прилагательного, быть может, выбранного изначально не очень правильно, превратился для некоторых исследователей в содержательную характеристику. И тогда критериальные свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении «общественных товаров» стали признаком их социальной (social) полезности, которой в общем случае они не обладают. Точно так же и мериторные блага нередко приписывают к группе общественных товаров, хотя мериторными, как известно, могут быть всякие блага, в том числе и делимые.

Вполне вероятно, что «под вуалью» понятийной и терминологической сумятицы «затемненной» оказалась и тема комплементарности индивидуальной и социальной полезности, отражающая извечный конфликт и взаимодействие отдельного человека и общества в целом. Во всяком случае, попытки пролить свет на эту проблему автоматически потребовали внесения ясности в понятийный аппарат и применяемую терминологию. При этом разложить по полочкам и отделить друг от друга социально полезные, общественные и мериторные блага без предварительной общей классификации благ оказалось просто Невозможным.

Думая о такой классификации, нельзя упускать из виду имеющийся инструментарий дифференциации благ, т. е. те критерии, которые позволяют разделить весь мир товаров и услуг на соответствующие группы. Принимая во внимание вектор наших теоретических поисков, ориентированный на социальные свойства благ, т. е. на особенности их производства и потребления в социуме, представляется вполне логичным воспользоваться уже известными признаками. Речь идет о двух специфических характеристиках коллективного потребления блага (неисключаемости и несоперничестве) и о важном свойстве обособленного социального интереса (несводимости). При этом для удобства последующего изложения введем ряд дополнительных определений.

Мы уже отмечали, что в размышлениях о социальных свойствах товаров и услуг были использованы в основном характеристики отрицания - не исключаемость, не соперничество, не сводимость. Здесь же, как и в четвертой главе, две негативные характеристики общественного блага мы объединим в одном позитивном свойстве коммуналъности, понимая под ним одновременное проявление неисключаемости и несоперничества в потреблении. При этом феномен несводимости потребностей, наоборот, можно разделить на два позитивных свойства: социальной полезности для товаров и услуг, обладающих свойством несводимости, и индивидуальной полезности - для благ, не имеющих этого свойства.

Подобная смена декораций не влияет на содержание самих социальных свойств, но позволяет использовать их более удобные аналоги. Именно эти позитивные характеристики создают необходимые предпосылки для построения искомой классификации. Более того, связь указанных свойств со всеми товарами и услугами, «не поместившимися» в пространстве частных благ, включая рассмотренные ранее общественные, мериторные и социальные блага, дает основание думать о полноте выбранного набора признаков. Учитывая данное обстоятельство, имеет смысл проанализировать все возможные комбинации с участием трех социальных свойств: индивидуальной полезности, коммунальности и социальной полезности благ. Результат такого комбинаторного перебора - совокупность всех допустимых сочетаний из трех признаков (по одному, по два и по три) образует искомую типологию.

Комментируя данную типологию, подчеркнем еще раз, что свойство коммунальности (неисключаемость и несоперничество в потреблении) имеет

 

место лишь в том случае, когда товар или услуга потребляются отдельными индивидуумами. Поэтому ясно, что среди множества товаров и услуг реально не существуют блага, проявляющие свойство коммунальности без индивидуальной полезности. Опираясь на указанное замечание и содержательную интерпретацию допустимых комбинаций анализируемых социальных свойств, можно сформулировать следующий принципиальный вывод. В соответствии с построенной социодинамической классификацией существуют пять непересекающихся групп благ — частные, смешанные, коммунальные, смешанные коммунальные и социальные блага, совокупность которых полностью покрывает весь мир товаров и услуг, и в каждый момент времени всякое благо принадлежит только одной из этих групп (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Социодинамическая классификация благ

 

№ п/п Группа благ Индивидуальная полезность Коммунальность в потреблении Социальная полезность
Сочетания из трех по одному
  Частное благо Индивидуальная полезность    
  Отсутствует   Коммунальность в потреблении  
  Социальное благо     Социальная полезность
Сочетания из трех по два
  Коммунальное благо Индивидуальная полезность Коммунальность в потреблении  
    Отсутствует   Коммунальность в потреблении Социальная полезность
  Смешанное благо ^•^^^^^^^_^^^ Индивидуальная полезность   Социальная полезность
Сочетания из трех по три
  Смешанное коммунальное благо Индивидуальная полезность Коммунальность в потреблении Социальная полезность

 

Демонстрацией частного блага с присущим ему единственным социальным свойством - индивидуальной полезностью — можно считать любое делимое благо, в отношении которого у общества нет никаких интересов. Пример коммунального блага, обладающего индивидуальной полезностью и свойством коммунальности, был рассмотрен нами в четвертой главе (пример 4.11). С социальным благом, имеющим только социальную полезность и никаких других рассмотренных выше свойств, знакомит пример также из четвертой главы (пример 4-10). Поэтому в данном случае имеет смысл проиллюстрировать лишь те товары и услуги, которые относятся к группам смешанных и смешанных коммунальных благ, которые одновременно обладают индивидуальной и социальной полезностью.

Пример 6.5

Услуги учреждений искусства – смешанные блага. В 2000 г. в России действовали 518 государственных и муниципальных репертуарных театров, 265 концертных организаций и самостоятельных музыкальных коллективов, 36 стационарных и 20 передвижных цирков, 1964 музея, сосредоточивших в своих коллекциях более 55 млн. единиц хранения. За год эти организации предложили населению 115,8 тыс. спектаклей, 85,3 тыс. концертов, 7,7 тыс. цирковых представлений, а также многочисленные выставки и постоянные экспозиции музеев. Годовой объем потребления услуг учреждений искусства превысил 100-миллионную отметку: 29,8 млн. театральных зрителей, 18,9 млн. слушателей концертов, 6,3 млн. любителей циркового искусства и 68,2 млн. посетителей музеев. При этом доход от реализации культурных услуг населению составил 2 млрд. 844 млн. руб. Еще 4 млрд. 318 млн. руб. эти организации получили в 2000 г. в виде соответствующих ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации.

Речь здесь идет о делимых благах, имеющих индивидуальную и социальную полезность и порождающих два вида эффекта. Во-первых, потребление услуг учреждений искусства обеспечивает возникновение первичного эффекта (удовольствие, художественная информация) и его присвоение теми индивидуумами, которые приобрели билеты в театр и на концерты и оплатили свои посещения цирковых представлений, музеев и выставок (2 млрд. 844 млн. руб.). Во-вторых, реализация этих услуг приводит к появлению вторичного эффекта в виде прироста «социального капитала» и его присвоению уже всем обществом, что, собственно, и оплачивает государство, расходуя соответствующие бюджетные средства (4 млрд. 318 млн. руб.). Сопоставив расходы населения с бюджетными тратами, можно оценить сформировавшееся в 2000 г. соотношение между индивидуальной и социальной полезностью. Оно составило 40:60. Именно с такой усредненной пропорцией услуги учреждений искусства демонстрируют свою принадлежность к группе смешанных благ, имеющих одновременно индивидуальную и социальную полезность.

Телеэфир — смешанное коммунальное благо. Можно и здесь заметить, что кроме индивидуальной полезности данное благо проявляет еще и свойство коммунальности. Это следует из самой природы эфира, доступного для всех и каждого в равной мере. Указанное свойство характерно и для процесса присвоения индивидуумами первичного потребительского эффекта. Поэтому ясно, что телеэфир без всяких оговорок должен быть отнесен к группе коммунальных благ. Кроме того, в данном случае можно говорить и о возникновении вторичного (социального) эффекта, порожденного использованием эфира для телевещания и влиянием последнего на культурное развитие народа, качественное улучшение общественной среды. Указанный потребительский эффект присваивает общество как таковое, и этот факт заставляет относить телеэфир к благам, имеющим социальную полезность. Суммируя сказанное, можно утверждать, что приведенный пример демонстрирует образец смешанного коммунального блага, обладающего полным набором социальных свойств. Оно проявляет свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении, имеет одновременно индивидуальную и социальную полезность.

 

Анализируя предложенную типологию (см.табл. 6.1), следует обратить внимание на тот факт, что в отличие от традиционного подхода в новой классификации товаров и Услуг проведена демаркационная линия между двумя видами делимых благ, обуславливающая разделение их общей совокупности на частные и смешанные блага. Такая же граница появилась и внутри группы общественных товаров, разделив их на коммунальные и смешанные коммунальныie блага.

При этом частные и коммунальные блага имеют лишь индивидуальную полезность и их потребительский эффект присваивают только индивидуумы. Что же касается смешанных и смешанных коммунальных благ, то, во-первых, они обладают индивидуальной и социальной полезностью одновременно и, во-вторых, первичный эффект потребления этих благ присваивают отдельные индивидуумы, а вторичный эффект, как уже не раз отмечалось, их совокупность в целом.

Кроме того, осуществленное разделение общественных товаров на две автономные группы заставляет думать, что характер потребления и присвоения результатов потребления коммунальных и смешанных коммунальных благ различен. Поэтому и вывод, который был сделан раньше для совокупности общественных товаров в целом, - в присвоении результатов потребления этих специфических благ наблюдаются свойства, присущие процессу их потребления, - нуждается в уточнении применительно к каждой из групп в отдельности.

В отношении коммунальных благ он трансформируется в следующее утверждение. Для существования коммунального блага необходимо и достаточно выполнение двух условий: наличие первичного потребительского эффекта и проявление свойства коммуналъности в его присвоении. Данный вывод вытекает из разделения потребительского эффекта на первичный и вторичный и выделения ядра общественных товаров – коммунальных благ. Подчеркнем еще раз, что, несмотря на вынужденно совместный характер потребления коммунальных благ, его результаты присваивают исключительно отдельные индивидуумы.

Применительно к смешанным коммунальным благам, результаты потребления которых присваивают отдельные индивидуумы и их совокупность в целом, справедливым является иное заключение. Однако перед тем как говорить о нем, следует рассмотреть другой аспект построенной типологии. Речь идет о взаимосвязях коммунальных благ, проявляющих в потреблении свойства неисключаемости и несоперничества, с товарами и услугами, обладающими социальной полезностью, т. Е. способными удовлетворять потребности общества как такового. Можно ли говорить о принципиальных отличиях между ними? Сформулируем и совсем «криминальный» для традиционной теории вопрос — все ли общественные товары полезны для общества, т. Е. все ли они обладают социальной полезностью в терминах экономической социодинамики?

Для удобства введем еще одну дефиницию. Учитывая, что имеющие социальную полезность товары и услуги — смешанные, смешанные коммунальные и социальные блага – по определению обладают способностью удовлетворять несводимые общественные потребности, всю совокупность таких благ можно назвать несводимыми благами. Устанавливая общее между коммунальными и несводимыми благами, подчеркнем, что появление этих групп товаров и услуг обусловлено «смягчением» классического требования взаимной независимости поведения субъектов рынка. Выделение указанных групп, не помещающихся в пространстве частных благ, является прямым следствием выхода за пределы индивидуалистического мировоззрения. Строго говоря, именно парадигма социализации объединяет коммунальные блага с товарами и услугами, имеющими социальную полезность.

Изучая особенности несводимых благ и сравнивая последние с коммунальными товарами, отметим, что различия между ними проявляются в присвоении потребительских эффектов. Несводимые блага включают в себя смешанные, смешанные коммунальные и социальные блага, результаты потребления которых присваиваются обществом как таковым независимо от характера их потребления. Противоположным образом обстоит дело с коммунальными благами. Они, наоборот, представляют собой такую группу товаров и услуг, которая характеризуется совместным характером их потребления (свойство коммунальности), притом что сам потребительский эффект присваивают исключительно отдельные индивидуумы.

Обнаружив общее и особенное, конкретизируем теперь специфические качества сопоставляемых групп товаров и услуг. Нетрудно заметить, в частности, что у несводимых и коммунальных благ имеется одинаковое свойство, проявляемое на разных стадиях присвоения результатов их потребления. Имея в виду свойство коммунальности (неисключаемость и несоперничество), можно определить Условие существования и для несводимых благ. Для существования несводимого блага необходимо и достаточно выполнение двух условий: наличие вторичного потребительского эффекта и проявление свойства коммуналъности в его присвоении.

Приведенный результат – критерий существования для несводимых благ- устанавливает весьма примечательный факт, имеющий многочисленные продолжения, в том числе явно выходящие за пределы взаимосвязей между ядром общественных товаров и несводимыми благами. Сформулируем в связи с этим следующее утверждение. Коммуналъные и несводимые блага отличаются тем, что присущее им свойство коммуналъности проявляется в присвоении разных потребительских эффектов — первичного (коммунальные блага) и вторичного (несводимые блага). Подчеркнем здесь, что лишь разделение потребительских эффектов позволило установить столь важный факт. В сущности, именно данное следствие выявляет природу взаимосвязей между коммунальными благами и товарами, обладающими социальной полезностью.

Теперь можно без лишних трудностей уточнить рассмотренную в четвертой главе схему 4.4, выделив в ней среди делимых товаров и услуг частные и смешанные блага, а внутри общественных благ – коммунальные и смешанные коммунальные блага. Принимая во внимание особенности этих групп товаров и услуг, выявленные в рамках предыдущего анализа, можно построить общую схему формирования совокупного потребительского итога, учитывающую все имеющиеся связи между типами благ и их потребительскими эффектами (схема 6.1)

Результаты выполненного анализа позволяют решить и две другие теоретические задачи. Во-первых, построенная социодинамическая классификация благ позволяет локализовать и систематизировать безгранично широкую группу общественных товаров. Во-вторых, она создает необходимые предпосылки для адекватной дифференциации социального интереса.


 

Схема 6.1 результаты потребления товаров и услуг

 
 
  ТОВАРЫ И УСЛУГИ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.