Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные связи в системе образования




Россия имеет вековые традиции обучения иностранных студентов, которые берут свое начало в XVII веке с момента создания первого российского высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии (1678 г.). Столетиями использовался богатый опыт подготовки иностранных специалистов с высшим образованием.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время образовательные услуги по обучению иностранных граждан предоставляют 129 государств мира. Россия занимает восьмое место по количеству обучающихся иностранных граждан после США (586 000 человек), Великобритании (233 000), Германии (200 000), Франции (160 000), Австралии (157 000), Испании (124 000), Канады (100 000). Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 году в России училось 145 900 иностранных студентов.

В данной работе представлены основные характеристики высшего образования в России, спрос на которое в последние годы существенно возрос и его преимущества, которые необходимо знать иностранному абитуриенту.

Во-первых, статус России как экспортера образовательных услуг. Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеет высокое качество российского образования и широкий спектр предоставляемых образовательных услуг. Министерством образования России осуществлен комплекс мероприятий по расширению приема зарубежных студентов в вузы и техникумы Российской Федерации, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ в российских вузах, развитию деятельности совместных российско-национальных образовательных учреждений, содействию изучения русского языка в зарубежных учебных заведениях.

Образовательная политика РФ, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития. В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества:реализация целевых программ участие в международных проектах и программах.

Система образования РФ за последние годы претерпела ряд изменений, существенно приближающих ее к модели, предусмотренной Болонской декларацией, к которой Россия присоединилась с 2003-го года, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие.

В настоящее время российские университеты активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образовательными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.

Экспорт образовательных услуг обеспечивает расширение сферы влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка.

Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.

Во-вторых, доступность образования для иностранных студентов. Иностранные граждане, направленные на обучение на основе соглашения между РФ и соответствующим иностранным государством, обучаются бесплатно с выплатой стипендии и обеспечением общежитием на условиях, установленных для граждан РФ. Общее число иностранных обучающихся всех уровней, получающих образование за счет федерального бюджета, не превышает 7150 человек. Остальные иностранные граждане могут заключать индивидуальные контракты на обучение с образовательным учреждением на условиях полной компенсации затрат на обучение. Стипендия назначается всем иностранным студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по «гослинии», независимо от академических результатов. Стипендии выплачиваются иностранным гражданам на тех же условиях и в том же размере, что и российским гражданам.

Иностранный абитуриент должен иметь представление о правовом регулировании высшего образования в России, что позволит ему защищать свои права и законные интересы при поступлении и обучении в ВУЗе РФ и о том, куда он может обратиться, в случае, если его права будут нарушены и просто за консультацией.

Основные принципы регулирования образовательных отношений в России содержатся в нормах Конституции РФ: применительно к высшему образованию это, прежде всего ст. 43 гарантирующая гражданам РФ право на образование и другие права, смежные с ним, а также ст. 71-73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст.8), идеологическое многообразие (ст.13), светскость образования (ст.14) и др.

На отношения, возникающие в процессе функционирования вузов, распространяется значительное число общих правовых актов: это, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, законы РФ «О молодежной политике», «Об общественных объединениях», «О языках», «О воинской обязанности и военной службе»; постановления Верховного Совета РФ и палат Федерального собрания, Указы Президента РФ, акты ОИВ, нормативные договоры и соглашения, НПА субъектов федерации и ОМСУ. К специальным нормам, регулирующим образовательные отношения, относятся: ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», ФЗ «О дополнительном образовании» и другие НПА.

Основным нормативно-правовым актом регулирования системы высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования является ФЗ «Об образовании», заменивший Закон РСФСР «О народном образовании».

Образование в РФ, в соответствии с Законом «Об образовании», является приоритетной сферой. Важными характеристиками Закона являются уважение прав всех участников образовательного процесса, гарантии реализации прав личности на получение образования соответствующего уровня.

Международно-правовые нормы играют все возрастающую роль в механизме правового регулирования образовательных отношений в условиях развития интеграционных процессов в этой сфере. К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области образования. Это разнообразные соглашения по сотрудничеству в сфере образования, заключаемые на двустороннем уровне: например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования, меморандумы (например, Меморандум о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации, протоколы (например, протокол между Правительством РФ и Правительством ЮАР о сотрудничестве в области образования) и др..Международно-правовой блок становится эффективным элементом механизма нормативно-правового регулирования отношений в области высшего и профессионального образования. Его роль возросла в связи с вхождением Российской Федерации в Болонский процесс и активизацией сотрудничества в сфере образования в рамках ЕврАзЭС.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

В 2005-м году была разработана и стартовала программа «Защита прав иностранных студентов в РФ», целями которой являются:

-создание эффективной системы защиты и поддержки иностранных студентов в России;

-просвещение иностранных студентов и представителей остальных целевых групп по вопросам защиты от дискриминации, нарушений прав человека и прав студентов,

-постоянный мониторинг положения иностранных студентов в России и разработка рекомендаций для ВУЗов, правоохранительных органов и других органов власти и общественных организаций.

В рамках программы осуществляется консультирование иностранных студентов по электронной почте, телефонам "горячих линий" в ряде регионов РФ, проводится исследование по положению иностранных студентов в РФ.

В 1996 году по инициативе иностранных студентов, поддержке вузов и Министерства образования Российской Федерации, была создана "Ассоциация иностранных студентов" в России (АИС). Также, помощь в защите предлагают различные региональные правозащитные организации, посольства, правоохранительные органы, уполномоченные по правам человека, ассоциации и объединения иностранных студентов, получающих образование в России и множество онлайн-консультаций.

В РФ имеется всё необходимые для ускорения интернационализации образования и увеличения контингента иностранных учащихся. За последние 40 лет более 400 тысяч иностранных граждан получили дипломы учебных заведений РФ. Сотни выпускников российских вузов играют заметную роль в политической, экономической, социальной жизни своих стран.

Россия является перспективнейшим экспортером образовательных услуг. Достижения в области авиакосмической и военной техники, ядерной энергетики, естественных наук, литературы и искусства поможет российским образовательным учреждениям выйти на лидирующие позиции европейского и мирового образования, а расширение экономико-культурного сотрудничества России со странами мира, простимулирует интерес иностранной молодежи и деловых кругов к изучению русского языка, особенностей ведения бизнеса в России, ее финансовой и правовой систем.

 

Р.И. Шарипов*

К вопросу о классических теориях признания государств в международном праве

В последние десятилетия институт международно – правового признания государств приобрел особую актуальность в связи с появлением ряда непризнанных мировым сообществом, самопровозглашенных, сепаратистских, территориальных образований, претендующих на статус независимых государств. Несмотря на то, что в доктрине международного права институту признания, связанному с международной правосубъектностью, в том числе и признанию государств, посвящено много работ, однако, и по сей день нет единства мнений по данной проблематике. И для того, чтобы понять правовую природу признания государств, его юридические последствия, мы считаем целесообразным рассмотреть современные теории международно – правового признания государств.

В международном праве существует две классические теории признания государств: конститутивная и декларативная. По этому поводу Ян Броунли отметил, что: «...сложность правовых вопросов межгосударственных отношений находит концентрированное выражение в доктринальном споре между декларативной и конститутивной точками зрения на признание государств...»[476].

Сначала остановимся на конститутивной теории. Сущность данной теории наиболее лаконично выразили Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти. Так, Л. Оппенгейм писал: «Государство становится международным лицом и субъектом международного права только путем признания, которое конституирует права и обязанности, относящиеся к государственности»[477]. По мнению сторонников данной теории, признание обладает правообразующим значением – оно создает новых субъектов международного права, и без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. В последние годы в связи с тем, что в практике международного общения преобладают случаи, когда непризнание новых государств со стороны ведущих держав мира означает фактическое невключение их в круг субъектов международного права, наблюдается увеличение числа приверженцев конститутивной теории, в том числе среди российских ученых. В современных условиях усиление конститутивистских начал проявляется, в частности, в аспекте непризнания самопровозглашенных, сепаратистских территориальных образований. Ярким примером является «Нагорно–Карабахская Республика», возникшая на оккупированных Арменией международно-признанных территориях Азербайджана. Но у данной теории, по мнению ученых, есть свои недостатки: подчинение нового государства верховенству существующих государств, существование нового государства как субъекта международного права для одних государств и отсутствие такой субъектности в отношении других, неопределенность относительно количества признаний со стороны государств, необходимых для признания дестинатора субъектом международного права.

Что касается декларативной теории признания государства, то она возникла как реакция на конститутивную теорию, которая не давала ответы на многие вопросы, поставленные международным правом в первой половине XIX века. В основе декларативной теории лежат принципы суверенного равенства государств, самоопределения народов и наций и мирного сосуществования государств. Сторонники данной теории (Д.И Фельдман, Д.Б.Левин, Я. Броунли) отмечают, что признание государства представляет собой лишь определенную констатацию, декларацию, подтверждающую существование фактического положения дел, поскольку правосубъектность возникает в момент возникновения государства, и другие субъекты международного права не могут наделять новые государства качеством международной правосубъектности. Другими словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных международных отношений между субъектами международного права. Критики данной теории ссылаются на ее невозможность объяснить политическое и юридическое значение акта признания, однако важно отметить, что признание государства образует специально обязывающие международные отношения между признающим и признаваемым государством. Кроме того, И. Херцег отметил, что «признание, которым принимается к сведению внутренний правопорядок другого государства и которое направлено на то, чтобы, начиная с момента признания, признающее государство в своих отношениях с признаваемым государством не только руководствовалось общими нормами международного права, но и приняло к сведению также все внутренние правовые нормы другого государства, является правовым актом»[478]. Не порождая новых субъектов международного права, признание сохраняет серьезное юридическое значение, создавая в каждом конкретном случае «прочную нормальную юридическую основу отношений между двумя государствами»[479]. Чем больше стран признает государство, тем прочнее его международно-правовое положение. По мнению выдающегося ученого – профессора Д.И. Фельдмана, «декларативная теория признания государств облегчает дестинаторам признания осуществление принадлежащих им прав и лежащих на них обязанностей в международных отношениях и содействует укреплению международного сотрудничества на началах суверенного равенства государств»[480].

В завершение своей работы хотим отметить, что международно-правовое признание и международная правосубъектность остаются не кодифицированными институтами международного права, и классические теории признания государств продолжают играть существенную роль в процессе принятия решений по данным вопросам. Однако, на наш взгляд, конститутивная теория признания была актуальна только в период, когда империалистические страны определяли ход исторического развития, выражая свои колониалисткие устремления, а сейчас она крайне реакционна и несовместима с принципами современного международного права. С точки зрения современности декларативная теория признания является более прогрессивной, поскольку образование нового государства как субъекта международного права, если этот процесс проходил с соблюдением принципов и норм международного права, нельзя ставить в зависимость от воли других государств, поскольку это бы противоречило принципу суверенного равенства всех государств. Все государства равны между собой независимо от времени их создания и объема прав и обязанностей. Возникновение государства порождает появление нового субъекта международного права, а признание сводится лишь к констатации юридического факта возникновения государства. В случае же попытки создания государства путем самопровозглашения независимости и в нарушение общепризнанных принципов и норм международного права отказ мирового сообщества в признании таких образований служит фактором обеспечения международной безопасности и стабильности, о чем свидетельствует международная практика коллективного непризнания как компонента института признания в международном праве.

 

И.С. Шишкин*

Отзыв депутатов как институт непосредственной демократии в РФ.

На сегодняшний день, такая форма непосредственной демократии как отзыв депутатов используется крайне редко, детерминируется это рядом концептуальных проблем существующих в правовой реалии российского законодательства. Следует отразить тот факт, что проблема отзыва в значительной мере связана с его основаниями, так Конституционный суд РФ в ряде своих решений определил, что основанием отзыва являются правонарушения соответствующего лица, невыполнение депутатских полномочий, нарушение законодательства РФ, утрата доверия избирателей, совершение действие, порочащих звание депутата. Но за отсутствием юридического регулирования процедуры при таком основании логического завершения может не произойти, да и приведённый перечень чрезмерно велик, а входящие в него основания недостаточно определены. [481]Ещё один проблемный вопрос в процедуре отзыва - отсутствие единообразия в определении числа граждан, поддерживающих предложение о начале процедуры, нужно создать инициативную группу, зарегистрироваться, собрать подписи, назначить голосование по отзыву. И при этом голосов за отзыв нужно собрать больше, чем было отдано на выборах «за» того или иного депутата. Поэтому реально голосовать и реально реализовать это право, сегодня очень трудно. А ряд субъектов РФ вообще не связывает количество подписей, необходимых для назначения голосования со спецификой избирательной системы. Так же можно констатировать нюанс, касающийся субъекта назначающего голосование по отзыву: в Калининградской и Оренбургской областях решение принимает представительный орган местного самоуправления, а в Воронежской, Орловских областях - комиссия по отзыву.[482] Так как процедура отзыва носит персонально - субъектный характер, то целесообразнее оптимальным субъектом назначения может выступать соответствующая избирательная комиссия, вследствие чего будут соблюдены гарантии прав как инициаторов отзыва, так и отзываемого лица. Хотелось бы отразить, что чаще избиратели реализуют право отзыва на уровне местного самоуправления. В отношении депутатов представительных органов местного самоуправления отзыв инициировался в четырёх субъектах РФ(26 инициатив). Голосование состоялось в восьми случаях, были отозвании три депутата. [483]Так как Конституция РФ умалчивает об институте отзыва, то возникает вопрос о конституционности закреплённых в законодательстве субъектов Федерации и в правовых актах местного самоуправления норм об отзыве. Но нельзя сказать, что попытки решения этой проблемы и вышеуказанных в том числе не предпринимаются. Примером может служить модельный закон «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления», одобренном научно- методическим советом при Центральной избирательной комиссии РФ. В модельном законе предлагается считать депутата отозванным, если за отзыв подано более половины числа голосов участников голосования и при условии, что это число не меньше числа голосов избирателей, поданных за избрание депутата. [484] При этом голосование признаётся состоявшимся в случае, если число участников голосования по отзыву было не меньше числа избирателей, участие которых требовалось для признания выборов состоявшимися. Если же всё- таки такой механизм запустить в действие, то необходимо обеспечить отсутствие злоупотребления правом, а так же сохранить баланс реальности отзыва. При этом всё же мы полагаем, что Модельный закон правильно определил основание к отзыву - нарушение законодательства РФ или субъекта Федерации. В случае установление фактов нарушения законодательства депутат может быть отозван избирателями, а в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда его полномочия прекращаются досрочно по решению представительного органа, а вопрос об отзыве депутата не возбуждается[485] Отмеченные сложности законодательного регулирования отношений по отзыву депутата, выборного должностного лица в нашей стране подчёркивают, что этот институт при условии законодательного закрепления норм, нацеленных на ответственное участие большинства граждан в принятии такого важного публичного решения, может стать важным элементом демократического устройства нашего государства. А федеральному законодателю целесообразно разрешить ряд принципиальных вопросов, связанных с отзывом, чтобы обеспечить их дальнейшее единообразное решение в законодательстве субъектов РФ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.