Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационном пространстве 1 страница




1. Понятие глобального информационного пространства

Материальным подтверждением формирования информационного глобального

пространства служит Internet, но он не единственный фактор формирования информационной

цивилизации. Вопрос о глобализации экономического, культурного развития ставится в науке с

начала XX в. В 30-е гг. XX в. глобализация активно обсуждалась под именем конвергенции. В итоге

были сформированы транснациональные корпорации, финансовая коммерция в мировом

масштабе, политика открытого общества, глобальная идеология. Главный идеолог политики

открытого мира Жорж Сорос считает, что информационные технологии - движущий фактор в

развитии финансово-экономических монополий. Обеспечение безопасности информации на

мировом уровне - залог в развитии экономики и культурного наследия всех стран и народов.

Под влиянием глобализации правовые механизмы воздействия на общество размываются.

Это обусловлено иными территориальными пространственными условиями, самостоятельностью

отдельно взятого человека от социальной среды, развитием идей "открытого общества".

Глобальное информационное пространство - совокупность информационных ресурсов и

информационной инфраструктуры, позволяющей на основе единых принципов и по общим

правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государств, организаций и

граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально

полное удовлетворение их информационных потребностей при сохранении баланса национальных

и международных интересов.

2. Структура глобального информационного пространства

Объекты глобального информационного пространства:

1) информационные ресурсы;

2) информационная инфраструктура:

а) информационные телекоммуникационные структуры;

б) информационные технологии;

в) системы СМИ;

г) организационная структура (органы власти).

Глобальное информационное пространство России включает:

- информационное пространство органов государственной власти;

- информационные телекоммуникации системы государства (МЧС, в силовых структурах);

- государственные информационные ресурсы - правовая информация, информация о

деятельности органов власти, информация о чрезвычайных ситуациях, информация,

представляющая собой культурную ценность и наследие, открытая информация о предприятиях,

государственный информационный регистр;

- информационно-управленческую систему органов государственной власти - есть только у

тех органов государственной власти, которые обладают развитой территориальной

инфраструктурой (система МВД).

Глобальное информационное пространство может создаваться и негосударственными

частными органами или гражданами.

3. Обеспечение безопасности в глобальном

информационном пространстве

Факторы, влияющие на правовое регулирование глобального информационного

пространства:

1) особенности макроэкономической политики государства;

2) идеология формирования информационного общества;

3) специфика действующего законодательства;

4) особенности менталитета, национально-_____культурные особенности.

Основные направления развития информационной безопасности глобального

информационного пространства.

1. Определение порядка доступа к информации при гуманном использовании информации.

2. Определение доступа к информации в случае использования информации во вред

человеку.

Практика показала, что почти бесполезно устанавливать порядок работы по получению и

использованию информации через Internet; ответственность за использование непроверенной и

часто недостоверной информации никто не несет, как и за нарушение авторских и смежных прав.

Наиболее эффективным может стать установление ответственности при вводе информации в

Internet (установление порядка распространения служебной информации, информация авторского

происхождения, официальная и справочная информация).

Основными объектами обеспечения информационной безопасности РФ в

общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

- информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и

конфиденциальную информацию;

- средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-

вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы,

системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное

обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных,

осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их

информативные физические поля;

- технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но

размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а

также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации;

- помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в

ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.

Основными угрозами информационной безопасности РФ в общегосударственных

информационных и телекоммуникационных системах являются:

- деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ,

организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение

несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля за функционированием

информационных и телекоммуникационных систем;

- вынужденное в силу объективного отставания отечественной промышленности

использование при создании и развитии информационных и телекоммуникационных систем

импортных программно-аппаратных средств;

- нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации,

преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных

систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и

телекоммуникационных системах;

- использование несертифицированных в соответствии с требованиями безопасности

средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты информации и контроля их

эффективности;

- привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и

телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на

осуществление этих видов деятельности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности РФ в

общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

- предотвращение перехвата информации из помещений и с объектов, а также информации,

передаваемой по каналам связи с помощью технических средств;

- исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в

технических средствах информации;

- предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при

эксплуатации технических средств ее обработки, хранения и передачи;

- предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих

разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;

- обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных

информационных и телекоммуникационных систем к внешним информационным сетям, включая

международные;

- обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии

информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;

- выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств

перехвата информации.

Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации в

общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

- лицензирование деятельности организаций в области защиты информации;

- аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты

информации при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих

государственную тайну;

- сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования, а

также защищенности информации от утечки по техническим каналам систем и средств

информатизации и связи;

- введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных

ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;

- создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в

защищенном исполнении.

Раздел 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Глава 19. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

1. Дисциплинарная и административная ответственность

в информационной сфере

Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов

информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций.

Дисциплинарная ответственность наступает за противоправные действия, совершаемые

субъектами информационного права в связи с исполнением своих прав и обязанностей (п. 6 ст. 9

Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных

микросхем" <*>, ст. 46 Конституции РФ - ответственность служащих за непредставление

информации или предоставление недоброкачественной информации).

--------------------------------

<*> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2328; СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2786; 2004. N

45. Ст. 4377; 2006. N 6. Ст. 636.

Административная ответственность устанавливается за нарушение определенных правил

поведения. В Кодексе об административных правонарушениях предусматривается

административная ответственность за:

- нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников

референдума (ст. 5.1);

- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном

обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);

- изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением

требований законодательства о выборах (ст. 5.12);

- умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к

выборам, референдуму (ст. 5.14);

- непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании

средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);

- непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);

- нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних,

нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей,

оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);

- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);

- незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей

кредитную историю (ст. 5.53);

- сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

- невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);

- сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях

животных (ст. 10.7);

- самовольную установку или эксплуатацию узла проводного вещания (ст. 13.1);

- воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации (ст.

13.16);

- нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);

- воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);

- нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19);

- непредоставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6)

и др.

Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения,

практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких

правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их

прекурсоров (ст. 6.13). В качестве административного наказания предусмотрено наложение

административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ с

конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или

без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ; на лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока до

пятидесяти МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного _____для ее

изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до

девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее

изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ с

конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или

без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с

конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или

без таковой. В КоАП РФ особо оговорено, что не является административным правонарушением

распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и

фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях

наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Два новых состава административного правонарушения, непосредственно касающихся

деятельности журналистов, установлены КоАП РФ. Речь идет об ответственности за нарушение

установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения

информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), а также за разглашение информации

с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением

служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14). Первый состав может образовать,

например, несоблюдение редакцией СМИ условий разглашения информации о

несовершеннолетнем, совершившем преступление или административное правонарушение либо

явившимся потерпевшим (ч. 3 и 4 ст. 41 Закона РФ о СМИ). Совершение данного правонарушения

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех

до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти

до ста МРОТ. Второй состав прямым образом соотносится с обязанностью редакции сохранять

конфиденциальность источника информации, а также сведений, предоставленных гражданином с

условием сохранения их в тайне (ч. 1 и 2 ст. 41 Закона РФ о СМИ) <*>. Данные действия караются

наложением административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на

должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ.

--------------------------------

<*> Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" //

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от

контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3), КоАП РФ устанавливает для юридических лиц

на уровне от четырехсот до пяти тысяч МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ

вводит еще один, также имеющий отношение к Закону о рекламе. Согласно КоАП РФ

использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных

правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти

МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).

Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов такого

правонарушения, как "непредставление возможности обнародовать опровержение или иное

разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации". Дело в том, что данная

обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные

СМИ. Поэтому при проведении выборов любого уровня к ответственности за ее невыполнение

привлекаются все СМИ независимо от того, к какой форме собственности они относятся.

Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати

МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.

Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение

информации.

Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ граждане имеют право на оперативное получение через

средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов

и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении редакции СМИ

информации, в связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия

являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.

В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является

основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи

запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной

санкцией за отказ либо несвоевременное предоставление информации, как установлено статьей

5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является

достаточно низким.

Объективная сторона данного правонарушения, установленная КоАП РФ, практически

аналогична объективной стороне преступления ("отказ в предоставлении гражданину

информации" - ст. 140 УК). Отличие между ними составляет наличие/отсутствие такого элемента,

как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда

присутствует). Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с

аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно - причинению вреда.

Иное правонарушение - демонстрирование фашистской атрибутики или символики -

карается административным штрафом в размере от пяти до десяти МРОТ с конфискацией

фашистской атрибутики или символики или административным арестом на срок до пятнадцати

суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3). Примечательно, что, как

установлено КоАП РФ, привлечение к ответственности возможно только в случае, если целью

демонстрации была пропаганда такой атрибутики или символики. При данной оговорке

положительное решение вопроса о привлечении к ответственности может быть принято, если

доказано наличие цели демонстрации фашистских символов. Однако только по итогам

правоприменительной практики - в отсутствие соответствующей конкретизации в

законодательстве - можно будет судить о том, в каких случаях демонстрация будет признаваться

целенаправленной. Опять же, подобная ситуация может негативно отразиться на

взаимоотношениях редакций СМИ с правоприменительными органами.

За действия, образующие три состава административных правонарушений, КоАП РФ

предусмотрена ранее отсутствовавшая ответственность. К таким действиям относятся:

воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции

средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную

продажу тиража периодического печатного издания (13.16); нарушение правил распространения

обязательных сообщений (13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм

(13.18). Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах

этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ. Последний был принят, как известно,

в конце 1991 г. Таким образом, потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала

быть бланкетной и появились основания для привлечения к административной ответственности за

данные действия.

Ответственность за следующий состав административного правонарушения - нарушение

правил распространения обязательных сообщений - заключается в наложении административного

штрафа на граждан - от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на

юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ. Воспрепятствование уверенному приему

радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех карается наложением

административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц -

от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров

оплаты труда.

Не подверглись существенным изменениям такие составы административных

правонарушений, как нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства

массовой информации (13.21) и нарушение порядка объявления выходных данных (13.22). В

отношении первого можно отметить, что отныне нарушением порядка распространения

признается распространение продукции СМИ не только незарегистрированного, но также и СМИ,

не прошедшего перерегистрацию. Наложение взыскания возможно и на основании факта

изготовления или распространения продукции СМИ после решения о прекращении или

приостановлении выпуска СМИ в установленном порядке. За данное правонарушение

административный штраф может налагаться на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ

с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двадцати

до тридцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на

юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ с конфискацией предмета административного

правонарушения. Что же касается ответственности за нарушение порядка объявления выходных

данных, то здесь корректировка была проведена в отношении размера штрафов. Данное

правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в

размере от трех до пяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без

таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ с конфискацией продукции средства

массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ с

конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

Отсюда следует, что при административном судопроизводстве могут быть наложены

следующие виды административных взысканий:

- предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном

порицании физического или юридического лица, выносимого в письменной форме;

- административный штраф - денежное взыскание;

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

- принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику

вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права;

- административный арест;

- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без

гражданства;

- дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности в исполнительных

органах управления юридических лиц;

- административное приостановление деятельности.

Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных

устанавливает (ст. 17) следующее.

1. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона

в отношении исключительных прав правообладателей, в том числе ввозит в РФ экземпляры

программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей,

является нарушителем авторского права.

2. Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных,

изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права.

3. Контрафактными являются также экземпляры охраняемой в РФ в соответствии с

настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимых в РФ из государства, в

котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали

охраняться законом.

Статья 18. Защита прав на программу для ЭВМ и базу данных.

1. Автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:

- признания прав;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения

действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- возмещения лицом, нарушившим исключительное право, причиненных убытков в

соответствии с гражданским законодательством;

- принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их

прав.

За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или

третейский суд.

Статья 19. Арест контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных. На

экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные, воспроизведенные,

распространенные, проданные, ввезенные или иным образом использованные либо

предназначенные для использования в нарушение прав автором программы для ЭВМ или базы

данных и иных правообладателей, может быть наложен арест в порядке, установленном законом.

2. Уголовная _____ответственность

Уголовная ответственность в этой сфере может наступить в случаях, предусмотренных

Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми

разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности,

но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых

убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений

нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что

преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной

безопасности и общественного порядка". Таким образом, если исходить из учения о

четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений

будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом:

родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность

общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще

всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован

альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается <*>.

--------------------------------

<*> Ляпунов Ю., Максимов В. Ответственность за компьютерные преступления // Законность,

N 1, 1997.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести,

т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением

является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ,

повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на

срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективной

стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно

сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно

опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление

причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем

совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния

независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще

всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой

признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован

в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а

также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены

судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств <*>.

--------------------------------

<*> Там же.

Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом

исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.