Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационном пространстве 5 страница




доступная любому пользователю для подтверждения подписи.

Отличие информационного оружия от обычного оружия - скрытность (возможность

применения без видимой подготовки); масштабность (применяется без учета геополитических

границ); универсальность (применяется военными, гражданскими организациями).

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или

определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных

данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес,

семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая

информация.

Право на информацию - нормативно определенный порядок реализации полномочий

различных субъектов в области производства (создания, получения, доступа, сбора, хранения,

использования и распространения) информации в целях, не противоречащих свободам, правам и

интересам личности, общества и государства. В Конституции РФ закреплены следующие

информационные права: а) право на неприкосновенность частной жизни; б) право переписки и

иных сообщений; в) свобода мысли и слова; г) свобода массовой информации; д) право свободно

искать, получать, передавать и производить информацию любым законным способом; е) право на

образование; ж) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; з) свобода

всех видов творчества; и) свобода преподавания; к) право на доступ к культурным ценностям.

Правовой статус журналиста - совокупность специальных прав и обязанностей журналистов

и приравненных к ним лиц (работающих в штате редакции, но не собирающих информацию,

внештатных работников). Правовой статус журналиста включает в себя следующие элементы: а)

трудовые отношения, иные договорные отношения лица с зарегистрированным СМИ; б) функции

журналиста (поиск, распространение, выпуск информации), в том числе право журналиста на

запрос, доступ к информации о работе государственных органов; в) аккредитацию; г) защиту

источника информации.

Правовой статус средств массовой информации состоит из следующих элементов: а)

обязательная государственная регистрация, которая носит не разрешительный, а уведомительный

характер; б) лицензирование (является обязательным только для TV и радиовещания);

аннулирование лицензии производится при систематическом нарушении законодательства о

порядке лицензирования; в) порядок выпуска средств массовой информации; г) обязательное

наличие устава редакции и устава юридического лица (устав редакции - фактический договор

между редакцией и учредителем); д) обеспечение государством самостоятельности СМИ; е)

экономическая государственная поддержка (налоговые льготы, государственные дотации при

определенных условиях); ж) регулирование государством рекламы в средствах массовой

информации.

Правовой статус субъектов информационного права включает в себя: информационную

правоспособность; информационную дееспособность, права и обязанности субъектов, а также

ответственность, гарантии осуществления их прав. По отношению к информации все субъекты

можно разделить на три группы: производители, обладатели, собственники информации,

потребители.

Предмет информационного права - часть общественных отношений, которые связаны с

созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием

информационных ресурсов, связывается с развитием в области формирования и управления

информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологических работ с

информацией и технологиями ее передачи в системах и сетях коммуникаций с установлением мер

по обеспечению безопасности в информационных сферах, включающая в себя юридическую

ответственность в названных областях.

Предметы правоотношений в сети Интернет - сайт, страница, сервер, домен, электрическая

почта и др.

Предоставление информации - действия, направленные на получение информации

определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Признаки информационной системы - а) выполнение одной, нескольких функций в

отношении информации; б) единство системы (наличие общей файловой базы, единых стандартов

и протоколов, единого управления); в) возможность композиции и декомпозиции объектов системы

при выполнении заданных функций (выдержки из законов в "Гаранте", закладки - все в одном

файле).

Признаки отнесения сведений к служебной тайне - а) сведения, содержащие служебную

информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий,

организаций, запрет на распространение которых установлен законом или диктуется служебной

необходимостью; б) сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но

ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных

обязанностей.

Признаки _____охраноспособности информации - а) охране подлежит только документированная

информация; б) информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом; в)

защита информации устанавливается законом.

Принципы засекречивания информации - а) принцип законности: конкретная информация

должна соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну; б) принцип

обоснованности: целесообразность отнесения указанных сведений к государственной тайне

устанавливается путем экспертной оценки вероятного ущерба интересам государства и общества

и на основании баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; в)

принцип своевременности: засекречивание с момента получения сведений или заблаговременное

засекречивание; г) принцип обязательной защиты: сведения защищаются органами, обладающими

соответствующей компетенцией.

Принципы информационного права - зафиксированные в правовых нормах основные начала,

определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие ей системный характер

и позволяющие ей говорить о целостности механизма правового регулирования, базирующиеся на

Конституции РФ, федеральных законах и других нормативных актах.

Профессиональная тайна - защищаемая законом информация, доверенная или ставшая

известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им

профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой.

Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация

не является иной.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации

неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Режим защиты информации - установленная законом процедура доступа к соответствующим

сведениям и ответственность за разглашение этих сведений. Режим защиты информации

устанавливается в отношении трех групп сведений: а) сведения, относящиеся к государственной

тайне: режим устанавливается уполномоченным государственным органом на основании Закона

"О государственной тайне"; б) конфиденциальная информация, режим защиты которой

устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на

основании Закона "Об информации"; в) персональные данные; режим защиты таких данных

должен устанавливаться специальным федеральным законом, который не принят.

Режимы коммерческой тайны - а) конфиденциальные отношения по контракту - с момента

трудоустройства между сотрудником и юридическим лицом оформляются в трудовом договоре

(контракте) или в приложении к нему; б) конфиденциальные отношения по служебным функциям,

возникающие между сотрудниками одной фирмы, определяющиеся должностными инструкциями;

в) конфиденциальные отношения по условиям договора - между заказчиком и исполнителем -

оформляются в гражданском договоре.

Система информационного права включает в себя четыре раздела: а) общие положения; б)

государственное регулирование информационной сферы (правовые режимы информационных

ресурсов, порядок создания и применения информационных технологий, международный

информационный обмен, информационный рынок (электронная коммерция),

внутриорганизационное управление с использованием информационных систем, регулирование

средств массовой информации, права граждан в информационной сфере, архивное и

библиотечное дело); в) информационная безопасность (обеспечение безопасности личности,

государства, общества и глобального информационного пространства); г) ответственность в

информационной сфере: уголовная; административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

Система органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации.

Конституция РФ закрепляет право свободного доступа к информации, поэтому государственное

управление в информационной сфере осуществляется всеми ветвями власти. Общее управление

осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство, суды, Совет

Безопасности.

Служебная тайна - защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая

известной в государственных органах или ОМС на закрытых основаниях в силу исполнения ими

служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа.

Специальные информационно-правовые принципы - 1) принципы, обеспечивающиеся

Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в информационном праве: а) принцип свободного

производства, распределения, доступа к информации; б) принцип запрещения производства и

распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества и

государства. Он реализуется через нормы безопасности государства; 2) принципы, которые

формулируются на основе свойств информации: а) принцип "отчуждения" информации от ее

создателя; б) принцип оборотоспособности информации; в) принцип информационного объекта

(двуединство информации и ее носителя); г) принцип распространяемости и экземплярности

информации.

Средние информационные системы - информационные системы, имеющие длительный

жизненный цикл, наличие аналитической обработки данных, наличие средств обеспечения

безопасности, необходим штат сотрудников и есть взаимодействие с фирмой-разработчиком.

Средства массовой информации - результат интеллектуальной деятельности, имеющий

форму периодического распространения информации.

Степени секретности - а) особая важность - такой гриф имеют сведения, разглашение

которых может нанести ущерб интересам РФ; б) совершенно секретно - такой гриф имеют

сведения, разглашение которых может причинить ущерб министерствам и ведомствам; в) секретно

- такой гриф имеют сведения, разглашение которых может причинить ущерб предприятиям,

учреждениям, организациям (до 1991 г. сведения такого рода относились к служебной тайне).

Субъекты банковской тайны - владелец банковской тайны - клиент; пользователь банковской

тайны - банк.

Субъекты государственной тайны - лица, допущенные к сведениям, составляющим

государственную тайну.

Субъекты коммерческой тайны - а) обладатели коммерческой тайны - сама организация и

сотрудники, работающие в ней; б) правопреемники - лица, которым информация, составляющая

коммерческую тайну, стала известна в силу служебного положения, исполнения

профессиональных обязанностей, в силу договора, на ином законном основании.

Субъекты персональных данных - лица, к которым относятся данные, их наследники.

Ограничение права на охрану персональных данных существует для субъектов, допущенных к

государственной тайне, а также подозреваемых в совершении преступлений. Режим

конфиденциальности снимается в случае обезличивания персональных данных или по желанию

субъекта персональных данных.

Субъекты права массовой информации - учредитель, редакция, издатель, распространитель

и собственник имущества редакции.

Субъекты правоотношений в Интернете - а) создатели программных технологий (частей

информационной инфраструктуры); б) производители и распространители информации в

Интернете, в том числе оказывающие услуги по подключению (провайдеры); в) потребители.

Субъекты профессиональной тайны - а) доверитель; б) держатель; в) пользователь

(государственные органы, которым становится известна государственная тайна в связи с

использованием служебных обязанностей).

Субъекты электронно-цифровой подписи - пользователи информационной системы;

обладатели электронно-цифровой подписи; удостоверяющие центры; уполномоченные

федеральные органы исполнительной власти.

Тайна частной жизни - составной элемент права на неприкосновенность частной жизни.

Тайна частной жизни включает в себя личную, семейную тайну и охрану персональных данных.

Правовая охрана права на неприкосновенность частной жизни осуществляется установлением

конституционных гарантий. Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни и

ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться в режиме

профессиональной или служебной тайны.

Цели защиты информации - а) предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и

подделки информации; б) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению,

модификации, копированию и блокированию информации; в) реализация права на

государственную тайну и конфиденциальную информацию.

Электронно-цифровая подпись - реквизит электронного документа, полученный в результате

преобразования информации с использованием закрытого ключа электронно-цифровой подписи и

позволяющий установить подлинность и целостность содержащейся в электронном документе

информации, а также обладателя электронно-цифровой подписи. Электронно-цифровая подпись в

электронном документе становится равнозначной собственноручной подписи при следующих

условиях (одновременно) - а) сертификат ключа электронно-цифровой подписи не утратил силу; б)

подтверждена подлинность электронно-цифровой подписи в электронном документе; в)

электронно-цифровая подпись используется в отношениях, имеющих юридическое значение.

Электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем

информационно-телекоммуникационной сети.

Электронный документ - документ на цифровом носителе, состоящий из трех элементов:

содержание информации; форма предоставления содержания; носитель информации.

Юридические свойства информации - свойства информации, позволяющие осуществлять

правовое регулирование в отношении информации: а) физическая неотчуждаемость (отчуждение

информации заменяется передачей прав на ее использование); б) обособленность информации -

для включения в оборот информация используется в виде символов, знаков, таким образом

обособляется от производителя и существует отдельно; в) двуединство информации и носителя;

г) распространяемость (тиражируемость) информации - возможность распространения

неограниченного количества экземпляров без изменения содержания информации; д)

организационная форма информации - документ; е) экземплярность информации - существование

информации на отдельном материальном носителе, отсюда учет количества экземпляров через

учет количества носителей.

Приложение 3. Список рекомендуемой литературы

1. Агапов А.Б. Организационно-правовые проблемы информационного обеспечения

государственных органов: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М. 1995.

2. Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в РФ: Учеб.

пособие. М., 1997.

3. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М.: Экономика, 1995.

4. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.

5. Бачило И.Л. Информационное право: роль и место в системе права // Государство и право.

2001 N 2.

6. Бачило И.Л. Информационное право: Учеб. пособие. М., 2001.

7. Бачило И.Л. Правовое регулирование процессов информатизации // Государство и право.

1994. N 12.

8. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. СПб., 2005.

9. Боер В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-

правовой аспект): Автореф. дис.... докт. юрид. наук. СПб., 1998.

10. Ващекин Н.П., Абрамов Ю.Ф. Информационная _____деятельность и мировоззрение. Иркутск:

Изд-во Иркутского университета, 1990.

11. Гаврилов М.В. Компьютер. Персональное дело. Саратов: Изд-во Саратовской академии

права, 1999.

12. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. М., 2000.

13. Дмитриев В.В. Диалектика содержания и формы в информационных процессах. Минск:

Наука и техника, 1973.

14. Институты административного права России: Сборник статей / Под ред. И.Л. Бачило и

Н.Ю. Хаманевой. М., 1999.

15. Информационная цивилизация: пространства, культура, человек. Саратов, 2000.

16. Информационное общество: информационные войны, информационная безопасность /

Под ред. М.А. Вуса. СПб., 1999.

17. Информационные системы в управлении производством / Под ред. Ю.П. Васильева. М.:

Прогресс, 1973.

18. Колосков Ю. М. Массовая информация и международное право. М.: Международные

отношения, 1974.

19. Комментарий к Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите

информации" / Под ред. И.Л. Бачило, А.В. Волокитина, В.А. Копылова и др. М.: ИГП РАН, 1996.

20. Концепция информационной безопасности / Под ред. Д.С. Черешкина. М.: ИСА РАН,

1994.

21. Копылов В.А. О структуре и составе информационного законодательства // Государство и

право. 1996. N 6.

22. Корченкова Н.Ю. Становление _____теоретико-правовой концепции права на информацию:

Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2000.

23. Крылов В.В. Информационные компьютерные преступления. М.: ИНФРА-М; Норма, 1997.

24. Крылов В.В. Информация как элемент криминальной деятельности // Вестник

Московского университета. Серия 11. Право. 1998. N 4.

25. Перспективные информационные технологии в правовой сфере: Монография / Под ред.

В.А. Копылова. М., 1993.

26. Полевой Н., Крылов В. Компьютерные технологии в юридической деятельности. М.: БЕК,

1994.

27. Рассолов М.М. Информационное право: Учеб. пособие. М., 1999.

28. Рассолов М.М. Информационное право: анализ и решение практических задач. М., 1998.

29. Рассолов М.М. Проблемы управления и информации в области права. М., 1991.

30. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов М.М. Правовая информатика и управление в

сфере предпринимательства. М., 1996.

31. Снытников А.А. Информация как объект гражданских правовых отношений: Автореф. дис.

... докт. юрид. наук. СПб., 2000.

32. Тихомиров Ю.А. Информационный статус субъектов права // Труды ИЗ и СП. 1992. N 52.

33. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.

34. Федотов М. Законодательство о средствах массовой информации. М.: Гардарика, 1996.

35. Шверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М.: Юристъ, 1996.

36. Юрченко И.А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-

правовой охраны: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Сокращения

Предисловие

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Информационное право как отрасль права

1. Понятие информации

2. Виды информации. Документированная и недокументированная информация

3. Предмет информационного права

4. Особенности формирования информационного права

5. Международный характер информационного права

6. Комплексный характер информационного права

7. Методы информационного права

8. Правовое регулирование информационных отношений за рубежом

Глава 2. Информационно-правовые нормы и отношения. Система и источники

информационного права

1. Информационная норма: понятие, особенности, виды

2. Информационно правовые отношения: понятие, виды, соотношение с правовой

нормой, структура и защита

3. Система информационного права

4. Виды источников информационного права

5. Принципы информационного права

Глава 3. Понятие и виды субъектов информационного права

1. Понятие субъектов информационного права (общая характеристика)

2. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты

информационного права

3. Граждане и другие физические лица как субъекты информационного права

4. Правовой статус общественных объединений и коммерческих организаций как

субъектов информационного права

Раздел 2. Государственное регулирование информационной сферы

Глава 4. Система органов государственной власти, регулирующих информационную сферу

1. Государственное управление в информационной сфере

2. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право

доступа к информации

3. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны

4. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правовых режимов

конфиденциальной информации

5. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной

власти в условиях информатизации общества

6. Электронное государство

Глава 5. Правовые режимы информационных ресурсов

1. Понятие правового режима информационных ресурсов

2. Понятие и виды охраноспособной информации

3. Режимы защиты информации

4. Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота

5. Служебная и профессиональная тайна

6. Тайна частной жизни

7. Коммерческая и банковская тайна

Глава 6. Правовое регулирование, создание и применение информационных технологий

1. Понятие и виды информационных технологий

2. Порядок создания информационных технологий

3. Применение информационных технологий государственными органами,

юридическими и физическими лицами

4. Нарушение порядка применения информационных технологий: информационная

война, информационное оружие

Глава 7. Правовое регулирование информационных систем

1. Понятие и виды информационных систем

2. Порядок разработки и официальная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Глава 8. Особенности правового регулирования интернета

1. Общая характеристика Интернета как особой информационно-

телекоммуникационной сети

2. Деятельность, осуществляемая посредством Интернета

3. Государственное регулирование Интернета в России и за рубежом

Глава 9. Правовое регулирование информационных ресурсов

1. Понятие и виды информационных ресурсов

2. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления

информационных услуг

3. Государственные информационные ресурсы

4. Государственное регулирование библиотечного дела

5. Государственное регулирование архивного дела

Глава 10. Электронный документ

1. Понятие и структура электронного документа

2. Правовой статус электронной цифровой подписи

Глава 11. Права граждан в информационной сфере

1. Право на доступ к информации

2. Право интеллектуальной собственности

Глава 12. Правовое регулирование средств массовой информации

1. Понятие и виды средств массовой информации

2. Правовой статус средств массовой информации

3. Правовой статус журналиста

Глава 13. Информационный рынок

1. Понятие и структура информационного рынка

2. Тенденции развития информационного рынка

Раздел 3. Информационная безопасность

Глава 14. Общая характеристика информационной безопасности

1. Понятие информационной безопасности

2. Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение

3. Источники угроз информационной безопасности РФ

4. Государственная политика в сфере информационной безопасности

5. Обеспечение информационной безопасности

Глава 15. Информационная безопасность личности

1. Общая характеристика информационной безопасности личности

2. Информационно-психологическая безопасность

3. Информационно-идеологическая безопасность

Глава 16. Информационная безопасность общества

1. Общая характеристика информационной безопасности общества

2. Угрозы информационной безопасности общества

Глава 17. Информационная безопасность государства

1. Общая характеристика информационной безопасности государства

2. Угрозы безопасности государства в информационной сфере

Глава 18. Информационная безопасность в глобальном информационном пространстве

1. Понятие глобального информационного пространства

2. Структура глобального информационного пространства

3. Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве

Раздел 4. Ответственность в информационной сфере

Глава 19. Ответственность в информационной сфере

1. Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере

2. Уголовная ответственность

3. Гражданско-правовая ответственность

Глава 20. Ответственность в области массовой информации

1. Ответственность за распространение запрещенной рекламы

2. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой

информации

3. Основания освобождения от ответственности субъектов права массовой

информации

4. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

5. Приостановление выпуска СМИ как особый вид ответственности

Глава 21. Особенности ответственности в сети "Интернет"

1. Уголовная ответственность в Интернете

2. Административная ответственность в Интернете

3. Гражданская ответственность в Интернете

4. Ответственность провайдеров в Интернете

Приложения

Приложение 1. Программа курса "Информационное право"

Цели и задачи преподавания дисциплины

Структура и содержание дисциплины

Приложение 2. Словарь терминов

Приложение 3. Список рекомендуемой литературы__




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.185 сек.