Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления развития групповых методов социально-психологической работы




Интерес к групповым методам психологической работы привел к по- явлению множества направлений их развития различными психологичес- кими школами. В настоящее время в качестве основных подходов раз- вития группового психологического тренинга выделяются следующие.

Гуманистическое направление. Главным предметом гуманисти- ческой психологии является личность и ее уникальность, пережива- ние человеком мира и осознание своего места в нем. В основу тео- рии заложено предположение, что человек имеет врожденную способ- ность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, ре- шать все свои личностные проблемы, если он находится в оптималь- ной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере. Одна из характерных особенностей классического гуманистического направления – максимально недирективный стиль управления группой, побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя ответственность за происходящее.

Гештальт-модель. Это направление разрабатывалось Ф. Перлзом и его последователями. В гештальт-терапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некоей специфической орга- низации частей, называемой гештальтом. Центральный момент тео- рии – все совершается здесь и сейчас. Целью группового процесса является расширение сферы осознания каждым участником себя, своих индивидуальных особенностей, осознание им самоидентично- сти и совершенства, принятие личной ответственности за происхо- дящее с ним. Процесс осознания участниками себя можно сравнить с «проявлением» человека на фотографии и отделением от незави- симого фона. При этом обращение происходит не столько к созна- нию, сколько к чувствам и стремлениям участников.

Психодраматический подход. Психодрама как метод групповой

работы определяет разыгрывание участниками определенных ролей в

моделируемых жизненных ситуациях, имеющих для них личностный


смысл. Результативность данного метода во многом основывается на целительном эффекте группового взаимодействия. Создатель психо- драмы Якоб Морено считал, что изменения в человеке могут проис- ходить на разных уровнях. Смена установок, убеждений может про- исходить на когнитивном уровне с использованием техник внушения, убеждения и принятия.

Трансактная модель. В основе этого направления лежит концеп- ция Э. Берна о различных состояниях «Я», которые он назвал «Роди- тель», «Взрослый», «Ребенок». Согласно этой концепции в каждый

момент времени индивид существует в одном из этих состояний. Оно определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя. Соответственно его взаимодействие с другими людьми, как и интер- претация этого взаимодействия, происходит по-разному.

Центральным моментом концепции является положение о том, что многие сформированные ранее жизненные сценарии могут быть «пе- реписаны» в более конструктивном варианте. Задача заключается в их распознании, вскрытии и переформировании.

Бихевиорально-ориентированные группы. Занятия поведенчес- ким тренингом не ставят перед собой глобальных задач развития лич- ности или реализации человеческого потенциала. Они формулируют свои цели значительно скромнее и конкретнее. Обычно эти занятия на- зываются тренингом жизненных умений. Их задача – обучить участ- ников справляться с конкретными проблемами и выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам. Со- гласно постулатам бихевиоризма, в упрощенной форме – весь опыт человек получает посредством научения. Соответственно для исправ- ления нежелательного поведения необходимо переучить его, вырабо- тав более эффективное поведение или более адаптивные реакции. Од- ной из типичных методик, напрямую связанных с бихевиоризмом, яв- ляется репетиция желаемого поведения. После моделирования необ- ходимого поведения участнику предлагается проиграть его в виде уп- ражнения, эпизода или ролевой игры. В случае успеха следует под- крепление в виде положительной реакции группы и ведущего. Для обеспечения более успешного переноса полученного навыка в реаль- ную жизнь участникам группы предлагается опробовать его в каче- стве домашнего задания вне группы с последующим обсуждением результатов на следующем занятии.

В настоящее время активно развивается когнитивно-поведенчес- кая модель психологического тренинга. В данной модели поведение человека рассматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпретацией данного поведения. Человек не просто совершает по- ступки, он так или иначе объясняет себе причины данных поступков


или «отсутствие» данных причин. Именно это объяснение, которое во многом детерминировано самовосприятием человека, его представле- ние о том, как его воспринимают окружающие, а также его интерпре- тацией прошлого опыта и имеющихся у него желаний и потребнос- тей, во многом определяют его поступки. Человек потенциально не желает себе зла, и в его интерпретациях собственного поведения и эмо- ционального реагирования можно обнаружить многочисленные пси- хологические защиты, им не осознаваемые, но направленные на лич- ностное самосохранение. Поэтому ставя цель изменить неконструктив- ное поведение, необходимо также проявить и изменить конструкты ин- терпретации данного поведения и окружающего мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.