Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о социально-психологическом тренинге




Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд значе- ний – «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Групповой пси- хологический тренинг выходит за эти рамки и используется, в самом широком смысле, в целях развития, психокоррекции, обучения и ди- агностики. Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов представляют тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психо- логических феноменов человека, группы и организации с целью гар- монизации профессионального и личностного бытия человека.

Под тренинговыми группами обычно понимаются все специаль-

но созданные малые группы, участники которых при содействии ве-

дущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения и взаимодействия, ориентированный на решение разнообраз- ных психологических проблем участников, их самосовершенствова- ние, а также на развитие группы и решение общегрупповых проблем.

Другие авторы относят групповой психологический тренинг к пси- хологическим методам воздействия. Однако термин «воздействие» от- ражает скорее процессуальные характеристики тренинга как метода и не раскрывает его полной сути.

Понятие развитие также не является общим для психологического тренинга. Как отмечает О. П. Кондаурова, в ходе тренинга психологи- ческие характеристики могут не только развиваться, но и затормажи- ваться, а некоторые навыки и умения формируются заново.

По отношению к теории социально-психологического тренинга в противовес к «развитию» С. И. Макшанов вводит удачный термин

«преднамеренное изменение». Данное понятие адекватно отражает цель, процесс и результат изменения, подчеркивает их осознанный ха-

рактер и является более широким в соотнесении с понятием «разви- тие». Понятие «преднамеренное изменение» позволяет применить его к ситуациям, не относящимся к развитию в принятом понимании, на- пример, когда в результате преднамеренного изменения трансформи- руются отношения личности к чему-либо, то это, безусловно, являет- ся изменением, но не развитием. Другими словами, изменение воз-


 

можно без развития, развитие без изменения – нет. Преднамеренное изменение включает в себя и развитие и коррекцию.

Другие авторы в сочетании с обучением отмечают понятие опыт.

Кьелл Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опы-

та, а в некоторых случаях – единственным успешным методом обуче-

ния и изменения человека». Он отмечает, что, «наблюдая происходя-

щие в группе взаимодействия, каждый участник может идентифици-

ровать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональ-

ную связь при оценке собственных чувств и поведения. Все пережи-

вания и поток опыта, порождаемые в группе, позволяют каждому уча-

стнику проанализировать и переоценить многие ограничивающие его

установки и убеждения. Также в процессе тренинга участники могут

смоделировать и опробовать различные навыки, которые в дальней-

шем они могут перенести в обычную жизнь».

Возможность работы непосредственно с опытом позволяет исполь-

зовать социально-психологический тренинг в качестве важного эле-

мента профессиональной подготовки. Тренинг помогает «преодолеть

ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность тра-

диционными методами обучения, и может выступать в качестве мо-

стика между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцеп-

тивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и прак-

тикой, с другой стороны.

Также социально-психологический тренинг позволяет работать с

личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно под-

дающиеся коррекции другими методами. При этом хорошая работа

опытного ведущего в личностно-ориентированном психологическом

тренинге заключается не столько в развитии личности, сколько в ее

«пробуждении» и активизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.