Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример задачи на выявление степени влияния изучаемого фактора




Условие задачи: три различные группы из шести испытуемых получили списки из десяти слов. Первой группе слова предъявлялись с низкой скоростью - 1 слово в 5 секунд, второй группе со средней скоростью - 1 слово в 2 секунды, и третьей группе с большой скоростью - 1 слово в секунду. Было предсказано, что показатели воспроизведения будут зависеть от скорости предъявления слов. Результаты измерений представлены в таблице 24.

Таблица 24

Результаты запоминания слов, предъявляемых испытуемым

№ испытуемого Группа 1 (низкая скорость) Группа 2 (средняя скорость) Группа 3 (высокая скорость)
       
       
       
       
       
       
Суммы      
Средние 7,17 6,17  
Общая сумма  

Статистическая гипотеза:

- Основная (H0): различия в объеме воспроизведения слов между группами являются не более выраженными, чем случайные различия внутри каждой группы.

- Альтернативная (H1): Различия в объеме воспроизведения слов между группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри каждой группы.

 

Решение: запустите программу Excel, откройте требуемый файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов». Создайте НОВЫЙ лист, переименуйте его, обозначив названием «Дисп_анализ». На этом листе введите данные и решение задачи, как показано ниже, сохраните изменения и покажите результат работы преподавателю.

Этапы выполнения дисперсионного анализа.

1. Подсчет SSФакт. - вариативности признака, обусловленную действием исследуемого фактора (межгрупповое разнообразие):

 

,

где: Тс – сумма индивидуальных значений по каждому из условий. Для нашего примера 43, 37, 24 (см. таблицу);

с – количество условий (градаций) фактора (=3);

n – количество испытуемых в каждой группе (=6);

N – общее количество индивидуальных значений (=18);

– квадрат общей суммы индивидуальных значений (=1042=10816).

 

Отметим разницу между , в которой все индивидуальные значения сначала возводятся в квадрат, а потом суммируются, и , где индивидуальные значения сначала суммируются для получения общей суммы, а потом уже эта сумма возводится в квадрат.

По формуле (1) рассчитав фактическую вариативность признака, получаем:

 

.

 

2. Вычисление SSОбщ. – общей вариативности признака:

 

.

 

3. Вычисление случайной (остаточной) величины дисперсии SSСл., обусловленной неучтенными факторами (внутригрупповое разнообразие):

 

 

4. Определение числа степеней свободы dfОбщ. , dfФакт. , dfСл. :

 

 

 

5. Математическое ожидание суммы квадратов или «средний квадрат»,усредненная величина соответствующих сумм квадратов SS равна:

 

 

 

 

6. Значение статистики критерия F Эмп. вычисляется по формуле:

 

 

Для нашего примера имеем: F Эмп .= 7,45

 

7. Определение F Крит. выполняется по статистическим таблицам (Приложение 3) для степеней свободы df1 = k1 =2 и df2 = k2 =15 и уровне значимости 0,05. Табличное значение статистики равно F Крит. = 3,68.

В программе Excel критическое значение критерия Фишера определяется функцией =FРАСПОБР(Уровень значимости; df1; df2) =FРАСПОБР(0,05;2;15) = 3,68232034.

 

8. Если F Эмп. < F Крит., то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза. Для нашего примера F Эмп. > F Крит. (7,45>3,68), следовательно, принимается альтернативная гипотеза - влияние существует.

В программе Excel с помощью функции ФТЕСТ можно сразу вычислить вероятность различий двух массивов данных. Вводим в ячейку функцию =ФТЕСТ(Первый диапазон данных; Второй диапазон данных).

Получаем вероятность 0,99999999 > 0,95 (95%).

Аналогичные вычисления выполняются с помощью надстройки «Анализ данных» в модуле «Однофакторный дисперсионный анализ». Результат обработки данных задачи этой командой показан в таблице 25.

Таблица 25

Однофакторный дисперсионный анализ
             
ИТОГИ            
Группы Счет Сумма Среднее Дисперсия    
Группа 1 (низкая скорость)     7,16667 2,1666667    
Группа 2 (средняя скорость)     6,16667 2,1666667    
Группа 3 (высокая скорость)            
             
             
Дисперсионный анализ          
Источник вариации SS df MS F P-Значение F критическое
Между группами 31,444   15,7222 7,4473684 0,00567184 3,682320344
Внутри групп 31,667   2,11111      
             
Итого 63,111          

 

Вывод: различия в объеме воспроизведения слов между группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри каждой группы (р<0,05). Таким образом, скорость предъявления слов влияет на объем их воспроизведения.

 

 

ЗАДАНИЯ

Запустите программу Excel, откройте файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов». На листе «Дисп_анализ», решите требуемый вариант заданий, сохраните изменения и покажите результат работы преподавателю.

 

Вариант 1

В эксперименте на животных измерено время пробежки мышей по лабиринту на фоне различной концентрации препарата, стимулирующего нервную систему. Результаты измерений в секундах указаны в таблице 26.

Таблица 26

Результаты измерения времени пробежки мышей по лабиринту (сек.)

№ животного Группа 1 (низкая концентрация) Группа 2 (средняя концентрация) Группа 3 (высокая концентрация)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Необходимо подтвердить влияние стимулирующего вещества с помощью дисперсионного анализа в программе Excel надстройкой «Анализ данных» модулем «Однофакторный дисперсионный анализ».[a18]

 

 

Вариант 2

На предприятии проведено изучение уровня травматизма с учетом фактора стажа работы сотрудников 5-и участков с близкими условиями труда, получены следующие данные (таблица 27).

Таблица 27

Уровень травматизма на 100 работающих

Участок Стаж работы
до 5 лет 6-10 лет 11-15 лет 16 лет и более  
         
         
         
         
         
             

Необходимо оценить влияние стажа работы на уровень травматизма с помощью дисперсионного анализа в программе Excel надстройкой «Анализ данных» модулем «Однофакторный дисперсионный анализ».

Вариант 3

Проведено изучение уровня загрязнения водоема в 10 точках с учетом времени года, получены следующие данные (таблица 28).

Таблица 28

Уровень загрязнения водоема

№ точки отбора Концентрации (мг/м3) по временам года
зима весна лето осень
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Требуется определить влияние времени года на уровень загрязнения водоема с помощью дисперсионного анализа в программе Excel надстройкой «Анализ данных» модулем «Однофакторный дисперсионный анализ»

 

 

Вариант 4

Проведено обследование 8 групп пациентов, которым выполнялось лечение кариеса с применением 3-х типов пломбировочного материала и с учетом времени выполнения работы врача, получены следующие данные (таблица 29).

Таблица 29

Время работы врача-стоматолога (мин)

№ группы пациентов Тип пломбировочного материала
1-й 2-й 3-й
       
       
       
       
       
       
       
       

Необходимо подтвердить влияние типа используемого материала на время работы врача с помощью дисперсионного анализа в программе Excel надстройкой «Анализ данных» модулем «Однофакторный дисперсионный анализ».

 

Вариант 5

Проведено обследование длительности лечения 6 групп пациентов, которые получали терапию с применением лекарственного препарата, изготовленного тремя фармацевтическими компаниями, получены следующие данные (таблица 30).

 

Таблица 30

Длительность лечения (дней)

Пациент Производитель лекарственного средства
1-й 2-й 3-й
       
       
       
       
       
       

Необходимо подтвердить влияние на длительность лечения пациентов применения лекарства изготовленного разными фармацевтическими компаниями с помощью дисперсионного анализа в программе Excel надстройкой «Анализ данных» модулем «Однофакторный дисперсионный анализ».

 

 

Вариант 6

Выполнен отбор проб атмосферного воздуха населенного пункта для изучения уровня загрязнения фенолом с учетом расстояния от промышленной зоны, получены следующие данные (таблица 31).

Таблица 31

Уровень загрязнения воздуха фенолом

№ серии отбора проб Концентрации (мг/м3) на удалении
0,5 км 1 км 1,5 км 2 км
  0,3 0,08 0,06 0,04
  0,4 0,09 0,07 0,06
  0,2 0,06 0,06 0,05
  0,3 0,09 0,07 0,06
  0,1 0,08 0,05 0,03
  0,4 0,08 0,03 0,01
  0,2 0,09 0,02 0,01
  0,3 0,06 0,04 0,03
  0,1 0,09 0,03 0,02
  0,2 0,08 0,04 0,03
  0,3 0,11 0,03 0,01
  0,2 0,09 0,02 0,01

Требуется подтвердить влияние на уровень загрязнения фенолом фактора удаленности от промышленной зоны с помощью дисперсионного анализа в программе Excel надстройкой «Анализ данных» модулем «Однофакторный дисперсионный анализ».

[a19]

Контрольные вопросы

 

1. Дисперсионный анализ (определение).

2. Что такое результативный признак?

3. Понятие «Фактор» в дисперсионном анализе.

4. Межгрупповое, внутригрупповое и общее разнообразие в дисперсионном анализе.

5. Независимые и зависимые переменные.

6. Сущность дисперсионного анализа?

7. Методика вычисления критерия Фишера.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Гельман В.Я. Медицинская информатика. Практикум. СПб: Питер, 2001. – 420 с.

2. Гмурман В.Е.Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 478 с.: ил.

3. Информатика. Книга 2. Основы медицинской информатики: учебник / В.И. Чернов, И. Э. Есауленко, М В. Фролов и др. – М.: Дрофа, 2009. – 205, [3] с.: ил.

4. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практических занятий / под ред. В.З. Кучеренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.