Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы деятельности школ




Специальные школы для слепых и слабовидящих детей являются предметом постоянной государственной заботы. Они содержатся на средства государства и находятся в ведении органов народного образования. Во всех школах обучаются дети независимо от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, социального положения родителей.

Обучение и воспитание детей с глубоким нарушением зрения направлено на формирование у них научно-материалистического мировоззрения.

Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

учет общих закономерностей и специфических особенностей


 

развития детей, формирование приемов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход к детям; перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения, дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптики и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей; специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы; усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся.

Общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих детей состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная школа (I—IV кл.), вторая ступень — основная, или неполная средняя, школа (V—X кл.), третья ступень — средняя школа (XI— XII кл.). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка — детству, отрочеству, юности.

Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться. В начальной школе осуществляются занятия по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, коррекции речевых нарушений.

Учащиеся начальной школы овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, приобретают умения и навыки учебной деятельности; обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений; осваивают элементарные приемы и способы личной гигиены, самообслуживания, мобильности, ориентировки. Обучение ведется по специальным учебным планам и программам.

Школа второй ступени (основная, или неполная средняя, школа) закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь социалистического общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом путей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов по зрению. Учащиеся обучаются по программам массовой общеобразовательной школы с некоторыми изменениями в связи с особенностями развития (изобразительное искусство, черчение, физкультура, труд)- Всю программу обучения основной школы они проходят за 6 лет. В связи с увеличением срока


обучения на 1 год по сравнению с массовой школой дается иное распределение учебного материала по предметам в V—X классах.

Средняя школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса трудового обучения учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения. Школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного их включения в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включаются, наряду с обязательными предметами, предметы по выбору самого учащегося. Обучение в XI—XII классах ведется по программам массовой общеобразовательной школы с некоторыми изменениями в содержании отдельных предметов в связи с особенностями слепых и слабовидящих (основы информатики и ЭВМ, трудовое обучение и др.).

В школах для слепых обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения (специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и пространственной ориентировки.

В школах для слабовидящих обучение ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и со специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия. Для слабовидящих создаются благоприятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению детей тетради, наглядный и дидактический материал, оптические и технические средства помощи.

Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

Акимушкин В. М., Моргулис И. С. Основы тифлологии,— Киев, 1980.

Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер.—М., 1967.

Инструкция по приему детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты. (школы) слепых и слабовидящих//Сб. приказов и инструкций Министерства просвещения СССР.— М., 1980.

Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика.— М., 1962.—Вып. 1.

Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика.— М„ 1975.—Вып. 2, 3, 4.

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреж-дениях/Сост. М. И. Земцова, Л. И. Плаксина, Л. Ю. Феоктистова.—М., 1978.

Основы обучения и воспитания аномальных детей/Под ред. А. И. Дьячко-ва,—М., 1965.


Слабовидящие дети/Под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эй-диновой.— М., 1967,

Феоктистова В. А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих.— Л., 1980.

Глава 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.