Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств




Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения.

Известно, что при нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. У них ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, соразмерность двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом.

Среди слепых и слабовидящих встречаются разные группы детей со сложными формами аномального развития: дети с различными нарушениями речи, двигательной сферы, снижением слуха, осязания и др. Различные по характеру и глубине нарушения речи, двигательной сферы, снижение слуха и тактильной чувствительности требуют применения индивидуальных средств коррекции в процессе обучения и воспитания (см. Специальные коррекционныезанятия).

Обосновывая положения коррекционно-педагогической работы со слепыми и слабовидящими детьми, специалисты советской тифлопедагогики исходят из теоретической концепции о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения, о наличии первичных и вторичных отклонений у них, которые подвергаются изменениям, коррекции, компенсаторным перестройкам, восстановлению под влиянием специально направленной учебно-воспитательной работы. При этом важное значение имеет дифференцированный подход, учитывающий общие закономерности и специфические особенности развития детей с глубоким нарушением зрения.

Говоря о развитии у слепых и слабовидящих компенсаторных процессов и коррекции вторичных отклонений в развитии, следует отметить, что первоначально компенсация и коррекция нарушенных функций понимались как новые ветви восстановительного лечения, как самостоятельные отрасли социальной медицины. В последующем стало ясно, что формирование компенсаторных механизмов сопряжено не столько с активацией поврежденного органа или замещением его другим органом, сколько с


целенаправленным формированием активной личности слепого и слабовидящего в направлении социально обусловленной деятельности.

Расширение и углубление теории и практики обучения и воспитания слепых и слабовидящих побудило исследователей пересмотреть ряд классических представлений о компенсации, коррекции и восстановлении нарушенных функций. Так, в классических положениях о компенсации подчеркивался автоматический характер перестроек организма при возникновении дефекта. В качестве доказательства приводились опыты на животных. Появление новой психолого-педагогической точки зрения на природу компенсации привело к отказу от принципов автоматичности компенсаторных образований и механического переноса биологизаторских подходов к психической деятельности человека.

У человека компенсаторные перестройки появляются не только в биологическом викариате, но и в социальном приспособлении, которое требует сознательного и целенаправленного обучения. Следовательно, вместо ограниченной биологической концепции автоматической компенсации появилась более широкая теория сознательной и целенаправленной социально обусловленной деятельности, связанной с обучением. Если раньше психологи и педагоги регистрировали главным образом феноменологические проявления психики слепых и подчас поразительные примеры их стихийного приспособления к условиям действительности, то в последующем появились работы по активному обучению лиц с нарушением зрения новым адекватным способам действий в соответствии с требованиями жизни и общественно полезной деятельности.

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучению ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны Л. С. Выготским, Т. А. Власовой, М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагиным, А. Г. Литваком, В. И. Лубовским, И. С. Моргулисом, Л. И. Солнцевой.

Известно, что развитие детей с нарушением зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов. В этой связи необходимо четко представлять взаимоотношение и влияние социальных и биологических факторов на их развитие. Развитие детей с патологией зрения зависит от клинических форм, характера и тяжести нарушения функций, от сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов, от уровня развития высших форм психической деятельности и личности в целом, от возраста, в котором утрачено зрение, содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Отметим роль социальных факторов в развитии детей, связанных с обучением и воспитанием. Ребенок с первых дней своего существования находится во взаимодействии и под влиянием окружающей его социальной среды, которая выступает важным условием и источником его развития. Развитие сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от


воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения.

Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строятся дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного, материала и ориентации в пространстве.

Процессы компенсации в детском возрасте имеют глубокие специфические особенности, обусловленные возрастными изменениями в развитии детей. В связи с этим при оценке возможностей компенсации в детском возрасте учитываются не только уже сформировавшиеся механизмы компенсации, но и находящиеся в стадии формирования и становления, то, что Л. С. Выготский называл «зоной ближайшего развития ребенка». Учет зоны ближайшего развития ребенка имеет важное значение для управления процессами компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций у слепых и слабовидящих.

Процессы компенсации развиваются постепенно и имеют определенные стадии развития, характеризующиеся особым составом и своеобразием системного строения функций. "Как показано в исследованиях М. И. Земцовой, Л. А, Новиковой, А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой, на разных стадиях онтогенетического развития детей имеются и разные сензитивные периоды формирования процессов компенсации. Это имеет важное значение для организации обучения и воспитания на разных этапах возрастного развития детей.

Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение детей, анализ состояния их знаний и практических умений дают основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство детей достигают высокого уровня компенсаторного развития и обнаруживают хорошие успехи в учебе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.