Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и предмет конституционного права19




дан, в особенности экономических, социальных и культурных, в усилении их правовой защиты, предусматривали введение ин­ститутов судебного конституционного контроля.

Разделы конституций регулировавшие внешнеполитиче­скую деятельность, устанавливали мирные принципы внешней политики, закрепленные в документах ООН, участие государств в мировых интеграционных процессах. Появились также ста­тьи, которые регламентировали соотношение международного и внутригосударственного (национального) права. В конститу­ции некоторых стран были включены положения, декларирую­щие отказ от войны как средства политики. «Искренне стре­мясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, — предусмотрено в ст. 9 Конституции Японии, — японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

В то же время в ряде западных государств конституции не претерпели существенных изменений. Перечень демократиче­ских прав и свобод человека и гражданина был лишь частично расширен за счет новых социально-экономических и культур­ных прав.

Конституции возникших народно-демократических государств (стран народной демократии), принятые в конце 1940-х гг., за­крепили установление народной власти, проведение социально-экономических и иных реформ. Таковы были конституции Юго­славии и Албании (1946 г), Болгарии (1947 г.), Чехословакии и Румынии (1948 г.), Венгрии и ГДР (1949 г.).

К концу 1950-х — начешу 1960-х п. во многих странах на­родной демократии было завершено преобразование социаль­ной структуры общества и экономической системы. Ряд стран объявил о построении основ социализма. Целью развития об­щества провозглашалось строительство развитого социалисти­ческого общества и коммунизма. Это ознаменовалось новым шагом в их конституционном развитии и появлении новых или модернизированных конституций: Болгарии (1971 г.), ГДР (1967 г.), Венгрии (в ред. 1972 г.), Польши (в ред. 1976 г.). В них закреплялось положение о ведущей роли коммунистиче­ской (рабочей) партии, более развернуто определялись инсти­туты политической системы общества. Конституции закрепля­ли социалистическую социально-экономическую систему с гое-

20 Глава 1. Конституционное право: отрасль российского права

подством общественной формы собственности на средства производства, плановое ведение народного хозяйства, социали­стический принцип распределения производимых благ. Они определяли основные принципы государственного регулирова­ния в политической, экономической, социальной и идеологи­ческой сферах, а также принципы внешней политики и внешне­политической деятельности государств.

Общие тенденции в конституционном развитии социалисти­ческих стран наиболее отчетливо проявились в Конституции СССР!977 к

Конституции освободившихся от колониальной зависимо­сти стран прошли в своем развитии две стадии: первая — ко­нец 1940-х — середина 1960-х гг.. вторая — с середины 1960-х до конца 1980-х гг. Ими были восприняты две западные моде­ли конституции: британская и французская. Они были навяза­ны молодым государствам бывшими метрополиями. Конститу­ции в большинстве случаев представляли собой, по сути дела, компромисс между национально - освободительными с ил а м и и бывшими колониальными властями, которые стремились со­храни!!» и защитить своп экономические интересы в новых го­сударствах. I* 1960- -1970-е гг. большинство конституций по­добного типа было пересмотрено. Из их содержания исчезли положения о традиционных институтах, привилегиях племен­ных вождей.

Существенное влияние на формирование конституций неко­торых развивающихся стран оказала социалистическая модель конституции. В силу этого обстоятельства б конституциях этих стран закреплены следующие положения: тоталитарный харак­тер общества и государства, однопартийная система, отрицание принципов политического и идеологического плюрализма, соз­дававшие возможности для утверждения режима личной власти. господство государственной собственности, главенствующей роли государства в экономической и духовной жизни, приори­тет социально-экономических прав граждан, единство системы органов государственной власти, которые строили свою дея­тельность на основе принципов демократического централизма. В таких конституциях содержалось много программных и целе­вых установок.

Конец XX в. ознаменовался появлением конституций чет­вертого поколения, что было обусловлено сломом тоталитаризма

в государствах Центральной и Восточной Европы, ликвидацией




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.