Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 2 страница




Президент РФ со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме указанных выше мер. Президента РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По ис­течении же срока полномочий главы государства государственная охрана предоставляется ему пожизненно. Кроме того, в течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.

Одним из существенных элементов конституционного статуса Президента РФ являются возможность и основания прекра-

§ 1. Конституционная характеристика Президента РФ

щения полномочий главы государства. Конституция РФ (ч. 2 ст. 92) и Закон «О выборах Президента Российской Федера­ции» (ст. 82) предусматривают следующие основания прекра­щения полномочии Президента РФ:

1) в связи с истечением сроков полномочий Президента РФ;

2) в результате отставки Президента РФ. Вопросы отставки Президента РФ были предметом рассмотрения Конституцион­ного Суда РФ в постановлении от 6 июля 1999 г. № 10-П. Од­нако до сих пор некоторые из них остаются нерешенными или проблемными;

3) в результате стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять полномочия. В действующей Конституции РФ речь идет о такой ситуации, при которой лич­ная воля Президента «не может быть решающим фактором»1. Существенное значение для уяснения различных аспектов рас­сматриваемого основания прекращения полномочий Президен­та РФ имеет постановление Конституционного Суда РФ от II июля 2000 г. № 12-П.

Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здо­ровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры в целях объективного установления фактиче­ской невозможности для Президента РФ в связи с расстрой­ством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституци­онных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае в силу экстраординарного характера рассматри­ваемого основания волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу ч. 2 ст. 92 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93 приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпа-нии всех иных возможностей, связанных с временным неиспол­нением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.

Поскольку досрочное прекращение полномочий Президен­та РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является эле-

1 Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 2. С. 339.

450Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

ментом конституционного статуса Президента РФ, постольку правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет конституционный характер. Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему пол­номочия, не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного по­рядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ при­своения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ;

4) путем отрешения Президента РФ от должности. Порядок отрешения Президента от должности регулируется Конститу­цией РФ, Законом о Конституционном Суде РФ и регламента­ми палат Федерального Собрания. РФ.

Часть 1 ст. 93 Конституции РФ закрепляет, что Прези­дент РФ может быть отрешен от должности Советом Федера­ции только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верхов­ного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ призна­ков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение о выдвижении обвинения против Президен­та РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной. Думы. Причем предложение должно содер­жать конкретные указания на признаки преступления, преду­смотренного в ст. 93 Конституции РФ, вменяемого в вину главе государства.

Затем указанное предложение направляется Государствен­ной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и факти­ческой обоснованности обвинения. Специальная комиссия из­бирается Государственной Думой в составе председателя (изби­рается Государственной Думой открытым голосованием боль­шинством голосов от общего числа депутатов палаты), его заместителя (избирается на заседании комиссии) и 13 членов комиссии (избираются палатой по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего

§ 1. Конституционная характеристика Президента РФ451

числа депутатов Государственной Думы). Состав комиссии формируется с учетом пропорционального представительства депутатских объединений.

Задача специальной комиссии состоит в проверке обосно­ванности выдвижения обвинения против Президента РФ, со­блюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов, а также соблюдения других процедурных правил, установленных Регламентом Государст­венной Думы. Для этого специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, поло­женных в основу предложения о выдвижении обвинения, рас­сматривает соответствующие документы, заслушивает предста­вителя Президента РФ.

Заключение специальной комиссии о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвиже­нии обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения принимается большинством голосов членов комис­сии. Предложение о выдвижении обвинения против Президен­та РФ и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы, По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении об­винения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения.

Названное постановление в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Запрос о даче заключения о соблюдении установленного по­рядка выдвижения обвинения Президента РФ в государствен­ной измене или совершении иного тяжкого преступления на­правляется в Конституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государст­венной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стено­грамма обсуждения этого вопроса на заседании Государствен­ной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением до­кументов, а также текст заключения Верховного Суда РФ.-

Конституционный Суд РФ принимает запрос о даче заключе­ния о соблюдении установленного порядка выдвижения обвине­ния Президента РФ в государственной измене или совершении

452Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

иного тяжкого преступления к рассмотрению, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Вер­ховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ призна­ков соответствующего преступления.

Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса. По итогам же рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает одно из сле­дующих заключений:

1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обви­нения;

2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения об­винения.

В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституци­ей РФ рассмотрение обвинения прекращается.

Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения против Пре­зидента и заключения Верховного Суда РФ о наличии в дейст­виях Президента РФ признаков преступления.

Вместе с постановлением Государственной Думы о выдви­жении обвинения против Президента РФ в Совет Федерации направляются заключение Специальной комиссии, образован­ной Государственной Думой для оценки обоснованности обви­нения, выдвинутого против Президента РФ, и стенограмма за­седания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против главы государства.

Вопрос об отрешении Президента РФ от должности без об­суждения и голосования включается первым в повестку дня за­седания Совета Федерации, созываемого Председателем Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента полу­чения заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Прези­дента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Председатель Совета Федерации уведомляет Президента РФ, Председателя Государственной Думы, Председателя Правитель­ства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председа-

§ I. Конституционная характеристика Президента РФ453

теля Верховного Суда РФ о дате проведения заседания Совета Федерации, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента РФ от должности, и приглашает указан­ных лиц на это заседание.

На заседание Совета Федерации приглашаются также члены Специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против главы государства.

Рассмотрение вопроса об отрешении Президента РФ от должности на заседании Совета Федерации начинается с сооб­щения Председателя Государственной Думы об основаниях вы­движения обвинения против Президента РФ.

Затем слово предоставляется Председателю Конституцион­ного Суда РФ для оглашения заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Прези­дента РФ признаков преступления. После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.

Президенту РФ либо его представителю предоставляется слово по его желанию.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федера­ции, и оформляется постановлением Совета Федерации.

Если за решение Совета Федерации об отрешении Прези­дента РФ от должности не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, рассмотрение обвинения против главы государства прекращается, что оформляется постановле­нием Совета Федерации.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выпол­нять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пере­смотре положений Конституции РФ (ч. 3 ст. 92 Конститу­ции РФ).

Положения указанной статьи были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ- В постановлении от 6 июля 1999 г. № 10-Л, которым был оформлен его итоговый вывод по

454 Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

этому делу, в частности, отмечалось, что положение ч. 3 ст. 92 Конституции РФ о том, что во всех случаях, когда Прези­дент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их вре­менно исполняет Председатель Правительства РФ, согласуется с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ, в силу которой глава государства и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Рос­сийской Федерации. Кроме того, Конституционный Суд РФ постановил, что предусмотренное ч. 3 ст. 92 Конституции РФ положение о временном исполнении Председателем Прави­тельства РФ обязанностей Президента РФ распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения главой государст­ва своих полномочий, перечисленные в ч. 2 ст. 92 Конститу­ции РФ, а также на иные исключительные случаи, когда Пре­зидент РФ своим решением возлагает на Председателя Прави­тельства РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом РФ решения о временном возложении исполнения обязанностей Президен­та РФ на Председателя Правительства РФ.

Из положения ч. 3 ст. 92 Конституции РФ о временном ис­полнении Председателем Правительства РФ обязанностей Пре­зидента РФ во взаимосвязи с положением ч. 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента РФ следует, что Председатель Правительства РФ исполняет обязанности Прези­дента РФ, соответственно, до момента возвращения действую­щего Президента РФ к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

31 декабря 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин издал Указ, которым объявил, что с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. прекращает исполнять полномочия Президента РФ и назначает исполняющим обязанности Президента РФ В. В. Путина (зани­мавшего этот пост Председателя Правительства РФ). В свою очередь В. В. Путин, уже в качестве исполняющего обязанности Президента РФ, также издал Указ от 31 декабря 1999 г., в кото­ром подтверждалось, что он в связи с отставкой Президента РФ В, Н. Ельцина с 12 часов 00 минут 31 декабря.1999 г. приступил к временному исполнению полномочий Президента РФ.

При досрочном прекращении исполнения Президентом Р'<Ш своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 Кон­ституции РФ, проводятся выборы нового Президента РФ в со­ответствии с Конституцией РФ.

§ 2. Гарантии бывшему Президенту РФ455

Однако механизмов, предусмотренных Конституцией РФ и упомянутым выше постановлением Конституционного Су­да РФ, недостаточно, поскольку они не затрагивают обстоя­тельства, при которых Председатель Правительства РФ не в «и стоянии замещать Президента РФ.

§ 2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих обязанностей

Исполнявший в то время обязанности Президента РФ В. В. Путин принял Указ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О га­рантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Этим Указом бывшему Президенту РФ и членам его семьи предо­ставлялись ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президен­та РФ, государственная дача, правительственная связь, аппарат помощников (материальные гарантии); ежемесячное пособие каждому члену семьи после смерти лица, замещавшего долж­ность Президента РФ; медицинское обслуживание бывшему Президенту РФ и проживающим совместно с ним членам его семьи; обязательное страхование жизни и здоровья (социаль­ные гарантии); государственная охрана и неприкосновенность* предполагавшая, что бывший Президент РФ не может быть привлечен к уголовной или административной ответственно­сти, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, либо личному досмотру (правовые гарантии).

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О га­рантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» регламен­тировал соответствующий круг общественных отношений более детально.

Если изданный ранее Указ предусматривал главным образом гарантии материального, социального и технического обеспече­ния бывшего главы государства, то названный Закон пошел дальше, закрепив юридические гарантии неприкосновенности бывшего Президента РФ.

В соответствии с этим нормативным правовым актом Пре­зидент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, об­ладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния,

456Глава 20. Конституционный статус Президента РФ.

совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допро­су либо личному досмотру, если указанные действия осуществ­ляются в ходе производства по делам, связанным с исполнени­ем им полномочий Президента РФ. Неприкосновенность главы государства, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные поме­щения, используемые им транспортные средства, средства свя­зи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномо­чий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуж­дения уголовного дела по факту совершения им тяжкого пре­ступления.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ направляет представ­ление в Государственную Думу. В свою очередь, Государствен­ная Дума принимает постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполне­ние своих полномочий, которое с представлением Председателя Следственного комитета направляется в трехдневный срок в Совет Федерации.

Совет Федерации рассматривает вопрос о лишении непри­косновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя След­ственного комитета при прокуратуре РФ в трехмесячный срок принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета.

Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратив- шего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Фе- дерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекраще­ние такого дела.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномо­чий, в отношении которого внесено представление, вправе уча­ствовать в рассмотрении вопроса на заседании соответствую- щей палаты Федерального Собрания РФ.

3. Полномочия Президента РФ

457

Закон «0 гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» предусматривает материальное (ежемесячное пожизнен­ное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ), бытовое обеспечение (пожиз­ненное пользование одной из государственных дач) и транс­портное обслуживание (право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегации аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (пор­тов) и речных вокзалов).

Кроме того, в указанном Законе закреплены существенные социальные гарантии членам семьи умершего Президента РФ5 прекратившего исполнение полномочий, и их материальное обеспечение. Так, после смерти бывшего Президента РФ чле­нам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, рав­ной шестикратному минимальному размеру пенсии по старос­ти, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, преду­смотренном для назначения пенсии по случаю потери кор-мильца. К тому же указанным лицам предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними со­храняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президен­та РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

§ 3. Основные конституционные функции и полномочия

Президента РФ

Президент РФ — гарант Конституции РФ5 прав и свобод чело­века и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ обязан добиваться того, чтобы конституции (уставы) и норма­тивные акты субъектов РФ соответствовали Конституции РФ, федеральному законодательству, задачам обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 85).

В соответствии с Конституцией РФ права и свободы челове­ка и гражданина определяют смысл, содержание и применение нормативных правовых актов, издаваемых в государстве, а так­же деятельность всех органов государственной власти и местно­го самоуправления (ст. 18).

458Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

Существенную роль в обеспечении, охране и защите прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ отводит Прези­денту РФ. Слова об обязанности защищать Конституцию РФ, уважении и охране прав и свобод человека и гражданина, вер­ном служении народу содержатся в тексте присяги главы госу­дарства, которую он приносит народу при вступлении в долж­ность (ч. 1 ст. 82).

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы го­сударственной власти выполняют свои конституционные обя­занности в пределах своей компетенции. С этой целью Консти­туция РФ предоставляет Президенту РФ особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимо­действия органов государственной власти (ч. 2 ст. 80, ст. 85). Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента РФ постоянной заботы об эффективности ис­полнительной, законодательной и судебной ветвей власти (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 82).

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод чело­века и гражданина Президент РФ реализует, во-первых, ис­пользуя свое право законодательной инициативы, а во-вторых, в порядке собственного нормотворчества издавая указы, в том числе в сфере обеспечения охраны и защиты правового статуса личности в целом и отдельных групп граждан РФ (ст. 84, ст. 87—90 Конституции РФ).

Наиболее значимый аспект полномочий главы государства в указанной сфере — это решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища.

Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ в общем порядке; восстановления в гражданстве РФ в общем по­рядке; выхода из гражданства РФ в общем порядке; отмены ре­шений по вопросам гражданства РФ.

Кроме того, Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Действующее на сего­дняшний день Положение было утверждено Указом Президен­та РФ от 14 ноября 2002 г.

Президент РФ обеспечивает также согласованное функцио­нирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ; издает указы по вопросам граж­данства РФ; вправе рассмотреть вопрос о приеме в граж-

§ 3. Полномочия Президента РФ459

данство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностран­ных граждан и лиц без гражданства (ст. 89 Конс1||Ции РФ; ст. 29 Закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федераций! политического убежища. Политическое убежище предоставля­ется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Россий­ской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституци­ей РФ и указанным Положением.

Российская Федерация предоставляет политическое убежите лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реаль­ной угрозы стать жертвой преследования в стране своей граж­данский принадлежности или в стране своего обычного место-жительства за общественно-политическую деятельность и убеж­дения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что проследование направлено непосредственно против лица, обратившееся с хо­датайством о предоставлении политического убежища.

Кроме того, Президент РФ назначает референдум Россий­ской Федерации (п. «а»—«в» ст. В4 Конституции РФ); награж­дает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет поми­лование (п. «б», «в.» ст. 89 Конституции РФ).

Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирова­ния и взаимодействия органов государственной власти (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Полномочия Президента РФ в указанной сфере являются довольно широкими. В самом общем виде они сформулированы в ч. 2 ст. 80 и ч..1 ст. 85 Конституции РФ. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственник власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

460Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ в случае противо- речия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Обеспечение Президентом РФ согласованного функциони­рования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъ­ектов РФ реализуется через такие полномочия главы государст­ва, как:

— участие в решении вопросов принятия и образования но­вого субъекта в составе Российской Федерации (ч. 2 ст. 6, ст. 10—12 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»);

— предложение законодательному (представительному) ор­гану субъекта РФ кандидатуры на пост главы исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 18 Закона об общих принципах ор­ганизации органов власти субъектов РФ), а также право отре­шения последнего от должности (подп. «б» п. 1 ст. 19 указанно­го Закона);

— роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия последним нормативного акта, противоречащего федеральному законодательству (ст. 9 данного Закона);

— учреждение и руководство деятельностью Государствен­ного совета РФ — совещательного органа, в состав которого по должности входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ;

— назначение и руководство деятельностью полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, обеспе­чивающих реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующих федеральных округов, и т. д.

Полномочия Президента РФ по формированию федеральных государственных органов. Конституция РФ предусматривает до­вольно широкий спектр полномочий главы государства по фор­мированию федеральных государственных органов. К их числу

§ 3. Полномочия Президента РФ 461

относятся право назначать выборы в Государственную Думу (например, Указом Президента РФ от 2 сентябре 2007 г. «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания Российском Федерации нового -созыва» выборы были назначены на 2 декабря 2007 г.); право распускать Госу­дарственную Думу.

Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (п. «а» ст. 83 Конститу­ции РЩ|, При этом согласно толкованию Конституционного Суда РФ он вправе выдвигать одного и того же кандидата два­жды или трижды либо представлять каждый раз нового канди­дата. После трехкратного отклонения предложенных Президен­том РФ кандидатур Председателя Правительства РФ — незави­симо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды — Государст­венная Дума подлежит роспуску (постановление от 11 декабря 1998 г. № 28-П).

По предложению Председателя Правительства РФ глава го­сударства формирует весь состав Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Пред­седателя Правительства РФ, федеральных министров <п, «$•» ст. 83 Конституции РФ). Нужно отметить, что принятие реше­ния об отставке Правительства РФ также одна из прерогатив главы государства (п. «в» ст. 83 Конституции РФ). Наконец, только Президент РФ вправе устанавливать систему и структу­ру федеральных органов исполнительной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.