Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало




J

2.4. Гигиена одежды

Главная функция одежды современного человека — за­щита организма от неблагоприятных внешних условий и воздействий. С точки зрения гигиены одежда должна соответствовать климатическим условиям среды обитания человека, характеру его работы, иметь свободный покрой, не затрудняющий кровообращение и дыхание, легко очи­щаться от пыли и грязи. При выборе материала, из кото­рого изготовлена одежда, надо учитывать требования теп­лопроводности, воздухопроницаемости, гигроскопичности и водоемкости.

Лучшим материалом для изготовления одежды являют­ся натуральные ткани. Однако в последние десятилетия все большее распространение приобретают искусственные во­локна — капрон, нейлон, синтепон, лавсан, дакрон, фибра. По многим показателям они превосходят натуральные, но имеют и ряд недостатков. Плохо впитывают влагу, на­капливают статическое электричество, уровень которого достигает иногда значительных величин, в процессе дли­тельного использования могут выделять вещества, вызыва­ющие раздражение кожи и аллергические реакции.

Определенные гигиенические требования предъявля­ются и к головным уборам: они должны быть легкими,


 




не сжимать голову. Летние головные уборы изготавлива­ют из легких, светлых и слабо проводящих тепло матери­алов с повышенной воздухопроницаемостью. Лучшие головные уборы для холодного времени года — из нату­рального меха.

Обувь предпочтительнее иметь из натуральной кожи. Она не боится влаги, хорошо удерживает тепло, обеспечи­вает достаточную вентиляцию стопы. Покрой обуви дол­жен полностью учитывать анатомо-физиологические осо­бенности стопы. В случае плоскостопия (поперечного или продольного) обувь снабжают соответствующими супина­торами. Они значительно облегчают движения, улучшают походку, делают ходьбу менее утомительной. Тесная обувь приводит к образованию мозолей, врастанию ног­тей. В подростковом возрасте она может вызвать даже де­формацию костей стопы и уплощение ее свода. Лучше но­сить обувь на небольшом каблуке, так как высокий каблук перемещает центр тяжести при ходьбе и вызывает перенапряжение связок и мышц ноги.

2.5. Гигиена жилища

Дом (жилище) — это то место, где мы проводим основ­ную часть жизни. На протяжении многих тысячелетий менялся человек, изменялись и условия его жизни. Уче­ные давно доказали тесную связь между условиями жиз­ни и состоянием здоровья человека. Например, продол­жительность жизни людей, живущих в стесненных условиях, меньше, чем у тех, кто живет комфортно. Ску­ченность способствует распространению многих заболева­ний, передающихся по воздуху (корь, скарлатина, дифте­рия, грипп, ветряная оспа, туберкулез), кишечных инфекций, приводит к расстройствам нервной системы.

Какие же гигиенические требования предъявляются к современному жилищу?

Помещение, где проживает человек, должно быть до­статочно просторным и сухим, хорошо освещаться пря­мым и рассеянным солнечным светом, проветриваться, иметь благоприятный микроклимат и незагрязненную


воздушную среду. Температура в помещении — один из главных показателей удобства жилища.

Комнатная температура зависит от климатических ус­ловий. В северных районах она должна быть в пределах 20—21 °С, в умеренных широтах — 18—19 °С, в жарком поясе — 17—18 °С. Обычно помещения обогреваются с по­мощью отопительных батарей. Однако в последние годы широкое распространение получил внутренний подогрев стен и полов. Важно, чтобы разница между температурой комнатного воздуха и температурой внутренней поверхно­сти подогреваемой стены не превышала 3—5 °С, а разни­ца в температуре воздуха у пола и потолка, а также в со­седних помещениях одной квартиры была не более 2 °С.

Одним из элементов микроклимата жилого помещения является относительная влажность воздуха. При его тем­пературе 18—20 °С она должна находиться в пределах 40—60%. Большая влажность воздуха приводит к сырос­ти помещения, нарушению терморегуляции организма, частым простудным заболеваниям. В деревянных зданиях сырость способствует появлению неприятного запаха и развитию специфических грибков, разрушающих древе­сину. Повышенная влажность в жилом помещении может быть следствием неправильного выбора территории для строительства (без учета уровня грунтовых вод) или нека­чественной изоляции фундамента и стен.

Такой показатель, как скорость движения комнатного воздуха, также важен. Она не должна превышать 0,2— 0,3 м/с.

Естественная освещенность жилища зависит от ориен­тации здания относительно сторон света. Окна, выходя­щие на южную сторону, обеспечивают более высокие про­должительность и степень освещенности в течение дня. Если окна смотрят на восток, прямые солнечные лучи проникают в жилое помещение только в утренние часы, а если на запад — только во второй половине дня. Для оценки качества освещенности используют световой коэффициент естественной освещенности помещения: от­ношение площади остекления окон к площади пола. В норме он находится в пределах 1/6—1/8.


 




Традиционным источником искусственного освещения в жилых помещениях является лампа накаливания. Спектр ее излучения значительно отличается от естествен­ного. В нем преобладают красные и оранжевые лучи и от­сутствуют ультрафиолетовые. Более совершенны современ­ные лампы дневного света, к тому же они экономичнее.

В табл. 4 приведены нормы искусственной освещен­ности в жилых и вспомогательных помещениях (по В. А. Покровскому).

Таблица 4. Нормы искусственной освещенности

 

 

Помещение Наименьшая освещенность, люкс
лампы накаливания лампы дневного света
Жилая комната    
Кухня    
Туалет, ванна    
Передняя, коридор    
Лестничная клетка    

2.6. Гигиена индивидуального строительства

Индивидуальное строительство загородных домов (са­довых домиков, коттеджей и т. д.) в последние годы при­обрело большой размах. Давайте остановимся на некото­рых гигиенических вопросах, связанных с проведением этих работ. Чтобы избежать санитарно-гигиенических на­рушений при строительстве, необходимо руководствовать­ся государственными санитарными нормами и правилами (СНИП) строительства. С ними можно ознакомиться в ме­стных органах государственной службы санэпидконтроля.

При планировке территории, выбранной под строительст­во, предусматривают как минимум две зоны: жилую и хо­зяйственно-спортивную. Между ними должен быть доста­точный технологический разрыв, заполненный зелеными насаждениями. Все хозяйственные постройки надо распола­гать на расстоянии не менее 16 м от жилого дома.

Жилой дом должен занимать место на передней части территории, на расстоянии 6—7 м от улицы — это позво­лит вырастить достаточно высокие деревья, защищающие


от пыли и шума. Большое значение с гигиенической точ­ки зрения имеют водоснабжение и канализация, лучше всего — централизованные. Однако там, где это невоз­можно, для водоснабжения можно использовать колодцы или артезианские скважины. Их оборудование в обяза­тельном порядке согласовывается с местными органами Госсанэпидконтроля, а в процессе строительства и по его завершении проводится санитарно-гигиенический анализ воды на ее безвредность и пригодность к употреблению.

Из всех гигиенических проблем благоустройства заго­родного дома (дачного домика), пожалуй, самая трудная — проблема сбора, обезвреживания и удаления отбросов (му­сора, пищевых отходов) и фекальных стоков. Несмотря на всю серьезность проблемы, она решается плохо. Устраива­ются импровизированные свалки, которые являются источ­ником распространения различных инфекций.

Оптимальное решение проблемы — централизованный вывоз отходов за пределы территории на отведенные мес­та. Однако когда для этого нет возможности, оборудуют индивидуальные хранилища. Твердые отходы могут быть использованы для формирования компостов. Сложенный органический мусор и отходы обкладывают с боков и сверху землей, и спустя 6—12 месяцев созревает гумус, который идет на удобрение. Для утилизации фекальных отходов целесообразно использовать биотуалеты.

В заключение следует особо подчеркнуть, что утилиза­ция отходов требует определенных затрат. Они не столь значительны, как представляется на первый взгляд. Меж­ду тем опасность для здоровья, которую создают нечисто­ты, отходы, свалки вокруг жилой территории, настолько очевидна, что ее просто невозможно переоценить.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое гигиена? Как она возникла? Каковы ее задачи?

2. Из чего складывается личная гигиена?

3. Какие функции выполняет кожа? Перечислите гигиениче­ские правила ухода за кожей.

4. На какие группы подразделяются продукты питания? Ко­ротко охарактеризуйте их.


5. Расскажите о суточном распределении пищевого рациона. Ка­кие продукты должны содержаться в рационе питания человека?

6. Как вы понимаете выражение «органолептические свой­ства воды»? Назовите их.

7. Для чего разработан государственный стандарт оценки качества воды?

8. Каким требованиям должна отвечать одежда человека?

9. Какие требования предъявляются к жилищу?

10. Расскажите о порядке планировки территории при про­
ведении индивидуального строительства.

Задание 25. Используя табл. 1 и 6 (см. приложение 3), со­ставьте для себя и членов своей семьи недельный рацион пи­тания (меню) по следующей схеме:

 

День недели 1 -й завтрак 2-й завтрак Обед Ужин
Понедельник        
Вторник        
Среда        
Четверг        
Пятница        
Суббота        
Воскресенье        

Подсчитайте калорийность своего ежедневного меню и срав­ните с калорийностью и суточным распределением пищевого рациона, которые указаны в табл. 2 и 3.

Задание 26. Проведите инвентаризацию своей одежды. Со­ставьте список вещей, в котором укажите, какие предметы одежды, обувь и головные уборы соответствуют гигиеничес­ким требованиям, а какие нет. Сделайте вывод.

Задание 27. Из приведенных ответов (параметров) выберите те, которые соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к современному жилищу:

а) комнатная температура для северных районов: 23—24,
22—23, 21—22 и 20—21 °С;

б) комнатная температура для умеренных широт: 15—16,
16—17, 17—18 и 18—19 °С;

в) комнатная температура для жаркого пояса: 15—16, 16—17,
17—18 и 18—19 °С;

г) относительная влажность при температуре воздуха: 18—20,
20—40, 30—50, 40—60 и 50—70 °С.

Какие еще гигиенические требования предъявляются к со­временному жилищу?


Глава 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКА

3.1. Физиологическое и психологическое развитие подростков

Состояние здоровья человека во многом зависит от то­го, как он использует окружающие его условия существо­вания для сохранения и укрепления своего здоровья. Со­стояние здоровья подростков часто ухудшается из-за того, что нагрузки, которые они испытывают, превышают воз­растные возможности. Недосыпание, физическое пере­утомление, конфликтные ситуации приводят к срыву в работе той или иной системы организма.

Подростковый и юношеский возраст объединяют ино­гда одним названием: период полового созревания. Завер­шается он у мальчиков к 18—19 годам, у девочек — к 16—17. К этому времени полностью формируются про­порции тела, заканчиваются окостенение скелета и рост тела в длину. Эти внешние изменения организма связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регули-


 




рующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но уже в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг). В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности грудной клетки (на 4,5 см). Однако к 14 годам все показатели физического развития стано­вятся выше у мальчиков. К этому времени завершается развитие нервной системы и формирование двигательных функций. Скелетная мускулатура претерпевает значи­тельные количественные (весовые) изменения. Так, мы­шечная масса у ребенка в 7 лет составляет 27% от всей массы тела, в 14—15 лет — 32% и, наконец, в 17—18 лет достигает величины, характерной для взрослых, — 44%.

В подростковом периоде происходит усиленный рост и развитие всех органов и систем, что обусловлено активи­зацией работы желез внутренней секреции: половых, щи­товидной, гипофиза. Сложные процессы происходят в цен­тральной нервной системе и внутренних структурах мозга.

Пожалуй, ни к одной системе организма в подростко­вом и юношеском возрасте не предъявляется таких высо­ких требований, как к сердечно-сосудистой. У подростков быстро растет сердце. Вес его с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, которое сердце выбрасывает в сосуды за 1 сокращение, увеличивается у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. В то же время частота сердечных сокраще­ний в покое снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70 ударам в минуту, а у девочек — 72, к 18 годам часто­та пульса становится такой же, как у взрослых.

Следует отметить, что в стремительно растущем орга­низме развитие сердечно-сосудистой системы не всегда ус­певает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. От­сюда — относительная недостаточность сердечной деятель­ности. Вот почему иногда у рослых, быстро созревающих


юношей и девушек появляются жалобы на слабость, лег­кую утомляемость, особенно при физических нагрузках.

У подростков 10—15 лет увеличивается окружность грудной клетки, за счет чего углубляется дыхание и уве­личивается жизненная емкость легких: у мальчиков — от 1900 до 3380 см3, достигая к 18 годам 4500 см3, у деву­шек — от 1650 до 2800 см3, а к 18 годам — до 3800 см3.

В развивающейся системе кровообращения часто встре­чается несоответствие между просветом сосудов, по кото­рым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давле­ние. Так, если у мальчиков и девочек в 10 лет артериаль­ное давление равно 99/55 мм, то к 17 годам оно повышает­ся до 120/65 мм у юношей и до 115/60 мм у девушек.

В подростковом возрасте отмечается неустойчивость ор­ганизма к температурным воздействиям. Поэтому высо­кая температура окружающей среды на подростка может оказать более выраженное действие, чем на взрослого.

Подростковый возраст считается одним из самых слож­ных и ответственных, так как психика в этот период харак­теризуется повышенной эмоциональностью. Подросток часто пытается казаться взрослым, проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, что не всегда помогает достичь успеха, а иногда приводит к глу­бокому разочарованию. Возникают разногласия в оцен­ках, приоритетах, стилях жизни и интересах в семье и школе. Они часто приводят к конфликтам, которые травмируют и подростка, и тех, кто его окружает. Подро­стки не хотят признавать зависимость от взрослых, возни­кает так называемый конфликт отцов и детей. Легкая внушаемость легко уживается в подростке с упрямством. Повышается потребность в дружбе со сверстниками, укрепляется ориентация на мнение коллектива — класса, компании. Ярко выражен интерес к приключениям, геро­ическим поступкам.

Формирование в подростковом возрасте новых психоло­гических качеств личности повышает эмоциональную на­пряженность и неустойчивость нервной системы. Часто это является предпосылкой для развития психических


 




и невротических отклонений, иногда приводящих даже к попыткам суицида (самоубийства).

Как справиться с повышенной нервной возбудимос­тью в подростковом возрасте? Опытные психологи и психотерапевты дают несколько просщых советов, выполнение которых поможет управлять своими чув­ствами и эмоциями: 47' • воспитывайте выдержку и волю;

•, • научитесь анализировать ситуацию: чем она вызвана, какие могут быть последствия, что зависит от вас для ее успешного разрешения; практика показывает, что не бы­вает безвыходных положений. Если вы не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией, надо обратиться за помощью к родителям или друзьям;

• не давайте выхода отрицательным эмоциям и не вы­плескивайте их на окружающих, найдите способ снять стресс юмористическим подходом к проблеме, доверитель­ной беседой с близким человеком;

• не совершайте импульсивных, непродуманных дейст­вий — это только осложнит ситуацию, а не поможет ее разрешить;

• будьте объективны в оценках поступков других лю­дей. Прежде чем вынести кому-либо приговор, поставьте на их место себя и подумайте, как бы вы поступили;

i • постарайтесь всегда быть в хорошем настроении — оно служит залогом успеха и крепкого здоровья, облегча­ет контакты с окружающими.

3.2. Психологическая уравновешенность ^ в конфликтных ситуациях

Конфликт — столкновение противоположно направлен­ных целей, позиций, мнений или взглядов двух или не­скольких людей. Независимо от того, о чем идет речь, в конфликте всегда присутствует противоречие, за кото­рым стоит различие ценностей, норм.

В основе любого конфликта лежит ситуация, суть кото­рой4— либо противоположные цели или средства их дости­жения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оп-


понентов. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.

Чаще всего конфликт возни­кает из мелочи: неудачно сказан­ное слово — и вот уже бушует конфликт, а из-за чего он воз­ник, часто и вспомнить не могут.

Известно, что в школах вер­ховой езды не хвалят наездни­ка, удержавшегося на вздыблен­ной лошади, так как знающему человеку понятно: под опытным наездником лошадь не встанет на дыбы. Так же и в конфликте: наибольшей похвалы до­стоин тот, кто предупреждает конфликты или, по край­ней мере, гасит их в зародыше.

Какие бывают конфликты?

Конфликт ценностей. Возникающие в этом случае раз­ногласия касаются взглядов (представлений) на событие. Это совсем не означает, что разные взгляды неизбежно приводят к конфликтам. Люди могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения, несмотря на разли­чие представлений о ценностях.

Конфликт интересов. Возникает, когда разные интере­сы противоречат друг другу. Взаимодействуя, люди в дан­ной ситуации вольно или невольно становятся помехой друг другу в реализации своих интересов.

Конфликт правил взаимодействия. Один из источни­ков конфликтных ситуаций этого типа связан с тем, что люди при долговременных контактах вступают между со­бой в более тесное общение, в которое переносят свои взгляды, предрассудки, культурные стереотипы и т. п. Любые разногласия такого рода становятся конфликтами только тогда, когда кто-либо из оппонентов проявляет не­терпимость, пытаясь навязать свою точку зрения другому и требуя соответствия его взглядов своим.

Конфликты делятся на конструктивные (созидатель­ные) и деструктивные (разрушительные). Конструктив-


ными конфликты бывают тогда, когда оппоненты не вы­ходят за рамки этических норм, деловых отношений и ра­зумных аргументов. Разрешение такого рода конфликтов приводит к развитию отношений между людьми в со­ответствии с законом диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития.

Неконструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции, не же­лает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нрав­ственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологи­чески подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

По сфере разрешения конфликты подразделяются на де­ловые и личностно-эмоциональные. Полное разрешение конфликтов заключается в устранении их объективных причин и восстановлении нормальных личных отношений.

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для бо­лее эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения с учетом вашего собствен­ного стиля, стиля других вовлеченных в конфликт людей, а также природы самого конфликта.

На разных этапах своей истории люди искали способы помочь себе и другим в разрешении различных конфликт­ных ситуаций, в том числе создавая авторитетные органы (советы старейшин) или привлекая уважаемых лиц к ре­шению сложных и спорных проблем.

Предлагаемый ниже метод преодоления разногласий рассчитан на то, что им может воспользоваться каждый, а не только специалист в области разрешения конфлик­тов. Он заключается в следующем:

• найдите время для беседы, т. е. любую проблему надо обсудить;

• подготовьте условия, т.е. правильно подберите время, место и другие условия;

• обсудите проблему (не «я против тебя», а «мы против проблемы»);

• заключительный договор.

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Они рождаются на почве ежедневных рас­хождений во взглядах, разногласий и противоборства раз-


ных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личных особенностей. Они представ­ляют собой каждодневное соперничество и противостоя­ние в сфере принципиальных или эмоциональных столк­новений, которые нарушают личностное спокойствие.

Однако при наличии соответствующего опыта конфлик­ты могут быть предотвращены или разрешены и даже ис­пользованы для улучшения отношений с другими людьми. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, кото­рый потенциально возможен во всех общественных отно­шениях и ситуациях, а в распознавании конфликта и кон­троля над ним с целью получения наилучшего итога. Ведь большинство людей мечтают о том, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопо­нимания, без столкновений и конфликтов.

Правила поведения в конфликтной ситуации:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.