Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помните: бестактный человек является главным источни­ком конфликта!




Колкости, реплики, резкости — опасное оружие. Исполь­зуйте их только в исключительных случаях.

Овладевая искусством спора, параллельно овладевайте ис­кусством жеста, мимики, интонации.

Слушая, вникайте, сопереживайте, ищите в собеседнике хоть что-то для вас интересное и ценное!

Уразумейте цель говорящего.

Слушая собеседника, стремитесь понять его внутренний мир.

3. Не перебивайте собеседника фразой: «Я и так это знаю!»

3.3. Управление чувствами и эмоциями

Умение управлять чувствами и эмоциями в конфликт^ ной ситуации заключается в использовании корректных приемов и аргументов и недопущении нелояльных.

К допустимым приемам относятся: -„•умение придать конфликту ход в соответствии со сво­им сценарием, т. е. овладеть инициативой;

• концентрация своих действий на главном или наибо­лее слабом звене позиции противника;

• использование «эффекта внезапности» — самые не­ожиданные и важные сведения и действия необходимо при­берегать и применять их в решающих фазах конфликта.


Нелояльными приемами и аргументами являются:

• использование недоказанных или даже ложных аргу­ментов в надежде на то, что противник этого не заметит, а может быть, не знает;

• обращение к публике с целью взволновать, наэлектри­зовать и привлечь на свою сторону окружающих, исполь­зуя их зависимость, слабые стороны, религиозные и нацио­нальные предрассудки или давая какие-либо обещания;

• аргументация своей позиции взглядами людей, с ко­торыми противник в силу разных причин не смеет спо­рить;

• угроза или прямое применение мер морального или физического насилия.

Говоря о поведении в конфликтах, необходимо под­черкнуть, что не нужно конфликтовать без особой необхо­димости. Если есть малейшая возможность достичь согла­сия, ею надо непременно воспользоваться.

«Ни один человек, который решил действительно пре­успеть в жизни,говорил американский президент А. Линкольн,не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание... Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она уку­сила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса...»

Теперь разберем несколько случаев конкретного пове­дения в различных ситуациях.

Общение с возбужденным собеседником. Попытки по­влиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, со­общаемой такому собеседнику, он воспринимает и учиты­вает только то, что соответствует его эмоциональному со­стоянию. Взволнованный оппонент в момент бурного монолога напоминает глухаря на току — он ничего не слышит, кроме собственной «песни». Ему надо остыть и успокоиться.

Не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвется». Следует помочь ему разрядить


 




эмоции. С этой целью организуют психический дренаж: «Что вы имеете в виду?», «Да?», «Понимаю!», «Это важ­но узнать», «Можно ли это рассказать поподробнее?», «Да, а что было потом?». Эти реплики снимают напря­женность, боязнь быть непонятым. В этот момент люди ищут в собеседнике скорее «резонатор», нежели советчи­ка. Постепенно высказывая свои чувства и обиды, чело­век накапливает удовлетворение.

После того как ваш собеседник выговорится, его воз­буждение снижается, и тогда появляется возможность разъяснить ему что-либо. Когда человека терпеливо и до­брожелательно выслушали, он становится менее реактив­ным, более разумным и восприимчивым. Теперь он слы­шит уже не только себя, может осознать свои ошибки и принять правильное решение. Многие боятся, что под­дакивание, проявление интереса приведут собеседника к убеждению, что вы соглашаетесь с его позицией. Одна­ко признать тезис — это вовсе не то же самое, что согла­ситься с ним, это просто признание права на существова­ние другой точки зрения. Иначе говоря, вы посылаете собеседнику сигнал: «Да, теперь я вижу, как это пред­ставляется вам».

Как снять эмоциональное напряжение. Чтобы быст­рее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: на­колоть дров, пройтись пешком или просто походить ту­да и обратно. Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, является рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения. Как только человек начи­нает двигаться, волнение уменьшается. О характере своего поведения в подобных ситуациях английский премьер-министр Маргарет Тэтчер писала следующее: «Бывают времена, когда я прихожу домой поздно вече­ром и на меня так сразу все наваливается, что я пус­каю слезумолча и одна. Я часто снимаю напряже­ние тем, что начинаю гладить или переставлять посуду в шкафу. Такие занятия помогают мне рассла­биться».


Кроме физического движения и переключения есть и другие способы понизить напряжение, например, посо­ветоваться, просто выговориться другу, послушать музы­ку или даже выплакаться. Какими бы горькими ни были слезы, они способствуют разрядке отрицательных эмо­ций — после них на душе светлее. «Слеза всегда смыва­ет что-то и утешение несет», — писал В. Гюго.

Излить эмоциональное напряжение можно и в пись­ме, стихах, рассказе. Такая форма особенно удобна для людей замкнутых и скрытных. Клапаном порой служит и музыка, как, впрочем, и допингом, восполняющим эмоциональную недостаточность. Именно эти особеннос­ти позволяют рассматривать музыку как одно из средств снятия эмоционального напряжения. Музыкотерапию практиковали еще врачи древности, в том числе Гиппо­крат. В ряде стран созданы общества музыкальной тера­пии и лечебной музыки. Хорошо послушать музыку в тяжелую минуту, она просветляет печаль, снимает ус­талость.

Тот, кто может заставить себя улыбнуться в тяжелый момент, получит некоторое облегчение. Улыбка на лице улучшает настроение по причине глубокой связи между мимическими, телесными реакциями и переживаемыми эмоциями. Смех также может служить средством разряд­ки эмоционального напряжения — благодаря ему мозг бо­лее интенсивно освобождается от продуктов обмена, и воз­никает ощущение свежести.

Быстро снимает напряжение и общее расслабление му­скулатуры — релаксация. При беспокойстве, волнении, раздражении мышечный тонус повышен, тогда как в со­стоянии душевного покоя мышцы расслаблены. Надо вы­работать привычку расслаблять мышцы во всех случаях, когда возникают дискомфорт и стресс. При расслаблении трудно или даже невозможно сильно рассердиться. Методы релаксации полезны, когда нужно быстро, за 5—10 мин, привести себя в спокойное состояние. Они составляют основу аутогенной тренировки, которая рекомендуется для устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги.


 




Эмоции и достижение цели. Ничто так не способству­ет возбуждению положительных эмоций, как значитель­ная цель, достижение которой стало органической по­требностью человека. Преодолев трудности и достигнув этой цели, человек получает много положительных эмо­ций. В то же время слишком близкая и доступная цель приводит к разочарованию и пассивности, а отрицатель­ные эмоции сохраняются продолжительнее, чем поло­жительные, и могут повлечь за собой не только непри­ятные психические состояния и нарушения поведения, но и болезненные процессы типа нагноения, язв на ко­же, поражения внутренних органов. Поэтому при дли­тельном отсутствии положительных эмоций человек должен научиться ценить себя и время от времени радо­ваться своим даже скромным успехам. Помните, что ощущение успешности и полезности своих усилий дела­ет человека устойчивее по отношению к последующим нагрузкам.

3.4. Суицид и подросток

Самоубийство (суицид) — явление сугубо антрополо­гическое, свойственное лишь человеку. Нет ни одного другого живого существа на Земле, которое могло бы со­знательно прервать свою жизнь.

Совершению самоубийства предшествуют определен­ные обстоятельства. Чаще всего они носят психологичес­кий характер. В первую очередь это семейные ссоры или конфликты на производстве, а также любое событие, сог здающее для конкретного человека психотравмирующую ситуацию. Зачастую желание покончить с собой связано со значительными для конкретного человека изменения­ми в его жизни и судьбе (смерть близкого человека, поте­ря работы, тяжелое заболевание, развод).

Для человека* который мысленно уже подошел к по­следней черте, иногда достаточно порезанного во время бритья подбородка, насмешливого замечания или просто дождливой погоды, чтобы совершенно неожиданно для окружающих выброситься из окна.


Человек, задумавший свести счеты с жизнью, может скрывать свои намерения. Но есть ряд признаков, кото­рые указывают на возможность такого поступка с его сто­роны. К ним можно отнести следующие:

• человек начинает замыкаться в себе, сторониться об­щества других людей;

• чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве;

• начинает раздавать свое личное имущество;

• когда он принимает окончательное решение, к нему после состояния депрессии возвращаются спокойствие и даже веселое настроение.

Почему так часты случаи самоубийства среди молодежи?

На этот факт обращают внимание все суицидологи. Как правило, уходят из жизни люди, неспособные в силу опре­деленных причин реализовать себя. Несмотря на внешнюю браваду, большие претензии и амбиции, они остались по­луживыми. Их жизнь, ее формирование остановились на половине пути.

Специалисты отмечают, что самоубийства детей и под­ростков ужасают не только теми способами, которые они используют для того, чтобы лишить себя жизни, но и тем, что даже в момент самоубийства они остаются детьми. Они продолжают играть. Ведь очень часто «безумное» са­моубийство подростка — это неудачная попытка имита­ции самоубийства. Подросток просто хотел попугать сво­их родителей, например, хотел «наказать» их за то, что они не купили ему обещанный велосипед или магнито­фон. В душе такой незадачливый самоубийца, наверное, еще и посмеивался над предполагаемым испугом.

В юности огромное значение для формирования устой­чивого образа своего «я» имеет внешность. Можно приве­сти множество примеров того, как основной причиной са­моубийства становится какой-нибудь незначительный внешний изъян или несчастный случай, приведший к обе­зображиванию лица или тела.

Одна очень красивая 14-летняя девушка случайно об­варилась кипятком. Обезображенная внешность и после­довавшие за этим насмешки подружек довели ее до того, что она бросилась в реку. Спрашивается, кто виноват


 




в данной трагедии? Сама девушка, оказавшаяся неспособ­ной найти приемлемый для себя выход из сложившейся экстремальной ситуации, или ее так называемые по­дружки, затравившие ту, которой прежде мучительно завидовали?

Другой пример. Одна юная дама перед тем, как обра­титься к психотерапевту, совершила нешуточную по­пытку отправиться в мир иной. Причина была такова: за намеченный срок, полгода, ей не удалось сбросить 5 лишних килограммов веса, которые она считала губи­тельными для своей талии и соответствующего жизнен­ного успеха. Между прочим, вес ее равнялся 65 кг при рос­те 165 смнормальный в общем-то вес. С точки зрения взрослого человека, ей еще смело можно съедать по две тарелочки манной каши по утрам. Но она желала ве­сить ровно 60 кг и ни грамма больше.

Одна из основных характеристик развитой личности — самосознание. Соблюдение внутренних нравственных за­конов, независимость личных убеждений, наличие таких моральных качеств, как честь, совесть, долг, целомудрие, помогают личности с достоинством выйти из критических жизненных ситуаций.

Человек с несформировавшимися внутренними убежде­ниями может бороться против несправедливости, сердить­ся, плакать, обижаться или жаловаться. Но в нем обяза­тельно будет расти терзающее его чувство собственной неполноценности, и очевидно, что в определенный момент чаша реальных или предполагаемых страданий может пе­реполниться.

Только у молодых людей (и у невротических женщин) может возникнуть убеждение, что они не нравятся окружающим, потому что глупы, некрасивы, слишком ма­лы ростом, чересчур толсты или, напротив, худы. Ведь ес­ли у человека сложилось подобное уничижительное мне­ние о самом себе, то оно может принимать всевозможные формы и подкрепляться большим количеством более или менее правдоподобных соображений. Часто случается, что действительный, но небольшой недостаток, не имеющий серьезного значения (вроде прыщей или угрей на лице,


плохих зубов или косоглазия), в глазах подростка прини­мает немыслимо преувеличенные размеры, превращаясь в такой крупный дефект, который, по его мнению, может сделать бессмысленной и мучительной всю оставшуюся жизнь.

Главная причина всех жизненных неудач — отсутствие уверенности в себе, которое вызвано неумением оценить себя и понять других людей. Придавая преувеличенное значение своим дефектам и недостаткам, подросток при­ходит к низкой самооценке, ошибочным представлениям о своих способностях.

Трудно перечислить все причины и обстоятельства, толкающие подростка к самоубийству. Остановимся на некоторых, наиболее типичных. К таким прежде всего от­носятся тяжелые семейные обстоятельства: пьянство ро­дителей, драки в семье и т. д. Особенно опасные ситуации складываются тогда, когда на фоне тяжелых семейных условий рвется положительная эмоциональная связь меж­ду подростком и кем-либо из близких (например, в случае смерти матери и необходимости жить с жестоким отцом-пьяницей). Бывают и случаи совершенно осознанного ухо­да из жизни (например, после того, как подросток попал в автомобильную катастрофу и стал тяжелым инвалидом).

Приведем отрывок из последнего письма одной девуш­ки, попавшей в такие обстоятельства: «Дорогая мамочка, дорогой папочка! Я вынуждена уйти из жизни, так как не могу находиться в ужасном состоянии, лишенном вся­кой перспективы. У вас есть еще дети, они заменят ме-сгладят ваше горе. Мне же ничего не остается, кро­ме самоубийства. Я неполноценный человек, остаток человека. Если вы и мои сестры будете каждодневно ви­деть меня, вся ваша жизнь будет отравлена. Я вынужде­на сделать то, что не довела до конца злосчастная ка­тастрофа. Будьте счастливы и помните меня красивой и веселой. Простите мой поступок: иного выхода нет ни у меня, ни у вас».

Каждому человеку необходимо знать, что подъемы и спады настроения, его приподнятость сегодня и сниже­ние завтра наблюдаются у большинства людей. Для этого


 




       
   
 
 


довольно часто нет никакой видимой причины, подобные состояния быстро проходят.

Все по-другому, когда мы имеем дело с угнетенным психическим состоянием. Угнетенное состояние обычно характеризуется ощущением бесполезности своего суще­ствования и чувством вины; ему часто способствуют такие физические симптомы, как головные боли и похудение. Часто оно бывает вызвано тяжелыми событиями. Особен­ность психики в подростковом возрасте заключается в том, что именно в это время человек более склонен к по­вторяющимся приступам депрессии, которые наступают без видимых причин. Наиболее характерные симптомы депрессии — плохой сон и раннее пробуждение.

Депрессия — угнетенное состояние духа. Она может развиться из-за сложных отношений с родителями, со сверстниками, из-за того, что, как вы считаете, вы не так выглядите, не так себя ведете, из-за разрыва с девуш­кой (парнем), ссоры с другом, болезней кого-то из членов семьи, ощущения провала или неудачи в каких-то делах. Если вам худо, вы должны с кем-то поговорить: с родите­лями или кем-то, кому можно довериться. Но подростки часто пытаются не выдавать свои чувства, даже маскиру­ют их, держат все свои печали при себе, а это вредит здо­ровью и может усиливать депрессию. Если вам действи­тельно не с кем! поделиться, поговорите по «телефону доверия» — там работают хорошо подготовленные психо­логи, которые смогут выслушать и помочь.

Из депрессии можно вытащить себя чисто физически: займитесь каким-то делом, лучше физической деятельно­стью (танцы, бег, спорт, физическая работа, генеральная уборка квартиры и т. п.). Но если вы-чувствуете сильную подавленность и это состояние не проходит за несколько дней, стоит посоветоваться с психологом или врачом.

Депрессия может довести человека до самоубийства, особенно если какие-то трудности и проблемы кажутся неразрешимыми и невыносимыми. Но самоубийство — это не решение. Вместо этого попробуйте изменить свой внешний облик, неплохо уехать в другое место, изменить имя. Человек может переломить ситуацию.


Если вы чувствуете, что с другом творится что-то не­ладное, останьтесь с ним до тех пор, пока это настроение не пройдет. Убедите его обратиться за помощью к специ­алисту. Расскажите об этом взрослому, которому доверя­ете и который может организовать помощь. Может пока­заться, что после первого разговора на эту тему состояние вашего друга вроде нормализовалось. Но это вовсе не зна­чит, что кризис миновал. Через какое-то время депрессия и мысли о самоубийстве могут вернуться, поэтому важно не терять времени и пройти курс психотерапии, чтобы найти и устранить глубинные психологические причины, которые подталкивают человека к самоубийству.

В заключение хотелось бы напомнить, что искусство жить — это уверенность в том, что несчастья, когда они настигают вас, естественны в долгой человеческой жизни и закономерны, что они, как и радости, преходящи. На смену ночи всегда обязательно приходит день.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите мероприятия, выполнение которых поможет вам управлять своими чувствами и эмоциями.

2. Дайте определение конфликта. Какие бывают конфлик­ты? Приведите примеры конфликтов из вашей жизни, лите­ратуры, событий текущей жизни. Охарактеризуйте виды конфликтов.

3. Можно ли обойтись в жизни без конфликтов? Каковы их причины?

4. Расскажите о методе преодоления разногласий.


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.