Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема VIII. Международные отношения в годы Второй мировой войны 1 страница




 

Причины, характер и особенности Второй мировой войны. Версальско-Вашингтонская система окончательно пала с началом Второй мировой войны. Главными причинами войны явились неравномерность экономического развития и имперские амбиции ведущих держав, приведшие в середине 1930-х гг. к расколу капиталистического мира. В одну из враждовавших между собой группировок вошли Германия, Италия и Япония, во вторую – Великобритания, Франция и США. Военная опасность усилилась, когда в Германии была установлена нацистская диктатура. Англия и Франция прилагали усилия, чтобы отвести от своих стран угрозу германской агрессии, столкнуть фашизм с большевизмом, что явилось дополнительной причиной будущей войны. Политика западных демократий во второй половине 30-х гг. предопределила крах попыток создания системы коллективной безопасности европейских государств против нараставшей военной опасности. На волне обострявшихся противоречий в Европе развернулась невиданная гонка вооружений, милитаризация общественной жизни.

США в межвоенные годы, следуя курсу изоляционизма, не играли решающей роли в европейских делах. Основное внимание Вашингтона за пределами американского континента было приковано к борьбе за сферы влияния на Азиатско-Тихоокеанском театре с милитаристской Японией. Тем не менее США в основном поддерживали Великобританию и Францию, а в 1933 г. установили дипломатические отношения с СССР.

К будущей войне наиболее основательно готовилась Германия. Инициаторами агрессивного курса выступили Германия, Япония и Италия. Развернув лихорадочную подготовку экономики и вооруженных сил своих государств, установив внутри стран террористические фашистские диктатуры, они в середине 30-х гг. открыто начали борьбу за мировое господство.

Англо-франко-американская группировка противопоставила блоку фашистских государств собственное стремление сохранить доминирующее положение в мире, установленное ею в результате победы в Первой мировой войне. Общие потенциальные силы этой группировки и примыкавших к ней других стран капиталистического мира превосходили силы агрессоров. Однако правящие круги Великобритании, Франции, США понимали, что новая война ничего хорошего им не сулит. Поэтому они были заинтересованы в том, чтобы сохранить, а по возможности и упрочить свои мировые позиции, избежав войны.

Существуют принципиально различные оценки геополитического состояния мира накануне Второй мировой войны. Одни историки настаивают на двухполюсной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы международных отношений – два очага будущей войны (Германия – в Европе, Япония – в Азии). Капиталистический мир вынашивал идею ликвидации первого пролетарского государства – СССР. Другие полагают, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Только весной 1939 г. Великобритания и Франция начали наконец предпринимать некоторые шаги – правда, запоздалые, половинчатые – по укреплению своих позиций на случай, если война с фашистскими агрессорами окажется неизбежной. Однако мирного альянса не получилось. Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство рассматривало советский тоталитаризм, ранее провозгласивший «крестовый поход» против капитализма, как угрозу основам цивилизации, мало чем отличавшуюся от фашистской опасности.

В межвоенный период нарастало противоборство трех цивилизаций. Традиционной западной цивилизации противопоставили собственные ценности советская и расистско-нацистская цивилизации. В советской идеологии лидеры и просветители западного мира увидели не только жестокости авторитарного режима, но и растущую привлекательность для зарубежных трудящихся, что граничило с угрозой для западного мира. Резко выраженные антицивилизационные черты общественного развития Германии и ряда других стран Запад отторгал целиком, но не смог противостоять агрессивности нацистской идеологии. Поэтому уникальной особенностью возникновения Второй мировой войны оказался многосторонний цивилизационный кризис.

Ко времени начала войны, пожалуй, лишь Англия, Канада и США оставались центрами сохранения основ западной цивилизации. Остальной мир все больше скатывался в пучину тоталитаризма, что, как следует из анализа причин и последствий мировых войн, создавало угрозу неминуемой гибели человечества.

Позиции западных держав в начальный период войны. В 4 часа 45 минут 1 сентября 1939 г. гитлеровские войска вступили на территорию Польши. Вечером того же дня британский и французский послы вручили идентичные ноты министру иностранных дел Германии И. Риббентропу. В них указывалось, что если германское правительство не предоставит «удовлетворительных заверений» о прекращении военных действий и готовности вывести свои войска с польской территории, то Великобритания и Франция приступят к выполнению своих обязательств относительно Польши.

Нападение Германии на Польшу вызвало тревогу Великобритании и Франции. 3 сентября 1939 г. правительства этих стран во главе с Н. Чемберленом и Э. Даладье объявили войну Германии, но фактически ее не вели. Пока основные силы вермахта громили Польшу, на Западном фронте шла «странная война». 110 французских и 5 британских дивизий не предпринимали никаких серьезных боевых действий против 23 немецких дивизий. «Странная война» была продолжением мюнхенской политики умиротворения агрессора. Ее политический смысл для Великобритании и Франции по всей видимости был в том, чтобы не мешать фашистской Германии, разгромив Польшу, двинуться на Советский Союз. Бездеятельность западного противника помогала Германии после захвата Польши проводить активную подготовку к наступлению на Западном фронте и укреплять позиции на Востоке.

В самом начале Второй мировой войны, 5 сентября, Соединенные Штаты Америки заявили о своем нейтралитете относительно войны в Европе. Американские руководящие и монополистические круги рассчитывали неограниченно обогащаться и в перспективе – по мере укрепления собственного могущества и исчерпания сил воюющих сторон – добиться установления своей гегемонии в мире. Используя ослабление конкурентов в Латинской Америке, США сосредоточили внимание на укреплении личных экономических и политических позиций в этом регионе. США постепенно шли на определенное сближение с Великобританией и Францией, остерегаясь чрезмерного роста могущества фашистского блока, который угрожал сорвать указанные планы Соединенных Штатов. В ноябре 1939 г. был видоизменен закон о нейтралитете. Новая его редакция позволяла всем воюющим странам покупать в США вооружение и военные материалы на условиях «кеш энд керри», это значит, «плати наличными и вывози на своих судах».

Противоречивые шаги СССР по обеспечению безопасности своих границ. О начавшемся наступлении Красной Армии на Польшу ее посол в Москве В. Гжибовски был проинформирован ночью 17 сентября 1939 г. специально зачитанной ему нотой. В ней сообщалось, что, поскольку польское государство и его правительство уже фактически не существуют, советское правительство отдало приказ Красной Армии вступить на территорию Польши и взять под свое покровительство украинское и белорусское население. Посол отказался принять ноту, мотивируя это тем, что Польша по-прежнему существует, а ее армия сражается с вторгшимися германскими войсками.

Советское наступление стало актом восстановления исторической справедливости и надеждой народов Беларуси и Украины на свое национальное воссоединение. Одновременно оно означало нарушение подписанных и обязующих дву- и многосторонних договоров: Рижского мирного договора от 18 марта 1921 г.; пакта Бриана – Келлога от 27 августа 1928 г. и протокола М. Литвинова от 9 февраля 1929 г.; советско-польского договора о ненападении от 25 июля 1932 г., в дальнейшем продленного до 31 декабря 1945 г.; трех конвенций об определении агрессора от июля 1933 г., предложенных и сформулированных советской дипломатией; Устава Лиги Наций от 28 июня 1919 г., в которую Советский Союз вступил в 1934 г.; советско-польской декларации о взаимоотношениях от 26 ноября 1938 г.

С международно-правовой точки зрения ситуация была нетипичной, ибо СССР не объявил Польше войну де-факто, лишь утверждая, что польское государство «фактически» перестало существовать. Польское правительство тоже не объявило войны, тем самым давая понять, что не находится с Советским Союзом в состоянии войны. Это имело определенное значение, так как Франция и Великобритания, ссылаясь на необъявление войны, не выдвинули Москве формального протеста, заявив только, что не соглашаются с советской интерпретацией международного положения Польши. В. Молотов следующим образом оценил вторжение в Польшу: «... хватило одного молниеносного удара по Польше армии германской, а потом Красной Армии, чтобы ничего не осталось от этого порочного плода Версальской системы, живущего эксплуатацией непольских народов».

Демаркационная советско-германская линия, разделившая территорию Польши, была объявлена 22 сентября 1939 г. Вслед за этим И. Риб-бентроп предпринял двухдневный визит в Москву, подписав в его завершение 28 сентября 1939 г. договор о границах и дружбе с СССР. Документ состоял из пяти коротких статей, в которых стороны определяли «границы своих взаимных национальных интересов на территории бывшего польского государства» и подчеркивали, что он создает основание взаимной дружбы. Один из трех секретных протоколов, приложенных к договору, передвигал советско-германскую границу на линию Писа – Нарев – Буг – Сан, то есть дальше на восток по сравнению с предыдущим протоколом, приложенным к договору Молотова – Риббентропа. Взамен Германия отказалась от своих претензий на Литву, которая таким образом становилась целиком сферой влияния СССР.

Территория Восточной Польши, присоединенная к Советскому Союзу, имела площадь около 200 тыс. км² и охватывала исторические земли Западной Беларуси и Западной Украины. Они объединялись соответственно с БССР и УССР и были включены в состав СССР постановлениями Президиума Верховного Совета СССР от 1 и 2 ноября 1939 г. Первоначально Сталин не исключал возможности присоединения Вильно и Виленского края к Белорусской ССР. Однако скоро изменил решение, передав эту территорию Литве по геополитическим соображениям. Белорусская нация была осуждена на территориальные потери.

Положительный сам по себе факт воссоединения белорусской и украинской наций приобретал негативный оттенок оттого, что, во-первых, воссоединенные территории превращались в советскую прифронтовую зону и, во-вторых, социалистические преобразования носили ускоренный характер. С этих территорий советские власти депортировали в течение четырех массовых акций 320–400 тыс. жителей. На основании решения политбюро ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 г. было уничтожено 7 300 граждан Западной Беларуси и Западной Украины и около 14 600 военнопленных – преимущественно офицеров и полицейских – из числа узников трех специальных лагерей: Козельска, Медного и Старобельска.

Несмотря на то, что Великобритания была союзницей Польши и признавала существование польского государства, проявилась ее склонность признать де-факто и результаты советского вторжения. У. Черчилль заявил 1 октября 1939 г.: «То, что российские армии должны были стать на той линии, было ясно и необходимо с точки зрения на опасность, угрожающую России со стороны нацистской Германии. В любом случае линия – там и возник Восточный фронт, по которому нацисты не осмелятся ударить». Выступая в парламенте, премьер-министр Н. Чемберлен согласился с позицией У. Черчилля. В октябре 1940 г. британский посол в Москве С. Криппс представил советскому правительству меморандум о готовности признания де-факто суверенитета СССР над Эстонией, Литвой, Латвией, Бессарабией, Северной Буковиной (две последние территории были отняты у Румынии в июне 1940 г.) и над частью «бывшего польского государства». При этом Форин оффис обратил внимание на неудобство употребления термина «бывшее польское государство», но подчеркивал, что «обстоятельства, касающиеся возможного и фактического признания приобретений Советского Союза, отвечали более раннему анализу британского Министерства иностранных дел. Они сводились к согласию с реальными фактами, выводились из предложений лорда Керзона в 1920 г.».

После воссоединения Западной Беларуси и Западной Украины второй внешнеполитической акцией СССР стала война с Финляндией. Причиной войны было стремление Москвы изменить границу. Советско-финский договор от 21 января 1932 г. гарантировал взаимное ненарушение границ, установленных мирным договором в Дерпте 14 октября 1920 г., и обязывал договаривающиеся стороны к взаимному сдерживанию от всяческих агрессивных действий. Впервые предложение об изменении границы с Финляндией СССР выдвинул весной 1938 г. Речь шла о передаче Советскому Союзу Карельского перешейка и нескольких малых, но стратегически важных островов, и аренде части полуострова Ханко, предназначенной для советской военной базы. Взамен СССР обещал территориально большую часть своей Карелии.

Правительство Финляндии было против этого предложения не только в 1938 г., но и на неоднократных переговорах в 1939 г. 28 ноября 1939 г. СССР денонсировал договор от 1932 г., а 30 ноября его войска атаковали Финляндию. Предполагалась легкая победа, которая давала возможность превращения Финляндии в советскую республику. В городе Териоки на Карельском перешейке Сталин создал «Народное правительство Финляндской Демократической Республики» во главе с финским коммунистом О. Куусиненом, постоянно проживавшим в СССР. 1 декабря 1939 г. Москва даже установила дипломатические отношения с этим правительством, но в Финляндии оно не получило ни малейшего признания. Война пошла совсем по-иному. Финны защищались чрезвычайно упорно, одновременно наступающая Красная Армия ощущала значительные недостатки в обучении и вооружении.

Очередное зимнее советское наступление оказалось столь же безуспешным, как и предыдущие. Поскольку оборонительные возможности Финляндии постепенно исчерпывались, Франция и Великобритания начали планировать военную экспедицию, которая была призвана оказать финнам помощь. Но она оказалась только намерением. Предложение о посредничестве выдвинул президент США Ф. Рузвельт, на что В. Молотов ответил, что СССР не ведет войны с Финляндией, а напротив, устанавливает дружественные отношения с легальным правительством этой страны (т. е. с «правительством» О. Куусинена).

2 декабря 1939 г. финское правительство обратилось с жалобой на СССР в Лигу Наций. Она рассматривалась 9 и 11 декабря, а 14 декабря Совет Лиги принял единогласное решение (при отсутствии нескольких членов) об исключении Советского Союза из Лиги Наций. Первые мирные переговоры начались в феврале 1940 г. в Стокгольме, и уже в начале марта в Москву прибыла финская правительственная делегация во главе с премьер-министром Р. Рюти. Мирный договор был подписан 12 марта 1940 г.; он лишил Финляндию 10 % национальной территории, включая экономически важную часть Карельского перешейка и большой город Виипури (Выборг). В том же году СССР заключил еще одно соглашение с Финляндией, связанное с ее стремлением совместно со Швецией добиться согласия Лиги Наций в 1938–1939 гг. на частичную милитаризацию Аландских островов. Советско-финляндский договор 11 октября 1940 г. гласил, что «Финляндия обязуется демилитаризовать Аландские острова, не укреплять их и не предоставлять вооруженным силам других государств».

Во внешнеполитических планах СССР, как и фашистской Германии, важное место отводилось Балтийским государствам. В результате агрессивной гитлеровской политики положение этих государств с каждым годом усложнялось. В марте 1939 г. после ликвидации Чехословакии была оккупирована Клайпеда, которая принадлежала Литве. В первоначальном варианте германского плана вторжения в Польшу фигурировала и частичная оккупация стран Балтии.

Осенью 1939 г. советское правительство предложило заключить пакты о взаимопомощи правительствам Эстонии, Латвии и Литвы. В результате прошедших в Москве двусторонних переговоров были подписаны указанные договоры: 28 сентября 1939 г. – с Эстонией, 5 октября – с Латвией, 10 октября – с Литвой. Согласно условиям пактов, очень схожих по содержанию, СССР приобретал право разместить на территориях Эстонии, Латвии и Литвы ограниченное количество войск и в определенных пунктах создать военно-морские базы и аэродромы. Советско-литовский договор предусматривал также совместную оборону литовской границы и передачу г. Вильно и Виленской области Литве. Одновременно между Советским Союзом и государствами Балтии были подписаны новые торговые соглашения, в соответствии с которыми последние стали приобретать у СССР нефть, железо, хлопок и другое сырье. Это облегчало их экономическое положение, компенсировало утрату значительного объема торгово-экономических связей с западными государствами, нарушенных вследствие войны и исключения балтийского морского пути из сферы международных торговых сношений.

Присутствие советских войск в этот период не оказывало существенного влияния на политические процессы, хотя, естественно, не могло не сыграть роли морально-политического фактора. Активизировались левые силы, стали открыто действовать коммунистические партии, участились митинги, забастовки, имевшие не только экономическую, но и политическую направленность. Процесс ограничения суверенитета стран Балтии неуклонно нарастал. Это отметила конференция министров иностранных дел Балтийской Антанты, состоявшаяся 14–16 марта 1940 г. в Риге. Ее выводы были пессимистическими: признавалось, что не видится реальных возможностей избежать советского господства.

В условиях нараставшей мировой войны, краха ряда крупных и малых государств Европы военно-политическое положение СССР серьезно осложнялось. Захватив Данию и Норвегию, гитлеровские войска в мае 1940 г. вторглись в Голландию, Бельгию и Люксембург, 14 июня ворвались в Париж. Фашистский блицкриг из доктринальной концепции воплощался в угрожающую практику. В этих условиях у советского руководства сформировались представления о необходимости крупных мероприятий по укреплению обороны СССР с использованием территорий Литвы, Латвии и Эстонии в связи с возможной агрессией со стороны Германии. Переговоры об этом вел непосредственно В. Молотов, который стал с мая 1939 г. не только председателем СНК, но и наркомом по иностранным делам СССР. 14 июня 1940 г. руководство Советского Союза добилось от литовского, а 16 июня – от латвийского и эстонского правительств (путем дипломатических нот ультимативного содержания) согласия на ввод на территории их стран дополнительных контингентов советских войск. Даже если признать, что по существу речь шла о мерах по укреплению совместной обороны, то все равно невозможно опровергнуть факты, что при этом В. Молотов и другие советские руководители использовали недопустимую в отношениях между суверенными государствами форму ультиматумов и требования смены правительств дружественных для СССР стран.

14–15 июля в условиях советской оккупации прошли выборы в национальные собрания, во время которых были отобраны парламентарии, послушные Москве. На своих первых заседаниях национальные собрания обратились к высшим советским властям с просьбой о принятии их государств в состав СССР, на что Верховный Совет СССР дал согласие. 3, 5 и 6 августа 1940 г. Литва, Латвия и Эстония перестали существовать, а СССР предпринимал усилия по ликвидации дипломатических представительств этих государств.

При оценке военно-политического характера советской акции в Прибалтике в 1939–1940 гг. необходимо признать, что это была аннексия, которую осуществило сталинское руководство СССР не только с целью защиты Прибалтийских республик от угрозы германской агрессии, но и ради расширения территории страны и получения военно-стратегических преимуществ. Своими действиями Советский Союз в одностороннем порядке нарушил систему договоров 1920–1939 гг., которая вытекала из права народов на самоопределение и регулировала отношения между СССР и каждым из государств этого региона.

Политические процессы в Латвии, Литве и Эстонии приобрели сильный международный резонанс. Во время этих событий германский посол Ф. Шуленбург неоднократно заверял В. Молотова, что Германия не будет вмешиваться в политические дела государств Балтии, но настаивал на том, чтобы ее экономические интересы в этом регионе были сохранены. Среди крупных государств Европы единственно Германия настойчиво рекомендовала Прибалтийским республикам смириться со своей судьбой.

В отличие от Германии, западные государства и США реагировали на данные события резко отрицательно. Лишь министр иностранных дел Великобритании Э. Галифакс некоторое время считал, что советское военное присутствие в Прибалтике носит оборонительный характер. Однако позже, когда там была установлена советская власть и возник вопрос о вступлении трех стран в состав СССР, госдепартамент США предпринял демарш. В его заявлении был подчеркнут умышленный характер ликвидации мощным соседом территориальной целостности и политической независимости Эстонии, Латвии и Литвы.

Вопреки провозглашенной Советским Союзом цели предотвращения оккупации Прибалтийских республик фашистской Германией их мирное развитие не оказалось обеспеченным. В течение нескольких недель с начала Великой Отечественной войны Красная Армия оставила территорию Прибалтики, на которую вступили войска вермахта. С установлением немецко-фашистской оккупации начался новый трагический акт в новейшей истории стран Балтии.

Внешнеполитические аспекты «странной войны». Несмотря на объявление Францией и Великобританией 3 сентября 1939 г. войны Германии, это не повлекло за собой никаких конкретных действий, кроме сбрасывания пропагандистских листовок над немецкой территорией. На следующий день в Париже был подписан протокол к франко-польскому договору о взаимной помощи. Он, в частности, гласил: «Если договаривающиеся стороны окажутся в состоянии войны с применением настоящего договора, ни одна из них не заключит перемирия или мира без взаимного согласия». В тот же день в Лондоне состоялось заседание британского военного кабинета по вопросу сотрудничества с Францией. Там утверждалось, что разработка союзного плана операции против Германии в целях уменьшения натиска на Польшу является жизненной необходимостью. Было заявлено о предстоящей встрече руководителей правительств, чтобы «в течение нескольких месяцев согласовать межсоюзническую политику ведения войны».

12 сентября состоялось первое заседание Высшего военного совета Великобритании и Франции. Было отмечено, что начало наступательных действий против немцев было бы ошибочным. Н. Чемберлен откровенно подчеркивал, что «нет повода к спешке, ибо время на нашей стороне». Было согласовано, что британские сухопутные силы станут прибывать во Францию по плану, разработанному генеральными штабами. Оба государства также подписали 12 декабря 1939 г. соглашение, установившее, что совместные военные затраты будут покрываться в пропорции: 1/3 – Франция, 2/3 – Великобритания.

«Странная война» завершилась наступлением немецких войск на Западном фронте. Здесь действия развивались не в пользу союзников. Обойдя линию Мажино, немцы разорвали франко-британские войска, и английский корпус был вынужден спешно эвакуироваться через порт в Дюнкерке. В течение апреля – июня 1940 г. Германия захватила Данию, Норвегию, Люксембург, Бельгию, Голландию. Была оккупирована также большая часть Франции. На неоккупированной ее части с центром в г. Виши был установлен профашистский режим, во главе правительства стал 84-летний маршал А. Петен, сразу признавший поражение Франции. Германо-французское перемирие было подписано 22 июня 1940 г. в Компьене, а несколькими днями ранее, 18 июня, Ш. де Голль провозгласил в Лондоне манифест, призывающий к борьбе за освобождение Франции, и объявил об образовании Комитета свободной Франции.

С поражением Франции Великобритания потеряла своего главного партнера по коалиции. Правительство У. Черчилля, которое пришло к власти 10 мая 1940 г., высказалось за политику активного сопротивления фашистским государствам. Оно исходило из того, что в новой ситуации продолжение мюнхенской линии угрожало Великобритании поражением. 7 августа новое правительство заключило соглашение с движением Ш. де Голля, но прежде всего активизировало свои отношения с Вашингтоном.

Международная политика США тоже претерпевала эволюцию. Президент Ф. Рузвельт 5 сентября 1939 г. провозгласил нейтралитет по отношению к войне в Европе. Согласно закону о нейтралитете от 1937 г., запрещался экспорт оружия и военного снаряжения для воюющих сторон. Этот запрет конгресс отменил уже 3 ноября 1939 г., благодаря чему Великобритания и Франция смогли заказать значительное количество вооружений. На этом, пока едва обозначенном пути сближения британо-американских военно-политических целей, существенное значение имело соглашение от 2 сентября 1940 г. в форме обмена нотами, в котором оговаривалось «усиление способности Соединенных Штатов к эффективному сотрудничеству с другими нациями Америки в защите западного полушария». В соответствии с соглашением США передавали британскому флоту 50 устаревших эсминцев. Взамен Великобритания передавала в аренду США сроком на 99 лет ряд своих территорий для создания военных баз (на островах Ньюфаундленд, Багамских, Тринидад, Ямайка и др.). В течение 1940 г. Великобритания и Франция получили примерно по 600 американских самолетов каждая.

Хотя изоляционистские тенденции относительно войны в Европе в США были сильными, Ф. Рузвельт умело проводил кампанию убеждения своих граждан в том, что нарушение мира также угрожает американскому народу и государству. Не удовлетворяясь рапортами своих дипломатов из Парижа, он принял решение о необходимости более точного изучения ситуации в Европе. С этой миссией в феврале 1940 г. в Берлин, а затем в Париж и Лондон был направлен заместитель госсекретаря С. Уоллес. Он беседовал с Б. Муссолини (дважды), Гитлером, И. Риббентропом, Н. Чемберленом, У. Черчиллем, Э. Даладье и многими другими политиками и пришел к выводу, что любые переговоры с гитлеровской Германией невозможны и непредсказуемы. С этой точки зрения Соединенным Штатам предлагалось предусмотреть в своей стратегии необходимость практического участия в войне.

Захват немцами Голландии и Франции, а также угроза Великобритании заставили Соединенные Штаты обратить более пристальное внимание на их колониальные владения в Северной Африке, Южной Америке и в Карибском бассейне. Было опасение, что Германия может устремиться и к европейским колониям за океаном, что уже непосредственно угрожало США. Поэтому 17 и 18 июня 1940 г. сенат и палата представителей одобрили резолюцию, согласно которой США не признавали в Западном полушарии никакого движения капитала, предпринятого одним неамериканским государством в адрес другого неамериканского государства.

В ноябре 1940 г. Ф. Рузвельт был в третий раз избран президентом. Это означало общественную поддержку отказа от американского изоляционизма и нашло выражение прежде всего в союзе с Великобританией. Уже в декабре Ф. Рузвельт объявил об увеличении помощи странам, отражающим агрессию. 11 марта 1941 г. в связи с исчерпанием валютных и золотых запасов Великобритании в США был принят закон о «ленд-лизе», который позволял предоставлять вооружения, военную технику и товары на условиях ссуды либо дарения противникам Германии и странам, защита которых жизненно необходима для США. Первоначально на эти цели было ассигновано 7 млрд долл., а за период Второй мировой войны выдано более 50 млрд.

Вспыхнувшая в Европе война обусловила усиление внимания США к вопросам консолидации государств западного полушария. На второй консультативной конференции американских государств в Гаване в июле 1940 г. была принята резолюция о взаимопомощи и оборонном сотрудничестве американских народов. На третьей конференции (январь 1942 г., Рио-де-Жанейро) главной темой был разрыв дипломатических отношений с государствами Тройственного пакта. Канада не ориентировалась на нейтралитет своего соседа и уже 10 сентября 1939 г. объявила войну «Третьему рейху». В том же месяце в Канаде был создан центр авиационной подготовки Великобритании, в котором обучались тысячи летчиков из Канады, Британии, Австралии и Новой Зеландии. В конце войны 25 % кадров английской авиации составляли канадские эскадры. 18 августа 1940 г. было подписано американо-канадское (Огденсбургское) соглашение о совместной обороне американского континента. Соглашением был создан Постоянный совместный совет обороны, который продолжал действовать и в конце ХХ в. Огденсбургское соглашение предопределило настоящий перелом в канадской внешней политике. С той поры для страны начался «век Америки», когда вместо Великобритании постепенно лидерство приобретали США как важнейший политический и экономический партнер.

После капитуляции Франции У. Черчилль направил советскому правительству послание, в котором говорилось: «В прошлом – в самом недавнем прошлом – наши отношения... были омрачены взаимными подозрениями... С тех пор, однако, возник новый фактор, который... делает желательным восстановление обеими странами их прежних связей с тем, чтобы мы могли, в случае необходимости, консультироваться друг с другом относительно тех дел в Европе, которые неизбежно должны интересовать нас обоих».

Тем временем германское командование подготовило план вторжения и оккупации Великобритании («Морской лев»). Гитлеровцы не оставляли надежды, что им удастся добиться капитуляции Великобритании без широких военных операций. 19 июля 1940 г. Гитлер публично предложил Англии выбор: либо продолжение войны, либо мир на выгодных для Германии условиях. Это предложение было отвергнуто правительством У. Черчилля. Тогда гитлеровцы начали массированные воздушные налеты на британские города и усилили блокаду Великобритании с моря. Эти меры нанесли серьезный ущерб стране, но не смогли сломить стойкости ее защитников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.