Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема VIII. Международные отношения в годы Второй мировой войны 4 страница




Стратегия союзников на европейском театре рассматривалась на ІІ Квебекской конференции (Канада), которая проходила 11–16 сентября 1944 г. Это была первая в 1944 г. встреча западных союзников в верхах; необходимость в таких встречах уменьшилась накануне долгожданной победы. Конференция определила перспективы дальнейших военных действий и приняла решения по важнейшим стратегическим проблемам. В частности, было признано необходимым «как можно скорее уничтожить германские вооруженные силы и занять центральную часть Германии». Были одобрены основные положения плана Д. Эйзенхауэра: проведение наступательных операций на широком фронте с главным ударом на его левом фланге. Участники конференции акцентировали внимание на необходимости занятия важнейших районов Европы до появления там советских войск. Относительно восточного союзника разногласия остались. У. Черчилль стоял за координацию политической стратегии против Сталина, Ф. Рузвельт эти планы не поддерживал. Но у У. Черчилля были и другие неприятности. Англия была на грани: запасы валюты исчерпаны, потеряны две трети экспорта. Для нее конец войны и прекращение поставок по ленд-лизу угрожали катастрофой. Поэтому У. Черчилль предлагал участие Великобритании в операциях на Тихом океане после завершения войны в Европе.

В Квебеке было решено, что авиация союзников перейдет к независимой бомбардировке, чтобы принудить Германию сдаться без наступательных сухопутных боев. Политическое решение фактически сводилось к проведению тактики «выжженной земли» ради уничтожения индустрии и превращения Германии в «страну в основном аграрную». Британский военный кабинет возражал против такого решения. Возвратившись в Вашингтон, Ф. Рузвельт тоже передумал. План «аграризации» был отвергнут.

В своей стратегии на европейском театре военных действий участники антифашистской коалиции исходили из того, что одной из важнейших задач послевоенного устройства Европы и создания прочного мира является освобождение малых стран и восстановление их независимости и суверенитета. Это в полной мере относилось как к странам, порабощенным германским фашизмом, так и к сателлитам Германии – Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии. 13 мая 1944 г. правительства «большой тройки» обратились со специальным заявлением к союзникам Гитлера. В нем говорилось, что путем выхода из войны и прекращения сотрудничества с Германией, путем сопротивления нацистским силам всеми доступными средствами эти страны смогут сократить продолжительность войны, уменьшить свои собственные жертвы и содействовать победе союзников. Заявление правительств трех держав сыграло важную роль в расколе фашистского блока.

В августе 1944 г. советские войска начали Ясско-Кишиневскую операцию и разгромили одну из крупнейших фашистских группировок, которая прикрывала подступы к Балканам. Стремительное продвижение Красной Армии в глубь Румынии ускорило вооруженное восстание и свержение прогерманского режима Й. Антонеску. 12 сентября было заключено перемирие с государствами антифашистской коалиции: Румыния присоединилась к ним и приняла участие в войне против Германии и Венгрии. Румыния стала первым капитулировавшим сателлитом Германии и получила послевоенную награду – территорию Трансильвании, отнятую у нее Венгрией в 1940 г.

Важные события происходили в Болгарии. Борьба болгарского народа против немецких оккупантов помешала царскому правительству Болгарии направить войска на германо-советский фронт. Но правители Болгарии оставались в союзе с Германией и оказывали ей всестороннюю помощь. Советское правительство сочло недостаточным объявленный Болгарией 26 августа 1944 г. «полный нейтралитет» и потребовало от болгарского правительства немедленно прекратить пропуск германских войск на румынскую территорию. Поскольку данное требование выполнено не было, СССР 5 сентября объявил войну Болгарии. Советские войска вступили на болгарскую территорию, не встретив какого-либо сопротивления, напротив, население встречало их как освободителей. 9 сентября царское правительство было свергнуто.

28 сентября 1944 г. в Москве между СССР, США, Великобританией, с одной стороны, и Болгарией – с другой, было подписано соглашение о перемирии. На Болгарию возлагались обязательства оказывать своими войсками содействие в войне с Германией и ее оставшимися союзниками, эвакуировать свои воинские подразделения с греческой и югославской территорий, распустить фашистские организации, возвратить собственность граждан Объединенных Наций и заплатить репарации Греции и Югославии. Размер возмещаемого ущерба планировалось определить позднее.

Финское правительство с весны 1944 г. зондировало условия, на которых Финляндия могла бы выйти из войны. С этой целью в конце марта 1944 г. делегация финского правительства в составе Ю. Паасикиви и К. Энкеля побывала в Москве и получила советские условия перемирия. 19 апреля правительство заявило о том, что не в состоянии их выполнить, ссылаясь преимущественно на единственную трудность: невозможность по «техническим причинам» интернировать немецкие войска на территории Финляндии. Новый удар по финским войскам в июне – августе 1944 г. на Карельском перешейке и в Южной Карелии поставил финскую армию в критическое положение. Правительство Финляндии попросило помощи у Германии. Гитлер выделил финнам поддержку для продолжения войны с СССР.

Только после того, как гитлеровские войска были выбиты из Прибалтики, финские правители решились на разрыв с Германией и выход из войны. 1 августа 1944 г. президент Р. Рюти ушел в отставку. Его место занял К. Маннергейм, главнокомандующий войсками. Он отказался от обязательств страны перед Германией и предложил Советскому Союзу возобновить переговоры о перемирии. Предварительными условиями для начала переговоров советское правительство определило: немедленный разрыв отношений с Германией, вывод германских войск с финской территории в двухнедельный срок либо, в случае невывода, разоружение и передачу их союзникам в качестве военнопленных. Эти условия финское правительство приняло 2 сентября.

19 сентября 1944 г. в Москве Финляндия подписала соглашение о перемирии с СССР и Великобританией. В соответствии с ним восстанавливалась советско-финляндская граница 1940 г.; СССР отказывался от своих прав на аренду полуострова Ханко, а Финляндия предоставляла Советскому Союзу в аренду территорию в районе Порккала-Удд, передавала область Петсама (Печенга) и уплачивала 300 млн долл. репараций на протяжении 6 лет. По общему мнению, Финляндия заключила мир – в высшей степени уступчивый. Он обеспечил сохранение демократической Финляндии на протяжении всего послевоенного периода.

После выхода из войны Финляндии Германия сохранила только одного союзника – Венгрию, которая, в свою очередь, оказалась в трудном положении. Уже в начале сентября 1944 г. венгерское правительство обсуждало вопрос о выходе страны из войны. 15 октября адмирал М. Хорти по радио объявил о намерении заключить перемирие со странами антигитлеровской коалиции. Но он опоздал. Немцы интернировали его и передали власть вождю фашистской организации «Перекрещенные стрелы» Ф. Салаши. Война на стороне Германии продолжалась. В декабре 1944 г. в г. Дебрецен было создано временное правительство Венгрии, которое обратилось к СССР с просьбой о перемирии и объявило войну Германии. 20 января 1945 г. в Москве Венгрия заключила с СССР, США и Великобританией соглашение о перемирии, которое аннулировало все оккупационные акты Венгрии относительно Чехословакии, Югославии и Румынии.

К концу 1944 г. от германского рейха с сателлитами оставалось нечто подобное уменьшенной территории монархии Габсбургов: Хорватия, Словения, большая часть Чехословакии, часть Венгрии, Северная Италия.

Осенью 1944 г. Красная Армия ускорила наступление в Чехословакии и Югославии. В результате сфера влияния СССР в Центральной и Восточной Европе приобрела реальные очертания. Сердцевиной реализации этой стратегии сталинского руководства оставался «польский вопрос».

За подозрениями западных союзников в намерении Сталина осуществить советизацию Польши последовали давно спланированные действия. Созданная еще 1 января 1944 г. из числа «московских» поляков «Крайова рада народова» (КРН, председатель В. Берут) была использована для формирования нового правительства: 21 июля 1944 г. был образован Польский комитет национального освобождения (ПКНО, председатель Б. Осубка-Моравски). КРН объявила себя временным парламентом, а ПКНО – временным правительством. 26 июля это временное правительство подписало соглашение с СССР, а на следующий день – протокол о польских границах. Предусматривалось передать Польше южную часть Восточной Пруссии и г. Гданьск с прилегающей областью, перенести польскую границу на линию Одер – Нейсе с включением г. Щецина в состав Польши. В качестве «акта доброй воли» Польше передавалась также западная часть Белостокской области, населенная преимущественно белорусами.

По случайному стечению обстоятельств или по злой воле Сталина все эти мероприятия совпали с приездом в Москву в конце июля 1944 г. лидера лондонских поляков. Дипломатическим цинизмом прозвучало предложение С. Миколайчику занять должность премьер-министра в новом правительстве, от которого он, естественно, отказался. Таким же неудачным был и второй раунд переговоров с лондонским правительством, который проходил в Москве в присутствии У. Черчилля. Последний, раздраженный упрямством С. Миколайчика, дал согласие Великобритании на изменение польских границ как на западе, так и на востоке.

И в дальнейшем советское правительство ни на минуту не оставляло без внимания «польский вопрос». Готовилось признание будущего люблинского правительства. Для этого необходимо было найти поддержку в рядах западных союзников. Ш. де Голль, который надеялся получить от Сталина «добро» на частичную аннексию Рейнской области, с готовностью поддержал во время встречи со Сталиным 2 декабря 1944 г. советский вариант решения «польского вопроса». Таким образом, в фундамент был положен последний камень, и 31 декабря 1944 г. КРН на своем съезде реорганизовала ПКНО во Временное правительство Польши. 5 января 1945 г. оно было признано Советским Союзом.

Сателлизация Москвой национальных правительств Югославии и Чехословакии не была столь явной и немедленной, как это стало в Польше. Дело в том, что успешные операции Красной Армии и свержение в ряде стран Европы фашистских и профашистских режимов активизировали деятельность демократических сил в странах Центральной и Восточной Европы. Сталинскому руководству приходилось с этим считаться. Поэтому ставка делалась на последовательное укрепление влияния прокоммунистического крыла в демократическом лагере той или иной страны. Так, в Югославии широкий размах приобрело партизанское движение, руководимое коммунистами во главе с И. Б. Тито. В декабре 1943 г. было создано контролируемое ими Югославское демократическое федеративное государство. Королевское эмигрантское правительство лишилось полномочий. Признание Советским Союзом Национального комитета освобождения во главе с И. Б. Тито в качестве высшего органа власти Югославии обострило советско-британские отношения. У. Черчилль, делавший все для укрепления британского влияния на Балканах, упорно отстаивал сохранение полномочий зависимого от Великобритании королевского правительства. Особенно напряженные дискуссии по этой проблеме развернулись в ходе советско-английских переговоров в октябре 1944 г. во время приезда У. Черчилля в Москву.

1 ноября между И. Тито и премьер-министром королевского правительства И. Шубашичем состоялось соглашение о создании объединенного правительства. Устанавливалось, что вопрос о форме государственного устройства страны будет решен по окончании войны народом посредством свободного волеизъявления. До этого король лишался права возвращаться в страну. Король отправил И. Шубашича в отставку, а эмигрантское правительство саботировало соглашение. СССР публично заявил об одобрении им соглашения Тито – Шубашича.

Еще 12 декабря 1943 г. СССР подписал с эмигрантским правительством Чехословакии договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. Документ содержал взаимное обязательство «оказывать друг другу военную и другую помощь» в войне против Германии и ее союзников в Европе и не заключать с ними перемирия или мира иначе, как с взаимного согласия. Договор обязывал стороны оказывать друг другу военную и иную поддержку также и в послевоенный период в случае вовлечения одной из них в военные действия с Германией или каким-либо государством, которое объединилось бы с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме в такой войне. Стороны договорились о тесном сотрудничестве после войны на началах взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела. В договоре содержалось обязательство не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против другой стороны.

В Чехословакии немедленно после освобождения ее территории от немецко-фашистских захватчиков восстановилась национальная власть. По советско-чехословацкому соглашению от 8 мая 1944 г. освобождаемая Красной Армией территория Чехословакии, как только она переставала быть зоной непосредственных военных операций, полностью переходила под суверенное управление чехословацких правительственных и общественных органов. Образование, состав и характер этих органов должны были находиться в исключительной компетенции правительства Чехословацкой Республики. На деле военно-политические органы Красной Армии стремились воспользоваться любой возможностью для внедрения во властные чехословацкие структуры лояльных для СССР представителей.

Стремясь усилить послевоенное влияние Великобритании в Юго-Восточной Европе, У. Черчилль длительное время пытался осуществить это в союзе с Ф. Рузвельтом против русских, но безуспешно. Решив достичь целей непосредственно, британский премьер-министр в октябре 1944 г. приехал в Москву. Сталину понравилось его предложение о разделе сфер влияния; для самого советского вождя это было основой политики. Взбодренный конструктивным духом переговоров, У. Черчилль написал на клочке бумаги: «Румыния – 90 % русская; Греция – 90 % английская; Югославия и Венгрия – 50/50 %; Болгария – 75 % русская». Сталин прочитал и поставил «галочку» – размашисто, синим карандашом. Наступила пауза, после У. Черчилль сказал: «Не кажется ли несколько циничным, что мы так, экспромтом, уладили вопросы, столь важные для миллионов людей? Нужно сжечь бумагу». Сталин ответил: «Да нет, пусть она хранится у вас». У. Черчилль не знал, что синяя «галочка» «по Сталину» означала несогласие в отдельном. Действительно, на следующий день В. Молотов настаивал, чтобы Венгрия и Болгария стали русскими на 80 %. Точные цифры для У. Черчилля уже не имели значения: сработал общий принцип. Сияя от радости, он по возвращению домой заявил в палате общин: «Наши отношения с Советской Россией никогда не были более тесными, близкими и сердечными, чем теперь».

Тем временем, начиная от высадки союзников в июне и до декабря 1944 г., большая часть Франции была освобождена от фашистских оккупантов. Союзные войска вышли к укрепленной линии «Зигфрид». Немецкому командованию удалось задержать противника на границе Германии и в Голландии, а затем, воспользовавшись его задержкой, перейти в контрнаступление в декабре 1944 г. Германское контрнаступление проходило в районе Арденн и в направлении городов Льеж, Седан, Живе. Был прорван фронт шириной 40 км, разделены и поставлены в трудные условия американские и британские войска. Над союзными войсками нависла угроза второго Дюнкерка.

У. Черчилль в послании Сталину 6 января 1945 г. просил для облегчения положения войск в Арденнах начать «крупное русское наступление». Ради этого срок наступления Красной Армии был перенесен с 20 на 12 января, а само оно превратилось в гигантский бросок от Вислы до Одера. Гитлер был вынужден отказаться от инициативы в Арденнах и перекинуть две танковые армии с Западного фронта на Восточный. Армии союзников снова перешли в наступление.

Решения великих держав о послевоенном мироустройстве. В 1944 г. члены антифашистской коалиции активно обсуждали перспективы формирования системы послевоенных международных отношений. С 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (США) проходила конференция Объединенных Наций по валютным и финансовым вопросам. Ее результатом стало подписание 45 государствами конвенции об образовании Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Накануне конференции в Ялте Ф. Рузвельт, У. Черчилль и Чан Кайши обменялись мнениями по вопросам ведения войны против Германии и Японии в ходе встречи 2 января 1945 г. на Мальте. Крымская (Ялтинская) конференция глав «большой тройки» проходила с 4 по 11 февраля 1945 г. Она была посвящена проблемам войны в Европе. В официальном коммюнике об итогах конференции, подписанном Ф. Рузвельтом, И. Сталиным и У. Черчиллем, отмечалось: «Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага... Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координация новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга».

На конференции был рассмотрен центральный политический вопрос – об отношении союзников к Германии после ее поражения, о будущем этого государства. Здесь основополагающее значение относительно побежденной Германии приобретали договоренности на принципах ее демократизации и демилитаризации. Решались принципиальные вопросы о характере верховной власти на германской территории, о разделе ее на зоны оккупации государств-победителей: СССР, Великобритании и США. Было согласовано, что кроме трех держав, Франция должна также получить в Германии свою оккупационную зону, которую следует образовать из английской и американской зон. В результате дискуссии относительно возмещения военного ущерба было установлено, что Германия будет осуществлять компенсацию в трех формах: а) единовременной контрибуции, взимаемой в течение двух лет после капитуляции; б) годовых поставок товаров из произведенной продукции в течение периода, который будет определен дополнительно; в) использования труда немцев. Создавалась Межсоюзническая комиссия по репарациям, которая в своей деятельности должна была руководствоваться принципом, что общая сумма репараций должна составить 20 млрд долл. и что 50 % этой суммы припадет Советскому Союзу.

Проблемы Дальнего Востока заняли на конференции незначительное место. После нескольких обсуждений было принято Ялтинское соглашение, согласно которому СССР обязывался вступить в войну против Японии через 2–3 месяца после поражения Германии. За это США и Великобритания щедро «вознаградили» Москву, правда, за счет Китая и Японии. В частности, Советскому Союзу возвращался Южный Сахалин, который Россия потеряла в результате поражения в русско-японской войне, и передавались Курильские острова – японская территория, которую в 1875 г. Россия, исходя из стратегических интересов, обменяла на право владения всем Сахалином.

В Ялте была принята Декларация об освобожденной Европе, а также второй итоговый документ – «Единство в организации мира, как и в ведении войны». По существу, они создали тот образец мирных отношений, который целиком соответствовал объективным условиям мирового развития. В Декларации была ясно определена согласованная перспектива: «Установление порядка в Европе и перестройка национальной экономической жизни должны быть достигнуты таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создаст демократические учреждения по их собственному выбору».

Однако между тем, что было записано в Ялте по европейским проблемам, и тем, что входило в намерения советских руководителей, имелась большая разница. Так, ялтинские решения практически передавали судьбу Центральной и Восточной Европы в руки Сталина, который, как известно, раскрыл стратегические намерения относительно этой части континента еще при заключении пакта Молотова – Риббентропа в августе 1939 г. В секретном протоколе он добивался восстановления границ, близко напоминавших бывшие царские. В числе его приобретений оказались три прибалтийских государства, Бессарабия, Буковина, так называемые восточные провинции Польши и часть Финляндии. Все это было потеряно в 1941 г. Но Красная Армия отвоевала снова не только эти территории, но и всю Центральную и Восточную Европу, в том числе, Польшу. И Сталин на вершине победы не собирался идти на уступки по таким пунктам, как установление советской гегемонии и контроля над данным регионом.

Польскую проблему считали первоочередной Сталин и частично У. Черчилль. Последний имел долг чести относительно Польши: из-за нее главным образом Великобритания начала войну против Германии. Вокруг польского вопроса в Крыму разгорелась жесткая борьба, в которой самое активное участие принял У. Черчилль с несущественной поддержкой со стороны Ф. Рузвельта. Они все же публично добились такого польского урегулирования, которое предусматривало создание временного польского правительства национального единства и проведение свободных выборов.

В Декларации об освобожденной Европе, которую сопровождало соглашение о Польше, предусматривались свободные выборы и установление нормальных демократических свобод во всей Центральной и Восточной Европе. Это были, без сомнения, солидные дипломатические документы. Ф. Рузвельт и У. Черчилль подписали документы, которые целиком соответствовали западным критериям, но Сталин трактовал их иначе. Уже в ближайшем будущем он проигнорировал их и по-своему интерпретировал такие западные понятия, как свободные выборы и демократические свободы. Тем самым Сталин проигнорировал принятые в Ялте обязательства.

Значительная часть конференции была посвящена аспектам создания международной организации безопасности. Ф. Рузвельт предложил руководствоваться принципом «обеспечения мира минимум на 50 лет». В дискуссиях на эту тему внимание было сконцентрировано в первую очередь на проблемах, не решенных на конференции в г. Думбартон-Окс (близ Вашингтона). Было согласовано, что учредительная конференция всемирной организации откроется в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. В частности, в поддержку приглашения на нее двух советских республик – Белоруссии и Украины – в качестве членов-учредителей высказались США и Великобритания.

Еще ранее, после Тегеранской конференции, было решено обсудить все вопросы создания международной конференции безопасности на специальной конференции в Думбартон-Оксе. В первой части конференции, открывшейся 21 августа 1944 г., участвовали делегации Великобритании, СССР и США; во второй части (29 сентября – 7 декабря) приняла участие еще и китайская делегация. Конференция конкретизировала идею всеобщей международной организации с учетом ранее принятых «Атлантической хартии», Декларации Объединенных Наций, а также подписанной 30 октября 1943 г. в Тегеране Декларации четырех держав.

Одним из первых вопросов, обсужденных в Думбартон-Оксе, было название будущей организации. Из вариантов «Международная организация безопасности», «Всемирный союз», «Объединенные Нации» был выбран последний. Далее было согласовано, что основным документом организации будет Устав, а главными органами – Генеральная Ассамблея, Генеральный секретариат и Совет Безопасности. Много споров вызвала компетенция Генерального секретаря и одного из органов – Экономического и Социального Совета. Для дальнейшего разрешения были оставлены проблемы организации голосования в Совете Безопасности (проблема вето) и участия советских республик в будущей организации.

Учредительная конференция в Сан-Франциско началась с участием 46 государств. Уже в ходе заседаний было принято решение о приглашении дополнительно Аргентины, Белоруссии, Дании и Украины. Не нашло поддержки предложение о приглашении Польши (действующее в Варшаве временное правительство не признавали США и Великобритания, а эмигрантское правительство в Лондоне не признавал СССР). Но факт участия Польши 1 января 1942 г. в принятии Декларации Объединенных Наций предопределил право подписания ею Устава ООН 16 октября 1945 г. в качестве члена-учредителя.

Главной проблемами конференции в Сан-Франциско было определение прерогатив Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Группа малых и средних государств активно проводила кампанию увеличения роли Ассамблеи и уменьшения – Совета Безопасности. Предлагалось во всех вопросах придать Генассамблее высшие права, а для ослабления специального статуса членов Совета Безопасности увеличить их число. Однако благодаря согласованной позиции СССР, США и Великобритании в итоговых решениях сохранялись особая ответственность и права великих держав в области международной безопасности. Было решено, что Совет Безопасности будет насчитывать 11 членов (5 постоянных и 6 непостоянных), как предлагала конференция в Думбартон-Оксе. Конференция в Сан-Франциско завершилась 26 июня торжественным подписанием Устава ООН и Статута Международного Суда.

Безоговорочная капитуляция фашистской Германии. 8 мая 1945 г. около 23 часов в Карлсхорсте, пригороде Берлина, в присутствии представителей СССР, США, Великобритании и Франции от имени германского верховного командования В. Кейтель, К. Фридебург, Ф. Штумпф подписали «Акт о военной капитуляции» Германии. На основании Акта германские вооруженные силы, как и в целом Третий фашистский рейх, перестали существовать. 24 мая 1945 г. правительство К. Деница было распущено, а его члены арестованы. Такая же мера была предпринята и в отношении руководителей высших командных органов – Верховного главнокомандования вермахта и Главнокомандования сухопутными войсками, которые расценивались как военные преступники и должны были предстать перед Международным военным трибуналом.

После ликвидации фашистского рейха в Германии некоторое время не существовало государственной власти. Четыре державы признали необходимым осуществлять совместное руководство Германией. С этой целью 5 июня 1945 г. представители США, СССР, Великобритании и Франции подписали в Берлине Декларацию о поражении Германии и взятии на себя верховной власти этой страны. Декларация стала генеральным документом об условиях капитуляции фашистской Германии. Она зафиксировала полное поражение и безоговорочную капитуляцию Германии и определила, что Великобритания, СССР, США и Франция «берут на себя верховную власть в Германии, включая всю власть, которую имели германское правительство, верховное командование и любое областное, муниципальное или местное правительство либо власть». Все вооруженные силы Германии, где бы они ни размещались, подлежали полному разоружению и передавали свои вооружения и имущество союзным командующим или офицерам.

6 июня были также опубликованы в сокращенном виде заключенные ранее четырьмя державами соглашения о контрольном механизме и о зонах оккупации Германии. В Соглашении о контрольном механизме в Германии указывалось, что верховная власть в стране будет осуществляться американским, британским, советским и французским главнокомандующими оккупационными силами, каждым в своей зоне. Четверо главнокомандующих составляли Контрольный совет, который обеспечивал согласование их действий в зонах, разработку и принятие решений по главным военным, политическим, экономическим вопросам, общим для Германии. Управление районом «Большого Берлина» возлагалось на межсоюзную комендатуру, которая действовала под общим руководством Контрольного совета. Берлин определялся местонахождением этого совета.

Соглашение о зонах оккупации Германии установило ее раздел на четыре зоны: восточную – Советского Союза, северо-западную – Великобритании, юго-западную – США и западную – Франции. Район «Большого Берлина», разделенный на четыре сектора, занимали вооруженные силы каждой из четырех держав. Исходя из соглашения о зонах оккупации, Великобритания и США должны были вывести свои войска из тех районов советской зоны, в которых они оказались в ходе войны. У. Черчилль не желал делать этого, однако советское руководство предупредило его, что в противном случае не пропустит союзников в определенные для них секторы Берлина. 25 ноября было подписано соглашение между правительствами Великобритании, США, СССР и Франции о дополнительных требованиях относительно Германии. Союзники объявили об упразднении всех германских вооруженных сил, разведывательных, тайных и военно-политических служб СС, СА, СД и гестапо.

В июле–августе 1945 г. работа по созданию четырехстороннего контрольного механизма в Германии была в основном завершена. Контрольный совет, военные администрации в зонах, межсоюзная комендатура Берлина приступили к практической деятельности. Правда, с самого начала выявилось резкое расхождение между руководством оккупационных зон в подходах к решению главных задач восстановления мирной жизни немецкого народа. Разногласия пролегали по линии представлений Востока и Запада о сущности демократизации.

Очередная встреча руководителей трех великих держав состоялась в Потсдаме с 17 июля по 2 августа 1945 г. Во главе американской делегации стоял президент Г. Трумен (президент Ф. Рузвельт умер 12 апреля 1945 г.); британской – на первом этапе конференции У. Черчилль, а с 28 июля премьер-министр К. Эттли. Советскую делегацию возглавлял И. Сталин. На конференции обсуждались проблемы, связанные с завершением войны в Европе и формированием послевоенных международных отношений. Несмотря на то, что к этому моменту уже проявились существенные политические разногласия между союзными государствами, в Потсдаме они смогли принять важнейшие для будущего послевоенной Европы решения.

Первую группу потсдамских положений составила подготовка мирных договоров и механизмов сотрудничества великих держав после войны. С этой целью создавался Совет министров иностранных дел (СМИД) пяти государств: Великобритании, Китая, СССР, США и Франции (Китай и Франция приглашались к участию). Предусматривалось, что СМИД «будет собираться планово в Лондоне, который станет штаб-квартирой совместного секретариата» либо в других столицах. Среди первоочередных задач СМИД выделялись: а) выработка мирного договора с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией; б) разработка предложений по урегулированию нерешенных территориальных вопросов в связи с завершением войны в Европе; в) подготовка мирного договора для Германии, который «немецкое правительство примет, когда сформируется способное для этого правительство». Кроме того, СМИД поручалось заниматься другими вопросами, вытекающими из «соглашения правительств, участвующих в Совете». Одновременно было решено распустить Европейскую консультативную комиссию в связи с тем, что она выполнила свои задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.