Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Зиммель и «Фил-ия денег». Проблемы ценности, обмена, денег и ден-й культуры в работе




Книга Г. Зиммеля «Фил-ия денег» явл-ся одним из класс-х образцов иссл-я соц-ей экон-х явлений. В книге анализ-ся несколько проблем – проблемы ценностей, обмена, денег и ден-й культуры. Иссл-е начинается с анализа категории «ценность», кот-я явл-ся центральной в социол-ой харак-ке экон-х явл-й. Он говорит, что сущ-т 2 отд-х мира для Ч – мир бытия и мир ценностей. Созн-е Ч дает возм-ть сущ-я ценностного порядка как независимого и дополняющего реальный мир, причем созн-е не явл-ся простым отражением реальности, а пред-т собой взгляд на мир с опред-ой т. зр. Ценностный мир стан-ся возможным с момента выделения субъектом своего «я» и возн-я субъект-объектных отн-й. Ценность – это не св-во объекта, а суждение о нем, внутренне присущее субъекту, ценность как бы исходит от субъекта и дает опред-й образ объекта, Зиммель сравнивает оценивание со светом, направленным на объект и дающим определенную тень, эта тень – ценность и ее сущ-е проецируется субъектом и лишь пассивно зав-т от объекта.

Экон-ая ценность зав-т от потр-ти. Экон-ая ценность возн-т, когда есть набор объектов, и только один из них удовл-т потр-ть. Для Ч должен сложиться образ объекта, в кот-м сущ-т потр-ть, но между этим субъектом и объектом есть «расстояние» - труд и время, чтобы обладать объектом нужно приложить усилия, от величины этого усилия зав-т ценность, поэтому не все объекты обладают ценностью, а только те, в кот-х есть потр-ть. Потр-ть и ценность взаимосвязаны – потр-ть возн-т лишь тогда, когда необходимо приложить усилие для ее достижения. Процесс придания экон-ой ценности имеет и субъект-ую, и объект-ую характ-ки – с одной стороны субъективное желание, потр-ть, с другой – необходимость приложения усилий для удовл-ия потр-ти – препятствия, трудности, «цена» обладания объектом. В этом смысле объекты обладающие экон-ой ценностью, противостоят Ч как независимые силы, отд-е и не подчиняющиеся ему. Т.о., субъективные желания, потребности объективируются в ценности.

Образ-е ценности предп-т срав-е как затрат и рез-тов, так и самих объектов, взаимозаменяющих удовл-е потр-ти, также сравниваются и сами разнообразные потр-ти между собой.

Но в окончательной степени субъективное ценностное зн-е предмета объективизируется в процессе обмена. В процессе обмена его технологическая форма предполагает отд-е объектов от их субъект-х зн-й для сторон, участвующих в нем. Обмен выступает в виде сверхличностных отн-й оценивания, сама пропорция обмена харак-ся как объективно данная, а в развитой экон-ой сис-ме она достигается автоматически. Обмен также явл-ся подтверждением субъек-ой ценности – то, что ценно для одного Ч, становится ценным для другого. Здесь сама форма оценивания приобретает объективную посредническую реальность – объекты как бы без участия людей взаимно выражают ценност др. в.др. В целом отн-я обмена предс-т собой форму соц-го взаимод-я. Обмен явл-ся формой жизни. Обмен в соц-м смысле – процесс приобретения и потери. С социол-ой т. зр. Эк-ка – особая форма поведения и общения,важно, что обмениваются не просто материальные объекты – товары, а ценности как субъективные позиции людей, считал Зиммель.

Произв-во тоже можно трактовать как опред-ю форму обмена – обмен в сфере взаимод-я Ч и природы и обмен ценностями в деят-ти самого производителя, Ч «обменивает» рез-ты труда на затраты. С этой позиции сам труд имеет ценность. Процесс обмена харак-ся также, как и произв-во: присутствует желание Ч получить продукт, для удовл-я потр-ти, отдавая за него «цену». Интересно, что в процессе обмена Ч жертвует нечто менее ценное на более ценное, поэтому обмен явл-ся источником возрастания ценности, как и в произ-ве.

З. считал, что обмен есть форма социализации Ч, т.е. данный феномен социол-й сам по себе. Обмен и ценность изменяют практическую основу жизни людей, делая ее более реалистичной. Обмен приводит к необходимости колич-го анализа в общ-ой жизни, а для реализации этой фун-и требовалось возн-е денег. Деньги упростили обмен с экон-ой т. зр: появление меры всех товаров; обмен стал двухсторонним; деньги избавили одну из сторон от необходимости проверять кач-во товара, т.к. деньги в любом случае товар «высшего» кач-ва. В социально-фил-м смысле, деньги явл-ся самост-м персонифицированным отн-ем взаимозаменяемости и обмениваемости экон-х объектов. Деньги заменяют любую ценность и явл-ся конкретным образом всех вещей, с их помощью вещи получают зн-е друг в друге. Деньги способ-т тому, что вещи стан-ся эконо-ми объектами. Деньги вып-т фун-ю связывания всех единичных вещей, т.к. выступают формой всеобщности. Данная фун-я созд-т значимый порядок в об-ве. Все объекты экон-ой жизни входят в этот заранее установленный порядок, возн-т единый экон-ий мир. С этой т.зр. деньги, как и обмен, создают более реалистичный и рационализированный мир для Ч, деньги сами по себе есть материализованное воплощение рационализации практической жизни. Постепенно формы денег изм-ся, усиливается их символический характер. Так, в совр-м об-ве все больше операций осущ-ся в безналичной форме без необходимости матер-х образов денег, а сам состав материала денег все больше теряет зн-е, но соц-й хар-р денег возр-т, деньги стан-ся соц-м институтом. А Ч стан-ся зависим от символов-денег в практ-ой жизни. Разв-е денег явл-ся элементом глубокого кул-го изм-я, новой формой культуры.

Другая соц фун-я денег – это связь любых целей со ср-вами без отн-я к конкретности цели, это самое совершенное ср-во дост-я цели, т.е. деньги в совр-м об-ве явл-ся всеобщей формой ср-в дост-я целей.

Развитая ден культура предполагает изм-е психологии Ч, появляются накопительство и скряжничество – Ч стремится сосредоточить в своих руках как можно больше денег, накапливая абстрактную власть, и каждая трата денег воспринимается им как потеря частички этой власти. Ден-я культура созд-т особые критерии разд-я людей – богатых и бедных, там где нет рынка и денег – нет абсолютно нищих. Ден-я культура созд-т экстравагантность – это показанная, излишняя трата денег для акцентирования своего богатства и соц-го положения. Также денежная культура связана с цинизмом – раз все челов-е ценности продаются за деньги, то циник видит в этом единстве оправдание того, что все ценности не имеют зн-я. Постепенно ден-я культура все меньше зн-я придает вещам и людям, все больше – деньгам, сами вещи начинают цениться в зав-ти не от их собственных св-в, а от их ден-ой стоимости, а люди – по величине их богатства.

Итак, благодаря деньгам Ч освобождается от зав-ти от вещей, от личностей, от зав-ти собст-тей. Деньги выступают не только ср-вом свободы, но и равенства – все равны в испол-и денег. Но денежный мир постепенно захватывает в оборот и личностные ценности Ч, он сам становится объектом купли-продажи, опускаясь до уровня простого посредника денег.

Заключая свое иссл-е, Зиммель указал на возд-е ден-ой эк-ки на образ жизни в целом. Деньги рацион-т сущ-е Ч – интеллект все больше преобладает над эмоциями, мир, благодаря денежному счету, рассм-ся как арифметическая проблема, все объекты посредством денег стан-ся предметами единой природы, их харак-ки точны и объективны.

Деньги делают сущ-е Ч бесхарактерным, цель труда стан-ся безразличной; труд имеет смысл, только если он приносит доход. Все уравнены и обезличенны в исп-и денег. Кроме того, деньги отнимают у людей субъективную и эмоц-ую оценку вещей, мир стан-ся объективизированным, и этот объективный мир тоже теряет свой хар-р – вещи производятся для обезличенного покупателя, за ними не стоит конкретная личность производителя.

В деньгах выр-ся релятивность сущ-я – они должны быть отданы, в них уже заложено их будущее дв-е, они сущ-т как постоянное самоотчуждение.

Ден-я эк-ка изм-т хар-р совр-ой культуры. Возн-т глубокий разрыв между объект-ой и субъект-ой культурой – мир вещей, процессов и отн-й вокруг Ч стан-ся все более разнообразным, сложным, но одновременно Ч теряет спос-ть воспр-ть этот мир и понимать его, внеш-й мир культуры стан-ся отдельным, объективизированным для субъекта. С ростом ден-го хоз-ва, приводящего к разд-ю труда, разрыв между объек-ой и субъек-ой культурой возрастает.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.