Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечивающие подсистемы






Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭз


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 131


 


Таблица 3.2

 

 

 

Код функции Наименование функции Руководство администрации
глава администрации и т. д.
  I. Производст­венная сфера и т. д.    

Матрица распределения функций управления позволяет четко разграничить их между руководством и подразделениями адми­нистрации, определить технологическую последовательность операций управления и закрепить операции за конкретными ру­ководителями или специалистами.

3.1.8. Функции и объекты управления ОЭЗ

Структура администрации ОЭЗ как органа управления во многом будет зависеть от возлагаемых на нее функций и закреп­ляемых за ней объектов управления.

Анализ свидетельствует, что главными функциями ОЭЗ, на­пример, Калининградской области (с учетом зарубежного и оте­чественного опыта) являются:

1. Осуществление планомерного развития ОЭЗ на основе дол­госрочной федеральной государственной программы.

2. Координация деятельности по привлечению в ОЭЗ россий­ских и иностранных инвесторов для реализации зональных инве­стиционных проектов и развитие предпринимательства.

3. Аккумулирование финансовых средств из различных источ­ников для развития ОЭЗ.

4. Передача в пользование на условиях договоров аренды рос­сийским и иностранным предпринимателям имущества, находя­щего в собственности Калининградской области как субъек­та РФ, в том числе недвижимого имущества, в соответствии с за­конодательством РФ.

5. Определение совместно с Государственным таможенным
комитетом РФ порядка реализации товаров из ОЭЗ.

6. Установление и изменение по согласованию с Правительст­вом РФ льгот и ограничений режима ОЭЗ в качестве протекцио­нистских мер для местных товаропроизводителей.

7. Обеспечение и координация развития на территории облас^ ти локальных ОЭЗ различного вида на основе местного закоНО дательства областных льгот.


 

8. Установление по согласованию с Правительством РФ льгот для российских и иностранных банков в связи с их деятельно­стью по развитию ОЭЗ.

9. Обеспечение экономической безопасности региона и инте­ресов России в пределах деятельности и полномочий админист­рации ОЭЗ.

10. Осуществление хозяйственной и транспортно-промыш-
ленной деятельности, делегированной администрации ОЭЗ феде­
ральными органами и хозяйственными субъектами.

Следует отметить, что реализация последней функции пред­ставляет собой сложный вопрос, так как придание администра­тивному органу управления права хозяйственной деятельности — крайне редкое явление. Однако наличие эксклавной территории, хозяйство которой попадает в регион ОЭЗ, — задача, которая становится все более очевидной и актуальной.

3.1.9. Этапы создания и развития администрации ОЭЗ в Калининградской области. Схема управления

Создание и развитие администрации ОЭЗ в Калининградской области отличаются от уже существующих тенденций в мировой практике. Применяемый поэтапный подход позволяет решать возникшие проблемы управления и обеспечивает создание уже на первом этапе такого органа управления ОЭЗ, который спосо­бен эффективно осуществлять дальнейшее развитие зоны: разра­батывать и реализовывать программы ОЭЗ, создавать необходи­мые нормативные акты, привлекать в регион инвестиции, коор­динировать хозяйственную деятельность и т. п.

Опыт ОЭЗ в Калининградской области позволяет говорить о Двух этапах создания и развития ее администрации.

/ этап. Орган управления администрации ОЭЗ создается в со­ставе администрации Калининградской области, находится на бюджетном финансировании и подчиняется главе администра­ции области.

В последующем его следует преобразовать в постоянный ор­ган ОЭЗ, который должен формироваться в соответствии с возла­гаемыми на него функциями, а также существующими и вновь Разработанными правовыми актами и специальными норматив­ными положениями о СЭЗ. Глава администрации ОЭЗ утвержда­йся Правительством РФ на срок в 5 лет. Необходимо отметить, то генеральный директор ОЭЗ является одновременно первым аместителем главы администрации Калининградской области.

Продолжительность этапа — от одного года до полутора лет.



77 этап. На этом этапе администрация ОЭЗ наделяется права­ми хозяйственной деятельности. Они могут быть реализованы, в частности, через создание крупной региональной корпорации ре­гионального развития ОЭЗ. Ее учредителями должны быть адми­нистрация области, Правительство РФ, коммерческие банки, от­дельные регионы РФ и другие структуры.

На данном же этапе создаются региональные финансово-про­мышленные группы, которые должны перекрывать основные хо­зяйственные комплексы Калининградской области и ОЭЗ, в том числе такие региональные группы, как транспортно-финансовая, машиностроительная финансово-промышленная, рыбохозяйст-венная финансово-промышленная, сельскохозяйственная фи­нансово-промышленная, топливно-энергетическая финансовая, деревообрабатывающая финансово-промышленная и др.

Финансово-промышленные группы должны находиться в оп­ределенной соподчиненности региональной корпорации эконо­мического развития (РКЭР) и под некоторым контролем послед­ней через ее долевое участие в их уставном капитале и ценных бумагах. От этого будет зависеть степень управляемости и влия­ние на развитие ОЭЗ и экономику области в целом.

Как показывает международный опыт, в каждой СЭЗ сущест­вует особая схема структуры управления. Представленная ниже схема может рассматриваться как вариант структуры управления ОЭЗ в Калининградской области (рис. 3.3).

При разработке структур СЭЗ необходимо придерживаться следующих основных принципов:

1. Централизация. Заключается в разумной централизации
функций управления структур с передачей на нижнее звено
функций оперативного управления.

2. Гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки
в соответствии с изменениями, происходящими в системе.

3. Специализация. Обеспечивается закреплением за каждой
структурой (каждым подразделением) определенных функции
управления. При этом решение на высшем уровне не должно
приниматься более чем по пяти функциям.

4. Нормоуправляемость. Это выработанное практикой требова­
ние о соблюдении рационального числа подчиненных у каждого
руководителя:

• высшее звено управления — 4—8 человек;

• среднее звено (руководители департаментов, управлений, комитетов) — 8—12 человек;

• нижнее звено (руководители отделов и служб) — до 20 чело­век.


"• ~->ъипимичпиипь. /характеризует достижение минимально не­обходимых затрат на построение и содержание структуры управ­ления СЭЗ.

6. Единство прав и ответственности. Означает, что права и тветственность руководителя должны находиться в диалектиче-Ком единстве.


134 Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3 2. Концепция и содержание федеральной целевой программы СЭЗ 135


 


7. Разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечи­вает принятие решений по функциям, а функциональное руковод­ство обеспечивает подготовку и реализацию решений.

i ■




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.