Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа обучения по дисциплине 5 страница




И, наконец, совершенно новые, рисковые и трудные проблемы с объективацией государственного управления возникают в связи с процессами глобализации, которые в разных вариантах все более охватывают планету. Они — объективны, и в них необходимо вписываться, но вписываться на основе своих интересов, с их представлением, обеспечением и гарантией. В последнее десятилетие Россия развернула широкое международное взаимодействие, в котором пока получила мало пользы для собственного развития. Скорее наоборот, ее ресурсы были использованы для решения проблем Запада и в перспективе ее роль усматривается исключительно в дан ном аспекте. Не случайно и в Европе, и в США любые попытки укрепления российской государственности и ее экономической основы воспринимаются как покушение на демократию, свободу или иные западные ценности. Предстоит выработать механизмы, которые позволяли бы широко сотрудничать по всем направлениям международных отношений, но в то же время гарантировали бы наши национальные интересы и создавали условия для всестороннего развития Казахстана.


Взаимозависимости между всеми сферами общества, внутри сфер, между всеми общественными ячейками представляют собой основной фактор целостности общества, ведущий источник его развития и определяющую парадигму государственного управления. Об этом не стоит никогда забывать, даже если управление осуществляется в маленьком городе или поселке, ибо допускаемые здесь ошибки очень дорого обходятся обществу и конкретным людям. Возможно, что и предыдущие исторические рывки, начиная с Петра I, не приносили искомых результатов как раз по причине того, что они были узконаправленными, ограниченными, не вели к устойчивым и воспроизводимым изменениям во всех сферах общества.

Из сущности государства, выступающего структурой, которая олицетворяет единство, суверенность общества, вытекает следующий важный момент, раскрывающий объективацию государственного управления. Имеются в виду исторический смысл и значение объективации, при которой получаемые результаты и последствия не носят скоротечный, сиюминутный характер, а обладают устойчивостью во времени и пространстве, способностью к нарастающему воспроизводству и обеспечению (гарантированию) прогрессивного общественного развития. Дело в том, что по многим управленческим решениям и действиям может наступать неоднозначная, противоречивая объективация, напоминающая кривую с подъемами и спадами. Есть соблазн выдавать за результаты управления только участки подъемов, относя спады к объективным причинам, якобы не зависимым от управления. При таком выборочном подходе для государственного управления складывается благоприятная картина (достаточно послушать бодрые заявления различных руководителей), в то время как общественные процессы вызывают тревогу у людей, специалистов и не соответствуют запросам общества. Кстати, по этому проявлению объективации отчетливо просматривается отличие государственного управления от других видов управления. В последних успех в достижении локальных целей (прибыль, получение ресурсов, проделывание выгодной операции и т.д.) может считаться достаточным в объективации их решений и действий. Для государственного же управления подобного слишком мало; ему необходимо видеть, что будет в результате данных решений и действий минимум через пятьдесят лет, всегда иметь в виду историческую перспективу. Опыта здесь у нас предостаточно, когда успехи либо победы доставались такой ценой, что через некоторое время от них не оставалось ничего, разве что памятная дата да ностальгия по свершенному, без анализа его цены.

При объективации государственного управления большое значение имеет также соотношение между прямыми результатами управления и побочными, косвенными, которые вроде бы не прогнозировались, не предполагались, но объективно возникают. Прямые результаты связаны обычно с целями управления и свидетельствуют о том, насколько полно и разумно эти цели воплотились в общественной жизнедеятельности людей и что они принесли им. Побочные же результаты имеют более глубокий смысл и раскрывают саму обусловленность и обоснованность целей управления, их связанность с другими общественными явлениями. Выявление результатов управления требует серьезной работы. Здесь аналитиков подстерегают две крайности: можно, с одной стороны, все, что произошло или происходит в обществе, выдавать за осуществление Управления, хотя многое имеет чисто объективные источники, а с другой — игнорировать управление и считать происходящее в обществе только следствием действия объективных, возможно, и стихийных механизмов.

И еще один момент. Поскольку государственное управление осуществляется в пределах субъективного фактора и ради него (оно есть воздействие одних людей на других во имя их интересов), то при его объективации во внимание должны приниматься, главным образом, социальные результаты и последствия, не просто производственные, технологические и экономические показатели, а их преломление, в одном аспекте, через обеспечение потребностей общества и поддержание его целостности и динамики, а в другом


— через удовлетворение запросов людей, создания им условий для трудовой и благополучной жизни, сохранения здоровья и нравственной чистоты. Значит, объективация государственного управления имеет многоэлементное содержание, воплощается в огром­ном разнообразии предметов, явлений и процессов, актуальных для жизни общества и отдельных граждан. Тема б. Организационно-функциональная структура государственного управления. 1.»Дерево целей» и принципы госуправления 2. Система функций, форм, методов и средств.

I. Принцип (от лат. «первоначало», «основа») как понятие теория отражает

отношения, взаимосвязи между ее элементами. Это специфическое понятие, в котором


содержится не столько сама закономерность, отношения и взаимосвязь, сколько наши знания о них. Принцип — есть фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Прежде всего, проблема принципа государственного управления выделяет 3 взаимосвязанных аспекта:

1. онтологический

2. гносеологический

3. методологический

Принципы государственного управления должны основываться на объективных управленческих явлений и процессах, раскрывать их природу и управленческую роль. Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать требованиям:

■ отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно -
необходимые закономерности.

■ Характерность лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи
государственного управления.

■ Охватывать преимущественно такие закономерности, отношение и взаимосвязи,
которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, т.е.
имеют общий, а не частный характер.

■ Отражать специфику государственного управления, его отличие

К отличительным свойствам государственного управления относятся диалектичность и основанная на ней системность.

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношения или взаимосвязь общественно- политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

Рациональное и действенное применение принципов государственного управления предусматривает поэтому достижение определенного единства, согласованности, надежной связи между объективной закономерностью, отношением и взаимосвязью государственного управления, познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, главным образом, органов государственной власти и местного самоуправления. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содержания и возможностей принципов государственного управления.

Но оно осуществимо при соблюдении по крайней мере следующих предпосылок:

-во- первых, при постоянном и глубоком исследовании закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, их содержания, требований к субъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах;

-во- вторых, при существовании и непрерывном улучшении механизма применения принципов государственного управления, что предполагает единство теории и практики управления, отлаженность процесса совершенствования государственного управления;

-в- третьих, при наличии системы стимулов, гарантий и защитных средств, обеспечивающих практическую реализацию принципов государственного управления, что непосредственно связанно с их нормативным закреплением.

Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами.

Принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.


Систематизация принципа государственного управления:

1. Общие, к которым относят принципы системности, объективности,
саморегулирования, обратной связи, дополнительности, оптимальности, информационной
достаточности, эволюционизма, вероятности демократизма, гласности, состязательности
ведущего звена и стимулирования

2. Частные, среди которых выделены принципы, применяемые в различных
подсистемах или сферах общества и принципы общественных явлений, организаций
институтов.

3. организационно - технологические, в числе которых принципы в
единоначалье, сочетание ретонального и местного управления, конкретности, распределения
труда, принцип иерархии, одного начальника, диапазон управления.

III. Виды принципов:

1. объективизм

2. демократизм

3. правовая упорядочность

4. законность

5. разделение власти

6. публичность

Объективизм является исходным и обуславливает необходимость следования во всех управленческих процессах требования, объективность закономерностей. И реальных возможностей общественных сил.

Демократизм - утверждение этого принципа является результатом мгновенной борьбы народов за признание их носителями суверенитета единственным источником власти и соответственно за обеспечение прав и свободу каждого человека и гражданина

Правовая упорядоченность- этот принцип объективно обуславливает необходимость законодательного определения основных аспектов целей, функций,, структур, процесса, самих принципов государственного управления

Законность- без законности нет правового государства. Оно превращается в завлекательный лозунг политических и экономических элиты во время проведения избирательных компаний.

Разделение власти в государственном управлении- это процесс формировании и закрепления всеобщей воли в законах исполнения законов и непосредственное управление, контроля

За законами и разрешение конфликта при их применении

Публичность - воспроизводит демократическую, правовую государственность и обеспечивает связь государственного управления с обществом, гражданами (гласность и учет общественного мнения)

I. Дерево целей - это опосредующие конкретные цели, связанные с объектами экономической политики. Цели часто перекрывают друг друга, т.е. одна из целей может оказаться важной и подчинить себе другие. Цели перед обществом и государством обычно постулировали верховные правители, императоры, вожди, лидеры и их окружающие. Народ на государственном уровне никогда не выступал субъектом формирования цели государственного управления. Цели представляют собой продукт создания субъективные отражения объективного. Подобная двойственность - это объективное основание и идеальное выражение ведет к тому, что в каждой цели превалирует субъективное, ибо его легче создать в воображении.

Выдвижение цели перед государственным управлением выделяет следующие системообразующие моменты:

1. общественные источники

2. субъективная сторона целеполагания

3. иерархия цели


4. построение

Общественные источники возникновения и фиксирования цели государственного управления. Смысл и цели государства состоят, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

Субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею относительность и открытость сформулированных целей государственного управления.

Иерархия цели государственного управления, которая имеет большой социалистический смысл. Главным для общества и для государственного управления является создание, поддержание и улучшение условий для свободной, спокойной, творческой жизнедеятельности людей, наложившие рациональных отношений между личностью, обществом и государством. Отсюда и иерархия целей, построенная на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.

Построение самого дерева целей государственного управления центральными определяющими (стволом «дерева целей» государственного управления являются статистические цели), которые развертываются в оперативные, фиксирующие крупные блоки действий по достижению первых, а оперативные в тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Стратегические цели называются главными, а цели, позволяющие их достичь обеспечивающими.

Ресурсное обеспечение цели государственного управления заключается в природных, финансовых и трудовых ресурсах.

Для обеспечения цели государственного управления используются следующие ресурсы:

1. ресурс права, включающий в себя как соответствующее мировоззрение, традиции,
образ жизни и поведение людей, так и систему законов и механизмов их обеспечения.

2. демократия - определенная система самоорганизации, жизнь людей на основе их
прав и свобод.

3. организация она позволяет упорядочить, рационализировать и облегчить
выработку цели государственного управления.

4. знание иными словами инновационно - технические возможности общества.
II. Цели и функции государственного управления взаимообусловлены. Цели дают

ответ на вопрос «Что делать?», а функции на вопрос «Как делать?».

В рамках данной модели смешанной экономики государства выступает как:

1. равноправный субъект хозяйствования;

2. субъект управления;

3. распределитель и перераспределитесь ресурсов.

В зависимости от степени вмешательства его функции подразделяют на:

1. минимальные;

2. средней степени;

3. активные.

Функции государства в смешанной экономике:

1. с целью поддержки и облегчения функционирования рыночной системы

а) обеспечение правовой базы;

б) защита конкуренции;

2. с целью усиления и модификации рыночной системы:

а) перераспределение дохода и богатства (налоги, трансферты);

б) коллектирование распределения ресурсов с целью изменить структуру
национального богатства;

в) стабилизация экономики.

3. Обеспечение национальной экономической безопасности


Классификация функций государства:

1. основные (оборона страны)

2. не основные (предотвращение стихийных бедствий)

3. внутренние (экологическая функция)

4. внешние (участие в поддержании миропорядка)

5. постоянные, осуществляющие государством на всех этапах его развития
(правоохранительные)

6. временные, приходящие (создание ядерной промышленности)

7. общего характера, социально нейтральные, вытекающие их общих дел и
независящие от социальной природы типа того или иного государства.

8. экономическая, состоит в установлении государством условий и порядка
экономической деятельности в регулировании экономики.

9. социальная. Государство устанавливает минимум оплаты труда, в бюджетной
сфере определяет денежные оклады работников, принимает меры по организации
общественных работ, оказывает помощь матерям и детям, выплачивает пособия по
безработице, стипендии, помогает материально молодежным объединениям.

10. политическая функция связана, прежде всего, с регулированием политических
отношений, социальных и иных групп населения, политических партий и др. групп
объединений, установления определенных правил «политической игры».

11. идеологическая функция. Она поддерживает передовые идеологические
течения, основанные на признании общечеловеческих ценностях.

12. экологическая функция. Государство занимается природно-охранительной
деятельностью и восстановлением нарушенного равновесия.

 

Тема 7. Правовое регулирование государственного управления.

1. Сущность правового регулирования.

2. Формы правового регулирования государственного управления.

I В истории государственно-правовой мысли право понимается как нечто

предшествующее юридическому закону, принятому в установленной форме и по установленной процедуре.

Право связано с глубинными потребностями и интересами людей в упорядоченной собственной и частной жизнедеятельности с их всеобщей волей. Оно содержит или должно содержать в себе моменты прав и свобод личности гуманизма, социальной справедливости, исторической устойчивости и надежности общественных процессов. Право - это не воля господского класса, а определенный компонент сознания поведения, деятельности и отношений людей выражающие их сопричастность друг другу, солидарность, сотрудничество, принадлежность к единому сообществу. Право может быть закреплено в законе и тогда будет иметь юридическую силу воздействия или содержаться в правосознании, традициях и обычаях людей и таким образом осуществляется непосредственно.

Правовое регулирование представляет собой единство социального, нормативного и практического аспекта. Оно начинается тогда, когда в целях содержаний требований закона или иного правового нормативного акта назревает общественная потребность в упорядочении, взаимосвязи и взаимодействии людей, причем определенным образом и в определенном направлении. В правовом регулировании государственного управления соответственно особенностям его предмета действует метод правового регулирования. Последний давно уже определяется как совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в государственный аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы. Метод

 


правового регулирования характеризуют два момента: субъект (источник) правового регулирования, т.е. орган, уполномоченный на издание соответствующих правовых норм; смысл и содержание самих правовых норм.

Субъект (источник) правового регулирования государственного управления указывает на на возможности, характер и пределы деятельности определенных государственных органов по изданию правовых норм в области управления.

Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение в управленческих процессах (и отношениях), зависят от способов правового регулирования, в которых содержится свойство (суть) юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого взаимодействия.

Предметом правового регулирования государственного управления выступают государственно-правовые институты (элементы), сознание, поведение и деятельность людей, связанные с обеспечением формирования и реализации государственно-управляющих воздействий. Соответственно этому предмету из многообразия метода правового регулирования используются те его приемы, средства, способы, структуры и смыслы норм, которые придают правовому статусу государственных органов (а в них — государственных должностей) и процессам их функционирования определенность, целенаправленность и последовательность.

2.Правовые формы, используемые в целях определения правового состояния государственных органов (и, разумеется, органов местного самоуправления) и государственных должностей, а также их практической реализуемости имеют большое значение в придании им должной структурной организованности, рациональности функционирования и системности взаимодействия.

Тем самым к формам правового регулирования государственного управления предъявляется ряд требований, соблюдение которых способствует лучшей упорядоченности государственно-управленческих явлений, процессов и отношений. Имеется в виду прежде всего своевременность принятия (издания) соответствующих правовых норм и их актуальность по смыслу. Опыт показывает, что запаздывание в нормативном оформлении возникающих управленческих связей, приводящее к тому, что качественно новые явления приходится искусственно «втискивать» в устаревшие правовые рамки, создает впечатление, будто правовые нормы вообще мешают управлению, сдерживают творческую инициативу управляющих.

Формы правового регулирования государственного управления должны быть достаточно устойчивыми, стабильными. Нельзя же без конца менять статусные состояния государственных органов и должностей, не давая людям (обществу) даже возможности их освоить, понять, применить на практике и оценить. Необходимо уметь выбирать нормы, которые бы длительное время сохраняли свою способность отвечать запросам жизни.

Важнейшей формой правового регулирования государственного управления являются законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных общественных дел. Закон — это принятый в особом порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции). Закон характеризуется материальными признаками, раскрывающими его сточки зрения источника, содержания и значения, и специфическими правовыми, отражающими юридические свойства закона и особенно правотворческой процедуры. Правовое регулирование посредством законодательной формы пользуется в обществе долж­ным авторитетом, оно определяется особым психологическим отношением и обеспечивается всей сложной и мощной системой средств, находящихся в ведении государства.

Управление — специфическая сфера общественной жизнедеятельности. Социальная ценность управления определяется тем, что посредством управления и через него получают


необходимое осуществление ее экономические, социальные, духовные и политические потребности, интересы и цели. Значит, правовое регулирование управленческих отношений задевает интересы не только тех, кто занят в аппарате управления (непосредственно государственных служащих), но и более широкого круга людей, всех тех, кто соприкасается с управлением, с государственными органами, т.е. подавляющего

В смысли законностей различают понятие «легитимности», если законность измеряется с соответствием поступков или действий требованиям юридической нормы, то легитимность говорит о том насколько закон отражает и воспроизводит объективное начало общественной жизни людей. Сердцевину правового регулирования составляет нормативный аспект - это разработка и юридическое закрепление норм поведения людей и ведение определенных общественно - значимых дел. Традиционно в норме поведения установлены или санкционированы государственной властью различают 3 основных элемента:

1. гипотеза - часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства,
отношения жизни, в которых она действует.

2. диспозиция - часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила
поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникновение у субъекта поступка или
действия.

3. санкция - часть нормы, характерная меры, которые могут быть предприняты
государственной властью, в случае несоблюдения диспозиции, гипотезы соответствующей
нормы.

Таким образом, правовое регулирование - есть деятельность государства по изданию юридических норм поведения людей, обязательных в исполнении, которые обеспечиваются возможностями общественного мнения и государственного аппарата.

Правовое регулирование государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов и установление правил их функционирования. Его предназначением является упорядочение целеполагания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

Предметом правового регулирования государственного управления является:

1. отношения между государством и обществом, гражданами благодаря и посредством
которого формируется государственно-управленческое воздействие.

2. отношение внутри государства между его органами по поводу распределения
предметов, их сведения и государственной власти, необходимы для управления ими.

3. волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственные
управленческие процессы.

Способы правового регулирования

■ позитивные обязательства - возложение на лиц прямой обязанности совершать
определенные положительные действия

■ запрещение - возложение на лиц обязанные воздержаться от совершения действий
определенного рода.

■ дозволение - представление лицам права на свои собственные активные действия.
Каждый из этих способов применяется в правовом регулировании государственного

управления. Компетенция, которой наделяется тот или иной государственный орган выступает по отношению к нему обязывающий.

Классификация юридических норм относящиеся к государственному управлению:

1. регулятивные нормы. Эти нормы подразделяются на обязывающие,
запрещающие и управляющие.

2. охранительные нормы, которые направлены на регламентацию мер
юридической ответственности и порядка применения санкций (государств енн о -
принудительных мер).


3. специализированные нормы, имеющие свойства дополнения и развертывания регулятивных и охранительных норм. Среди них выделяют общие, фиксирующие в обобщенном виде признаки данной правовой категории.

II К формам правового регулирования государственного управления предъявляется ряд требований, соблюдение которых способствует лучшей упорядоченности государственных управленческих явлений процесса и отношений:

■ Своевременность, устойчивость, стабильность, полнота, внутренняя согласованность

Основополагающее значение в правовом регулировании государственного управления принадлежит конституции государства как нормативно - правовому акту высшей юридической силы в стране. Конституция являлась отражением определенной системы общественных отношений, задает обществу целевую и ценностную структуру, закладывает в него «генетический код», по которому оно должно воспроизводиться и развиваться.

 

ТЕМА 8. Система государственных органов РК

1.Понятие, единство системы и виды госорганов РК.

2.Исполнительная власть в системе государственного управления

I. Организационная структура государственного управления - это государственно -правовое явление обусловленное общественно - политической природой, социально -функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управленческих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В качестве системообразующего элемента организационной структурой государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляемых воздействий.

Характеристика государственного органа:

1. Функциональная, раскрывающая его в качестве
структуры, выполняющей определенные функции государства.

2. Социологическая, рассматривающая его коллектив
людей, выделенных обществом в порядке общественного разделения труда для выполнения,
возложенных на него государственных задач в соответствующей сфере государственной
деятельности

3. юридическая, указывающая на наделение определенной
структуры необходимой компетенцией, либо государственно-властными полномочиями.

4. организационная, делающая акцент на принадлежности
данной структуры и государственному аппарату на ее внутреннее построение, организацию
элементов и их взаимосвязь.

Государственный орган представляет собой единичную структуру власти формально созданную государством для осуществления, закрепленных за ней его целей и функций, где создаются и реализуются управленческие решения и действия.

Государственное предприятие осуществляет экономическую деятельность на безе государственной собственности.

Государственное учреждение связано с оказанием социальных и духовных услуг.

Государственная организация, выполняет организационные функции в различных сферах общественной жизни.

В государстве, где осуществляется конституционное разделение власти по горизонтали: на законодательную, исполнительную и судебную и по вертикали: на федеральную и самоуправленческую.

Основу «несущий стержень» организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти, в современности они представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного аппарата, сосредоточившую в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения.

Следующие моменты, касающиеся самоуправления:


1. местное самоуправление, есть явление демократии форам
народовластия и его необходимо развивать в системе демократии и с позицией обеспечения
принадлежности власти народу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.