Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический отбор




Компетентностный отбор.

Компетентность – это уровень профессионализма и квалификации, способность и готовность применять имеющиеся знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, добиться высоких результатов в работе. Компетенции это ясно и однозначно сформулированные поведенческие индикаторы, позволяющие анализировать и оценивать кандидатов на вакантную должность или рабочее место по наиболее значимым параметрам.

Основная задача психологического отбора вахтовиков состоит в том, чтобы из множества претендентов выбрать тех, кто сможет продуктивно адаптироваться к экстремальным условиям Крайнего Севера, непростым условиям проживания и трудовой деятельности без снижения работоспособности и ущерба для психического и физического здоровья; снизить вероятность поступления на работу претендентов с повышенным риском возникновения неадекватных реакций на специфические экзогенные воздействия.

При этом особую группу составляют профессиональные требования к индивидуальным психофизиологическим качествам вахтовых работников: силе, подвижности, уравновешенности процессов возбуждения и торможения нервной системы, нервно-психической устойчивости, характеристикам внимания, оперативной памяти и мышлению, скорости сенсомоторных реакций, лабильности, мобилизации резервных возможностей физиологических функций организма в ответ на экстремальные воздействия трудовых нагрузок.

Несомненна важность учета при проведении психологического отбора типологических особенностей, свойств темперамента и нервной системы, обладающих относительной устойчивостью своего проявления и во многом определяющих индивидуальный стиль деятельности.

Для того чтобы жить и эффективно работать в сложных условиях внешней среды, человек должен быть не только физически здоровым, но и обладать определенными психологическими качествами, которые могут быть сформулированы следующим образом: достаточно высокая степень устойчивости к конкретным факторам воздействия и условиям деятельности; критичность по отношению к себе и своим поступкам; терпимость к окружающим, умение «ладить» с людьми и работать в коллективе, переносить ограничения; быть способным к активной саморегуляции; обладать чувством юмора и эмоциональной устойчивостью к различным стрессовым ситуациям и факторам.

Общая успешность профессиональной деятельности в экстремальных условиях отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки (как с ее завышением, так и занижением) и с ее неустойчивостью. Неадекватность самооценки уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, снижает устойчивость к стрессу, напрямую связана с количеством аварий.

Наиболее значимым качеством, определяющим успешность профессиональной адаптации к работе вахтовым методом в условиях Крайнего Севера, является эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость, рассматриваемая как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциогенных факторов, во многом зависит и от особенностей самооценки (неадекватная самооценка продуцирует снижение эмоциональной устойчивости). Эмоциональная устойчивость тесно связана и с тревожностью – свойством, существенно обусловленным биологически. Лица с высоким уровнем тревожности характеризуются повышенной чувствительностью к эмоциональному стрессу, сниженным уровнем самооценки, что ведет к неадекватным эмоциональным реакциям на субэкстремальные и экстремальные раздражители внешней среды.

В формировании эмоциональной устойчивости личности работника ведущая роль принадлежит психической саморегуляции. Для эмоциональной устойчивости характерны низкие уровни нейротизма, невротизации и личностной тревожности, а усиливают ее повышенная экстравертированность и адекватная самооценка личности [93].

Для специалистов с преобладанием эмоциональной формы саморегуляции характерны высокие уровни ситуативной и личностной тревожности, нейротизма, высокая напряженность в деятельности и в общении. Специалисты с волевой саморегуляцией отличаются высокими показателями экстраверсии, нейротизма и личностной тревожности, а также зависимостью психических переживаний и деятельности от физиологических функций. Работники с произвольной саморегуляцией характеризуются сбалансированностью вегетативных реакций, низким уровнем тревожности, средними значениями экстраверсии и интроверсии.

Надежность человека как субъекта деятельности определяется и уровнем развития самоконтроля за своими действиями по управлению и регулированию трудового процесса, а также за результатами деятельности (самоконтроль выступает как одно из звеньев саморегуляции). Важно отметить, что функция самоконтроля подвержена целенаправленному развитию в процессе профессионализации личности.

В качестве универсального профессионально важного качества необходимо также отметить и ответственность. Ответственность влияет на процесс профессиональной деятельности через отношение профессионала к своим профессиональным обязанностям и к своим профессиональным качествам. Ответственность тесно связана с самоконтролем, добросовестностью, бдительностью и т.д.

Один из наиболее важных факторов профессиональной адаптации – это мотивация работника. Несоответствие структуры мотивации особенностям деятельности может способствовать снижению профессиональной адаптации при достаточной выраженности профессионально важных качеств. Подобные случаи нередки с молодыми специалистами. В целом необходимо отметить, что мотивационно-волевые детерминанты в усложненных и экстремальных условиях деятельности обеспечивают общую направленность и формирование адаптации.

Успешность адаптации и ее динамика определяются взаимодействием мотивов «Достижения успеха» или «избегания неудачи» и личностной диспозицией – ориентацией на действие или состояние. Мотивированные на успех более устойчивы к условиям режима непрерывной деятельности, предпочитают операторские задачи повышенной сложности и успешно выполняют задания, а испытуемые с преобладанием мотива избегания неудачи направляют свои усилия на экономию собственных сил и поэтому в процессе адаптации эффективно выполняют более легкие виды деятельности [118].

При проведении психологического отбора наиболее важным моментом является выявление не только качеств, способствующих успешности протекания профессиональной адаптации, но и тех качеств, которые несовместимы с успешной профессиональной адаптацией к работе вахтовым методом в условиях Крайнего Севера: устойчиво неадекватный уровень личностных притязаний; тревожность, сочетающаяся с психической напряженностью, внушаемостью, мнительностью, низкой помехоустойчивостью; эгоцентрическая направленность личностных интересов; впечатлительность, конфликтность, склонность к формированию невротических состояний; разбросанность и неустойчивость интересов и склонностей; замедленность и некритичность мышления; эмоциональная неустойчивость, сопровождающаяся нарастанием нервно-психической напряженности.

Недостаточная выраженность качеств, способствующих успешной социальной адаптации, может приводить к нарушению межличностных отношений, возникновению конфликтных форм взаимодействия, развитию астенических состояний и неблагоприятных психосоматических проявлений. Личностная ригидность, подозрительность, склонность к фиксации на неприятных переживаниях, социальная интровертированность существенно затрудняют позитивные коммуникативные связи и способствуют возникновению жесткой коалиционности, развитию психогенной и конфликто-напряженной формам взаимоотношений в коллективе.

Затруднениям социальной адаптации могут способствовать и акцентуации характера, представляющие собой крайний вариант нормы, при котором отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психологического воздействия при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Эти черты, как правило, характеризуются фрагментарностью и изолированностью.

Все это необходимо учитывать в процедуре психологического отбора, которая, как правило, включает анализ биографических данных, тестовые испытания, беседу с кандидатом и наблюдение за ним. В особых случаях могут дополнительно проводиться деловые и оргдеятельностные игры, а также индивидуальные кейсы., например, в ходе беседы психолога с испытуемым обсуждаются:

- Анкетные данные: характеристика трудовой деятельности (интерес к работе, темп, утомляемость, поощрения, частота смены мест работы), вид и форма труда, контакты с коллегами.

- Склонности и увлечения, в чем они выражаются и как проявляются (спорт, искусство и т.д.). Основные цели в жизни и система ценностей.

- Характерологические особенности. Поведение в опасных, стрессовых ситуациях, эмоциональные особенности, необходимые условия для продуктивной деятельности. Темп работы, который воспринимается как комфортный; какое настроение преобладает. Наличие резких конфликтов с другими людьми. Как переносит необходимость ожидания: нетерпеливо, спокойно, с сильным раздражением. Как переходит от одного занятия к другому – легко или с трудом. Есть ли специфические страхи («стартовая лихорадка», боязнь высоты, воды, огня). Критичность по отношению к себе (как оценивает свои склонности, достоинства, недостатки).

Особенности интеллектуально-мнестической сферы. Хорошо ли запоминает материал при зрительном предъявлении, слуховом, моторном (записывая). Что лучше запоминается и сохраняется в памяти: числа, имена, смысловые сообщения.

В результате психологического отбора делается вывод об отнесении испытуемого к одной из трех групп профессиональной пригодности.

· Первая группа профессиональной пригодности к работе вахтовым методом в условиях Крайнего Севера («Благоприятный прогноз успешности деятельности», «Рекомендуется»). Данное заключение выносится, если претендент по профессионально-значимым качествам в полной мере соответствует нормативным критериям конкретной деятельности, не выявлено признаков нарушений социальной адаптации, выраженных личностных изменений (психопатологические черты, низкий уровень нервно-психической устойчивости), показатели эксперимента и наблюдения свидетельствуют о хорошем адаптационном потенциале.

· Вторая группа профессиональной пригодности («Условно благоприятный прогноз успешности деятельности», «Рекомендуется при условии проведения коррекционных мероприятий» либо «Рекомендуется условно»). Данное заключение выноситсяв том случае, если по результатам психологического обследования выявлена средняя степень выраженности профессионально значимых качеств, либо у претендента при хорошей выраженности этих качеств выявлены признаки трудностей социальной адаптации, заострение характерологических черт, что может препятствовать успешной социальной адаптации. Претендентов, имеющих среднюю степень выраженности профессионально значимых качеств, можно условно разделить на две категории. Первая категория – работники, которые будут справляться со своими обязанностями, но в своей работе могут допускать ошибки, обусловленные некоторыми изменениями параметров, действующих на них факторов. Вторая категория – лица, нуждающиеся в дополнительном обучении, в более длительных сроках профессиональной адаптации.

· Третья группа профессиональной пригодности («Неблагоприятный прогноз успешности деятельности», «Не рекомендуется»). Данное заключение выносится претендентам, деятельность вахтовым методом в условиях Крайнего Севера которых будет затруднена и, безусловно, не будет соответствовать предъявляемым требованиям. Данные работники не обладают достаточной степенью выраженности профессионально значимых качеств, имеют трудности социальной адаптации, ограниченные резервные, компенсаторные и адаптационные возможности, заостренные характерологические особенности (психопатические черты).

Итоговое психологическое заключение включает:

§ вводную часть (биографические сведения, образование, дата проведения тестирования, должность, на замещение которой проходил психологическое обследование кандидат, город вахтования);

§ краткие результаты наблюдения во время психологического обследования;

§ оценку выраженности профессионально значимых качеств (интегральный показатель);

§ характеристику и оценку интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, стиля межличностного взаимодействия, характерологических особенностей с оценкой сильных и слабых качеств (способствующих и препятствующих успешности профессиональной адаптации);

§ прогноз успешности профессиональной адаптации с оценкой вероятности профессиональных ошибок и срывов, общую характеристику ситуаций, в которых вероятность профессиональных ошибок и срывов особенно велика, и характеристику наиболее вероятного поведения в таких ситуациях;

§ общий вывод о профессиональной пригодности кандидата;

§ общие рекомендации по дальнейшей деятельности, вытекающие из результатов проведенного психологического обследования;

Заключение по результатам психологического обследования может быт составлено и в произвольной форме, но необходимо освещение выраженности профессионально значимых качеств, характеристик интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер и стиля межличностного взаимодействия, отнесение результатов к одной из трех групп прогнозирования профессиональной успешности.

Итоговое заключение по данным психологического обследования имеет сугубо конфиденциальный характер. Обеспечивается ограничение возможности несанкционированного использования результатов психологического обследования.

Обследуемое лицо с полным содержанием заключения не знакомится. Информация, содержащаяся в заключении, может быть сообщена обследуемому в ходе специальной беседы с обязательным учетом его психического состояния, образовательного и культурного уровня, с соблюдением требований профессиональной этики.

Целью данной беседы должно быть сообщение обследуемому рекомендаций по профессиональной подготовке.

В целом можно констатировать, что все три вида отбора (медицинский, психологический и компетентностный взаимосвязаны, по многим элементам пересекаются, а в совокупности позволяют отобрать работника, наиболее адекватно соответствующего по своим деловым, личностным и медико-биологическим качествам условиям вахтового труда в условиях Крайнего Севера [66].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.