Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки персонала




 

Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации, возможно с помощью профессиональных консультантов.

Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту и выполняется следующими способами: оценка потенциала работника; оценка индивидуального вклада; аттестация кадров. При этом исходными данными для оценки являются: модели рабочих мест персонала; положение об аттестации кадров; методика рейтинговой оценки кадров; философия организации; правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание; личные дела сотрудников; приказы по кадрам; социологические анкеты; психологические тесты. Основными методами оценки персонала являются: источниковедческий; собеседование; анкетирование; наблюдение; тестирование; деловая игра и др., представленные в таблице 10.1.

 

Таблица 10.1

Методы оценки персонала

 

Название метода Краткое описание метода Результат
Исторический (биографический) Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика. Логические заклю чения о семье, образовании, карьере, чертах характера.
Интервьюирование (собеседование) Беседа с работником в режиме «вопрос – ответ» по заранее составленной схеме для получения дополнительных данных о человеке Вопросник с ответами
Анкетирование (самооценка) Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качества личности и их последующего анализа Анкета «Вакансия»
Социологический опрос Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности. Анкета социологи ческой оценки, диаграмма качеств.
Наблюдение Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня. Отчет о наблюдении
Тестирование Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей». Психологический портрет
Экспертные оценки Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника. Модель рабочего места
Критический инцидент Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину и т.д.) Отчет об инциден те и поведении человека
Деловая игра Проведение организационно – деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик» и др.) и оценка способностей работы в малой группе. Отчет об игре. Оценка игроков и их ролей.
Анализ конкретных ситуаций Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада. Доклад с альтерна тивами решения ситуации.
Ранжирование Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе). Ранжированный список работни ков (кандидатов)
Программированный контроль Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов. Карта программи рованного контро ля, оценка знаний и умений.
Экзамен (зачет, защита, бизнес – план Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией. Экзаменационный лист с оценками, бизнес – план.
Самоотчет (выступление) Письменный отчет или устное выступление руководителей или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств. Письменный отчет.
Комплексная оценка труда Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов. Таблица оценки труда.
Аттестация персонала Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирование, наблюдения, тестирования и др.) для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности, и последующего анализа ответов для определения потенциала человека. Анкета «Аттеста ция», протокол аттестационной комиссии, приказ директора.

 

В отечественном и зарубежном менеджменте большое распространение при оценке персонала получили следующие методы:

Балльные – основанные на оценке заслуг работника по отдельным заранее выбранным показателям, характеризующим общие результаты его деятельности в течение длительного периода работы, а также стаж работы, образование, квалификацию и др. Он предполагает оценку каждого аттестуемого качества, после чего подсчитывается общая сумма баллов или производится подсчет среднего балла. Каждый фактор оценивается в баллах согласно цифровой шкале, например: превосходно, отлично, хорошо, ниже ожидаемого, удовлетворительно или неудовлетворительно. Несмотря на ряд преимуществ (четкость и простота системы оценок и доступность метода в целом), метод балльных оценок имеет существенные недостатки, основным из которых является высокий уровень субъективности. Метод балльных экспертных оценок начал распространяться во второй половине 60-х годов.

Метод, основанный на системе коэффициентов, представляет собой оценку, опирающуюся на набор тех или иных качественных показателей (коэффициент профессиональной подготовки, коэффициент творческой активности и др.). К преимуществам данной технологии оценивания следует отнести высокий уровень достоверности и относительную простоту. Коэффициентные системы действуют для оценки работников по результатам их труда.

Используются также целевые методы – предполагающие оценку работы по степени достижения намеченных целей. Такая система оценок основана на разработке и учете выполнения индивидуальных целей работника, согласованных с руководителем, а также планов повышения квалификации и перемещения персонала, развития инициативы и личной заинтересованности работника в служебном росте и повышении результатов работы.

Сравнительные – предусматривающие оценку аттестуемого сотрудника руководителем подразделения на основе сравнения его результатов с работой других специалистов. При оценке сотрудников руководитель по результатам работы за аттестационный период устанавливает каждому из них ранг – место по принципу от первого до последнего (от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период), сравнивая работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. Одним из методов, используемых для уменьшения вероятности слишком высоких или слишком низких оценок, служит искусственное распределение (например, 10 % - должны получить отлично, 20 %- должны получить хорошо, и т. д.). Таким образом, все сотрудники отдела распределяются по группам в процентном соотношении.

Сравнительные методы являются очень простым способом аттестации сотрудников. Их легко применять, легко понимать, а их результаты могут быть с успехом использованы для принятия решений в области компенсации. Однако, эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д. Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Поэтому, применение методов сравнительных оценок относительно ограничено.

Данный анализ опубликованных методик оценки показывает, что у каждой из них есть определенные достоинства и недостатки, и, стало быть, область возможного применения. Осложняющим обстоятельством до сих пор является то, что методика оценки персонала, получившая массовое распространение в настоящее время, была разработана при плановой экономике. Она была вполне приемлема в прошлом, и позволяла при правильном использовании получать результаты требуемой точности и достоверности. В условиях же структурных преобразований, перехода от плановой экономики к экономике рыночной, требуется дальнейшее ее усовершенствование и адаптация к нынешним условиям.

Рассмотренные в литературе методы аттестации (при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель) являются традиционными для большинства современных компаний. Они довольно эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды. В то же время, этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции. Традиционные методы:

- Сфокусированы на отдельном работнике, оценивая его вне организационного контекста. Сотрудник подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую аттестационную оценку;

- Основываются исключительно на оценке труда руководителем. Фактически руководитель находится в положении «царя и Бога» по отношению к подчиненному, - он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется мнение контрагентов аттестуемого – коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков.

- Ориентированы в прошлое (на достигнутые результаты) и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.

В результате оценки персонала формируются следующие документы: результаты тестирования (экзаменов) профессиональных знаний и умений; социально-психологический портрет личности; медицинское заключение о работоспособности; оценка деловых и моральных качеств; анализ вредных привычек и увлечений; оценка уровня производственной квалификации; заключение аттестационной комиссии.

Методы оценки персонала классифицируются по различным признакам. Авторский коллектив под руководством А.Я. Кибанова методы оценки персонала выстраивает в зависимости от того, кто оценивает работника: непосредственный начальник, подчиненный оцениваемого, сторонние эксперты, сам оцениваемый (самооценка), комбинированная оценка, двухстороннее оценивание (оценщик - оцениваемый). В.А. Столярова предлагает условное деление этих методов на три группы. К первой группе относятся описательные методы, которые позволяют без количественного выражения характеристики работника, оценить его деятельность, так называемые "качественные методы" (биографический метод, произвольные письменные и устные характеристики, метод дискуссий, метод эталона и т. д.). К другой группе относят количественные методы (метод классификации по порядку или метод рангового порядка, метод заданных балльных оценок и др.). Объединением преимущественных качественных и количественных методов оценки, создаются комбинированные методы, например, метод суммарных оценок.

С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко предлагают классифицировать все методы (технологии) оценки деятельности по следующим признакам:

1. согласно целям: прогностические; практические;

2. согласно результатам: описательные (качественные); количественные; комбинированные;

3. согласно объектам: методы оценки деятельности руководителей; методы оценки исполнительского персонала.

Классификация, предложенная данными авторами, является наиболее полной и логичной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.