Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании




Одними из главных понятий в теории и практике стратегического управления является конкуренция и конкурентоспособность.

Наглядно конкуренция выглядит как соревнование производителей одинаковых товаров на рынке за потребителей, при этом, чем больше потребителей, тем больше прибыль.

Именно конкуренция определяет роль регулирования в экономике. Она передает информацию о потребностях потребителя по средствам спроса и предложения до компаний-производителей, а те в свою очередь стараются удовлетворить эти потребности. Таким образом, конкуренция определяет для компании либо увеличение производства, либо снижение цен продукции до уровня затрат на производство. Помимо этого, именно конкуренция толкает предприятия использовать новейшую технику, адаптироваться на новые достижения науки и усовершенствовать условия труда. Любая компания старается задействовать как можно более эффективно свои ресурсы для производства такого оптимального объема продукции, который бы соответствовал ее собственной наибольшей выгоде.

При конкуренции важно учитывать структуру рынка. Если много мелких конкурентов-компаний, то барьеры входа на рынок низки и все участники обладают в равной степени необходимой информацией, то это совершенная конкуренция. Если же имеется небольшое количество конкурентов на рынке, то это олигополистическая конкуренция. Эти два вида конкуренции сильно отличаются друг от друга. Если в условиях совершенной конкуренции все определяется уровнем качества и эффективности выпуска продукции, то в условиях олигополии основными инструментами конкуренции становятся сговор, выстраивание барьеров входа, ограничение доступа к информации и прочее. Большинство практических ситуаций можно отнести либо к первому, либо ко второму типу. В последнее время во всем мире, в том числе и в России, все чаще встречаются случаи олигополистической конкуренции. Именно этот вид конкуренции становится доминирующим в отечественной и зарубежной хозяйственной практике. По методике оценки конкурентоспособности можно выделить следующее: - уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных услуг на конкретных рынках;

- отдельно проводить анализ эффективности деятельности компании исходя из конкурентоспособности и эффективности каждой услуги на каждом рынке;

- отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации.

Также есть методика оценки конкурентоспособности организации “4Р”. в отличие от ранее рассмотренной, позволяет дать количественную оценку, как по отдельным факторам, так и по всем факторам в целом. Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта. 4Р образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке.

Недостатком данного метода является то, что оцениваются факторы конкурентоспособности экспертами, такая оценка может носить субъективный характер. Примерно такими же недостатками обладает и метод оценки конкурентоспособности путем составления функциональных карт. Сущность данного метода основана в сочетании метода “4Р” с сегментацией рынка. Оценка также ведется экспертами по отдельным факторам конкурентоспособности с учетом их значимости для потребителей на основных сегментах рынка. Достоинства метода в том, что он позволяет, во-первых, уточнить какой из сегментов рынка можно выбрать в качестве целевого; во-вторых, определить приоритеты при разработке плана по повышению конкурентоспособности организации; в-третьих, позволяет определить, что необходимо улучшить в параметрах товара, чтобы лучше конкурентов приспособить его к требованиям потребителей данного сегмента рынка.

Ж. Ж. Ламбен считает, что одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности фирмы является реакция конкурентов. Автор предлагает вести анализ по трем факторам: цена, реклама, качество (точнее - снижение цены, усиление рекламного давления и повышение качества). На основе этих факторов он предлагает строить матрицу эластичности конкурентной реакции. На основе данной матрицы сравниваются конкурирующие марки или фирмы. Сама матрица конкурентных реакций является удобным инструментом предвидения поведения конкурентов. Достоинством данного метода является наглядность конкурентного преимущества и конкурентоспособности фирмы по отношению к конкурентам, но при этом можно отметить ряд недостатков. Так к одному из основных недостатков можно отнести то, что при рассмотрении конкурентоспособности фирмы учитывается малое количество факторов влияющих на конкурентоспособность.

Сочетание разных преимуществ и недостатков фирм приходит к тому, что появляются различные методы оценки их конкурентоспособности. Вот следующие:

- по сравнительным преимуществам;

- по теории равновесия фирмы и отрасли (по факторам производства);

- по рыночным позициям фирмы;

- структурный;

- функциональный;

- по методу «профилей» и качеству продукции;

- матричный.

Используя методику сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности фирмы в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только конкретной фирмы, но и всей отрасли.

Следующим направлением исследования конкурентоспособности является теория равновесия фирмы и отрасли А.Маршала и теория факторов производства. Рассмотрим эти теории в аспекте страховых компаний. Под равновесием понимается такое состояние, когда у страховщика не существует стимулов для перехода в другое состояние, то есть для изменения объема предоставляемых услуг (изменения своей доли рынка).

В условиях равновесия компании каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом компании отрасли не получают сверхприбылей, и как следствие сторонние страховщики не имеют стимулов для вступления в отрасль.

Данная методика, хотя и имеет возможность применения для оценки конкурентоспособности фирм и отраслей, при этом обладает существенными недостатками, основным из которых является то, что она не дает интегрального показателя конкурентоспособности организации.

По рыночным позициям фирмы и в рамках теории эффективной конкуренции можно выделить два основных подхода к определению критерия конкурентоспособности: структурный и функциональный.

При использовании структурного подхода, оценка положения может быть сделана исходя из уровня монополизации отрасли и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний.

Возможности завоевания фирмой рынка зависят не только от внутренних факторов, но и от внешних условий, а также обстоятельств складывающихся на рынке. Принято выделять следующие факторы, оказывающие воздействие на интенсивность конкуренции, тем самым оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности фирм:

- потенциал рынка (возможная емкость);

- легкость доступа;

- вид товара;

-входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);

- однородность рынка;

- структура отрасли или конкурентные позиции фирм;

- степень вовлечения фирм в данную отрасль;

- возможность технологических нововведений;

- экономия на масштабе;

- диверсификация фирм.

Последний метод учитывает большее количество факторов влияющих на конкурентоспособность фирмы, что в свою очередь делает данный метод более привлекательным, но при этом к недостаткам можно отнести то, что не все факторы имеют возможность количественной оценки.

Функциональный подход, в отличие от структурного метода оценки конкурентоспособности компании, не имеет данных недостатков. Основная роль при оценке конкурентоспособности компании уделяется экономическим показателям деятельности таким как: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д. Для страховых компаний это соотношение цены полиса и набор в нем рисков, объемы оказания услуг, норма прибыли и т.д. Данный метод позволяет в определенных пределах строить заключения относительно всей отрасли, а не только в отношении отдельно взятой компании.

Следующим способом оценки конкурентоспособности компании является метод оценки конкурентоспособности производителя по качеству продукции услуги, который осуществляется по «методу профилей». При использовании данного метода выявляются различные критерии удовлетворения запросов клиентов применительно к какой-либо услуге, устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заметить и оценить клиент, проводится сравнение технико-экономических показателей продукта с другими конкурирующими продуктами.

При использовании данной методики возможно использование косвенных обобщенных показателей. Количество факторов влияющих на конкурентоспособность предприятия и подлежащих применению при использовании данной методики является неограниченным. В этом заключается одно из основных достоинств данной методики оценки конкурентоспособности. Данная методика позволяет оценить конкурентоспособность услуги, компании, отрасли, экономики страны.

«Метод профилей» является наиболее универсальным средством для определения конкурентоспособности.

Матричная методика оценки конкурентоспособности была предложена «Бостонской консалтинговой группой», применима для оценки конкурентоспособности услуг, «стратегических единиц бизнеса» - сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей.

Методика заключается в построении матрицы с использованием двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали - относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе. Все стратегические единицы бизнеса могут быть расположены на этой матрице в зависимости от своих характеристик и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными являются компании, занимающие значительную долю на быстрорастущем рынке (т.е. «Звезды»).

Методологические основы конкурентоспособности как категории заложили такие основоположники экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Например, по мнению А. Смита, конкурентоспособность – это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене. По мере развития экономической науки, в трактовку данного понятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения.

В современном мире конкурентоспособность стала одним из ключевых понятий, определяющих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, однако современная мировая экономическая наука до сих пор не дала как единой общепринятой трактовки содержания категории "конкурентоспособность", так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

В российскую экономику понятие "конкурентоспособность" пришло вместе с развитием рыночных отношений, заменив понятие "социалистическое соревнование", использующееся в плановой экономике для описания процесса конкурентной борьбы. А в настоящее время понятие "конкурентоспособность" чаще всего используется в системе маркетинга, как области деятельности, направленной на достижение конкурентных преимуществ.

Анализируя свои сильные и слабые стороны, фирма оценивает свои возможности в конкурентной среде, а затем и разрабатывает необходимые мероприятия и ищет средства, для повышения своей конкурентоспособности и прибыльности своего дела. Чтобы понять, что воздействует на отношение покупателей к предприятию, и вследствие чего изменяется его доля в продажах на конкретно взятом рынке, существует ряд факторов. По мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе существует система факторов, при соблюдении которых можно достичь желаемого уровня конкурентоспособности. Эта система состоит из 8 элементов:

1. Предпродажная подготовка, которая способна оценить будущий спрос на товары фирмы, и убедить покупателя в необходимости своей продукции, которая полностью удовлетворит его потребности

2. Концепция товаров и услуг, предоставляемые фирмой.

3. Качество, которое выражается в соответствии с установленными нормами, и выявляемое путем тестов, опросов и исследований.

4. Цена товаров.

5. Собственные или заемные финансы фирмы.

6. Торговля, и применяемые коммерческие методы и средства для сбыта продукции.

7. Внешняя торговля фирмы (отношения с прессой, властями, оценка общественного мнения)

8. Послепродажное обслуживание, что немаловажно для покупателя.

Существуют и другие факторы, но эти наиболее значительны для оценки среди покупателей и клиентов фирмы. На базе этих факторов можно создать систему мероприятий, способные обеспечить фирме успех среди конкурентов. Сюда можно отнести и смену качества выпускаемой продукции, с учетом требований покупателя, и определение преимуществ товара, путем сравнения его с аналогами, и использование ценовых факторов, и проведение масштабных рекламных проектов, для привлечения все большего количества заинтересованных покупателей, и многие другие.

Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции позволяет предприятию определить его преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Предприятие должно знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижения такого ее уровня, который помог бы ему выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы. В настоящее время проблема конкурентоспособности как никогда актуальна для национальной экономики и для ее хозяйствующих первичных образований - предприятий. В первую очередь это диктуется требованиями экономической безопасности самих предприятий и страны в целом, для поддержания которой на должном уровне необходима их высокая конкурентоспособность.

Представляется очевидным тот факт, что хозяйственный комплекс России функционирует в сложной экономической ситуации. Ухудшение технического и технологического состояний производства, кризис платежей, пассивная инвестиционная и инновационная деятельность, утрата традиционных рынков сбыта, медленная структурная перестройка - все это приводит к простаиванию большого количества предприятий. В связи с этим, экономика страны характеризуется низким потребительским спросом, высоким уровнем убыточности предприятий (перешедшим за 40%) и в конечном итоге, низкой конкурентоспособностью системы страны в целом и предприятий в частности. Поэтому экономическая наука развивает и внедряет все новые и новые подходы по управлению конкурентоспособностью компаний, что помогает нам вести борьбу за рынок не только в России, но и за рубежом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.