КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повышение производительности
ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ Программы нормирования труда, как правило, показывают, что персонал, не охваченный системой материального стимулирования, работает на уровне примерно от 50 до 60 процентов нормы, на которую можно с полным основанием рассчитывать от среднего работника. Замечено, что проверка продуктивности работы для таких видов деятельности, как производство и распространение, каждый раз выявляет возможности увеличить объем производства на 25-40 процентов при практически тех же производственных и трудовых ресурсах. Аналогично программы нормирования канцелярской работы почти во всех случаях могут высвободить свыше 15 процентов персонала, что абсолютно не отразится ни на области обслуживания, ни на качестве. Возможности повышения производительности громадны, как и выигрыш; об этом свидетельствует анализ, приведенный в таблице 24.1. Таблица 24.1 Возможности повышения производительности
Выигрыш от повышения производительности велик, но как его можно получить? Во-первых, необходимо преодолеть апатию. Как менеджеров, так и работников нужно каким-то образом убедить, что у них есть общий интерес в повышении выработки на одного работающего. Это дело сложное. Оно требует больших руководящих способностей от высшей администрации, а это означает положительные программы мотивации и привлечение всех заинтересованных лиц к воспитанию в себе приверженности курсу совершенствования. Схемы участия в прибылях, которые делят доходы, полученные от повышения производительности, являются ценным средством пробуждения преданности.
Следует вести постоянную кампанию по повышению производительности, а средством ее проведения должна быть программа повышения производительности, основанная на проверке производительности. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ Программа повышения производительности должна стремиться к тому, чтобы добиться значительных улучшений в соотношении между выпуском и затратами, или, другими словами, улучшения соотношения: Достигнутые результаты: Потребленные ресурсы КАКОВЫ ФАКТОРЫ УСПЕХА? Успех кампании по повышению производительности зависит от: • хорошо спланированной программы, основанной на проверке • готовности руководства и супервайзеров безоговорочно вы • привлечения сотрудников к работе над программой таким • осознания, что экономические выгоды, полученные от реализа Эти условия выдвигают большие требования, которые не так легко выполнить. Может не получиться. Менеджеры, супервайзеры и другие сотрудники могут с недоверием отнестись к программе. Они могут усмотреть в ней либо средство, которое позволит выставить напоказ их несоответствие должности, инструмент для проведения неприемлемых изменений, либо угрозу своим средствам к существованию. Обе эти реакции являются эмоциональными, а когда в дело вступают эмоции, здравый смысл
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА • 165 улетучивается. Поэтому общение, образование, приобщение и убеждение являются важными аспектами программы. Даже если вы обладаете большим даром убеждения и вам удастся достаточно активно подключить сотрудников к участию в программе, чтобы они смогли перебороть в себе естественное сопротивление изменениям, следует опасаться ряда ошибок в реализации программы повышения производительности. Среди таких ошибок можно назвать: • выдачу рекомендаций, основанных на неточной информации; • выдачу рекомендаций по поводу нового оборудования, мето • выдачу рекомендаций без должной оценки влияния изменений • предложение преобразований без достаточно продуманного Это распространенные ошибки, которых, однако, можно избежать. Лица, ответственные за программы повышения производительности, будут гораздо меньше расположены вводить их в действие, если их заранее поставят в известность об опасностях, которые за ними стоят. Поэтому важно абсолютно точно знать, кто будет руководить программой и как ее следует выполнять. КТО РУКОВОДИТ ПРОГРАММОЙ? Руководить программой повышения производительности должна высшая администрация. Эти начальники должны установить цели, определить круг полномочий, назначить должностное лицо, ответственное за программу, предоставить ему необходимые ресурсы и отслеживать полученные результаты. Ответственность за программу должен нести старший менеджер, подотчетный непосредственно президенту/директору компании. Ни в коем случае не возлагайте эту ответственность на комитет, который потратит все время на разговоры, а дело не сдвинется с мертвой точки. Что касается привлечения консультантов из сторонних организаций, этот вопрос следует продумать. Как правило, их используют лишь как "дополнительную пару рук", таким образом, они являются носителями профессиональных знаний и представляют те ресурсы, которые не обязательно должны быть в организации. Но их нужно контролировать. Их берут, чтобы они работали под руководством специалиста по производительности труда, а не вели собственную линию.
Консультантов часто используют для выполнения грязной работы -чтобы выдвинуть неприятные рекомендации, которые никто другой не хочет делать. А жаль. Если вы верите в производительность, вам необходимо понимать, что процесс ее достижения не всегда будет приятным. 166 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ Вы должны быть готовы лично выполнить оправданное действие, а не перекладывать его на плечи других. После того как вы примете решение, кто будет руководить программой, убедитесь, что он знает, каких результатов вы от него ждете, и придерживается методичного подхода. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ Осуществить повышение производительности будет гораздо проще, если все, кого это коснется, будут понимать и признавать цели вашей программы. Четкое руководство сверху и систематический подход к проведению исследований также имеют большое значение. Но вам не удастся достичь желаемых результатов, если вы не сможете привлечь свои кадры к участию в программу. Если вы сможете привлечь сотрудников, они с гораздо большей вероятностью будут увязывать свою работу с результатом. Это уменьшит их естественное сопротивление переменам и послужит гарантией их сотрудничества. Программа станет их программой, а не чем-то, навязанным им сверху. Другими словами, они будут "владельцами" этой программы. СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ Затраты всегда требуют контроля. Начинать следует с предположения, что затраты непомерно велики и их можно сократить. Такое допущение основано на знании, что некоторые компании не только выжили, но и преуспевали после проведения радикальных мер по снижению затрат. После удаления жира, который есть всегда, ваша организация станет стройнее и крепче. Для снижения затрат необходимо провести следующие основные действия: 1. Решите, на каком участке и какие затраты сокращать. 2. Спланируйте сокращение. 3. Проведите снижение затрат.
КАКИЕ ЗАТРАТЫ СОКРАЩАТЬ Сосредоточьте свое внимание на снижении затрат в следующих шести областях: 1. Затраты на рабочую силу - в компаниях с трудоемкими 2. Производственные затраты - это фактические затраты, по ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА • 167 затрат, но также - и это самое главное - способа проектирования продукта. 3. Затраты на реализацию - эти затраты в значительной сте 4. Затраты на освоение - это затраты на разработку новых 5. Стоимость материалов и товарно-материальных запасов - 6. Операционные затраты - все прочие затраты, понесенные в НЕНУЖНЫЕ ТРАТЫ Любой анализ затрат должен стремиться к определению неэкономных методов и процедур. Участки, на которых они могут появиться, необходимо установить до проведения мероприятий по снижению затрат. Это позволит обратить внимание на потенциально проблемные места. Сосредоточьте свое внимание как на принятых в компании методах или процедурах, которые ведут к ненужным или бесцельным расходам, так и на тех участках, где персонал может даром терять время или совершать ненужные расходы. Компания может быть неэкономной в одном или сразу всех отношениях: излишне усложненные процедуры; чрезмерная проверка и подтверждение работы; чересчур многочисленные и/или непомерно раздутые комитеты; слишком много уровней управления; наличие узких мест и неэффективных трудовых процессов или процедур осуществления закупок; • задержки в принятии решения из-за того, что полномочия не • слишком жесткое следование правилам и положениям. 168 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ Расходы создают и такие действия, как неэкономное использование производственных мощностей и оборудования компании (такого, как фотокопировальная техника, телефоны и канцелярские принадлежности) и даже чрезмерно длительное пользование Интернетом или рассылка ненужных сообщений по электронной почте. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ Во-первых, необходимо заложить эффективность затрат в планы, возможно, за счет построения их на основе концепции модернизации процессов бизнеса, как описано ниже в настоящей главе. В производственном секторе методику функционально-стоимостного анализа, описанную ниже, можно использовать для устранения излишних составляющих стоимости и оптимизации соотношения ценность - затраты, что означает создание продукта, способного выполнять необходимые функции, обладающего важнейшими качествами, с минимальными затратами. Затем необходимо ввести или усовершенствовать процедуры, которые определяют, какие затраты вы можете нести, а на более позднем этапе контролировать расходы, чтобы они соответствовали бюджету. Составление сметы с нуля, при котором нужно оправдывать каждую статью бюджета с самого начала, является полезным приемом для того, чтобы покрутить каждую статью расходов под разными углами и убедиться, что она оправдана. ПЛАНЫ Планы должны основываться на анализе экономической эффективности, цель которого - добиться самого оптимального соотношения между расходами и выходом, то есть свести к минимуму затраты и максимально увеличить прибыль. Особо следует подчеркнуть, что надо стоять на позициях реализма. Хорошо, когда человек дальновиден и деятелен. Но если вы - человек такого склада, вы всегда рискуете видеть будущее в розовом свете, переоценивать прибыль и недооценивать затраты. На этапе планирования вы должны реально смотреть на затраты. Не оперируйте средними значениями и предполагаемыми нормами накладных расходов. Пользуйтесь только фактическими. Установите, сколько вы собираетесь реально израсходовать и прибавьте не менее 10 процентов на непредвиденные обстоятельства. Кроме того, учтите инфляцию. С тех же реальных позиций следует рассматривать и возможные прибыли. Проведите "анализ восприятий" для того, чтобы определить заключения оптимистичного, реалистичного и пессимистичного прогнозов результатов работы о прибылях и затратах. РАЗРАБОТКА Позаботьтесь о том, чтобы на каждом этапе разработки продуктов, систем или услуг производилась оценка стоимости того, что вы собираетесь выполнить. С этой целью используйте метод функционально-стоимостного анализа. При ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА • 169 данном анализе берется каждая составляющая продукта, услуги или системы и рассматривается самым тщательным образом с целью определения, нет ли какого-либо способа снизить ее стоимость без ухудшения качества. Необходимо исходить из предположения, что все, что вы используете или производите, можно купить, изготовить или эксплуатировать с меньшими затратами. Функционально-стоимостный анализ в производственной сфере часто проводится комитетом, использующим метод мозгового штурма для рассмотрения альтернативных, менее дорогих способов выполнения функций, для которых изготавливается изделие. Эти функции включают эксплуатацию, в которую вводится изделие, и поэтому необходимо принять во внимание не только производственные затраты, но и стоимость маркетинга и ценообразования. Но с учетом определения эксплуатации главная цель функционально-стоимостного анализа должна заключаться в том, чтобы снизить стоимость материалов, обработки и труда. Проверьте себя по контрольным моментам: 1. Повышает ли эксплуатация его ценность? 2. Пропорциональна ли его стоимость его полезности? 3. Необходимы ли ему все его свойства? 4. Имеется ли более удачная альтернатива, подходящая для ис 5. Можно ли изготовить годное к употреблению изделие более 6. Можно ли использовать взамен стандартное и более дешевое 7. Может ли другой надежный поставщик преложить ее по более 8. Можно ли использовать альтернативные и более дешевые ма 9. Можно ли изготовить его с применением менее квалифицирован 10. Можно ли изготовить его так, чтобы в процессе производства 11. Можно ли упростить его конструкцию, чтобы за счет этого 12. Можно ли изменить установленные допуски для упрощения Хотя функционально-стоимостный анализ был создан вначале как способ проектирования, данный метод в равной степени подходит и для разработки любой системы или услуги, при которой можно оценить стоимость составных частей. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ На практике реализация снижения стоимости представляет собой плановую кампанию по снижению затрат на определенную величину. Для ее реализации требуются три действия: 170 КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ 1. Постановка задач либо на немедленное снижение в кризисных 2. Определение статей снижения, которыми, вероятно, могут быть 3. Определение способа снижения - распределение обязаннос МОДЕРНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА Даже если дела в бизнесе идут хорошо, многое говорит в пользу проведения всестороннего анализа и проверки ключевых бизнес-процессов для обеспечения того, что они смогут поддерживать рост и создание добавленной стоимости. Способом проведения такой проверки является модернизация бизнес-процессов. Модернизация бизнес-процессов (Business Process Re-engineering - BPR) по сути своей касается процессов бизнеса, которые можно определить как: "Совокупность видов деятельности, которая использует один или I несколько типов входных параметров и создает результат, представляющий ценность для клиентов". ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА • 171
Такой порядок "выполнения заказа" представляет собой процесс, который начинается с заказа как входного параметра и заканчивается поставкой заказанных товаров. Такая поставка является ценностью, которую создает процесс. Это гораздо шире, чем просто деятельность по продаже или распространению. Модернизация бизнес-процесса не рассматривает взаимосвязанные функции как отдельные сущности. Напротив, она исследует процесс, который вмещает в себе и увязывает эти функции между собой - от самого начала до полного завершения. СПОСОБЫ МОДЕРНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Главное орудие модернизации бизнес-процессов - чистый лист бумаги. Специалисты по модернизации начинают от будущего и ведут проработку в обратном направлении, к настоящему. Они не скованы существующими методами, людьми или структурными единицами. По сути дела, они работают над вопросом: "Если бы мы были новой компанией, как бы мы вели дело?" Затем они принимают меры, которые, как правило, бывают радикальными, чтобы довести компанию до соответствия своему видению. Традиционное построение процесса делится на части. Тенденция такова, что работа должна быть организована в виде последовательности задач, имеющих узкое определение. Затем люди, которые выполняют эти задачи, группируются в подразделения, и официально назначаются менеджеры, чтобы осуществлять руководство ими. Системы управления передают информацию по иерархии вверх к тем нескольким лицам, которые предположительно знают, что с ней делать. Модернизация придерживается гораздо более широких и радикальных взглядов. Она рассматривает базовые процессы бизнеса с точки зрения взаимосвязи различных функций. Ее цель - добиться интеграции. Она отмежевывается от традиционной мудрости и уходит от ограничений, навязанных организационными рамками. Она использует информационные технологии не для того, чтоб автоматизировать действующие процессы, а чтобы помочь появлению новых. Экспертные системы, например, используются для того, чтобы предоставить людям возможность применить накопленные и систематизированные знания для принятия решений на месте и не обращаться при этом к должностным лицам с более высокими полномочиями или не вызывать специалистов. Специалисты по модернизации ставят два основополагающих вопроса: "Зачем?" и "Что если?". В этом отношении они идут по следам хороших инженеров по научной организации труда, которые методом критических исследований ставят под вопрос предположения, даже подвергают сомнению само наличие деятельности, и лишь после получения положительного ответа они приступают к исследованию лучших (то есть более быстрых, менее дорогих, более эффективных) способов ее организации. Они ставят вопросы критических исследований: • Что делается? Зачем необходимо это делать? • Как это делается? Зачем необходимо делать это таким способом? • Где это делается? Зачем это необходимо делать там? 172 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ • Когда делается? Зачем необходимо делать это тогда? • Кто этим занимается? Почему именно он? Различие между этим традиционным и зачастую весьма эффективным подходом и модернизацией бизнес-процессов состоит в том, что последняя выполняет даже более фундаментальное исследование бизнес-процессов в рамках всей организации. Такой анализ инициирует высшее руководство, рассматривая его как средство проведения радикальных изменений, влияющих на весь бизнес или его важнейшую часть. Исследования методов организации труда, как правило, были более отрывочными и не были интегрированы в стратегию бизнеса, направленную на комплексные преобразования и совершенствование. Другое существенное отличие заключается в том, что модернизация бизнес-процессов гораздо больше внимания уделяет исследованию возможностей информационных технологий. Тем не менее вновь необходимо подчеркнуть, что проектирование систем в BPR проникает сквозь рамки отдельных функций и, в отличие от традиционного подхода к системному анализу, направлено на выработку новых, полностью интегрированных решений. Моменты, которые следует принимать во внимание при проведении BPR, описаны ниже.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |