Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нематериальные активы организации




Концепция управления талантами

Влияние новых технологий на организацию

Способы получения новых знаний

Функция управления знаниями

Значение знаний для развития организаций

Нематериальные активы организации

До настоящего времени деятельность компаний все еще оце­нивается исключительно на основе количественных показателей, связанных с изменением материальных активов. Однако в усло­виях, когда методы производства должны непрерывно совершен­ствоваться, а конкуренция (из-за невозможности удерживать тех­нологическое превосходство длительное время) становится все бо­лее ожесточенной, эти критерии оказываются совершенно неадекватными. Выживание современной компании и придание ей конкурентных преимуществ можно обеспечить только за счет приведения в действие нематериальных активов. Указанные акти­вы можно подразделить на пять групп:

1) технология и формализованные знания (патенты, руковод­ства, процедуры);

2) первичные процессы и процессы управления (руководство
и контроль, обмен информацией, управленческая информация);

3) навыки и неформализованные знания (ноу-хау, сферы ком­петенции);

4) общие моральные ценности и нормы (ориентация на потре­бителя, надежность, качество и др.);

5) ценные ресурсы и приобретения (сложившаяся клиентская
база, торговая марка и имидж, сеть поставщиков, интеллектуаль­ный капитал, обладание стандартами).

В широком смысле нематериальные активы — это специфичес­кие активы, для которых характерны отсутствие осязаемой фор­мы, долгосрочность использования и способность приносить доход. Неслучайно указанные активы нередко называют «невесомым богатством». Что касается интеллектуальной собственности, то это понятие используется для обозначения прав, относящихся к ин­теллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). Объективность интеллектуальной собственности как часть материальных ак­тивов представляют собой охраняемые законом результаты интел­лектуальной деятельности.

К нематериальным активам не относятся: 1) не давшие поло­жительного результата научно-исследовательские, опытно-конст­рукторские и технологические работы; 2) интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду. Считается, что одним из нематериальных ак­тивов для любой компании становятся интеллектуальные ресур­сы, которые можно привлечь и использовать, когда бы они не потребовались. В современных условиях большая часть создавае­мой обществом стоимости формируется благодаря реализации знаний в продуктах и услугах. Наряду с этим происходит рост наукоемкости самих конечных продуктов, доминирование на рын­ке собственно интеллектуальных товаров и услуг.

Несмотря на то, что точный денежный эквивалент стоимости знаний в организации не может быть рассчитан, существуют не­которые критерии измерения их экономического значения. Раз­ница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов является одним из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой организационные знания. Только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах; остальное — нематериальные активы. Вслед­ствие этого 50% инвестиций производственных компаний при­ходится на нематериальные сферы, такие, как научные исследо­вания и разработки, обучение и др. Многие крупные компании затрачивают на заработную плату большие средства, чем на дру­гие статьи расходов, и платят определенным сотрудникам гораз­до больше, чем остальным. Что же приобретает компания, неся такие высокие расходы? Профессиональный опыт и знания, ко­торые вырабатывают эмпирические правила, формируют сужде­ния и направляют поиск моделей и смысловых решений.

К оценке нематериальных активов необходимо подходить иначе, чем активов материальных. Их истинная стоимость заклю­чается в доходах, которые они могут генерировать. Стоимость интеллектуальной собственности, как считается, состоит в ее ис­пользовании, а не в связанных с ней затратах. Для инвестора, вло­жившего деньги в акции, важнейшим источником стоимости слу­жит способность компании генерировать денежные потоки за счет водится проект ОЭСР, содержащий следующие группы показате­лей:

• размер инвестиций в сектор знаний, включая расходы на
высшее образование и НИОКР, а также инвестиции в разработку
программного обеспечения;

• наличие информационного и коммуникационного оборудо­вания, программных продуктов и услуг;

• численность занятых в сфере науки высоких технологий;

• удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в
продукции обрабатывающей промышленности и услугах и инно­вационная активность;

• объем и структура венчурного капитала, который сохраняет
роль основного источника финансирования новых высокотехно­логичных фирм;

• объем частного капитала в финансировании НИОКР;

• межстрановые потоки знаний, а также международное со­трудничество в области науки и инноваций;

• состояние кооперации между фирмами, научно-исследова­тельскими организациями и университетами и др.

Отметим такой важный индикатор знаний, как быстрое распро­странение информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, широкое использование персональных ком­пьютеров, определяющий вклад этого сектора в рост числа рабо­чих мест и занятости. На уровне отдельно взятой компании, про­изводящей товары или оказывающей услуги, продукты творчес­кого труда требуют специальной системы оценок, выходящей за рамки стоимостных измерений. Известно, что стоимость обычного товара (услуги) определяется среднеотраслевыми затратами живо­го и прошлого труда на единицу произведенного продукта, а цена есть денежное выражение стоимости. При этом на уровень цены дополнительно влияют такие факторы, как соотношение спроса и предложения, темпы инфляции, уровень конкурентоспособно­сти и т.п.

Как показывает практика измерения интеллектуального капи­тала, пока ни один из подходов не является универсальным. Наиболее подходящий выбор количественных оценок зависит от кон­кретных условий организации и задач, решаемых с помощью дан­ных расчетов. Можно, например, использовать один из следую­щих четырех методов количественных оценок.

1. Метод прямого интеллектуального капитала. Такие оценки
отображают стоимость нематериальных активов. Сначала опреде­ляются различные компоненты нематериальных активов, затем
эти компоненты оцениваются (все вместе или отдельно).

2. Метод капитализации рынка. Такие оценки подсчитывают­ся в результате определения разницы между рыночной капитали­зацией компании и стоимостью ценных бумаг ее акционеров.
Один из подходов — определение отношения рыночной цены (ак­ции) к ее бухгалтерской оценке. Другой — отношение рыночной стоимости ценных бумаг фирмы к восстановительной стоимости ее активов.

3. Метод окупаемости активов. Фокусируется на средней ве­личине доходов от нематериальных активов. Полученные до уп­латы налогов доходы компании делятся на среднюю величину материальных активов. Результат сравнивается со средним объе­мом продукции компании, а разница затем умножается на сред­нюю величину материальных активов, чтобы получить средний годовой доход от нематериальных активов.

4. Методы счетных карт. Определяются различные индикато­ры или показатели ряда компонентов нематериальных активов. Индикаторы или показатели могут быть представлены или как численные счетные карты, или в графическом виде.

Р. Экклз предложил ряд методов количественной оценки дея­тельности организаций, аналогичных методам измерения интел­лектуального капитала*. Среди них: «бенчмаркинг» — метод, вклю­чающий идентификацию лидеров отрасли, сравнение достижений компании с их достижениями и обучение на лучших примерах; «модели компетентности» — метод, позволяющий вычислить ры­ночную стоимость результатов труда наиболее успешных работ­ников и, таким образом, дать стоимостную оценку их работы; «ценность бизнеса» — метод, с помощью которого оцениваются по­тери, связанные с упущенной деловой возможностью; «банки зна­ний» — метод, в котором заработная плата трактуется как актив; «окрашенная отчетность» — метод, предусматривающий включе­ние в финансовые документы специфических дополнений«Отмеченные подходы исследователей в области управления работниками, связанными со знаниями, были разработаны в основном для практического решения конкретных задач совер­шенствования управления фирмами. Несмотря на то, что они сосредоточиваются на количественной оценке результатов ис­пользования человеческих ресурсов, предлагаемые ими методы основываются на качественном анализе специфики интеллекту­ального труда. Их исследования носят сугубо прикладной харак­тер и совершенно естественно, что они, в первую очередь, оце­нивают влияние интеллектуальной собственности работников и коллективов на результативность и эффективность работы ком­пании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.