Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарского занятия




П Л А Н

Тема 8. ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

ТГАСУ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет»

 

Методические указания

 

 

 

Томск 2013

 

РАЗРАБОТАНЫ и РЕКОМЕНДОВАНЫ секцией гуманитарной подготовки научно-методического Совета ТГАСУ

 

Составитель: Воробьев А.Я.

 

 

Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Философия».

 

 

 

  1. Что такое общество? Характеристика различных подходов к пониманию общества, оценка их достоинств и недостатков. – С. –
  2. Общество как целостная система. Его определение. Основные структурные элементы общественного бытия. – С. –
  3. Жизненно-необходимые общественные отношения. Сферы общественной жизни и проблема социальной детерминации. – С. –
  4. Общество как развивающаяся система. Специфика законов общественного развития. Общественный прогресс и его противоречия. – С. –

 

Основная литература:

 

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник – 3-е изд., перерабор. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 371-383.
  2. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 311-383.
  3. Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс). Учебник – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К» - Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2008. – С. 196-211, 228-258.

 

Дополнительная литература:

 

1. Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – С. 75-88, 201-214.

2. Человек и общество. Кн. 1. Что такое общество? /Под редакцией В.И. Купцова. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 58-68, 68-81.

3. Лавров П.А. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. – М.: Мысль, 1965. – Т. 2. – С. 50-87.

4. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: О.ОО.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. – С. 318-340.

5. Глядков В.А. Философский практикум. Вып. 1-3. Учебное пособие. – М.: Наука, 1994.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.http: // www. bing. com. – Природа общества.

2. http: // www.- i – po. Ru. – Общественный прогресс.

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое общество и почету оно возникает?
  2. В чем состоит различие в подходе к пониманию природы общества между сторонниками теории общественного договора и взглядами «органицистов» (напр., Р. Вормса)?
  3. Чем общество отличается от биологической ассоциации: стада, стаи, популяции?
  4. В чем состоит специфическая особенность общества?
  5. Что составляет основу общества?
  6. Что такое «социальные (общественные) отношения» и какова их роль в жизни общества?
  7. В чем суть проблемы социальной детерминации? Какие виды социального детерминима Вы могли бы назвать?
  8. В чем состоит отличие объективных законов природы от объективных законов общественного бытия?
  9. Куда идет в своем развитии общество? Можно ли это движение рассматривать как прогрессивное?

 

Темы рефератов:

 

  1. Общество – благо или зло для человека.
  2. Человек создает общество или общество порождает человека?
  3. Формы социальной общности людей?

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Что такое общество? Этот вопрос задает практически каждый человек, задумывающийся о собственном бытии, своей судьбе и перспективах своего развития. Это вполне естественно, потому что человек с момента своего рождения живет не в пустом пространстве. Он живет в обществе, которое оказывает на него сильное влияние. В обществе он растет, приобретает навыки общения, трудовой опыт, знания. Вне общества он не мог стать личностью и реализовать себя. Здесь человек усваивает нравственные принципы, учится отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Не всякое давление со стороны общества нравится тому или иному человеку. Не всякий контроль его устраивает. Но это недовольство не отменяет факта глубокого воздействия общества на человека. Скорее, наоборот. Оно еще в большей степени пробуждает в нем интерес к обществу, желание разобраться в его устройстве, найти наиболее оптимальные формы общежития.

Итак, что же представляет собой общество? Что это за сила, которая способна определить судьбу человека?

С нашей точки зрения, общество – это сложная органическая социальная система, основное содержание которой образуют люди, отношения, складывающиеся между ними в процессе их совместной деятельности по созданию необходимых условий жизни, и культура как результат, так и «технология человеческой деятельности». Это определение общества не является истиной в последней инстанции, а скорее рабочей гипотезой.

Как таковая она привлекает к себе внимание, во-первых, потому что она отражает черты общества, на котором бы этапе развития оно не находилось.

Во-вторых, с позиций этой дефиниции открывается возможность объективной критики различного рода воззрений на природу общества, которые издавно бытуют в сознании людей. Например, в рамках семинарского занятия студентам рекомендуется, опираясь на первоисточники, оценить взгляды и идеи Ж-Ж. Руссо, Г. Спенсера, К. Маркса и Ф. Энгельса.

В-третьих, и это главное, идеи образующие основу предложенного определения общества, побуждают нас смотреть на общество не как механический агрегат, а сложную развивающуюся социальную систему, элементы которой органически взаимосвязаны друг с другом. Люди в этом обществе не изолированные друг от «монады», а разумные и деятельные существа, открытые миру и вступающие в различные отношения друг с другом.

Эти отношения весьма и весьма разнообразны, далеко не все из них осознаются людьми, не все играют одинаковую роль в жизни социума. Но все они вплетены в структуру человеческой жизни и из них соткана ткань человеческого бытия.

Прочность и устойчивость межчеловеческих отношений поддерживаются в обществе не только совместной трудовой деятельностью или силой государства, но и воздействием культуры. Культура – это не просто совокупный результат человеческой деятельности. Она является и той социальной средой, аурой, в атмосфере которой осуществляется весь культурно-исторический процесс. С этой точки зрения, культура предстает перед нами в виде некоей «технологии человеческой деятельности», заключившей в себе весь многовековой опыт общественной жизни. Культура как «технология» выступает в виде сложной системы предписаний, образцов поведения, требовании и санкций, с помощь которых общество добивается выполнения предъявленных требований.

Хотя все многообразие отношений, возникающее между людьми в процессе их деятельности, вплетено в содержание жизни общества, тем не менее из них лишь немногие определяют общественные процессы. К их числу после долгих дебатов большинство обществоведов стали относить следующие четыре типа общественных отношений: 1) экономические, 2) регулятивно-властные, 3) духовные, 4) социальные (или социально-бытовые) отношения. Эти отношения называются жизненно- необходимыми, потому, что они являются присущими обществу на любом этапе его развития, будем ли мы говорить о первобытном обществе или постиндустриальном.

Жизненно-необходимые общественные отношения, образуя остов социальной жизни, не только связаны друг с другом, но и проникают друг в друга. (например, политика в экономику, религия в политику, а нравственность в вопросы воспитания и т.д.). Все это очевидно. Вопрос, как академический, так и практический, возникает тогда, когда спрашивают: а не является ли какой-нибудь из типов отношений первичным? Это-то как раз и приводит к постановке и поиску решения проблемы социальной детерминации.

Студенты могут познакомится с попытками решения этой проблемы, прочитав выписки из работ Ш. Монтескье, К. Маркса, С.Л. Франка, которые им рекомендованы.

С идеей социального детерминизма тесно связана проблема закономерностей развития общества и идея общественного прогресса.

Рассматривая вопрос о том, существуют или нет объективные законы развития общества, важно решить проблему специфики объективных законов истории. Позитивное решение этого вопроса открывает возможность плодотворного обсуждения проблемы общественного прогресса, его противоречивости и цены.

Подходы к осмыслению этих и других вопросов намечены в методическом пособии. В нем предложены и хрестоматийные материалы известных мыслителей прошлого и работы современных отечественных и зарубежных философов и социологов. Познакомившись с этими материалами, можно найти ответы на многие вопросы темы семинара.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.