Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды конкурентного взаимодействия




Важнейшей особенностью рынка является его конкурентный характер. Это значит, что на рынке каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам.

«Конкуренция» в переводе с латыни означает столкновение. Неизбежность конкуренции вызвана приоритетом покупателя над продавцом на современном рынке. Конкуренция между фирмами, работающими на одном и том же рынке, - это динамичный процесс, при котором каждая из них выбирает свою рыночную стратегию, инициируя наступательные или оборонительные действия и меняя одно конкурентное орудие на другое.

При выполнении анализа непосредственного окружения предприятия повышенное внимание должно быть уделено именно конкурентной борьбе на «центральном ринге». Независимо от того, идет ли ожесточенная борьба или уровень конкуренции невысок, для каждого предприятия необходимым является разработка стратегии, обеспечивающей превосходство над конкурентами. Считается, что конкуренция интенсивна, если действия «соперников» снижают среднюю прибыль в отрасли, и слаба, если большая часть предприятий может получать прибыль выше средней, направляя средства только в развитие данного вида деятельности.

Конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без существенного централизованного вмешательства в их деятельность. Воздействие со стороны государства на процессы конкуренции ограничивается законодательными актами, регулирующими лишь отдельные аспекты деятельности предприятий и направленными, как правило, на обеспечение общегосударственных интересов и недопущение возникновения монополистических объединений и использования методов недобросовестной конкуренции.

На отраслевом рынке конкурентное взаимодействие осуществляется со стороны различных сил, которые были охарактеризованы М. Портером в 1980 году.

Внутриотраслевая конкуренция зависит от целого ряда факторов, в том числе:

· количества предприятий, действующих на отраслевом рынке;

· особенностей, проблем и темпов развития рынка;

· степени дифференциации товара или услуг (чем менее продукция подвержена дифференциации, тем выше интенсивность конкуренции);

· существующих «барьеров» для проникновения на рынок предприятий из других отраслей;

· степени привлекательности рынка, уровня цен и др.

Конкуренция со стороны потребителей товаров или услуг выражается в виде их требований к номенклатуре, цене и качеству продукции, предлагаемой на рынке.

Конкуренция со стороны продуктов-заменителей обусловлена их возможностью удовлетворять потребительский спрос при равноценном функциональном назначении или в случае возможности решить ту или иную проблему покупателя различными способами.

Конкуренция со стороны поставщиков обусловлена тем, что отраслевые предприятия являются потребителями сырья, материалов, комплектующих изделий, вследствие чего они могут оказывать прямое влияние на эффективность производства через цены, дефицит товаров, степень специализации товара, предложение новых технологий и более эффективных схем взаимодействия.

Конкуренция со стороны предприятий из других отраслей обусловлена или их возможностью переключить покупателя на свою продукцию, или их стремлением преодолеть барьер для вхождения на новый целевой рынок, изменить профиль своей деятельности, каналы сбыта и распределения.

Рассматривая конкуренцию на транспорте, следует отметить, что рыночные условия хозяйствования требуют от предприятий больше согласованности, чем соперничества. Это объясняется многими причинами, среди которых необходимо выделить, во-первых, особенности транспортного производства и его продукции; во-вторых, все более наблюдаемое взаимопроникновение предприятий различных видов транспорта с целью удовлетворения требований клиентов по качественным показателям выполнения перевозки и снижения стоимости транспортной составляющей в конечной цене товара.

Различают три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий (гарантирующий).

При креативном конкурентном поведении система действий конкурентов состоит из мероприятий, направленных на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новый вид товаров или услуг, новые формы технологий и организации производства, новые методы продвижения товаров на рынке и т.п.). Здесь упор делается на упреждающие действия, на творческий подход к управлению, на инновации, на формирование новой структуры спроса и предложения.

Приспособленческое конкурентное поведение состоит в попытках не отстать от соперников, прежде всего, в области модернизаций производства. Здесь преобладает стремление копировать действия опережающих соперников и лидеров рынка в возможно более сжатые сроки.

Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение базируется на стремлении сохранить достигнутые позиции на рынке на длительную перспективу за счет постоянного повышения качества уже выпускаемых и хорошо зарекомендовавших себя товаров, видоизменения ассортиментного набора продукции, оказания сопутствующих услуг.

Успех на рынке в значительной мере зависит от выбранного метода конкурентного соперничества. Наибольших успехов обычно достигает та конкурирующая фирма, которая первой успеет заполнить ту рыночную нишу, где прогнозируется долгосрочный платежеспособный спрос, а также своевременно уйти с рынка, если предполагается спад деловой активности.

Существуют две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые.

Ценовая конкуренция представляет собой соперничество за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Она предполагает продажу товаров или услуг по более низким ценам, чем конкуренты.

Неценовая конкуренция ориентируется, прежде всего, на соответствующую перестройку производства и реализацию продукции с качественно новыми свойствами, удовлетворение новых потребностей рынка, расширение ассортимента сопутствующих услуг. Уровень цен при этом, несмотря на более высокое качество товара, зачастую существенно не изменяется. На современном рынке наблюдается преобладание неценовых методов конкуренции над ценовыми.

Рынок допускает применение любых методов конкуренции, если они не запрещены законодательно, не нарушают нормы общественной морали и нравственности и не относятся к методам недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция - методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции.

К методам недобросовестной конкуренции относятся:

· демпинг (продажа по ценам ниже себестоимости с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка);

· самовольное использование чужого товарного знака, фирменного стиля, внешнего оформления и т.п.;

· распространение ложных сведений или представление сведений в извращенном свете, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов;

· некорректное сопоставление товаров и услуг в процессе рекламной деятельности;

· оказание давления на конкурента с целью принятия невыгодного для него решения;

· приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия, а также разглашение конфиденциальной информации;

· введение в заблуждение потребителей относительно товаров или услуг (качества, свойств, места производства);

· обман потребителей и заказчиков;

· предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен;

· предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами;

· совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух или более фирмах, производящих и продающих аналогичные товары и др.

Все действия фирмы на рынке, в конечном счете, подчинены предварительно разработанной конкурентной стратегии.

Хорошая стратегия ведет к стабильному конкурентному преимуществу. Конкурентные преимущества - это любые инновации, дающие реальное приращение успеха в бизнесе. Чем выше конкурентное преимущество, созданное при помощи стратегии, тем она более мощная и эффективная. Сохранение конкурентного преимущества - одна из сложнейших задач. Оно требует от руководителей способности обучаться быстрее, чем конкуренты для постоянного поддержания высокого уровня профессиональной компетентности.

Изначально деятельность любого предприятия как бизнес-системы ориентирована на максимизацию прибыли, которая обуславливает стремление монополизировать рынок. Монополия - это единовластие на рынке, дающее фирме возможность извлечения сверхприбыли. Сегодня, однако, ни в одной отрасли зарубежной экономики нет монополистов, в полном смысле этого понятия, если не принимать в расчет временные, локальные или случайные монополии. Появление монополий идет вразрез с интересами остальных участников рыночных отношений. Между фирмами идет постоянная борьба за достижение монопольного положения, но монополизация рынка отдельной фирмой оказывается невозможной.

Такое положение приводит к тому, что всякая эффективно работающая бизнес-система осуществляет полистратегический поиск, то есть, как минимум, применяет в своей деятельности одновременно, по крайней мере, две стратегические установки - установку на монополизацию рынка и установку на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка. Действия фирмы, согласно первой установке, направлены в целом на уменьшение числа конкурентов, то есть на применение порой слишком жестких и дискриминирующих действий по отношению к конкурентам. Действия, согласно второй установке, направлены на стабилизацию своего собственного положения путем уменьшения степени риска за счет сотрудничества или поиска компромисса с другими фирмами, заключения различных джентльменских соглашений, то есть на сохранение баланса сил с конкурентами, если эти силы признаются равновеликими.

Полистратегический поиск бизнес-системы - типичное явление для современного мирового рынка. Отражением такого положения является интеграционная стратегия, базирующаяся на понимании фирмами соотношения «сотрудничество – монополия». Важно, однако, подчеркнуть то, что интеграция в рыночной экономике - это не товарищеское сотрудничество. Интеграция основана на понимании баланса конкурентных сил и предполагает взаимное корпоративное сотрудничество для его сохранения. Стратегия интеграции применяется фирмами в единстве со стратегией монополизации, если они хотят обеспечить себе устойчивое положение на рынке. Не случайно, что сейчас в деловом мире особенно популярны стали слова: баланс сил и консенсус. Интересы участников рынка не могут полностью совпадать, но, когда противоречия принимают острый характер, последствия могут быть катастрофическими.

Каждая фирма, независимо от ее величины и объемов выпускаемой продукции, сама выбирает способ достижения цели и индивидуальную стратегию. Крупные фирмы, обладая преимуществами над соперниками в мощи, уступают им в гибкости, приспособляемости к особым сегментам рынка или в инновационной активности. При этом все фирмы (по Ф.Котлеру) в процессе конкурентного взаимодействия могут иметь следующие ролевые функции:

1. «Новички» («окопавшиеся в рыночных нишах» - их доля на рынке не превышает 10%).

2. «Ведомые» (доля на рынке 20%).

3. «Претенденты» на лидерство (доля на рынке около 30%).

4. «Лидеры» (доля на рынке около 40%).

В зависимости от выбранной роли формируются и индивидуальные стратегии.

«Новички» озабочены поиском рыночной ниши достаточных размеров и прибыльности. Они хотят преодолеть «входные барьеры» на рынок, иметь потенциал для роста и не привлекать при этом особого внимания крупных конкурентов.

«Ведомые» следуют за более крупными и сильными фирмами на почтительном расстоянии, не вступая с ними в конкуренцию и экономя силы и средства за счет того, что идут по пути, уже проторенному лидерами.

«Претенденты на лидерство» обнаруживают, как правило, значительный атакующий потенциал по отношению к тем, кого они преследуют, или друг к другу. Они постоянно вынуждены искать новые сферы для расширения своего бизнеса, предлагая все новые и новые инициативы. Они вынуждены прилагать большие усилия для изучения конкурентов, просчитывать их возможные ходы на рынке. Используемая при этом траектория «догоняющей собаки» не всегда оказывается эффективной. Стратегия должна быть рассчитана на опережение лидера, при этом атака может иметь фронтальный (комплексный) характер, то есть осуществляться по многим направлениям сразу (обновление ассортимента предоставляемых товаров и услуг, политика цен, формы и методы продвижения товаров на рынок и т.п.), либо фланговый характер, то есть проводиться лишь по отдельным направлениям.

«Лидеры», в свою очередь, должны постоянно подтверждать свое главенствующее положение на рынке, отражая атаки претендентов. Сущность стратегии лидеров состоит в том, что они должны создавать устойчивые конкурентные преимущества быстрее, чем соперники успевают скопировать их достижения. Фирмы-лидеры должны обладать достаточно большим производственно-финансовым потенциалом и большим амбициозным желанием роста. Они должны постоянно создавать такие входные барьеры на освоенный ими рынок, которые были бы непреодолимыми для конкурентов. Позиционная оборона не должна превращаться для них в самоцель. Грамотная политика лидеров строится на сочетании обороны, атаки, маневра и контрнаступления. Они могут совершать предвосхищающие действия, диверсифицировать производство, выявляя более глубокие и сопряженные потребности клиентуры, уступать ослабленные территории рынка при одновременном усилении позиций на наиболее перспективных направлениях. Здесь требуется использование творческой наступательной стратегии, которой конкурентам не так-то просто противостоять.

Фирмы – лидеры нередко пользуются поддержкой со стороны государства, получают средства из специальных фондов на проведение научно-исследовательских работ, имеют льготное налогообложение или льготное кредитование. Благодаря этому они могут выступать на рынке как первопроходцы, используя новые открытия или новые технологии. Ориентируясь на решение вновь возникающих проблем у потребителей в сфере экологии, безопасности, международного сотрудничества и т.п., они могут прочно удерживать лидирующие позиции в определенном бизнесе, на новых территориях или на новых рынках. Стратегия первопроходца может привести к получению сверхприбыли, временной монополизации рынка за счет «снятия сливок» с новых инноваций, а в дальнейшем к созданию устойчивых конкурентных преимуществ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.