Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ка, детский дом, школа-интернат




Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребен

Временная приемная семья – достаточно новое явление для нашего общества. Деятельность такой приемной семьи необходима в случае экстренного изъятия ребенка из семьи в силу различных обстоятельств. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. От опекунской или семьи усыновителя ее отличает то, что это семья профессиональных специалистов. Нахождение ребенка в такой семье может колебаться от месяца до нескольких лет. В течение этого времени решается дальнейшая судьба ребенка. Целью социально-педа­гогической деятельности с приемной семьей является нормальное воспитание и развитие ребенка. Социальный педагог всегда выступает совместно с другими специалистами: социальными работниками, медиками, психологами, дефектологами и др. Социально-педа­гогическую деятельность в семье можно разделить на ряд этапов, выделив функции деятельности и методы этой деятельности. Если ребенок не усыновлен и не попал в приемную семью, его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения. В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

Детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, для школьников и разновозрастные.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. В отличие от временной приемной семьи, где ребенок может находиться только определенное время, в семейном детском доме время пребывания и задачи совпадают с задачами обычного детского дома. Роль родителей выполняют также подготовленные для этого люди. Основными задачами детских домов являются:

· создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

· обеспечение охраны здоровья детей;

· обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

· охрана интересов и прав воспитанников;

· освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

· формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;

· формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

· создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

В государственной системе попечения находятся и приюты. Это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, целью которого является предоставление временного убежища детям, оказавшимся в трудной ситуации, и последующее устройство таких детей в другие социальные институты.

178. Деятельность социального педагога в учреждениях государственного попечения детей сирот.

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская. Условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности. Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии, нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Часто у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатского типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны, он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Особая проблема – феномен “мы” в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного “мы”, отражающего причастность к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатское) “мы” – совершенно особое психологическое образование. Это “мы и чужие”, “мы и они”. Дети охраняют друг друга в школе, на улице, все вместе готовы извлекать свои выгоды из чужих. У них особая нормативность ко всем чужим и своим. При этом внутри своей группы они могут жестоко обращаться со сверстниками или детьми младшего возраста. Отчуждение от людей они считают “нормой”, отсюда их право на нарушение общественных устоев. В школе они относятся негативно к одноклассникам, живущим в семьях. Еще одна проблема – это отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей, проанализировать свои поступки. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. У детей, живущих на государственном обеспечении, формируются ижди венческие черты (“нам должны”, “дайте”), отсутствует ответственность и бережливость. Стремясь к обособлению, дети из интерната осваивают чердаки и подвалы.

Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувств дружбы и любви, а на их основе – готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией, поэтому воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства.

Социальная защищенность детства во многом определяется качеством развития учреждений образования и воспитания детей. Необходимо укреплять демократические отношения внутри коллектива детского дома и в его связях с трудовыми коллективами и общественными организациями. Развивать самоуправление по вопросам, которые доступны детям соответственно их уровню воспитанности. В деятельности школы-интерната особую актуальность приобретают принципы практической психологии, педагогики, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь, целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное техническое, художественное, музыкальное образование. Эти виды образования необходимо осуществлять во взаимосвязи, так как отдельные виды нередко оказываются невостребованными обществом. В детских домах должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания лечебной помощи, организации досуга. В учебно-трудовой деятельности следует усилить практические элементы. Школьники должны изучать жизнь, труд, производство в формах, готовых для использования в их жизни (огородничество, ремесла, машинопись, работа на компьютере). При этом занятия целесообразно ориентировать на конечный материальный и воспитательный результат. Социализация личности воспитанников будет происходить с большей эффективностью, если дальнейшее развитие получит решение проблемы благоприятного нравственно-психологического климата в детском доме. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов. Таким образом, основные функциональные обязанности социального педагога в интернатском учреждении можно определить следующим образом.

1. Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав и интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.

2. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка в быту и досуговой деятельности.

3. Изучение особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности.

4. Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации.

5. Социально-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации.

6. Организация и координация различных видов социально-ценной деятельности воспитанников.

7. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных воспитанников.

8. Посредничество между воспитанником и учреждением, членами семьи, социальными институтами.

9. Взаимодействие с педагогами, психологом, опекунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании помощи воспитанникам.

10. Совместное с сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников, их обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, льготами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.