Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как фактор воспитания




Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.

Семейное воспитание – сложная система воспитания и образования в условиях конкретной семьи. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия – это важнейший институт социализа­ции личности, которая осуществляется в результате целенаправленного процесса воспитания по механизму научения.

Семья – это социально-экономическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и само­утверждении каждого её члена. Семье свойственно естественное самоуправ­ление, которое предполагает распределение функций между всеми её членами, ответственное их исполнение.

Семья – социальный микромир, отражающий всю совокупность обще­ственных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным и т. д. Всё это – основная питательная среда, в которой ребёнок живет и которую отражает в себе.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления, но особое место занимает нравственное воспитание.

Задачами семьи являются: создание максимальных условий для все­стороннего развития ребёнка; обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребёнка; передача опыта создания и сохранения семьи; формирование полезных прикладных навыков; воспитание чувства собственного достоинства и ценности собственного «Я».

Семейное воспитание строится на принципах: гуманности и милосер­дия к «растущему»; участия детей в жизнедеятельности семьи; открытости и доверительности отношений, их оптимистичности; последовательности в требованиях.

Семьи классифицируют по различным признакам: по структуре (ко­личеству членов, их возрастному составу); по условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные); по стилю семейного воспи­тания (авторитарный, демократический, либеральный).

И. Клемантович предлагает классифицировать семьи по воспитатель­ным возможностям:

- благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители любят детей, умеют содержательно организовать их и свою жизнедеятельность, оказывают поддержку и понимание, взаимоотноше­ния между членами семьи строятся на нравственной основе, родители имеют высокий культурный уровень развития);

- менее благоприятные для развития ребенка (семьи, где ребенку уделя­ется или чрезмерное внимание, или недостаточное, где нет места требова­тельности и проявляется малая забота о детях, низкий уровень педагогической культуры);

- неблагоприятные для формирования личности ребенка (семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, не умеют разумно организовать образ жизни семьи, не обладают должным родительским авторитетом);

- нейтральные семьи (дети предоставлены сами себе, они лишены опоры, защиты, правильного руководства).

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в раз­витии личности ребёнка. Психологическая деформация, обусловленная нарушением системы межличностных отношений в семье, системой отри­цательных ценностей, асоциальных установок и т. д., оказывает наиболее сильное влияние на развитие личности ребёнка, подростка и приводит к разнообразным личностным деформациям – от социального инфанти­лизма до асоциального и делинквентного поведения. Проблемы неблаго­получных семей требуют пристального внимания школьных педагогов-воспитателей.

Главные методы воспитания в семье – пример, совместная деятель­ность, беседы, поддержка, защита ребенка. Никто в семье не говорит: «Я сейчас буду тебя воспитывать», потому что формирует ребенка все: отно­шение к нему, отношения между родителями, между членами семьи, от­ношения к другим людям, сам процесс жизни внутри семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.