Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа (текущий контроль)




СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили А.Ш. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

2. Амонашвили А.Ш. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.

3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностичес­кий курс: учеб. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005.

4. Анисимов В. В., Грахольская О.Г. Проблемы целеполагания как основа обра­зовательной стратегии России// Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. – М., 2000.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Про­свещение, 1989. – 255 с.

6. Бондаревская Е.В. Гуманитарная парадигма личностно ориентиро­ванного образования // Педагогика. – 1997. – № 4.

7. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О.С. Газмана. – М., 1996.

8. Гершунский Б. С. Философия образования: статус, проблемы, перспек­тивы. – М., 1992.

9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс, 1995.

10. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

11. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.

12. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // избр. труды. – М., 1990.

13. Инновационные процессы в педагогической практике образования. - Барнаул-Томск, 1997.

14. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философское основание современной педа­гогики. – Ростов н/Д.: Феникс, 1994. – 473 с.

 

15. Ковырялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллин, 1980.

16. Коменский Я.А. Великая дидактика // Я.А Коменский. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1939.

17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.

18. Макаренко А.С. О воспитании детей в семье. – М.: Просвещение, 1955. – 134 с.

19. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты.– М., 1982.

20. Опенков М.Ю. Синергия как основа диалогической концепции образо­вания. – М., 1996.

21. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. – М., 1996.

22. Пряжникова В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Просвещение, 1995. – 281 с.

23. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М., 1979.

24. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. – М., 2000.

 

 

Приложение 1

1. Вспомните пословицы и поговорки, связанные с образованием. Объ­ясните их значение с педагогической точки зрения.

Например: «Век живи – век учись», «Яблоко от яблони недалеко падает».

2. Составьте кроссворд по основным понятиям педагогики.

3. Ответьте на вопросы:

1. Какие объективные факторы оказывают влияние на содержание об­разования?

Варианты ответов:

1. Развитие науки и производства.

2. Производительные силы общества, господствующие классы и ученые, разрабатывающие методологию образования.

3. Философы и педагоги.

4. Педагогическая наука и школьная практика.

5. Государственные органы и министерство образования.

2. Какое определение понятия «обучение» более точное?

Варианты ответов:

1. Обучение – это процесс усвоения программного материала.

2. Обучение – это процесс усвоения системы научных знаний, умений и навыков, развития творческих сил и познавательных способностей, фор­мирования основ научного мировоззрения.

3. Обучение – это двусторонний процесс взаимодействия учителя и уча­щихся.

4. Обучение – это процесс образования учащихся.

5. Обучение – это процесс умственного воспитания учащихся.

3. Какое расположение звеньев (этапов) учебного процесса более пра­вильное?

Варианты ответов:

1. Объяснение нового материала, демонстрация, применение знаний на практике.

2. Наблюдение, суждение, умозаключение и применение знаний на прак­тике.

3. Понятие, умозаключение, подтверждение знаний наглядными образами.

 

4. Восприятие, осмысление, закрепление и применение знаний и умений.

5. В указанных вариантах ответов нет правильного расположения звеньев учебного процесса.

4. Каким путем осуществляется процесс осмысления полученной ин­формации?

Варианты ответов:

1. Восприятие, суждение и умозаключение.

2. Запоминание знаний с последующим их применением.

3. Понятие, суждение и умозаключение.

4. Воспроизведение ранее изученного материала, умозаключение и повто­рение.

5. Какие методы обучения служат закреплению знаний?

Варианты ответов:

1. Первичное воспроизведение знаний и неоднократное их применение.

2. Упражнения, повторение и применение знаний.

3. Повторение и упражнение в применении знаний, умений и навыков.

4. Повторение, систематизация знаний, применение знаний в личном опыте.

5. В процессе закрепления все компоненты взаимосвязаны и никакой последовательности в обучении не наблюдается.

6. Почему необходим дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся?

Варианты ответов:

1. Потому, что учащиеся желают развивать свои интересы, склонности и способности.

2. Потому, что необходимо учитывать индивидуальные особенности.

3. Потому, что у школьников задатки не одинаковые.

4. Потому, что уровень развития и воспитания у школьников задатки не одинаковый.

5. Потому, что необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

7. Какие педагогические факторы обеспечивают формирование лич­ности учащегося?

Варианты ответов:

1. Школа, учителя и родители.

2. Учебные предметы и воспитательная работа.

 

3. Дифференцированное обучение.

4. Обучение и воспитание в школе и внешкольных учреждениях.

5. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспита­ния.

8. Укажите на более верное обоснование функций, которые обеспечи­вают содержание образование в современной школе.

Варианты ответов:

1. Удовлетворение потребностей народного хозяйства.

2. Подготовка учащихся к трудовой деятельности.

3. Всестороннее развитие личности.

4. Формирование научного мировоззрения.

5. Разностороннее развитие личности.

9. Укажите на более точное определение задач, которые должно ре­шать высшее образование.

Варианты ответов:

1. Образовательные, развивающие и воспитательные.

2. Обеспечивает учащимся умственное воспитание.

3. Учит школьников самообразованию и готовит их к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения.

4. Вооружает учащихся системой научных знаний, умений и навыков, развивает творческие силы и познавательные способности, формирует основы научного мировоззрения.

5. Развивает общие и специальные способности.

10. В чем состоит сходство процесса познания и процесса обучения?

Варианты ответов:

1. Процессы познания и обучения полностью совпадают.

2. Этапы процесса обучения как разновидность познания в конкретных условиях могут не совпадать.

3. Обучение как разновидность познания и само познание совпадают только в принципе.

4. Между процессом познания и обучения ничего общего нет, так как познают ученые, а ученики осмысливают уже открытые закономерности.

5. Процессы познания и обучения совпадают частично.

11. В чем состоит специфика процесса обучения в отличие от про­цесса познания?

Варианты ответов:

1. Процесс обучения осуществляется в школе, а познание – в лаборато­риях ученых.

2. Если процесс познания есть общественно-историческая категория, то процесс обучения протекает в сознании каждого ученика и развивается по внутренней его логике.

3. Процесс познания протекает длительное время, тогда как процесс ус­воения знаний требует несравненно меньшего времени.

4. Если процесс познания идет только от живого созерцания к абстракт­ному мышлению и от него к практике, то в процессе обучения звенья могут меняться местами.

5. Процесс обучения является разновидностью процесса познания, и ника­кой специфики не наблюдается.

12. Какими показателями характеризуются потенциальные возможно­сти нормально развивающейся личности?

Варианты ответов:

1. Развитием задатков, склонностей и способностей.

2. Нейрофизиологическими возможностями памяти, интегративными особенностями мышления и дифференциацией функционирования от­дельных образований мозга.

3. Типологическими особенностями целостной личности как саморегули­рующейся системы.

4. Уникальными физиологическими возможностями ученика.

5. Индивидуальными различиями каждой личности.

13. В чем проявляются индивидуальные различия учащихся?

Варианты ответов:

1. В нейрофизиологических особенностях развития организма ученика.

2. В типологических особенностях личности учащегося.

3. В саморегуляции организма ученика.

4. В целостной личности учащегося.

5. В физиологических особенностях задатков ученика.

 

14. Какое сочетание задач разностороннего развития личности явля­ются ведущими в современных условиях?

Варианты ответов:

1. Воспитание нравственно-правовых качеств личности.

2. Подготовка школьников к трудовой и общественной деятельности.

3. Интеллектуальное, социальное, эмоциональное и физическое развитие.

4. Гармоническое развитие всех потенциальных возможностей человече­ской личности.

15. Какие функции выполняет социализация личности в системе разно­стороннего воспитания учащихся?

Варианты ответов:

1. Развивает нравственное самосознание.

2. Приобщает подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям.

3. Воспитывает политическую культуру, нравственные качества и право­сознание.

4. Прививает навыки культурного поведения.

5. Воспитывает интернационализм и патриотизм.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ............................................ 4

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке......................................... 4

1.1. Возникновение и развитие педагогики............................................ 4

1.2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогики............................................................................... 6

1.3. Система педагогических наук.......................................................... 8

Задания и вопросы для самостоятельной работы............................................ 9

Тема 2. Методология и методика педагогического исследова­ния...... 10

2.1. Понятие о методологии педагогики............................................... 10

2.2. Методы педагогического исследования........................................ 11

2.3. Научно-педагогическое исследование, его структура и логика............................................................................................................................. 14

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 15

Тема 3. Развитие личности как педагогическая про­блема................... 16

3.1. Движущие силы и основные закономерности развития лично­сти............................................................................................................................. 16

3.2. Факторы, влияющие на формирование лично­сти....................................... 17

3.3. Становление личности в процессе социализа­ции...................................... 19

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 20

Тема 4. Образование как многоаспектный фено­мен............................. 21

4.1. Образование как общечеловеческая цен­ность.............................. 21

4.2. Образование как социокультурный фено­мен............................... 22

4.3. Образование как сис­тема................................................................ 24

4.4. Основные направления реформирования современного образова­ния...................................................................................................................... 26

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 27

Тема 5. Педагогический процесс как система и как целостное явле­ние 28

5.1. Сущность педагогического про­цесса............................................. 28

5.2. Закономерности и принципы педагогического про­цесса............ 31

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 32

 

 

Раздел 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)..................................... 32

Тема 6. Дидактика как педагогическая теория обуче­ния..................... 32

6.1. Общие понятия о дидак­тике........................................................... 32

6.2. Основные дидактические концеп­ции............................................ 34

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 35

Тема 7. Теоретико-методологические основы обуче­ния....................... 36

7.1. Обучении как дидактический про­цесс.......................................... 36

7.2. Закономерности и принципы обуче­ния......................................... 39

7.3. Методологические основы обуче­ния............................................. 41

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 42

Тема 8. Содержание образова­ния................................................................ 42

8.1. Сущность содержания образования и его исторический харак­тер 42

8.2. Основные теории формирования содержания образова­ния........ 43

8.3. Государственный образовательный стан­дарт............................... 45

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 46

Тема 9. Методы, средства и формы обуче­ния........................................... 46

9.1. Понятие и сущность метода обучения. Классификация мето­дов. 46

9.2. Средства обуче­ния........................................................................... 49

9.3. Формы и виды обуче­ния.................................................................. 50

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 53

Тема 10. Диагностика и контроль в обуче­нии.......................................... 54

10.1. Сущность контроля обучения как дидактического поня­тия..... 54

10.2. Формы и методы проверки и оценки результатов обуче­ния..... 56

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 57

Тема 11. Педагогические техноло­гии........................................................ 58

11.1. Подходы к пониманию технологии и ее сущ­ность.................... 58

11.2. Обзор педагогических технологий обуче­ния.............................. 61

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 63

Тема 12. Инновационные процессы в образова­нии................................ 63

12.1. Понятие и сущность инновационного процесса в образова­нии.................................................................................................................. 63

12.2. Классификация иннова­ций........................................................... 65

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 66

 

Раздел 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТА­НИЯ................................ 67

Тема 13. Воспитание как педагогическое явле­ние................................ 67

13.1. Сущность воспитания и его особенно­сти.................................... 67

13.2. Современная парадигма воспитания, ее прогрессивные идеи.. 71

13.3. Закономерности, принципы и модели воспита­ния.................... 71

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 73

Тема 14. Содержание воспитательного про­цесса.................................... 74

14.1. Ориентация на социокультурные ценности как основа базовой культуры лично­сти................................................................................................... 74

14.2. Формирование базовой культуры лично­сти................................................... 76

14.3. Отражение идей международных документов о правах ребенка в содержании образова­ния..................................................................................... 78

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 79

Тема 15. Способы воспитательного воздействия на чело­века............. 80

15.1. Педагогическая поддержка как основа воспитательного про­цесса.. 80

15.2. Методы воспитания и их классифика­ция.................................... 81

15.3. Современные воспитательные техноло­гии................................. 84

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 85

Тема 16. Средства и формы воспитательного про­цесса......................... 86

16.1 Воспитательные сред­ства............................................................... 86

16.2. Организационные формы воспита­ния......................................... 87

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 89

Тема 17. Воспитывающая среда и ее разви­тие......................................... 89

17.1. Социокультурная среда и пространство воспита­ния................ 89

17.2. Семья как фактор воспита­ния....................................................... 91

17.3. Ученический коллектив, детско-юношеские объединения

и их роль в социализации лично­сти............................................ 93

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты.......................................... 94

Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.... 95

Тема 18. Управление и педагогический менедж­мент............................. 95

18.1. Общая характеристика управления образованием в России.

Принципы управле­ния................................................................... 95

18.2. Организация педагогического общения (взаимодейст­вия)....... 98

Задания и вопросы для самостоятельной ра­боты........................................ 100

Контрольные вопросы по курсу................................................................ 101

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 103

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 106

Приложение. Контрольная работа (текущий контроль)...................... 108

 

 

Редактор Е. Е. Дорошенко

 

Компьютерная верстка, дизайн обложки – Е. В. Беспалова

 

ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

 

Сводный темплан 2009 г.

Подписано в печать 18.03.09. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 7,25. Уч.-изд. л. 7,25.

Тираж 100. Заказ 254.

______________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр-т Мира, 11

Типография ОмГТУ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.