КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольная работа (текущий контроль)
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Амонашвили А.Ш. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1991. – 208 с. 2. Амонашвили А.Ш. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980. 3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 4. Анисимов В. В., Грахольская О.Г. Проблемы целеполагания как основа образовательной стратегии России// Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. – М., 2000. 5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. 6. Бондаревская Е.В. Гуманитарная парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. – 1997. – № 4. 7. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О.С. Газмана. – М., 1996. 8. Гершунский Б. С. Философия образования: статус, проблемы, перспективы. – М., 1992. 9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс, 1995. 10. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. 11. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001. 12. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // избр. труды. – М., 1990. 13. Инновационные процессы в педагогической практике образования. - Барнаул-Томск, 1997. 14. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философское основание современной педагогики. – Ростов н/Д.: Феникс, 1994. – 473 с.
15. Ковырялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллин, 1980. 16. Коменский Я.А. Великая дидактика // Я.А Коменский. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1939. 17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991. 18. Макаренко А.С. О воспитании детей в семье. – М.: Просвещение, 1955. – 134 с. 19. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты.– М., 1982.
20. Опенков М.Ю. Синергия как основа диалогической концепции образования. – М., 1996. 21. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. – М., 1996. 22. Пряжникова В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Просвещение, 1995. – 281 с. 23. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М., 1979. 24. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. – М., 2000.
Приложение 1 1. Вспомните пословицы и поговорки, связанные с образованием. Объясните их значение с педагогической точки зрения. Например: «Век живи – век учись», «Яблоко от яблони недалеко падает». 2. Составьте кроссворд по основным понятиям педагогики. 3. Ответьте на вопросы: 1. Какие объективные факторы оказывают влияние на содержание образования? Варианты ответов: 1. Развитие науки и производства. 2. Производительные силы общества, господствующие классы и ученые, разрабатывающие методологию образования. 3. Философы и педагоги. 4. Педагогическая наука и школьная практика. 5. Государственные органы и министерство образования. 2. Какое определение понятия «обучение» более точное? Варианты ответов: 1. Обучение – это процесс усвоения программного материала. 2. Обучение – это процесс усвоения системы научных знаний, умений и навыков, развития творческих сил и познавательных способностей, формирования основ научного мировоззрения. 3. Обучение – это двусторонний процесс взаимодействия учителя и учащихся. 4. Обучение – это процесс образования учащихся. 5. Обучение – это процесс умственного воспитания учащихся. 3. Какое расположение звеньев (этапов) учебного процесса более правильное? Варианты ответов: 1. Объяснение нового материала, демонстрация, применение знаний на практике. 2. Наблюдение, суждение, умозаключение и применение знаний на практике. 3. Понятие, умозаключение, подтверждение знаний наглядными образами.
4. Восприятие, осмысление, закрепление и применение знаний и умений. 5. В указанных вариантах ответов нет правильного расположения звеньев учебного процесса. 4. Каким путем осуществляется процесс осмысления полученной информации? Варианты ответов: 1. Восприятие, суждение и умозаключение. 2. Запоминание знаний с последующим их применением. 3. Понятие, суждение и умозаключение. 4. Воспроизведение ранее изученного материала, умозаключение и повторение. 5. Какие методы обучения служат закреплению знаний? Варианты ответов: 1. Первичное воспроизведение знаний и неоднократное их применение. 2. Упражнения, повторение и применение знаний. 3. Повторение и упражнение в применении знаний, умений и навыков. 4. Повторение, систематизация знаний, применение знаний в личном опыте. 5. В процессе закрепления все компоненты взаимосвязаны и никакой последовательности в обучении не наблюдается. 6. Почему необходим дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся? Варианты ответов: 1. Потому, что учащиеся желают развивать свои интересы, склонности и способности. 2. Потому, что необходимо учитывать индивидуальные особенности. 3. Потому, что у школьников задатки не одинаковые. 4. Потому, что уровень развития и воспитания у школьников задатки не одинаковый. 5. Потому, что необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. 7. Какие педагогические факторы обеспечивают формирование личности учащегося? Варианты ответов: 1. Школа, учителя и родители. 2. Учебные предметы и воспитательная работа.
3. Дифференцированное обучение. 4. Обучение и воспитание в школе и внешкольных учреждениях. 5. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания. 8. Укажите на более верное обоснование функций, которые обеспечивают содержание образование в современной школе. Варианты ответов: 1. Удовлетворение потребностей народного хозяйства. 2. Подготовка учащихся к трудовой деятельности. 3. Всестороннее развитие личности. 4. Формирование научного мировоззрения. 5. Разностороннее развитие личности. 9. Укажите на более точное определение задач, которые должно решать высшее образование.
Варианты ответов: 1. Образовательные, развивающие и воспитательные. 2. Обеспечивает учащимся умственное воспитание. 3. Учит школьников самообразованию и готовит их к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. 4. Вооружает учащихся системой научных знаний, умений и навыков, развивает творческие силы и познавательные способности, формирует основы научного мировоззрения. 5. Развивает общие и специальные способности. 10. В чем состоит сходство процесса познания и процесса обучения? Варианты ответов: 1. Процессы познания и обучения полностью совпадают. 2. Этапы процесса обучения как разновидность познания в конкретных условиях могут не совпадать. 3. Обучение как разновидность познания и само познание совпадают только в принципе. 4. Между процессом познания и обучения ничего общего нет, так как познают ученые, а ученики осмысливают уже открытые закономерности. 5. Процессы познания и обучения совпадают частично. 11. В чем состоит специфика процесса обучения в отличие от процесса познания? Варианты ответов: 1. Процесс обучения осуществляется в школе, а познание – в лабораториях ученых. 2. Если процесс познания есть общественно-историческая категория, то процесс обучения протекает в сознании каждого ученика и развивается по внутренней его логике. 3. Процесс познания протекает длительное время, тогда как процесс усвоения знаний требует несравненно меньшего времени. 4. Если процесс познания идет только от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, то в процессе обучения звенья могут меняться местами. 5. Процесс обучения является разновидностью процесса познания, и никакой специфики не наблюдается. 12. Какими показателями характеризуются потенциальные возможности нормально развивающейся личности? Варианты ответов: 1. Развитием задатков, склонностей и способностей. 2. Нейрофизиологическими возможностями памяти, интегративными особенностями мышления и дифференциацией функционирования отдельных образований мозга.
3. Типологическими особенностями целостной личности как саморегулирующейся системы. 4. Уникальными физиологическими возможностями ученика. 5. Индивидуальными различиями каждой личности. 13. В чем проявляются индивидуальные различия учащихся? Варианты ответов: 1. В нейрофизиологических особенностях развития организма ученика. 2. В типологических особенностях личности учащегося. 3. В саморегуляции организма ученика. 4. В целостной личности учащегося. 5. В физиологических особенностях задатков ученика.
14. Какое сочетание задач разностороннего развития личности являются ведущими в современных условиях? Варианты ответов: 1. Воспитание нравственно-правовых качеств личности. 2. Подготовка школьников к трудовой и общественной деятельности. 3. Интеллектуальное, социальное, эмоциональное и физическое развитие. 4. Гармоническое развитие всех потенциальных возможностей человеческой личности. 15. Какие функции выполняет социализация личности в системе разностороннего воспитания учащихся? Варианты ответов: 1. Развивает нравственное самосознание. 2. Приобщает подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям. 3. Воспитывает политическую культуру, нравственные качества и правосознание. 4. Прививает навыки культурного поведения. 5. Воспитывает интернационализм и патриотизм.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3 Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ............................................ 4 Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке......................................... 4 1.1. Возникновение и развитие педагогики............................................ 4 1.2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогики............................................................................... 6 1.3. Система педагогических наук.......................................................... 8 Задания и вопросы для самостоятельной работы............................................ 9 Тема 2. Методология и методика педагогического исследования...... 10 2.1. Понятие о методологии педагогики............................................... 10 2.2. Методы педагогического исследования........................................ 11 2.3. Научно-педагогическое исследование, его структура и логика............................................................................................................................. 14 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 15 Тема 3. Развитие личности как педагогическая проблема................... 16 3.1. Движущие силы и основные закономерности развития личности............................................................................................................................. 16 3.2. Факторы, влияющие на формирование личности....................................... 17 3.3. Становление личности в процессе социализации...................................... 19 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 20 Тема 4. Образование как многоаспектный феномен............................. 21 4.1. Образование как общечеловеческая ценность.............................. 21 4.2. Образование как социокультурный феномен............................... 22 4.3. Образование как система................................................................ 24 4.4. Основные направления реформирования современного образования...................................................................................................................... 26 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 27 Тема 5. Педагогический процесс как система и как целостное явление 28 5.1. Сущность педагогического процесса............................................. 28 5.2. Закономерности и принципы педагогического процесса............ 31 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 32
Раздел 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)..................................... 32 Тема 6. Дидактика как педагогическая теория обучения..................... 32 6.1. Общие понятия о дидактике........................................................... 32 6.2. Основные дидактические концепции............................................ 34 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 35 Тема 7. Теоретико-методологические основы обучения....................... 36 7.1. Обучении как дидактический процесс.......................................... 36 7.2. Закономерности и принципы обучения......................................... 39 7.3. Методологические основы обучения............................................. 41 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 42 Тема 8. Содержание образования................................................................ 42 8.1. Сущность содержания образования и его исторический характер 42 8.2. Основные теории формирования содержания образования........ 43 8.3. Государственный образовательный стандарт............................... 45 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 46 Тема 9. Методы, средства и формы обучения........................................... 46 9.1. Понятие и сущность метода обучения. Классификация методов. 46 9.2. Средства обучения........................................................................... 49 9.3. Формы и виды обучения.................................................................. 50 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 53 Тема 10. Диагностика и контроль в обучении.......................................... 54 10.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия..... 54 10.2. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения..... 56 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 57 Тема 11. Педагогические технологии........................................................ 58 11.1. Подходы к пониманию технологии и ее сущность.................... 58 11.2. Обзор педагогических технологий обучения.............................. 61 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 63 Тема 12. Инновационные процессы в образовании................................ 63 12.1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.................................................................................................................. 63 12.2. Классификация инноваций........................................................... 65 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 66
Раздел 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ................................ 67 Тема 13. Воспитание как педагогическое явление................................ 67 13.1. Сущность воспитания и его особенности.................................... 67 13.2. Современная парадигма воспитания, ее прогрессивные идеи.. 71 13.3. Закономерности, принципы и модели воспитания.................... 71 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 73 Тема 14. Содержание воспитательного процесса.................................... 74 14.1. Ориентация на социокультурные ценности как основа базовой культуры личности................................................................................................... 74 14.2. Формирование базовой культуры личности................................................... 76 14.3. Отражение идей международных документов о правах ребенка в содержании образования..................................................................................... 78 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 79 Тема 15. Способы воспитательного воздействия на человека............. 80 15.1. Педагогическая поддержка как основа воспитательного процесса.. 80 15.2. Методы воспитания и их классификация.................................... 81 15.3. Современные воспитательные технологии................................. 84 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 85 Тема 16. Средства и формы воспитательного процесса......................... 86 16.1 Воспитательные средства............................................................... 86 16.2. Организационные формы воспитания......................................... 87 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 89 Тема 17. Воспитывающая среда и ее развитие......................................... 89 17.1. Социокультурная среда и пространство воспитания................ 89 17.2. Семья как фактор воспитания....................................................... 91 17.3. Ученический коллектив, детско-юношеские объединения и их роль в социализации личности............................................ 93 Задания и вопросы для самостоятельной работы.......................................... 94 Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.... 95 Тема 18. Управление и педагогический менеджмент............................. 95 18.1. Общая характеристика управления образованием в России. Принципы управления................................................................... 95 18.2. Организация педагогического общения (взаимодействия)....... 98 Задания и вопросы для самостоятельной работы........................................ 100 Контрольные вопросы по курсу................................................................ 101 СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 103 СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 106 Приложение. Контрольная работа (текущий контроль)...................... 108
Редактор Е. Е. Дорошенко
Компьютерная верстка, дизайн обложки – Е. В. Беспалова
ИД № 06039 от 12.10.2001 г.
Сводный темплан 2009 г. Подписано в печать 18.03.09. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 7,25. Уч.-изд. л. 7,25. Тираж 100. Заказ 254. ______________________________________________________ Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр-т Мира, 11 Типография ОмГТУ
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |