КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация педагогического общения (взаимодействия)
В педагогическом процессе взаимодействия первичны, на них строится пирамида обучения и воспитания. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений обучаемых и обучающих. Преподаватель в своей деятельности должен реализовать все функции общения: выступать как источник информации, как человек, познающий другого или группу, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечить контакт с учащимися, формировать у них положительную мотивацию, обстановку коллективного поиска и раздумий. При решении воспитательных задач сформировать межличностные отношения в коллективе. Для реализации развивающих задач общение позволит создать психологические ситуации, стимулировать самообразование и самовоспитание личности. Важным этапом педагогического общения является его моделирование. На этом этапе происходит своеобразное планирование коммуникативной деятельности, педагогической и нравственной ситуации в образовательном процессе Второй этап – период контакта, во время которого необходимо завоевать инициативу в общении, возможность управлять взаимодействием. Третий этап – управление общением в педагогическом процессе. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность представляют собой четвертый этап. Стиль педагогического общения – это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия.
В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности обучающихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его профессионализм. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский. При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие обучающихся властному давлению преподавателя чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия. Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включиться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такие преподаватели формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и обучающихся. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между преподавателем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчуждённость учителя, демонстративное подчёркивание им своего доминирующего положения.
Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышения субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечения каждого к решению общих дел. По характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе можно выделить следующие уровни: низкий, официальный, основанный на формальном взаимодействии, характеризующийся почти полным отсутствием неформальных отношений; средний, характеризующий начало неформального сотрудничества, и высокий, который характеризует переход неформального сотрудничества в целенаправленное взаимодействие. Высокий уровень сотрудничества предполагает совместное планирование и организацию совместной деятельности. Наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспечивается при надежно выстроенной системе взаимоотношений, которая характеризуется: взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества, наличием у обучающихся общности с педагогами, высоким самосознанием, единством делового и личностного общения, включением учащегося в целесообразно организованную систему педагогического общения (В.А. Кан-Калик). В организации деятельности необходимо совместное распределение заданий, функций (например при организации деловых игр), совместная организация труда (поиск оптимального решения). Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: управление, педагогический менеджмент, демократизация и гуманизация управления, стили педагогического общения. 2. Ознакомиться со следующими текстами: 1. Богачек И.А. Философия управления. – СПб., 1999. 2. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М., 1997. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. Что Вы понимаете под управлением? Назовите основные субъекты процесса управления. 2. В чем проявляется сущность процесса централизации и децентрализации в управлении коллективом? 3. Что такое цель? Каков процесс образования цели? 4. В чем сущность планово-прогностической функции?
5. Докажите, что организация, с одной стороны, – структура, а с другой стороны – процесс. Приведите пример организации на каком-либо типе организации управления. 6. Назовите основные правила распределения прав, полномочий и ответственности. 7. Назовите стили педагогического общения и охарактеризуйте их. 4. Практическое задание: Смоделируйте распределение полномочий для своего образовательного учреждения (в письменной форме). Литература: 45; 53. Контрольные вопросы по курсу 1. Предмет, объект, задачи педагогики как науки. 2. Основные категории педагогики, их характеристика. 3. Место педагогики в системе человекознания. 4. Характеристика методов педагогического исследования. 5. Образование как социальный феномен (дать общую характеристику). 6. Педагогические ценности современного образования, их классификация. 7. Сущность гуманистической философии образования. 8. Что такое парадигма педагогики? Дать краткую характеристику подходам. 9. Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы. 10. Педагогическая деятельность как общественное явление. 11. Развитие личности как педагогическая проблема. 12. Движущие силы и основные закономерности развития личности. 13. Соотношения социализации, воспитания и развития личности. 14. Воспитание: сущность, задачи и функции. 15. Закономерности и принципы воспитания. 16. Система методов и средств воспитания. 17. Традиционные и нетрадиционные формы воспитания и их характеристика. 18. Факторы, влияющие на выбор форм, методов и средств воспитания. 19. Педагогическая поддержка, её сущность и способы организации. 20. Диагностика воспитанности, её специфика. 21. Взаимосвязь целей воспитания и задач профессионально-личностного развития. 22. Социализация личности в семье. 23. Типичные ошибки семейного воспитания и их последствия. 24. Обучение как дидактический процесс: сущность, функция и структура. 25. Система специфических закономерностей обучения. 26. Принципы обучения. 27. Различие в подходах к классификации закономерностей и принципов обучения (Ю.И. Бабанский, М.Н. Скаткин, Б.Т. Лихачев и др.).
28. Общие формы организации учебной деятельности. 29. Урок как основная форма обучения (классификация уроков). 30. Методы обучения и их классификация. 31. Средства организации и управление педагогическим процессом. 32. Диагностика и контроль в обучении. 33. Сущность содержания образования. Основные теории формирования содержания образования. 34. Цель, содержание, сущность непрерывного образования. 35. Сущность образовательной технологии (обзор технологий). 36. Структура педагогической технологии. 37. Авторские технологии обучении воспитания. (Примеры). 38. Особенности и принципы управления педагогическими системами. 39. Функции, методы и формы управления. 40. Инновационные процессы в образовании. 41. Управление инновационными процессами. 42. Педагогические основы социальной работы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |