Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы управления. Общая характеристика управления образованием в России




Общая характеристика управления образованием в России.

Тема 18. Управление и педагогический менеджмент

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управ­ления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, соци­альные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Основная идея государственно-общественного управления образова­нием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образова­тельных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафик­сированная в законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 году.

Организационной основой государственной политики в области образо­вания является Федеральная программа развития образования, принимае­мая высшим органом законодательной власти – Федеральным собранием РФ на – перспективу.

Федеральная программа является организационно-управленческим про­ектом, содержание которого определяется как общими принципами государ­ственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образо­вания.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в об­ласти образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании»:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловече­ских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­сти;

- единство федерального, культурного и образовательного пространства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанни­ков;

- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Для последовательного проведения государственной по­литики в сфере образования в стране создаются соответству­ющие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканс­кие (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автоном­ных областей, автономных округов.

Функция организации выполнения принятых решений претворяется в жизнь конкретными людьми: учителями, деть­ми, родителями, представите­лями общественности.

Любая деятельность, в том числе управленческая, осно­вывается на со­блюдении ряда принципов, которыми руковод­ствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.

К основным принципам относятся:

1. Демократизация и гуманизация управления педагогическими систе­мами.

Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность са­мой личности, богат­ство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диа­логу в педагогической деятельности – кон­кретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспита­ния.

2. Системность и целостность в управлении.

Этот принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленче­ских функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллек­тива. Он подчеркивает, что управлен­ческая деятельность последователь­на, логична, взаи­мовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации.

Принцип создает условия для обсуждения и при­нятия управленче­ских решений на профессиональном уров­не, исключает дублирование и повышает координацию дей­ствий всех структурных подразделений системы.

 

4. Единство единоначалия и коллегиальности.

Реализация данного принципа направлена на преодоле­ние субъек­тивности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим про­цессом.

5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Эффективность управления педагогическими системами в значи­тельной мере определяется наличием достоверной и необходимой ин­формации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.