Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И их роль в социализации личности




Ученический коллектив, детско-юношеские объединения

Воспитательный коллектив школы (класса) – это «инструмент при­косновения к личности» (А.С. Макаренко). На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что детский коллектив – это группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Развитие и формирование личности, как считают многие исследова­тели, может быть реализовано только в системе коллективного воспита­ния. Организованность и взаимная ответственность в межличностных отношениях, общая совместная деятельность для достижения поставлен­ной цели, организация этой деятельности с функционирующими органами самоуправления, все то, что характеризует коллектив (объединение воспи­танников), способствует разностороннему развитию, свободе, защищен­ности и достоинству каждой личности. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчи­нения, но и активного противопоставления и руководства, что в конечном итоге приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. В коллективе ребенок получает различные навыки и умения, развивает кри­терии оценки жизненных явлений, здесь происходит его самореализация и самоутверждение.

Коллектив – явление динамическое, он постоянно изменяется, про­ходя определенные стадии своего развития. Сплачивает коллектив: совме­стная деятельность (учебная, общественно-полезная, игровая, трудовая, спортивно-туристическая, художественная и др.); традиции; совместные переживания; соревнования, проводимые в соответствии с принципами сравнимости, гласности, помощи, положительной оценки; тон, стиль, эс­тетика коллектива; организация самоуправления.

Процесс развития ученического коллектива является не стихийным, а педагогически управляемым, при этом необходимо: разумно сочетать педагогическое руководство со стремлением воспитуемых к самостоя­тельности, независимости; осуществлять координацию других воспита­тельных влияний (семьи, окружающей среды, коллектива учителей); контролировать и корректировать выполнение членами коллектива своих обязанностей в рамках демократического управления; учитывать инте­ресы не только коллектива, но и воспитуемых.

Немаловажной воспитательной проблемой является работа по преду­преждению и преодолению негативных явлений в ученическом коллек­тиве, таких, как: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду общественной цели, подавляющая деятельность отдель­ных лидеров, «ошибочность» взрослого в детском коллективе (авторита­ризм, попустительство, лжедемократизм), школьный буллинг (различные формы физических и моральных издевательств одних детей над другими), национальные конфликты. Одной из актуальных задач воспитания стала проблема воспитания толерантности школьников.

Идеями толерантности должна быть пронизана вся жизнедеятельность детей в школе и дома, в ближайшем бытовом окружении.

Существенным фактором развития детей, и особенно подростков, юношества, является общество сверстников. В детских и юношеских ор­ганизациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли. Объединяясь в различные группы, компании, команды и так далее, чаще с участием взрослых, дети объединяют свои силы для достижения конкретных целей. Детские объе­динения выполняют: 1) развивающую функцию, обеспечивающую граж­данское, нравственное становление личности, развитие ее социальных умений и навыков; 2) ориентационную функцию, обеспечивающую усло­вия для ориентации детей в системе нравственных, социальных, полити­ческих, культурных ценностей; 3) компенсаторную функцию – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях.

Самыми многочисленными и популярными стали в настоящее время пионерские организации и движение скаутинга.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Знать точное определение понятий: социальная адаптация, воспи­тывающая ситуация, педагогизация среды, семейное воспитание, неблаго­получная семья, семья «группы риска», ученический коллектив, толерант­ность.

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / сост. В.В. Кумарин. – М., 1972.

2. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

3. Ответить на следующие вопросы:

1. Как следует понимать «воспитательное пространство»? Какие требова­ния к нему надо предъявлять?

2. Что значит «социальная адаптация» взрослеющего человека? Каковы могут быть слагаемые адаптивной школы?

3. Семья как позитивный и негативный фактор развития и воспитания ребенка на различных возрастных этапах.

4. Может ли, в какой мере и как школа влиять на воспитание ребенка в семье и на улице?

5. Каков механизм создания и развития детского коллектива? Какую по­зицию занимает воспитатель на разных стадиях развития детского коллек­тива?

6. Определите сущность, назначение и воспитательный потенциал совре­менных детско-юношеских движений, объединений и организаций. При­ведите примеры.

7. Охарактеризуйте позитивное и негативное в разнообразных неформаль­ных объединениях детей и молодежи. Как школа должна строить свои взаимоотношения с ними?

8. Проблема детско-юношеского одиночества: проявления, причины, воз­можные пути разрешения.

4. Практическое задание: подготовить конспект по теме «Ученический коллектив как воспитательная среда и как «инструмент прикосновения к личности» (А.С. Макаренко). Приведите примеры и проанализи­руйте их с точки зрения признаков коллектива.

Литература: 10; 23; 27; 32; 33; 53; 55.

 

Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.