Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Президентский и правительственный финансовый контроль




 

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Главного контрольного управления Президента РФ). При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами и другими федеральными органами исполнительной власти. Это орган широкой сферы контрольной деятельности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах: на них возложен контроль за ходом реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе.

Правительство РФ, как орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляет общее руководство работой подчиненных федеральных министерств, в том числе и в области финансового контроля.

Основной задачей Правительства РФ в сфере финансового контроля является принятие решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Данное решение принимается исключительно на заседании Правительства РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти.

Подчиненные Правительству РФ федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Они не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.

Необходимо обратить внимание на то, что, осуществляя нормотворческие функции в финансовой деятельности Министерство финансов оказывает значительное влияние на финансовую политику в целом, определяя направления ее развития, в том числе, осуществляя правовое регулирование порядка осуществления различных видов финансового контроля.

Федеральная служба страхового надзора была создана на основе Департамента страхового надзора, входившего в состав Министерства финансов РФ. Федеральная служба страхового надзора являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Указом Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам.

 

 

Федеральная служба по финансовым рынкам:

а) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности);

б) является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Служба имеет возможность применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера. Если для Федеральной службы страхового надзора такой формулировки достаточно, то для ведомства, противодействующего отмыванию доходов и финансированию терроризма, данные права представляются неполными. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет, по сути, не функции надзора и контроля, а функции аналитические, связанные с исследованием финансового рынка. Таким образом, функции финансового контроля, возложенные на Федеральную службу по финансовому мониторингу, сводятся к составлению «Перечня организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности», что сильно отличается от полномочий аналогичных ведомств в других странах. Придание данной Федеральной службе статуса финансовой полиции, с функциями расформированной Налоговой полиции, дополненными функциями противодействия финансирования терроризма, позволит кардинально изменить ситуацию в данной сфере.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за:

· использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

· соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

· соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

· исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Служба имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Данное положение дает Службе возможность оперативно реагировать на нарушения, привлекая правоохранительные органы (в основном Прокуратуру РФ) только в случае обнаружения уголовно-наказуемых деяний. Раньше обязанности финансово-бюджетного надзора выполняло непосредственно Министерство финансов РФ. Однако, после преобразования Правительства РФ, Минфин РФ не имеет права осуществлять функции контроля и надзора. В этой связи появление Службы, которая была образована из соответствующих департаментов, представляется абсолютно логичным. Одновременно выполняется одно из условий эффективного управления – одна организация принимает нормативные акты, а другая – проверяет их исполнение.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Права Федерального казначейства изменились после перераспределения функций. До преобразования Правительства РФ органы казначейства обладали правом списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.

Основной задачей органов казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом является организация казначейского исполнения бюджетов. Это заключается в кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, которое осуществляется Федеральным казначейством. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации.

Реализация принципа единства кассы означает, что ни у одного администратора доходов или расходующего ведомства не может быть отдельного банковского счёта, на который поступали бы доходы или с которого производились выплаты. Таким образом, у каждого бюджета должен быть единый счёт управления средствами, который должен осуществлять один орган власти. Для федерального бюджета таким органом является Федеральное казначейство РФ. Реализация принципа единства кассы позволяет эффективно управлять денежными средствами на этом счёте в процессе исполнения бюджета, а также разграничить распорядительные полномочия и полномочия по осуществлению платежа, что очень важно с точки зрения предварительного и текущего контроля в процессе исполнения бюджета

В 90-х годах прошлого века при преобразовании нашего государства в государство с рыночной экономикой были сформированы специализированные органы финансового контроля, которые регулировали вопросы, связанные с уплатой налогов и сборов. Первоначально это была Государственная налоговая служба РФ, которая впоследствии была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам и в 2004 году реформирована в Федеральную налоговую службу (ФНС) в подчинении Министерства финансов РФ. Она действует как система специализированных органов финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях – во внебюджетные фонды.

В состав Федеральной налоговой службы входят центральное управление, управления по субъектам Федерации, городские и районные налоговые инспекции. Структура службы полностью повторяет структуру страны.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за:

· соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

· правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и иных обязательных платежей;

· представлением деклараций об объемах производства и оборота, фактических объемов производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

· осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

· соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

· полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

· проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от их проведения.

Кроме того, ФНСвыдает в установленном порядке лицензии (разрешения); осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; регистрирует в установленном порядке договоры коммерческой концессии и контрольно-кассовую технику; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков, государственный сводный реестр лицензий и Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков; бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения; осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

Кроме ФНС финансовым контролем занимались также органы Налоговой полиции, осуществляя выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. В настоящий момент их функции отданы МВД России. В отличие от органов налоговой полиции, за органами внутренних дел Налоговым кодексом РФ не закреплена функция по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. Вместо этого приведена довольно обтекаемая формулировка об участии вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных налоговых проверках. Кроме того, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

В сфере налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществляют контроль таможенные органы, к полномочиям которых относится и валютный контроль. До 2004 года таможенные органы назывались Государственным таможенным комитетом. В настоящий момент таможенный контроль осуществляет Федеральная таможенная служба (ФТС).

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Структура ФТС отличается от структуры страны. В состав Федеральной таможенной службы входят:

1. Руководство ФТС РФ.

2. Центральный аппарат ФТС РФ.

3. Региональные управления и таможни центрального подчинения.

4. Таможни в подчинении таможенных управлений.

5. Таможенные посты в подчинении таможен.

Вывод: На сегодняшний день весьма актуальным и проблематичным остается также вопрос структуры и иерархии контрольных органов в системе государственного финансового контроля. Данный аспект контроля в России до сих пор не упорядочен. Причиной тому отсутствие утвержденной единой концепции государственного финансового контроля и федерального закона о государственном финансовом контроле в Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.