Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инвестиции и капитальных вложений. Учет фактора времени при определении эффективности капвложений




Понятие инвестиции и капитальных вложений. Виды инвестиций.

Капитальные вложения или инвестиции —

любое вложение в капитал с целью получения прибы­ли.

Эффективность капитальных вложений — от­ношение прибыли к объему капитальных вложений.

Временной лаг — промежуток времени между моментом осуществления капитальных вложений и получением результата от них.

Деньги вкладываются в какое-либо дело (бизнес) для того, чтобы получить от этого доход. Поэтому любое вложение в капитал есть капитальные вложения или инвестиции. По времени вложения инвестиции могут быть долгосрочными и краткосрочными, по ха­рактеру они могут быть прямыми и портфельными и т.д.

Поскольку инвестиции — это вложения в капитал, а капитал это ресурс, который может принести доход, всякого инвестора интересует ответ на вопрос, какова будет результативность инвестиций, сколько прибыли будет приносить каждый вложенный рубль?

Эффективность капитальных вложений — от­ношение прибыли к объему капитальных вложе­ний. Однако при расчете рентабельности капитальных вложений необходимо учитывать, что существует раз­рыв во времени между моментом осуществления ка­питальных вложений и получением результата от них. Этот промежуток времени называется временным ла­гом. Очевидность этого разрыва делает необходимым учет фактора времени при определении эффективности капитальных вложений. В практике расчета эффек­тивности инвестиций учет фактора времени проявляется в том, что надо определить, сколько «стоят» ранее осуществленные капитальные вложения в настоящее время или сколько будут «стоить» нынешние капи­тальные вложения в будущем. Ответы на эти вопросы получают с помощью расчета приведенной стоимоисти.

В основе этих расчетов лежат закономерности, ко­торые мы проиллюстрируем следующим примером.

Инвестор вложил в дело сумму равную Ко. Тогда, к концу первого года капитал должен дать (если все идет как надо) прирост равный Ко х Е. Где Е — это некото­рый коэффициент эффективности. Суммарная величи­на, капитала на конец первого года составит Ко + Ко х Е или Ко(1 + Е). К концу второго года суммарная величи­на капитала Кг будет равна:

Ki + KixE или

Ki(l + Е). Но

Ki = Ko(l + E). Тогда

К2 = Ко(1 + Е)2.

Следовательно, для n-го года

К„=Ко(1 + Е)п.

Величина (1+Е)п называется коэффициентом дисконтирования, а величина Кпприведенными капитальными вложениями, рассчитанной по фор­муле сложных процентов

Очевидно, что для расчета эффективности инвести­ций необходимо привести к сопоставимому виду объем капитальных вложений и стоимостные результаты от них. Для этого показатели объема капитальных вло­жений и результата «приводят» к одному моменту вре­мени. Если нам необходимо привести объем «нынеш­них» инвестиций к моменту времени в будущем, размер капитальных вложений нужно умножить на коэффи­циент дисконтирования. Если возникает необходимость привести стоимость будущих доходов.к настоящему мо­менту времени, объем предполагаемых доходов делит­ся на этот коэффициент.

Однако в хозяйственной практике расчет приве­денной стоимости осложняется тем, что капитальные вложения, как правило, осуществляются не сразу, а по частям. Например, к началу строительства дома необя­зательно иметь всю сумму. Сначала выделяются день­ги на нулевой цикл, затем на строительство стен и кровли, наконец, на отделку. Все время пока идет строительство, деньги, вложенные в здание, не прино­сят доход, так как здание еще не закончено. Они как бы «вырваны» из оборота капитала, лежат без движе­ния, «заморожены». В связи с этим рассчитывают вели­чину приведенных капитальных вложений (Кприв):

где Ki — капитальные вложения i-ro года;

Т— количество периодов вложения инвестиций (годы);

Е — коэффициент эффективности.

Разницу между приведенной (дисконтированной) и сметной величиной капитальных вложений называют потерями от «замораживания».

Рассмотренные закономерности помогают выбрать наиболее эффективный вариант капитальных вложе­ний, т.е. принять верное инвестиционное решение. Расчет эффективности инвестиций предполагает дис­контирование не только величины инвестиций, но и предполагаемых результатов. Выбор лучшего варианта инвестиций может быть осуществлен одним из ниже­изложенных методов.

Метод расчета чистой дисконтированной стоимости. Чистая дисконтированная стоимость — это разница между текущей, дисконтированной (на базе расчетной ставки процента) величиной дохода от инве­стиций и величиной капиталовложений. Расчет чистой дисконтированной стоимости предполагает, что фирма задает минимально допустимую ставку процента (Е), при которой инвестиции могут считаться эффективны­ми. Такая «заданная» ставка процента называется рас­четной или «субъективной» ставкой процента фирмы. Осуществлять капиталовложения можно в том случае, когда величина чистой дисконтированной стоимости положительна или равна нулю.

Метод упущенных возможностей или мини­мальных потерь от замораживания. Вкладывая деньги в тот или иной проект или вариант проекта, фирма отказывается от иных возможных вариантов инвестиций. Упущенный в связи с этим доход называ­ется издержками утраченных возможностей, величина

которых может составить базис для исчисления расчет­ной ставки процента.

Метод определения внутренней нормы оку­паемости капиталовложений. Данный метод позво­ляет оценить эффективность капиталовложений путем сравнения внутренней (предельной) нормы окупаемо­сти инвестиций с эффективной ставкой процента. Внутренняя норма окупаемости соответствует такой ставке процента, при которой достигается нулевая чис­тая дисконтированная стоимость.

Если выбор производится по методу определения внутренней нормы окупаемости капиталовложений, инвестиции могут считаться эффективными в том слу­чае, когда этот показатель достаточно высок.

Метод полного возмещения (называемый ме­тодом pay-off). По методу полного возмещения или методу срока окупаемости определяются количество и продолжительность периодов (чаще всего лет), за время которых происходит полное возмещение инвестирован­ных средств. Это в чистом виде обратный показатель эффективности капитальных вложений. Так как капи­тальные вложения окупаются только прибылью, то этот показатель отвечает на вопрос — за какой промежуток времени это произойдет.

Однако не только чисто экономические факторы иг­рают роль в процессе принятия инвестиционных реше­ний. Так, на выбор решения в том или ином направле­нии могут повлиять вопросы, связанные с охраной окружающей среды, сохранением рабочих мест и т.д. Кроме того, принимая инвестиционные решения, необ­ходимо учесть и различного рода риски. Чем длиннее

инвестиционный цикл, тем при прочих равных услови­ях инвестиции более рискованны.

Для обоснования инвестиций проводятся различно­го рода аналитические и прогнозные исследования, на основе которых разрабатываются планы. В связи с этим сформировалась определенная логика разработки биз­нес-плана. В настоящее время нет строгой методики, регламентирующей составление бизнес-плана на пред­приятии. Так, в различных методических материалах варьируются состав и содержание разделов. Однако ло­гика составления бизнес-плана остается неизменной и направлена на то, чтобы обеспечить учет всех систем­ных закономерностей предприятия, принципов плани­рования.

Ниже изложена логика составления бизнес плана с указанием наиболее употребляемых наименований разделов, вопросов, на которые необходимо дать ответ в процессе планирования, а также необходимых доку­ментов и расчетов, характеризующих деятельность предприятия как в натурально-вещественной форме, так и в стоимостной.

Бизнес-план

Резюме

Чтобы заинтересовать инвестора с первых же строк, бизнес-план принято начинать с резюме. В этом крат­ком разделе инвестор должен получить ответ на сле­дующие вопросы:

1. Что получит инвестор при реализации бизнес-плана?

2. Каков риск потери средств, вложенных в бизнес-план?

Описание продукта

Назначение этого раздела — детально представить продукт, его покупателя и потребности, которые про­дукт будет удовлетворять. Для этого надо ответить на следующие вопросы:

1. Какие потребности призван удовлетворить продукт или услуга?

2. Почему потребители будут отличать его от продук­тов конкурентов, и предпочитать его?

3. Как долго данный товар будет новинкой на рынке?

4. Какими авторскими свидетельствами или патента­ми защищен продукт или технология? Желательно приложить фотографию, рисунок или

образец продукта и указать примерную цену.

Оценка рынка сбыта

Назначение этого раздела — составить смету объе­мов продаж, исходя из возможностей рынка и наличия конкурентов. Для этого надо ответить на следующие вопросы:

1. Кто будет покупать данный товар, где Ваша ниша на рынке?

2. Какая потенциальная емкость рынка?

Исследование конкурентов

1. Кто является крупнейшим производителем анало­гичного товара?

2. Каковы объемы продаж?

3. Как обстоит дело с внедрением новинок, с техниче­ским сервисом?

4. Сколько и как они тратят на рекламу?

5. Основные характеристики их продукции, уровень качества, дизайн, мнение потребителей.

6. Какой уровень цен на их продукцию, какова цено­вая политика?

Должна быть проведена оценка конкурентных пре­имуществ продукта, оценка вероятности потери конку­рентных преимуществ. На этой основе определяется потенциальный объем продаж для продукта фирмы и составляется прогноз объема продаж по плановым пе­риодам.

Приложение — смета объемов продаж по периодам.

План маркетинга

После фтого как Вы рассчитали что, в каком коли­честве и где Вы сможете продать, необходимо ответить на вопрос — Как реализовывать товар в заданных объ­емах? При этом должны быть описаны:

Схема продвижения товара.

Ценообразование.

Реклама.

Методы стимулирования продаж.

Организация послепродажного обслуживания кли­ентов,

• Формирование общественного мнения.
Приложение — оценка трудоемкости маркетинговых работ, смета затрат на маркетинговые мероприя­тия по периодам.

План производства

Очевидно, что для того, чтобы продать товар в том объеме, который определен в предыдущих разделах, его надо произвести. Для этого надо ответить на сле­дующие вопросы

1. На каком предприятии — на действующем или на вновь создаваемом будут изготавливаться товары?

2. Какие требуются производственные мощности и как они будут изменяться от периода к периоду?

3. Где, у кого и на каких условиях будут закупаться материалы и комплектующие? Имеет ли фирма опыт работы с поставщиками и какова их репута­ция?

4. С кем предполагается производственная коопера­ция?

5. Какое оборудование потребуется и где его намечает­ся приобрести?

6. Возможны ли проблемы лимитирования поставок материалов и оборудования и какого рода?

Необходимо разработать следующие документы:

схема производственных потоков;

стадии и методы контроля качества и типы стан­дартов, которыми предполагается руководство­ваться;

природоохранные мероприятия. Приложение: смета затрат на материалы, смета

затрат на оборудование, затраты на природоохран­ные мероприятия), оценка трудоемкости работ по пе­риодам.

Реальные инвестиции - вложения денег в реальные материальные и нематериальные активы (основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность).

Портфельные инвестиции - вложения денег в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, банковские депозиты, валюту, драгоценные металлы и камни).

Прямые инвестиции - непосредственно участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования для вложения средств.

Косвенные инвестиции - когда вложение средств опосредствуется другими лицами (инвестиционными фирмами и компаниями, паевыми инвестиционными фондами, другими финансовыми учреждениями).

Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на отрезок времени менее 1 года.

Среднесрочные инвестиции - вложения капитала на период от 1 до 5 лет.

Долгосрочные инвестиции - вложения капитала на срок свыше 5 лет.

Частные инвестиции - вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями (фирмами и компаниями).

Государственные инвестиции - вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления за счёт бюджетных, внебюджетных и заёмных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями путём мобилизации собственных финансовых источников.

Смешанные инвестиции - долевое вложение средств при участии государства, регионов, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц.

Иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и юридическими лицами.

Совместные инвестиции - вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

Внутренние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории (страны).

Внешние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования за рубежом.

Валовые инвестиции - общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей.

Чистые инвестиции - вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений.

Инвестирование в наиболее широком употреблении представляет собой эффективное вложение капитала в ту или иную сферу хозяйственной деятельности.

Финансирование и инвестирование взаимосвязанные, но неидентичные категории. Если под финансированием подразумевается формирование и предоставление финансовых ресурсов для создания имущества, то под инвестированием - их использование и превращение в капитал.

Следует отличать понятия "инвестиции" и "капитальные вложения". Если капитальные затраты обычно предполагают создание новых и восстановление изношенных основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, транспорта и др.), то инвестиции предусматривают вложение средств также в оборотные активы, различные финансовые инструменты, интеллектуальную собственность. Отсюда, "капитальные вложения" более обоснованно рассматривать как составную часть или форму "инвестиций".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.