Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производные ценные бумаги. Опцион — это сделка, дающая право его владельцу купить или продать определенное количество ценных бумаг по фиксирован­ной цене в течение оговоренного срока




Опцион — это сделка, дающая право его владельцу купить или продать определенное количество ценных бумаг по фиксирован­ной цене в течение оговоренного срока. Фиксированная цена на­зывается ценой исполнения, а дата, когда кончается срок действия опциона, — датой истечения срока опциона. Покупая опцион, по­купатель платит его продавцу премию, или иначе — цену опциона. Премия, уплачиваемая при покупке опциона, — единственная переменная величина сделки; все остальные условия и суммы не под­лежат изменению. Цена опциона формируется под влиянием спро­са и предложения. Существуют опцион «колл» иопцион «пут».

Опцион «колл» (опцион на покупку) предоставляет его вла­дельцу право купить в будущем цепкую бумагу по фиксированной цене — цене исполнения опциона. Премия, уплачиваемая за при­обретение опциона, обычно составляет лишь небольшую часть цены базовой бумаги, лежащей в основе опциона. В итоге покупатель опциона выигрывает или теряет на изменении цены бумаги, фак­тически не владея ею; покупка этих ценных бумаг, лежащих в основе опциона, обошлась бы покупателю опциона гораздо доро­же. Вместе с тем владелец опциона хорошо знает, что убыток, который возможен, не превысит величину премии, уплаченной за опцион, поэтому он может отказаться от его исполнения, если к наступлению срока его исполнения рыночная цена базовой бума­ги, лежащей в основе, окажется ниже цены, зафиксированной в опционе (цены исполнения).

В упрощенном виде это можно пояснить следующим образом: проведя фундаментальный и технический анализ компании X, инвестор считает, что ее акции будут расти в цене в следующие три месяца; текущая цена акции — 50 долларов. Если покупать сами акции, то за 100 акций необходимо заплатить сразу 5000 дол­ларов (не считая комиссионных), но можно приобрести опцион, заплатив премию в размере 5 долларов за акцию, т.е. 500 долларов за 100 акций. Опцион куплен в январе, а срок его истекает в фев­рале. Если за этот срок акции упали в цене, то максимальный убыток владельца опциона будет равен уплаченной премии, т.е. 500 долларам. Этот убыток можно понизить, продав опцион на вторичном рынке по любой цене.

В случае роста цены акций, как предполагал инвестор, купив акции по фиксированной цене (цене исполнения опциона) и про­дав их по более высокой цене, инвестор получает прибыль.

В зависимости от сроков исполнения существуют опционы:

■ европейские — могут быть исполнены в момент их погашения;

■ американские — могут быть исполнены в любое время до истечения срока их действия (даты погашения).

Опцион «пут» предоставляет право его держателю продать в будущем ценную бумагу по фиксированной цене — цене исполне­ния. Как и в случае с опционом «колл» имеет место право, но не обязательство продать ценную бумагу, и если к моменту исполне­ния опциона рыночная цена этой бумаги окажется выше фикси­рованной (цена исполнения), то владелец опциона «пут» имеет право его не исполнять.

Предлагая опцион, его продавец прежде всего получает доход в виде премии, уплаченной покупателем, которая является частью обшей доходности портфеля продавца.

Величина премии опциона в каждом отдельном случае зависит от:

■ существующего (или предполагаемого) соотношения между текущей ценой бумаги, лежащей в основе опциона, и ценой его исполнения;

■ ценовых колебаний акций или иных ценных бумаг, лежа­щих в основе опциона;

■ времени, оставшегося до срока исполнения опциона;

■ сложившегося на данный момент уровня процентных ста­вок и прогноза их изменения;

■ доходности ценных бумаг, лежащих в основе опциона.

Финансовый фьючерс на ценные бумаги — контракт (обяза­тельство, а не право выбора, в отличие от опциона) на покупку или продажу стандартного количества определенного вида ценных бумаг на определенную дату в будущем по цене, заранее уста­новленной при заключении сделки. В этих стандартных контрак­тах регламентируются все параметры: срок, размеры стандартного лота, гарантийный страховой депозит.

Цель участников торговли фьючерсами, как правило, состоит не в приобретении ценных бумаг, а в игре на разнице цен. Приоб­ретая контракт, его владелец рассчитывает продать его по более высокой цене, а продавец надеется на приобретение такого же контракта в будущем, но по более низкой цене.

Кроме того, фьючерсные сделки используются с целью хеджи­рования, т.е. страхования риска потерь от повышения цены на облигации или иные бумаги, что нежелательно для покупателя, или понижения ее, что невыгодно дня продавца.

Варранты. Ценные бумаги, которые дают своему владельцу право в будущем купить по заранее установленной цене определен­ное количество ценных бумаг. Фактически варранты похожи на опционы «колл». Однако опционы действуют в течение несколь­ких месяцев и отличаются от варрантов механизмом выпуска. Оп­цион «колл» может продаваться его владельцем, который и не вла­деет соответствующими ценными бумагами, лежащими в его осно­ве (торги на опционных биржах с целью получения дохода на раз­нице курса опционов). Варранты выпускают компании — эмитен­ты лежащих в их основе ценных бумаг. Они могут отделяться от ценной бумаги, с которой они выпушены, и продаваться отдельно.

Предлагаемые в едином пакете с другими пенными бумагами варранты дают возможность.эмитенту сделать выпускаемые им ценные бумаги более привлекательными, поскольку дают право инвестору купить определенное количество этих ценных бумаг в будущем по более низкой иене в случае роста их курса. Кроме того, срок действия варрантов чаще всего составляет от 10 до 20 лет: срок обращения некоторых из них может быть и не ограничен.

 

ВОПРОС 7

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах.

Это означает обеспечение:

- Максимальной прибыли, соответствующей ресурсам предприятия и рыночной конъюнктуре;

- Оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

- Высокого качества формируемой прибыли;

- Выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

- Достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

- Роста рыночной стоимости предприятия;

- Эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Комплекс процедур оценки и управления прибыльностью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы повышению доходов и снижению расходов.

В рамках повышения доходов должны проводиться:

- оценка, анализ и планирование выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах,

- ритмичности производства и продаж,

- достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности,

- эффективности ценовой политики,

- влияния различных факторов (фондовооруженности, загруженности производстве мощностей, сменности, ценовой политики, кадрового состава и др.) на изменение величины продаж,

- сезонности производства и продаж,

- критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п.

Снижение расходов (затрат) подразумевает:

- оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по месту возникнове­ния и виду расходов (затрат),

- поиск резервов обоснованного снижения се­бестоимости продукции.

Управление расходами (затратами) в контексте идеологии центров ответст­венности. Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руко­водство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточ­ными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:

- вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются их плановые значения;

- суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;

- руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах;

- ограничения по ресурсам носят общий характер, т.е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры
ресурсов, организации производственно-технологического процесса, систем
снабжения и сбыта и т. п.

Смысл выделения центров ответственности - в поощрении инициативы у ру­ководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.

В зависимости от того, какой критерий — затраты, доходы, прибыль или инве­стиции — определяется как системообразующий, принято выделять следующие центры ответственности.

Затратообразующий центр - подразделение, работающее по ут­вержденной смете расходов. Трудно оценить доходы, поэтому внимание концен­трируется на затратах.

Доходообразующий центр - подразделение, руководство ко­торого несет ответственность за генерирование доходов; Например — отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж.

Прибылеобразующий центр - подразделение, в котором в каче­стве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: до­черние и зависимые компании, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности, и т. п.

Инвестиционно-развивающий центр - подразделение, руководство которого не только отвечает за организацию рентабельной работы, но наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут накладывать ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений.

Управление затратами (издержками) по видам.

Классификация издержек:

1) материальные издержки производства,

2) издержки производства на энергоносители,

3) трудо­вые издержки производства,

4) накладные издержки производства,

5) выполне­ние публичных обязательств,

6) издержки производства на сообщение, транспорт и прочие расходы,

7) калькулируемые издержки производства

Учет, контроль, агрегирование и анализ издержек осуществля­ются в рамках управленческого учета. Основная цель - выявление видов издер­жек, поддающихся обоснованному снижению их величины, и поиск путей этого снижения.

Управление себестоимостью.

Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка ресурсов предприятия, использованных при производстве и реализации данной продукции.

Управление себестоимостью продукции представляет собой повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснован­ного сокращения расходов и затрат.

Процедуры управления себестоимостью:

- прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосроч­ные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные показатели прибыли и рентабельности);

- нормирование затрат (устанавливаются технически обоснованные нормати­вы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);

- учет затрат в заданной номенклатуре статей;

- калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости);

- анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в срав­нении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлек­шие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);

- контроль и регулирование управления затратами (вносятся текущие измене­ния в управление затратами в случае отклонения от запланированной дина­мики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).

При анализе и планировании затрат и себестоимости продукции используют два классификационных признака:

- экономический эле­мент,

- статья калькуляции.

Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид за­трат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного пред­приятия не представляется целесообразным подвергать более дробной детализа­ции. Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает все амортиза­ционные отчисления, независимо от того, для каких целей — производственных, социальных, управленческих - использовалось то или иное основное средство.

Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образую­щих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Обособление та­ких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентифика­ции, оценки и включения (прямого или косвенного, т.е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции.

Вариант типовой номенклатуры статей:

1) сырье и материалы;

2) возврат­ные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги произ­водственного характера сторонних предприятий и организаций;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) заработная плата производственных рабо­чих;

6) отчисления на социальные нужды;

7) расходы на освоение и подготовку производства;

8) общепроизводственные расходы;

9) общехозяйственные расхо­ды;

10) потери от брака;

11) прочие производственные расходы;

12) коммерче­ские расходы.

Первые 11 статей составляют производственную себестои­мость; с добавлением коммерческих расходов, т.е. расходов, связанных со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производства и реализации.

Роль управления расходами гораздо более значима, чем управление доходами. Если уровень доходов в значительной степени опреде­ляется конъюнктурой рынка, то видами и уровнем расходов можно управлять пу­тем установления более или менее жестких внутренних нормативов по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в ходе формирования плановой себе­стоимости, расчета фактической себестоимости, анализа отклонений фактических данных от плановых значений, выявления причин произошедших отклонений и разработки мероприятий по устранению причин, обусловивших появление необос­нованных расходов.

Управление рентабельностью включает два компонента:

- управле­ние прибылью (числитель показателя рентабельности),

- управление базой фор­мирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности).

Управление рентабельностью означает обес­печение желаемой динамики коэффициентов рентабельности.

Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы, управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирова­ния прибыли (т. е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры ак­тивов, источников финансирования, видов производственной деятельности. (меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рента­бельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж).

Эффективность и целесообразность при­нимаемых решений оценивается комплексно показателями прибыли и коэффициентами рентабельности.

Показатели рентабельности капитала являются главнейшими в системе крите­риев оценки деятельности фирмы.

Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной фак­торной модели фирмы «Дюпон» («DuPont») рентабельности собственного капитала (ROE).

Назначение модели — идентифици­ровать факторы, определяющие эффективность предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости.

По формуле Дюпона оценива­ется влияние факторов:

- рентабельности продаж;

- производительности (оборачиваемости) активов - ресурсоотдача;

- коэффициента финансовой активности, равного отношению общего капитала фирмы к ее собственному капиталу.

Рентабельность собственного капитала может рассчитываться как по общей (бухгалтерской) прибыли, так и по чистой прибыли.

,

Где П – чистая прибыль;

СК – собственный капитал;

А – активы;

В – выручка от продаж;

КобА — оборачиваемость (производительность) активов;

Кф — коэффициент финансовой зависимости, определяемый струк­турой капитала, который можно представить в следующем виде:

.

Т.о. рентабельность собственного капитала — это трехфакторная модель, где первый фактор обобщает отчет о прибы­лях и убытках, второй — подключает к этому отчету актив баланса, третий — основывается на данных пассива баланса.

Эти факторы имеют отраслевой характер. Так, производительность активов (оборачиваемость активов) невелика в капиталоемких отраслях, в то же время им присущ относительно высокий показатель рентабельности продаж. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за про­дукцию или значительные ликвидные активы.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого пока­зателя:

- Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рен­табельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; ве­роятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, поне­сенные затраты в дальнейшем окупятся, т.е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

- Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой: «хорошо кушать или спокойно спать?» Если выби­рают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение вы­сокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте — наобо­рот. Одним из показателей рисковости бизнеса является коэффициент финансо­вой зависимости: чем выше его значение, тем более рисковой, с позиции акционе­ров, инвесторов и кредиторов, является коммерческая организация.

- Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель по­казателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, т.е. прибыль, динами­чен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги за истекший период. Знаменатель показателя, т.е. собственный капитал, складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, кото­рая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

Кроме того, книжная оценка собственного капитала не имеет отношения к буду­щим доходам коммерческой организации. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе. Например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь идет не о продаже фирмы в целом) в отчетности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать учетную стоимость. Таким образом, высокое значе­ние коэффициента рентабельности собственного капитала не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал. При выборе решений финансового ха­рактера необходимо принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.

 

ВОПРОС 8

Под производственным, или операционным, левериджем понимается характеристика условно-постоянных расходов (затрат) произ­водственного характера (т.е. нефинансовых) в общей сумме текущих затрат фир­мы как фактор колеблемости ее финансового результата, в качестве которого вы­бран показатель операционной прибыли.

Управление динамикой и значением этого индикатора - элемент стратегии раз­вития фирмы, т.е. операционный леверидж — это стратегическая характеристи­ка ее экономического потенциала.

Варьирование этим фактором означает большее или меньшее внимание к инвестициям в материально-техниче­скую базу. Наращивание уровня операционного левериджа приводит, с одной сто­роны, к повышению технического уровня фирмы, т.е. к увеличению в ее имущест­ве доли внеоборотных активов, служащих основным материальным генерирующим производственным фактором; с другой стороны - к появлению дополнительного риска неокупаемости сделанных капитальных вложений.

Положительный потенциал (эффект) операционного левериджа обусловлива­ется тем, что в целом мероприятия по механизации и автоматизации экономиче­ски выгодны: новые техника и технология позволяют фирме получить конкурент­ные преимущества. Если объект инвестирования был выбран верно, вложения в него быстро окупятся и фирма и ее собственники получат дополнительные дохо­ды. При прочих равных условиях и обоснованном выборе направлений инвестиро­вания повышение технического уровня фирмы является выгодным как для самой фирмы, так и для ее собственников.

Негативный потенциал (или эффект) операционного левериджа предопределя­ется тем, что инвестиции в долгосрочные нефинансовые активы представляют со­бой рисковое отвлечение денежных средств. Приобретение технологической линии сопровождает­ся, с одной стороны, ростом операционного левериджа и надеждами на дополни­тельные прибыли, а с другой стороны, появлением дополнительного риска — рис­ка неокупаемости этой линии. Риск, связанный с изменением структуры произ­водственных мощностей, называется производственным или операционным и представляет собой часть общего риска (так называемого бизнес-риска).

Высокий уровень операционного левериджа характерен для высо­котехнологичных отраслей, требующих по определению значительных инвести­ций. Именно эти отрасли, а также ценные бу­маги представляющих их фирм рассматриваются, с одной стороны, как перспек­тивно весьма доходные, а с другой — как весьма рисковые.

Т.о. высокая доля условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат отчетного периода характеризуется как высокий уровень операционного левериджа и свидетельствует о значительном уровне операционного риска (сино­ним: производственный риск).

Повышение уровня технической оснащенности фирмы сопровождается ростом присущего ей операционного левериджа и, соответственно, операционного риска.

Суть операционного риска состоит в том, что условно-постоянные затраты производственного характера определяются выбором этой материально-техниче­ской базы как источника генерирования текущих доходов и, следовательно, долж­ны покрываться этими доходами; если выбор был ошибочным, текущих доходов может не хватить для покрытия затрат.

Для компании с высоким уровнем операционного левериджа даже малое изме­нение объема производства в силу известной автономности и неизбежности условно-постоянных затрат производственного характера может привести к суще­ственному изменению операционной прибыли.

Компании с относительно высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рисковые с позиции производственного риска.

Управление производственным левериджем, а следовательно, и операционным риском означает контроль за его динамикой и обеспечение комфортного резерва безопасности в плане превышения маржинального дохода (т.е. прибыли до вычета амортизации, процентов и налогов) над суммой условно-постоянных расходов производственно­го характера (в годовом исчислении).

Меры операционного левериджа:

- доля условно-постоянных затрат производственного характера в общей сум­ме затрат, или, что равносильно, соотношение условно-постоянных и пере­менных затрат (DOLd);

- отношение чистой прибыли к материальным условно-постоянным затратам производственного характера (DOLp);

- отношение темпа изменения (%) прибыли (до вычета процентов и налогов) к темпу изменения (%) объема реализации в натуральных единицах (DOLr).

При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLr и DOLd, а также снижение показателя DOLp означа­ют повышение производственного левериджа и риска достижения заданной при­были.

Эффект производственного левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более нелинейна связь между прибылью до вычета процентов и налогов и объемом реализации в натуральных единицах. Незначительное изме­нение (возрастание или убывание) объема реализации в ус­ловиях высокого производственного левериджа может привести к значительному изме­нению операционной прибыли.

Уровень производственного левериджа - инерци­онный показатель, его резкие изменения практически крайне редки, поскольку связаны с радикальными изменениями в структуре материально-технической базы предприятия. Сделав вложения во внеоборотные активы, предприятие оказывает­ся заложником выбранной стратегии развития в том смысле, что постоянные рас­ходы в размере амортизационных отчислений должны учитываться при исчисле­нии финансовых результатов, несмотря на то, пользуется ли успехом производи­мая им продукция. Если маржинальная прибыль невысока, предприятие должно попытаться найти возможности ее увеличения, а не идти на сокращение условно-постоянных расходов (например, путем продажи части внеоборотных активов). Возможны варианты, связанные с изменением состава и структуры основных средств, однако если руководство уверено в выбранной стратегии, то к действиям, затрагивающим материально-техническую базу предприятия, прибегают лишь в крайнем случае.

 

ВОПРОС 9

Под финансовым левериджем понимается некая характе­ристика финансовых условно-постоянных расходов (затрат) в общей сумме теку­щих расходов (затрат) фирмы как фактор колеблемости ее финансового результа­та.

Управление значением этого индикатора есть элемент страте­гии развития фирмы, т. е. финансовый леверидж — это стратегическая характери­стика ее экономического потенциала.

Варьирование уровнем этого показателя означает большее или меньшее замещение собственных источников финансирования средствами, привлекаемыми от сторонних лиц на долгосрочной платной основе. Т.е. привлекая средства лендеров, фирма надолго связывает себя обязательством не только в нужное время вернуть основную сум­му долга, но и регулярно выплачивать проценты как плату за пользование этими средствами. Выплата процентов является обязательной и ставится в зависимость от конечных финансовых результатов.

Высокая доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных источников фи­нансирования характеризуется как высокий уровень финансового левериджа и свидетельствует о высоком уровне финансового риска.

Финансовый леверидж свидетельствует о наличии и степени финансовой за­висимости компании от лендеров, т.е. сторонних инвесторов, временно кредитую­щих фирму.

Привлечение долгосрочных кредитов и займов сопровождается ростом финан­сового левериджа и, соответственно, финансового риска, выражающегося в увели­чении вероятности непогашения обязательных к уплате процентных расходов как платы за полученные финансовые ресурсы,

Суть финансового риска заключается в том, что регулярные платежи (напри­мер, проценты) являются обязательными, поэтому в случае недостаточности ис­точника (в качестве такового выступает прибыль до вычета процентов и налогов) может возникнуть необходимость вынужденной ликвидации части активов, что, как правило, сопровождается прямыми и косвенными потерями.

Для компании с высоким уровнем финансового левериджа даже малое измене­ние прибыли до вычета процентов и налогов может привести к существенному изменению чистой прибыли.

Управление уровнем финансового левериджа и уровнем фи­нансового риска означает контроль за его динамикой и обеспечение комфортного резерва без­опасности в плане превышения операционной прибыли (т. е. прибыли до вычета процентов и налогов) над суммой условно-постоянных финансовых расходов (в годовом исчислении).

Теоретически финансовый леверидж может быть равен 0; это означает, что компания финансирует свою деятельность лишь за счет собственных средств, т.е. капитала, предоставленного собственниками, и генерируемой прибыли. Такую компанию нередко называют финансово независимой.

В слу­чае если имеет место привлечение заемного капитала (облигационный заем, дол­госрочный кредит), компания рассматривается как имеющая высокий уровень финансового левериджа, или финансово зависимая.

Позитивный потенциал (или эффект) финансового левериджа предопределяет­ся тем обстоятельством, что сумма средств, привлеченная от лендеров (заемный капитал), как правило, обходится дешевле, чем привлеченная от собственников (собственный капитал).

Негативный потенциал (или эффект) финансового левериджа определяется тем обстоятельством, что выплата процентов по заемному капиталу является обя­зательной, тогда как выплата дивидендов - нет.

Уровень финансового левериджа (DFL) может измеряться несколькими показателями:

- соотношение заемного и собственного капитала (DFLр);

- отно­шение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов (DFLr).

Чем больше относительный объем привлеченных пред­приятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше уровень финансового левериджа, более вариабельна чистая прибыль.

Т.о. повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долго­срочных источников средств, что по определению равносильно возрастанию уров­ня финансового левериджа, при прочих равных условиях приводит к большей фи­нансовой нестабильности, выражающейся в определенной непредсказуемости ве­личины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов (в отличие, например, от выплаты дивидендов) является обязательной, то при относительно высоком уров­не финансового левериджа даже незначительное снижение операционной прибы­ли может иметь негативные последствия.

Эффект финансового левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более нелинейна связь между чистой прибылью и прибылью до вычета процентов и налогов. Незначительное изме­нение (возрастание или убывание) прибыли до вычета процентов и налогов в ус­ловиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изме­нению чистой прибыли.

Понятие финансового риска тесно переплетается с категорией финансового левериджа. Финансовый риск связан с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением рискованности организации. Это проявляется в том, что для двух организаций, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового левериджа, вариация чистой прибыли, обусловленная изменением объема производства, будет неодинакова. Она будет больше у организации, имеющей более высокое значение финансового левериджа.

Компания с более вы­соким уровнем финансовой зависимости в большей степени страдает в случае снижения дохода от текущей деятельности (что проявляется в изменении опера­ционной прибыли).

С течением времени процентные ставки по долгосрочным обязательствам могут меняться. Если это изменение, с позиции заемщиков, имеет негативный характер, т.е. ставки растут, то компания с более высоким уровнем финансового левериджа в большей степени чувствительна к подобным изменениям.

Принимая решения о целесообразности изменения структуры капитала, учет влияния финансового левериджа может выполняться с помощью показателя чистой прибыли.

 

ВОПРОС 10

Инвестиции — де­нежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе иму­щественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкла­дываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятель­ности в целях получения прибыли и (или) достижения иного по­лезного эффекта.

Виды инвестиций:

По объекту вло­жения:

- Реальными инвестициями считаются долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства.

- Финансовые инвестиции — это долгосрочные и краткосрочные вложения капитала в различные финансовые инструменты в целях получения дохода.

- Капиталообразующие инвестиции - чаще всего отождествляются с капитальными вложениями в основной капитал, а именно, в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооруже­ние действующих организаций, приобретение машин, оборудования, инструментов, нематериальных активов инновационного характера, связанных напрямую с операционной деятельностью организации.

- Портфельные инвестиции представляют собой вложения средств в долгосрочные ценные бумаги (акции, облигации, и др.).

По участию в инвестиционном процессе:

- К прямым относятся инвестиции, осуществляемые юридически­ми и физическими лицами, владеющими организациями или имею­щими право на участие в их управлении. Они подразделяются на взносы в уставный капитал и на приобретение долгосрочных цен­ных бумаг.

- К непрямым относятся инвестиции, осуществляемые через фи­нансовых посредников.

По харак­теру осуществляемых мероприятий:

- нетто-инвестиции, проводимые в начале жизненного цикла организации при ее образовании;

- реинвестиции — полученные денежные средства в результате продажи продукции (работ, услуг), вновь направляются на воспро­изводство основных фондов, повышение технического уровня пред­приятия и освоение новой продукции и новых рынков;

- брутто-инвестиции, применяемые как суммы нетто-инвестиций и реинвестиций.

В зависимости от возможной взаимосвязи инвестиционных решений инвестиции можно рассматривать в виде:

- не зависимых друг от друга, когда одно инвестиционное решение не исключает другого;

- зависимых друг от друга;

- альтернативных, когда необходимо выбрать одно из несколь­ких инвестиционных решений;

- взаимодополняющих, требующих постоянного дополнитель­ного вложения средств после принятия основного инвестиционно­го решения;

- безвозвратных, осуществляемых на проекты, не давшие поло­жительного результата.

По основным направлениям их осуществления:

- сохранение позиций на рынке путем повышения качества, рас­ширение ассортимента производимой продукции;

- снижение затрат на производство продукции;

- освоение новой продукции, завоевание новых рынков.

Классификация инвестиций позволяет оценить их структуру:

- Производственная структура как соотношение инвестиций, на­правляемых на различные объекты, позволяет представить будущую картину производственной диверсификации организации.

- Воспроизводственная структура капитальных вложений характе­ризует их соотношение между новым строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих орга­низаций. Ее анализ в динамике позволяет определить технические и технологические приоритеты организации, планировать дальнейшее воспроизводство основных фондов.

- Технологическая структура капитальных вложений отражает их соотношение по проектно-изыскательским работам, содержанию дирекции строящегося объекта, строительно-монтажным работам, приобретением нового оборудования для строящейся организации. Она показывает рациональность принятия технических решений в процессе создания материально-технической базы организации.

- Территориальная структура отражает их соотношение по территориям.

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение ин­вестиций и практическое действие в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Сложность ее осуществления определена тем, что вложение средств и получение доходов разъеди­нены во времени. К тому же размер дохода имеет вероятностный характер в зависимости от влияния многих факторов.

Инвестици­онный процесс характеризуется периодом времени от принятия решения о вложении средств до получения результатов от его реализа­ции и полным объемом мероприятий, выполняемых за этот период.

По объему осуществляемых мероприятий инвестиционный про­цесс в организации можно рассмотреть в виде процесса принятия и реализации с двух позиций:

1) инвестиционных решений исходя из собственных финансовых ресурсов и возможностей;

2) каждого ин­вестиционного решения.

В первом случае инвестиционный процесс реализуется путем раз­работки инвестиционной политики организации, во втором — путем формирования и реализации конкретных инвестиционных проектов.

Между этими позициями инвестиционного процесса существует как прямая, так и обратная связь. С одной стороны, разработка и принятие к реализации инвестиционных проектов не должны противоречить выработанной инвестиционной политике. С другой стороны, пери­од, на который разрабатывается инвестиционная политика, в значи­тельной степени определяется сроками наиболее перспективных инвестиционных проектов, направленных на реформирование орга­низации. Кроме того, это выражается в единстве и взаимосвязи це­лей инвестиционной политики и инвестиционных проектов.

Одно из центральных мест в механизме стратегического управления занимает инвестиционная де­ятельность, поскольку одной из важнейших групп факторов внешнего воздействия на организацию является инно­вационная, требующая значительных финансовых вложений. В этих условиях необходима комплексная разработка инвестиционной политики, обеспечивающей решение инновационных и других стратегических задач.

Для разработки и осуществления инвестицион­ной политики организации необходимы постоянный анализ внут­ренней и внешней его среды для формирования потребности в инве­стициях; поиск их источников; разработка и реализация инвестици­онных предложений.

Основные факторы, которые следует учитывать при разработ­ке инвестиционной политики:

• соответствие инвестиционных предложений законодательству РФ;

• эффективность инвестиционных предложений, включая не только экономический, но и другие виды эффектов (экологический, информационный, социальный и т.д.);

• возможность использования государственной поддержки;

• вероятность привлечения иностранных инвестиций;

• особенности, текущее и перспективное состояние рынка про­дукции и услуг, производимых организацией;

• текущее финансово-экономическое состояние организации;

• технико-технологический и организационный уровень орга­низации;

• условия инвестирования на рынке капиталов;

• возможность и условия лизинга имущества;

• условия страхования инвестиционных рисков.

Основная цель инвестиционной политики организации заклю­чается в наиболее эффективном вложении капитала. В зависимости от условий деятельности организации (предприятия) можно исполь­зовать два направления:

• вложение капиталообразующих инвестиций;

• вложение средств в портфельные инвестиции.

Разработка инвестиционной политики индивидуальна для каждой организации и определяется рядом факторов:

• динамикой спроса и предложения на рынке продукции, про­изводимой организацией, качеством и ценой этой продукции и про­дуктов-заменителей;

• особенностями общей стратегии организации;

• финансово-экономическим положением организации, в част­ности соотношением собственных и заемных средств;

• техническим уровнем производства в организации;

• финансовыми условиями инвестирования на рынке капиталов;

• возможностью получения государственной поддержки;

• нормой прибыли от реализации инвестиционных проектов с участием организации;

• условиями страхования и получения гарантий от некоммер­ческих рисков;

• состоянием фондового рынка.

Процесс разработки инвестиционной политики организации (предприятия) сводится к формированию со­вокупного инвестиционного портфеля, включающего как капиталообразующие инвестиции, так и портфельные.

Оба направления инвестиционной политики организации име­ют свои особенности реализации. Исходной базой в процессе выра­ботки общей производственной стратегии организации, а также на­правлений инвестирования является анализ рынка. Проведение ана­лиза рынка осуществляется по следующим позициям:

• выявляются предприятия-конкуренты;

• определяются географические границы реализации продукции организации совместно с другими организациями-конкурентами, а также регионы исключительного положения организации и ее конкурентов;

• выявляется территориальная структура продаж организации и конкурентов;

• проводятся такие же исследования относительно продуктов-аналогов и заменителей;

• оценивается общий объем реализации продукции организацией, в том числе аналогичной продукции и товаров-заменителей, производи­мых организациями-конкурентами в течение трех предшествующих лет;

• прогнозируется динамика потребительского спроса на период выработки, уточнения и корректировки стратегий и.инвестицион­ной политики организации;

• определяются перспективы роста организации;

• оценивается конкурентоспособность продукции организации;

• выявляются возможности повышения конкурентоспособнос­ти продукции организации и расширение ее рынка сбыта в процессе реализации инвестиционной политики.

Результаты анализа рынка позволяют выбрать направление как капиталообразующих, так и портфельных инвестиций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.209 сек.