Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорт. В течение XIX в. высоко развилась взаимодействие науки и техники с производством




Наука и техника

В течение XIX в. высоко развилась взаимодействие науки и техники с производством. Развитие промышленности и сельского хозяйства подталкивал науку к изучению новых проблем, а в свою очередь на основе научных открытий создавались новые средства производства.

С особой силой такое взаимовлияние оказался в ходе промышленного переворота. Его исходным моментом принято считать изобретение и широкое применение рабочих машин в текстильном производстве, что практически совпало по времени с созданием английским инженером Джеймсом Ватто универсальной паровой машины. Вскоре паровые машины стали массово применяться и во всех отраслях производства.

Настоящий переворот в промышленности наступил тогда, когда возник паровой молот и точные универсальные металлорежущие станки, т.е. когда машины стали производить машины, возникло машинное производство. В связи с этим резко возрос спрос на металл и необходимое для его производства угля. Вскоре древесный уголь в производстве металла было заменено каменным. Недаром XIX века позже назвали «возрастом пара, угля и металла», хотя в конце его уже началось промышленное применение электричества.

6a922bd609487ebcc21f436034b5902d.jpg 6a922bd609487ebcc21f436034b5902d.jpg

Применение паровых машин на транспорте значительно увеличило возможности связи и коммуникаций, общения людей. Американский изобретатель Роберт Фултон в 1807 г. построил первый речное судно с паровым двигателем, которое развивало скорость около 9-10 км в час. Уже в 40-х годах ХIХ в. стали строить корабли с железным корпусом. Между Европой и Америкой, Англией и Индией, Австралией устанавливается регулярное океанское пароходное сообщение, которое ускорилось после строительства Суэцкого канала (1869). Путь из Европы в Америку, который требовал в начале века целого месяца, в конце его сократился до 7-8 дней.

Английский инженер Джордж Стефенсон в 1829 создал паровоз с символическим названием «Ракета». Он набирал скорость до 38 км в час и передвигал вагоны весом до 90 т. Конструкция «Ракеты» была настолько удачной, что принципиально не менялась вплоть до середины ХХ века, когда паровозы уступили место тепловозам и электровозам.

Параллельно с массовым транспортом (железнодорожным, морским, речным, городским трамваем, метро) появился и транспорт индивидуального пользования. В середине века появился велосипед с педалями, а после введения в практику в 80-е годы ХIХ в. пневматических резиновых шин он приобрел почти современный вид. Изобретение же двигателя внутреннего сгорания привел к возникновению принципиально нового вида транспорта - автомобильного. В 1885-1886 гг. немецкие инженеры Г. Даймлер и К. Бенц сконструировали первые образцы автомобилей, а уже в 90-е годы в ряде стран Европы и Америки началось их промышленное производство. Спрос на автомобили стремительно рос, поэтому неудивительно, что именно на автомобильных заводах Генри Форда в США был применен конвейер.

На рубеже XIX и ХХ вв. осуществилась мечта человека о полете над Землей. Сначала появились летательные аппараты легче воздуха - дирижабли, но вскоре они были вытеснены самолетами (аэропланами. В 1903 г. американские авиаконструкторы братья Уилбуром и Орвилл Райт установили на самолете легкий и компактный бензиновый двигатель и совершили первый в мире воздушный полет продолжительностью 59 секунд.

Применение двигателей внутреннего сгорания и электричества сделало реальностью еще одну фантастическую идею - подводное плавание. Подводные лодки стали строить в последние годы XIX века, прежде всего в Германии в военных целях.

Коммуникация 45375ee09190b3f3efc836faf7210b85.jpg

Кроме развития транспорта, который сблизил людей, страны и континенты, коренным образом изменились и средства связи и информации.

В середине XIX в. телеграф уже соединял проволочным связью Европу с Америкой и Азией, обеспечивая небывалую ранее скорость передачи информации. В конце 70-х годов А. Беллом был изобретен, а Т. Эдисоном усовершенствован телефон. Задача создания беспроводной связи (радио) было решено российским ученым А. С. Поповым, который в мае 1895 продемонстрировал первый в мире радиоприемник. В 1897 г. итальянец Г. Маркони получил патент на изобретение аналогичного радиоприемника. История этого спора о приоритете изобретения интересна и с точки зрения того, что многие открытия делались в разных странах одновременно или почти одновременно. Еще один яркий пример почти одновременного открытия - так называемые «X-лучи», которые сегодня называют рентгеновскими, около 1895 параллельно открыли выдающиеся физики - украинский И. Пулюй и немецкий В. Рентген и даже в конце ХХ в. в западной прессе идет спор о приоритете этого открытия, а в англоязычном мире избегают названия «рентгеновский», называя обнаружены лучи «X-ray».

Появление печатных и наборных машин в полиграфии совершенно изменила роль и положение периодической прессы в обществе. Именно в XIX в. газета, которая возникла в XVII веке, из средства удовлетворения любопытства придворных кругов стала средством массовой информации, пульсом времени и отражением общественного мнения. Но тогда же отчетливо проявилась зависимость печати от власти. Хрестоматийным примером стали заголовки парижских газет, которые сообщали о продвижении Наполеона в Париж во время его повторного прихода к власти после бегства с острова Эльба: «корсиканский чудовище сорвалось с цепи и высадилось в бухте Жуан»; - «Людоед идет к Грасса», «Узурпатор вошел в Гренобль»,«Бонапарт занял Лион»,«Наполеон приближается к Фонтенбло», наконец,«Сегодня Его Императорское Величество прибудет в свой верный Париж».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.